Электромонтер-релейщик
2-й разряд
Характеристика работ. Испытание и проверка релейной защиты, приборов и силового оборудования под руководством электромонтера-релейщика более высокой квалификации. Выполнение слесарных и вспомогательных работ при монтаже схем автоматики и релейной защиты. Ремонт и установка на панелях предохранителей, реле и приборов.
Должен знать: общие понятия о релейной защите, об устройстве реле и приборов; принцип действия и назначение предохранителей; приемы работы и последовательность операций при ревизиях и монтаже схем автоматики и релейной защиты; элементарные сведения о признаках повреждения контрольно-измерительных приборов и правила пользования ими; элементарные сведения по электротехнике.
3-й разряд
Характеристика работ. Испытание и проверка релейной защиты, приборов и силового оборудования. Профилактический осмотр схем автоматики. Монтаж схем автоматики и релейной защиты под руководством электромонтера-релейщика более высокой квалификации. Ремонт контрольно-измерительных приборов.
Должен знать: назначение релейной защиты и приборов; контрольно-измерительные приборы испытания релейной защиты и силового оборудования; схемы включения контрольно-измерительных приборов; принцип действия приборов и реле; типы реле, применяемые в схемах автоматики; однолинейную схему подстанции; основы электротехники.
4-й разряд
Характеристика работ. Проверка и осмотр максимально токовой защиты. Проверка, осмотр и настройка выпрямительных агрегатов, газовых защит трансформаторов, простых устройств автоматики и телемеханики. Осмотр, ремонт, ревизия, регулировка и настройка простых конструкций. Разборка, ремонт и сборка электрических приборов магнитно-электрической и индукционной систем с производством их градуировки и испытания. Ремонт измерительных трансформаторов, испытание защитных средств. Прозвонка цепей защиты. Выполнение расчетов, связанных с регулировкой реле и приборов.
Должен знать: устройство реле; процесс регулировки реле и расчеты, применяемые в процессе регулировки; назначение и принцип действия силового оборудования подстанций; принципиальные схемы релейной защиты; марки проводов и кабелей; правила чтения принципиальных схем автоматики; схемы проверки реле и приборов.
5-й разряд
Характеристика работ. Испытание, проверка и настройка максимально токовой и земляной защиты, защиты от понижения напряжения кабелей, защиты от замыкания на землю. Проверка щитовых контрольно-измерительных приборов. Проверка и испытание выключателей и автоматов. Испытание силовых и измерительных трансформаторов, силового оборудования повышенным напряжением. Ревизия и наладка всех схем автоматики. Настройка и ревизия аппаратуры и реле схем автоматики. Перемонтаж схем автоматики и управления в условиях действующей подстанции. Ремонт и регулировка всех типов приборов и реле с классом точности до единицы. Осмотр схем телеуправления. Настройка датчиков и приборов телеуправления. Ремонт и регулировка термодатчиков и термореле.
Должен знать: устройство измерительной и испытательной аппаратуры; характеристики и основные параметры релейной защиты; правила чтения контактных схем релейной защиты и автоматики; устройство и типы аппаратуры, применяемой в схемах автоматики; технические условия работы схем автоматики; принцип работы телеуправления.
6-й разряд
Характеристика работ. Испытание, проверка и настройка релейных защит различных типов, применяемых на подстанциях. Настройка и проверка электрических характеристик реле мощности. Наладка и регулировка телеуправления. Определение неисправностей и причин сбоя в работе телеуправления. Производство плановых проверок электронной защиты. Ревизионное обслуживание и ремонт приборов и устройств, используемых для наладки и монтажа электронной аппаратуры и зарядно-подзарядных устройств. Стендовая наладка блоков и модулей аппаратуры телемеханики.
Должен знать: принципиальные и монтажные схемы телеуправления и правила их чтения; устройство и схемы управления кремниевых выпрямителей.
Требуется среднее специальное образование.
7-й разряд
Характеристика работ. Ремонт, техническое обслуживание, проверка, испытание, монтаж, наладка и сдача в эксплуатацию электронных устройств защиты, управления и сигнализации, автоматики терминального типа на базе микропроцессоров, диагностика с помощью тестовых программ. Испытание, проверка и настройка регуляторов возбуждения синхронных двигателей, специальных аппаратов и установок, тиристорных преобразователей различных типов. Испытание повышенным приложенным напряжением высоковольтных электродвигателей и машин постоянного тока, испытание повышенным выпрямленным напряжением с определением токов утечки и емкостных токов силовых кабелей. Техническое обслуживание и ремонт аппаратуры, применяемой при испытаниях и измерениях, подготовка рабочих мест для испытаний и измерений. Оформление результатов испытаний и измерений в технической документации.
Должен знать: основные принципы построения систем защиты, управления и сигнализации на базе микропроцессорной техники; функциональные и структурные схемы программируемых устройств; конструкцию микропроцессорных устройств; способы регулировки возбуждения синхронных двигателей; правила, методы, порядок и сроки производства испытаний оборудования в электрических сетях; технические характеристики и конструктивное устройство эксплуатируемого электрического оборудования.
Требуется среднее профессиональное образование.
Примеры работ
Источник
Расчет электрических цепей
Для вычисления рабочих параметров радиотехнических устройств и отдельных схем применяют специальные методики. После изучения соответствующих технологий результат можно узнать быстро, без сложных практических экспериментов. Корректный расчет электрических цепей пригодится на стадии проектирования и для выполнения ремонтных работ.
Категории элементов и устройств электрической цепи
Для условного изображения определенной цепи применяют специальную схему. Кроме отдельных физических компонентов, она содержит сведения о направлении (силе) токов, уровнях напряжения и другую информацию. Качественная модель показывает реальные процессы с высокой точностью.
Компоненты электрической цепи:
На рисунке обозначены:
При решении практических задач выясняют, как узнать силу тока в отдельных ветвях. Полученные значения используют для анализа электрических параметров. В частности, можно определять падение напряжения на резисторе, мощность потребления подключенной нагрузки. При расчете цепей переменного тока приходится учитывать переходные энергетические процессы, влияние частоты.
Метод расчета по законам Ома и Кирхгофа
До изучения технологий вычислений необходимо уточнить особенности типовых элементов при подключении к разным источникам питания. При постоянном токе сопротивлением индуктивности можно пренебречь. Конденсатор эквивалентен разрыву цепи. Также следует учитывать следующие различия разных видов соединений резисторов:
Закон Ома для участка цепи
Типовая аккумуляторная батарея легкового автомобиля вырабатывает напряжение U = 12 V. Бортовой или внешний амперметр покажет соответствующее значение при измерении. Соединение клемм проводом недопустимо, так как это провоцирует короткое замыкание. Если жила тонкая (
К сведению. Результат показанного расчета пригодится для поиска подходящего резистора. Следует делать запас в сторону увеличения. По стандарту серийных изделий подойдет элемент с паспортной номинальной мощностью 5 Вт.
На практике приходится решать более сложные задачи. Так, при значительной длине линии нужно учесть влияние соединительных ветвей цепи. Через стальной проводник ток будет протекать хуже, по сравнению с медным аналогом. Следовательно, надо в расчете учитывать удельное сопротивление материала. Короткий провод можно исключить из расчета. Однако в нагрузке может быть два элемента. В любом случае общий показатель эквивалентен определенному сопротивлению цепи. При последовательном соединении Rэкв = R1 + R2 +…+ Rn. Данный метод пригоден, если применяется постоянный ток.
Закон Ома для полной цепи
Для вычисления такой схемы следует добавить внутреннее сопротивление (Rвн) источника. Как найти ток, показывает следующая формула:
Вместо напряжения (U) при расчетах часто используют типовое обозначение электродвижущей силы (ЭДС) – E.
Первый закон Кирхгофа
По классической формулировке этого постулата алгебраическая сумма токов, которые входят и выходят из одного узла, равна нулю:
Это правило действительно для любой точки соединения ветвей электрической схемы. Следует подчеркнуть, что в данном случае не учитывают характеристики отдельных элементов (пассивные, реактивные). Можно не обращать внимания на полярность источников питания, включенных в отдельные контуры.
Чтобы исключить путаницу при работе с крупными схемами, предполагается следующее использование знаков отдельных токов:
Второй закон Кирхгофа
Этим правилом установлено суммарное равенство источников тока (ЭДС), которые включены в рассматриваемый контур. Для наглядности можно посмотреть, как происходит распределение контрольных параметров при последовательном подключении двух резисторов (R1 = 50 Ом, R2 = 10 Ом) к аккумуляторной батарее (Uакб = 12 V). Для проверки измеряют разницу потенциалов на выводах пассивных элементов:
Второе правило Кирхгофа действительно для любых комбинаций пассивных компонентов в отдельных ветвях. Его часто применяют для итоговой проверки. Чтобы уточнить корректность выполненных действий, складывают падения напряжений на отдельных элементах. Следует не забывать о том, что дополнительные источники ЭДС делают результат отличным от нуля.
Метод преобразования электрической цепи
Как определить силу тока в отдельных контурах сложных схем? Для решения практических задач не всегда нужно уточнение электрических параметров на каждом элементе. Чтобы упростить вычисления, используют специальные методики преобразования.
Расчет цепи с одним источником питания
Для последовательного соединения пользуются рассмотренным в примере суммированием электрических сопротивлений:
Rэкв = R1 + R2 + … + Rn.
Контурный ток – одинаковый в любой точке цепи. Проверять его можно в разрыве контрольного участка мультиметром. Однако на каждом отдельном элементе (при отличающихся номиналах) прибор покажет разное напряжение. По второму закону Кирхгофа можно уточнить результат вычислений:
В этом варианте в полном соответствии с первым постулатом Кирхгофа токи разделяются и соединяются во входных и выходных узлах. Показанное на схеме направление выбрано с учетом полярности подключенного аккумулятора. По рассмотренным выше принципам сохраняется базовое определение равенства напряжений на отдельных компонентах схемы.
Как найти ток в отдельных ветвях, демонстрирует следующий пример. Для расчета приняты следующие исходные значения:
По следующему алгоритму будут определяться характеристики цепи:
Rобщ = R1*R2*R3/(R1*R2 + R2*R3 + R1*R3.
Как и в предыдущем примере, рекомендуется проверить результат вычислений. При параллельном соединении компонентов должно соблюдаться равенство токов на входе и суммарного значения:
I = 1,2 + 0,6 + 0,8 = 2,6 А.
Если применяется синусоидальный сигнал источника, вычисления усложняются. При включении в однофазную розетку 220V трансформатора придется учитывать потери (утечку) в режиме холостого хода. В этом случае существенное значение имеют индуктивные характеристики обмоток и коэффициент связи (трансформации). Электрическое сопротивление (ХL) зависит от следующих параметров:
Вычисляют ХL по формуле:
Чтобы находить сопротивление емкостной нагрузки, подойдет выражение:
Следует не забывать о том, что в цепях с реактивными компонентами сдвигаются фазы тока и напряжения.
Расчет разветвленной электрической цепи с несколькими источниками питания
Пользуясь рассмотренными принципами, вычисляют характеристики сложных схем. Ниже показано, как найти ток в цепи при наличии двух источников:
Дополнительные методы расчета цепей
В зависимости от сложности устройства (электрической схемы), выбирают оптимальную технологию вычислений.
Метод узлового напряжения
Основные принципы этого способа базируются на законе Ома и постулатах Кирхгофа. На первом этапе определяют потенциалы в каждом узле. Далее вычисляют токи в отдельных ветвях с учетом соответствующих электрических сопротивлений (отдельных компонентов или эквивалентных значений). Проверку делают по рассмотренным правилам.
Метод эквивалентного генератора
Эта технология подходит для быстрого расчета тока в одной или нескольких контрольных ветвях.
В данной методике общую цепь представляют в виде источника тока с определенным напряжением и внутренним сопротивлением. Далее выполняют вычисления по контрольной ветви с применением стандартного алгоритма.
Видео
Источник
Рабочая программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих по профессии 19812 Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт: участия в организации монтажа силового электрооборудования, производстве заготовительных и подготовительных работ; участия в установке и подключении силовых трансформаторов, комплектных трансформаторных подстанций, коммутационных аппаратов, токоограничивающих и грозозащитных аппаратов, измерительных трансформаторов, асинхронных двигателей, другого силового оборудования; участия в приемосдаточных испытаниях монтажа силового оборудования, измерении параметров и оценке качества монтажа силового электрооборудования;
демонтажа и несложного ремонта различного силового электрооборудования;
уметь: производить подготовку силового электрооборудования к монтажу; производить обработку проводов и кабелей для подсоединения к оборудованию; устанавливать, выверять и регулировать положение, закреплять оборудование на месте монтажа; выполнять механическое соединение валов двигателей с ведомыми механизмами; выполнять подключение кабелей и проводов к силовому оборудованию; пользоваться руководящими техническими материалами и типовыми картами технологических процессов монтажа силового оборудования; выполнять заземление силового оборудования; использовать подъемно-транспортные механизмы и такелажное оборудование; оценивать качество электромонтажных работ; производить приемосдаточные испытания монтажа силового электрооборудования; производить сдачу электроустановок в эксплуатацию после монтажа; производить измерения параметров качества монтажа; пользоваться приборами для измерения качественных характеристик монтажа силового электрооборудования; прокладывает силовые электропроводки различных видов;устанавливать характер неисправности оборудования и его вероятную причину;
производить несложный ремонт силового оборудования; производить демонтаж неисправного оборудования; производить испытания оборудования после ремонта и сдачу его в эксплуатацию; использовать монтажные схемы и чертежи оборудования; пользоваться измерительными приборами при поиске неисправности; пользоваться инструментами и приспособлениями при ремонте;
знать: состав и содержание технической документации на проведение электромонтажных работ; основные типы и правила использования подъемно-транспортных механизмов и такелажного оборудования; критерии, параметры и методы оценки готовности оборудования к монтажу; способы установки, регулировки положения и закрепления силового электрооборудования; механизмы передач крутящего момента и их устройство; руководящие технические материалы и типовые технологические процессы монтажа силового оборудования; нормокомплект механизмов, приспособлений и инструментов для монтажа электрооборудования; критерии оценки качества электромонтажных работ; предельные значения параметров силовой сети, обеспечивающие ее нормальное функционирование;
порядок сдачи-приемки силового электрооборудования; объем и нормы приемосдаточных испытаний; состав и оформление приемосдаточной документации; приборы для измерения качественных характеристик монтажа силового оборудования; устройство и принцип действия силового оборудования; типовые неисправности силового оборудования; правила и технологию демонтажа силового оборудования; порядок испытания оборудования после ремонта; порядок сдачи в эксплуатацию оборудования после ремонта; монтажные схемы и чертежи оборудования; измерительные приборы; инструменты и приспособления для ремонтных работ; технику безопасности при монтаже силового электрооборудования
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего 402 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 98 часов;
производственной практики – 304 часа.
всего 127 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 29 часов;
производственной практики – 98 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Монтаж силового электрооборудования в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Наименование результата обучения
Производить подготовку и организацию монтажа силового электрооборудования.
Устанавливать и подключать различное силовое электрооборудование.
Производить контроль качества монтажа силового электрооборудования.
Прокладывать силовые электропроводки различных видов.
Производить ремонт силовых электропроводок.
Производить монтаж заземления и заземляющих устройств.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе, с применением полученных профессиональных знаний (для юношей ).
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
в т. ч. лабораторные работы и практические занятия,
Источник