Меню

Треки для настройки звуковой сцены

anikolaev › Блог › Подборка треков для тестирования SQ-систем

Этой подборкой треков (с небольшими вариациями) я пользуюсь уже давно. Многие слышали ее и просили выложить на всеобщее обозрение. Обещал — выполняю. Подборка ориентирована на оценку SQ-систем. Все треки в обычном «сидюшном» разрешении 16/44. Качаем тут, а ниже — коротко о том, что с ними делать.

Всем удачи, хорошей музыки и правильного саунда! 🙂

01 Tracy Chapman — Telling Stories
Этот трек хорошо использовать для получения первого впечатления от системы. Бархатный, тембрально богатый голос, ровный тональный баланс, не выпячивающий какие-то отдельные инструменты. Со временем, если прослушать этот трек на нескольких десятках систем, вы увидите, насколько он информативен.

02 Michelle Shocked — Blackjack Heart
Шикарная ударная установка — чистое и живое звучание, ровный, не забивающий бас. Чистый и ясный голос. Обратить внимание на шипящие – они немного акцентированы, но по своей структуре не должны быть синтетичными.

03 Bettye LaVette — Why Does Love Got to Be so Bad
Очень жесткий саунд. Хлесткие удары по барабану. Голос резкий, но не режущий. В системах с вялой динамикой звучит скучно, в системах с явными проблемами АЧХ в области СЧ-ВЧ начинает резать и звучать неприятно.

04 Apocalyptica — One
Три виолончели — то еще испытание для системы. Должна хорошо ощущаться разница в манере игры – пальцами и смычком. Но при этом должно сохраняться понимание, что это один и тот же инструмент. На этом треке хорошо выявляется детализация, инструменты хорошо различимы, они не сливаются. В хорошей системе движения смычка по струнам передаются очень подробно и буквально визуализируются.

05 Laura Fygi — Let There Be Love
Приятный трек, щеточки хорошо прописаны и не должны восприниматься как простое шипение. Красиво и подробно записан голос. Женский вокал звучит нежно, но уверенно, а не как слабенький детский голосок или как голос прокуренной тетки. Обратите внимание на рояль – он должен звучать легко, но не «стеклянно».

06 Eagles — Hotel California
Хорошая система должна уверенно «показать» расстановку гитар на звуковой сцене. Оцените атаку струн и сам характер инструментов. Звук живой и естественный или синтетичный? Достаточно быстрый или вялый? Обратите внимание на шейкер – он хорошо показывает разрешающую способность системы. Обратите внимание на ударника – бас-бочка не должна перебивать все остальное. И к тому же удары не однообразны! Сухие и короткие чередуются с «открытыми», более протяжными. Хорошее НЧ-звено позволит явно ощутить это!

07 Brian Bromberg & Akira Jimbo — Brombo
Бешеная динамика, удары не сливаются. Контрабас, вступающий на 52 секунде не должен гудеть. Загудел? Ищите проблемы в сабвуфере и его стыке с мидбасовым звеном.

08 Helen Merrill — You`d Be So So Nice To Come Home To
Это монозапись, сделанная в 60-х, и она, как и полагается монозаписи, должна звучать четко из одной точки — из центра лобового стекла, отдельные ноты не должны разлетаться по салону.

09 Erich Kunzel — Theme From Pink Panter
Трек на контрасте с предыдущим, дает хорошо почувствовать пространство в глубину. Одни инструменты — ближе, другие — дальше. Если все плоско и скучно – проблемы с разрешающей способностью и динамикой.

10 Elvis Presley — Fever
В самом начале разговор Элвиса со звукорежиссером — разница в ощущении пространства при переключении. Обратить внмание на контрабас — не должен теряться или лезть на передний план, он должен быть хорошо различимым, но при этом оставаться на заднем плане. Щелчки пальцами – натуральны ли?

11 Ray Brown — Super Bass Theme
Контрабас. И даже не один. Трек хорошо проявляет все косяки на нижнем, среднем и верхнем басе. Не должен гудеть или звучать слишком глухо, не должны выделяться отдельные ноты, контрабасы должны быть различимы между собой. Ну и аплодисменты в конце – они тоже хорошо показывают разрешение и естественность звукопередачи.

12 Christy Baron — Ain’t No Sunshine
Тоже контрабас, но записанный несколько иначе. Несмотря на другую манеру записи, должно ощущаться, что это живой инструмент – со своим корпусом, струнами. Не должен пропадать, гудеть или забивать все остальное

13 Jeannie Bryson — Fever
И еще контрабас, записанный в другой манере. Опять же следим за тем, чтобы не терялось ощущение живого инструмента. Обратите внимание на барабан на заднем плане – он не должен сливаться с контрабасом, должно быть хорошо слышно, что это совершенно другой и отдельно стоящий инструмент. Заодно обратите внимание на трубу — инструмент, как и порлагается «духовой меди» резкий и яркий, порой даже слишком. Но при этом он не должен звучать пластиково-визгливо и летать по звуковой сцене. Завизжал? Фокусировки нет? Явные проблемы в области СЧ/ВЧ — с АЧХ или с фазой.

14 Katie Melua — Shy Boy
И снова контрабас, и снова другая манера записи. Если и на этом треке все в порядке, вы слышите не «бу-бу», а система легко «рисует» инструмент на звуковой сцене, то поздравляю — у вас шикарное НЧ-звено.

Читайте также:  Настройка роутера tp link казахтелеком

15 Kai Ying — Le Serpent
Сильно компрессированная запись с сочными, массивными и упругими ударами большого барабана. Он не должен гудеть и чрезмерно заполнять собой пространство. Все должно звучать упруго, плотно, вибрирующе. А не гулко и размазанно.

16 Yello — The Expert
На контрасте с предыдущим треком — бас от мэтров электроники. Низкие частоты глубоки и массивны, но при этом упруги и собраны.

17 Rage Against the Mashine — Take The Power Back
Бас-гитара должна звучать упруго, а ударник толкать в грудь как на концерте. Гитара резкая, на грани, но на высокой громкости не должна вызывать острое желание убавить. Грязная звуковая мешанина – признак проблем с динамикой и разрешением.

18 Amon Amarth — War Of The Gods
Еще один ядреный трек. Если дробь бас-бочки сливается в гул, то налицо явные проблемы в динамике на НЧ.

19 Rosanne Lui — Tennessee Waltz
Все, выдыхаем, расслабляемся и наслаждаемся красивой, тонально ровной записью с богатым и подробным вокалом, качественно записанными и сведенными инструментами. И думаем, как бы улучшить саунд, приближаясь к совершенству 🙂

Источник

Сообщества › Автозвук › Блог › Небольшая подборка для экспресс-тестирования аудиосистем

В последнее время поступают просьбы поделиться подборкой треков для тестирования аудиосистем. Ох, скажу я вам, и сложная это оказалась задача. Не претендуя на звание исключительной подборки, постарался выбрать некоторые характерные треки.
Скачиваем тут и читаем что с ними делать.

01 — Crosby, Stills & Nash — Dark Star
Это отправная точка для создания нужного настроя. Просто легкое интро. Трек – оцифровка с винила, и звучит он совершенно иначе, нежели рафинированная версия для CD, выпущенная гораздо позже. Нет, я не закатываю глаза в аудиофильском экстазе от винила, просто для винила делается совершенно другой мастеринг. И конкретно в этом случае он, на мой взгляд, удачнее бездушного CD-рафинада.

02 — Jay Leonhart — Sometimes I Think
Ничего лишнего, и в то же время очень показательно – тут и обалденно записанный контрабас, и шикарный подробный голос, и рояль, стоящий в глубине сцены. Запись студийная, тщательно «прилизанная», хорошо слышна некоторая неестественность послезвучий, особенно на голосе. Правда, это не вызывает отторжения, а скорее воспринимается как некий шарм что ли.

03 — Dave Brubeck — Take Five
Легкие тарелки, которые не должны быть слышны как через занавес и не должны «стеклянить». Саксофон не должен становиться слишком навязчивым. Запись хорошо передает движение воздуха в инструменте. Обратите внимание на контрабас, рояль и барабан. Позволяет ли система ощутить всю микродинамику этой записи? Хорошо ли передается естественность атаки инструментов и их расстановка в глубину звуковой сцены?

04 — Sam Brown — Piece Of My Luck
Контрабас со слегка приглаженной атакой. Не гудит? Не лезет вперед всего остального? Ударник играет по тарелкам щеточками – прислушайтесь, позволяет ли система услышать это явно или же об этом приходится догадываться? А как насчет голоса? Хорошо ли в нем чувствуется легкая хрипотца? Надеюсь, на вашей системе она воспринимается как надо — хрипотцой игривой девчонки, а не простуженной алкоголички. Чуть позже – обратите внимание на трубы. Даже когда они совсем на заднем плане, все равно имеют хорошо ощутимую живую «медную вибрацию».

05 — Saint-Saens — The Carnival of the Animals — Fossils
Шикарный трек, в котором есть все – и скрипки, и духовые, и ксилофон, и рояль. Обращайте внимание не только на то, насколько все тонально сбалансировано, но и на натуральность атаки каждого инструмента – у духовых она сглажена, у рояля и ксилофона – самая быстрая. Нет ли окрашивания инструментов или ощущения их неестественности? Хорошие системы позволяют чуть ли не визуально представить каждый из них.

06 — Blues from IASCA Setup&Test
Расслабьтесь и просто погрузитесь в этот блюз. Сможете ли «увидеть» инструменты на звуковой сцене с первых секунд трека? Гитара, губная гармошка, голос, все они должны быть четко сфокусированы и иметь естественные размеры.

07 — Omara Portuondo — Veinte Aos
О! Это шикарный трек. Большинство современных студийных записей делаются в заглушенных комнатах, максимально убивающих все послезвучия. Звукорежиссеры потом сами «подмешивают пространство». Этот же трек писался в настоящем помещении. Поэтому все реверберации в нем натуральны, и это хорошо слышно. По этой же причине контрабас немного гулок, не пугайтесь, все в порядке.

08 — Robert Hohner Percussion — Ensemble La Bamba
И на контрасте – трек, в котором объем и «пространство» создавалось звукорежиссером. Чувствуете разницу с предыдущим треком? Если да – это очень хорошо. Тем не менее, это не мешает четко расставить каждый из инструментов на звуковой сцене не только по ширине, но и в глубину.

09 — Orchestra
Вообще-то здесь должен был быть трек с большим симфоническим оркестром, в котором присутствует большой перепад громкости. Но немного промахнулся, заметив это лишь парой дней позже (когда конвертировал в WAV из других lossless-форматов случайно зацепил не тот файл). Но этот тоже неплох и хорошо подходит для оценки микродинамики. На контрасте с предыдущим треком почувствуйте себя в большом концертном зале, во фраке и бабочке.

Читайте также:  Настройка dir 300 nru iptv ростелеком

10 — The Ondekoza — Yamato
Шикарный тек для определения линейности и разрешения на суббасе. Японские барабаны. Большие. Чаще всего на тихих ударах они теряются, как будто уменьшаются в размерах, а на громких – распухают до неестественных размеров. Насколько хорошо можно представить сам инструмент? Это все же барабан, он не должен звучать как будто шиной от Белаза по пустой цистерне долбят. Постоянен ли инструмент в размерах? Нет ли неестественного низкочастотного гула?

НЧ-ДИАПАЗОН, СВЕДЕНИЕ С САБВУФЕРОМ

11 — Saga — A Brief Case (Live)
Два ударника, две ударных установки, игра «вживую». На хороших системах легко определяется принадлежность каждого удара к первой или второй ударной установке. А насколько хорошо это слышно на вашей системе?

13 — Megadeth — Black Swan
Вот кто бы что ни болтал, в студии Roadrunner знают толк в тяжелой музыке. Несмотря на большую компрессию, трек не воспринимается тяжело. Гитарные фуззы ясные и ни разу не грязные, а бас-бочка прописана одновременно и с хорошо различимыми шлепками, и с упругим «мясом», без намека на гудение.

14 — Metalica — Sabbra Cadabra
У звукорежиссеров Metallica компрессор, похоже, – любимый инструмент при сведении. Бас сжат по динамическому диапазону так, что на многих системах гудит как тупой паровозный гудок. На хороших – он тяжелый, но все же играющий. Зря что ли Трухильо свою гитару так пыжит?

15 — Metalica — Astronomy
И в подтверждение к предыдущему. Динамический диапазон зажат до предела. Но, черт возьми, на отдельных фрагментах фактура бас-гитары все же прорывается сквозь всю эту кашу. Не отслаивается ли сабвуфер от всего остального?

16 — Daft Punk — Get Lucky
Внезапно, да? Электронный бас сильно контрастирует с предыдущим треком. Не отстает ли сабвуфер на этом треке? Бас звучит плотно и упруго или гудит и расслаивается?

17 — Michael Jackson – Streetwalker
Сильная, чуть ли не в ноль, компрессия, но «по-джексоновски» корректная. Да, легенда не работала с плохими звукорежиссерами. Звуки не смешиваются в кашу, бас не отслаивается от всего остального. Ну, по крайней мере, так это звучит на хороших системах.

18 — Yello — Friday Smile
Красиво, цельно и глубоко как на дне Марианской впадины.

19 — Awolnation — Sail
Сабу сдюжить эту глубину еще сложнее, чем на предыдущем треке. Потому что просто глубины – мало. Бас здесь – как молот, вбивающий сваи в плотный грунт, могучий, массивный, воспринимаемый всем телом. Наверное, под многокилометровой толщей воды плющит меньше. Смотрите саб не порвите!

20 — Daft Punk — Robot Rock
Если ваш сабвуфер еще цел, зацените и этот трек. Принцип тот же – чтоб все в грязную кашу не смешалось, и саб не отслаивался.

Источник

Сообщества › Автозвук › Блог › Настройка звуковой сцены в автомобиле

Долго искал, экспериментировал, мучался с настройками. И вроде бы все не плохо, но не то. И вот наткнулся на одном из форумов на способ предлагаемый пользователем с ником «RUSpect». Сделал так как делал он, просто по шагам 1-2-3…Дальше довел на слух под себя и теперь сцена просто потрясающая.

Маленькая ремарка от меня. Этот метод рассматривает регулировку задержек путем установки расстояний до излучателей в сантиметрах. В милисекундах все будет наоборот.

Начнем…Много какого музыкально-настроечноего материала я перепробовал, но остановился на одном единственном «LET’S TEST CD-приложение к жураналу «Салон AV» №7 2002 г.» По моему мнению треки с 9 по 69 – отличный материал для первоначальной настройки, остальные просто приятно послушать.

Как писал выше, методика применялась для систем с 2-х полосным фронтом и одним сабом. Теперь к настройке. Обычно настройка как бы разбита на несколько этапов, если где-то «схалтурил» то и результат получался соответствующий.

1. Грубое выставление задержек (метод для регулировки задержек в сантиметрах)
2. Проверка фазировки (аккустической фазы)
3. Регулировка уровней для каждого излучателя
4. Выбор частоты раздела ВЧ/НЧ
5. Точная настройка задержек
6. Правка АЧХ эквалазером
7. Настройка саба.

Собственно по каждому пункту, как говорили учителя в школе, мы и пройдемся)))

По-умолчанию: ВСЕ излучатели (динамики) подключены в электричекой фазе. Частота раздела ВЧ/НЧ 3.15кГц 12дб/окт как самая провереная при которой мало что может сгореть. Саб в данный момент не участвует в настройке потому отключен.

1. Грубое выставление задержек

Тут все просто, берем рулетку и замеряем расстояния от динов до места, к примеру для правого руля у нас получилось: мид Л/П +90/+60, твитер +100/+50, записали в блокнот.

2. Проверка фазировки (аккустической фазы)

Для проверки используем Трек № 10 «коррелированный розовый шум»

Отключаем миды, слушаем только ВЧ, затем наоборот.
«Пучек шума» должен быть в обоих случаях как для ВЧ, так и для НЧ собран в одной точке. Расположение этой точки пока нам не интересно, мы сейчас не этим занимаемся. Меняем фазу на дальнем дине (религия), слушаем. Оставляем фазировку на дальнем дине такую, при которой пучок был более собран.

Читайте также:  Настройка dns сервера в линукс

3. Регулировка уровней для каждого излучателя

В данной настройке слушаем Трек № 11 «Розовый шум»

Отключаем миды, слушаем только ВЧ, затем наоборот.
На данном треке отлично слышно какая из сторон громче, когда включите все сами поймете, что с этим делать.
Сначала «правим» ВЧ, затем НЧ, затем включаем все 4 канала и выравниваем уровни между парами ВЧ, затем НЧ, далее включаем ВЧ+НЧ левой стороны для самоудовлетворения и проверяем правую сторону. В конце этой настройки шум должен быть «однородным», то есть вы его должны слышать с одинаковой громкостью из каждого из 4х каналов, а не к примеру из ближнего ВЧ явно громче чем из из левого НЧ.

4. Выбор частоты раздела ВЧ/НЧ

Перед этим этапом делаем контрольную проверку фазы. Для этого используем Трек № 12 «розовый шум фаза-противофаза».
В фазе «пучек шума должен исходить откуда угодно, главное, чтобы вы его не слышали из какого-либо динамика. Если при фазовом сигнале явно слышно к примеру в каком-нибудь миде, то идем все сначала, начиная с пункта №1, поверьте, где-то не правильно намеряли или услышали.

Фазу проверили, все хорошо.
Далее начинается «шаманство», с использованием треков №46-66, диапазон до 100 Гц пока не интересует, т.к. на него сильно влияет саб. Выше 10кГц так же не интересует, т.к. в 2-х полосном фронте редко кто использует частоту раздела выше 10 кГц.
При проигрывании слушаем уровень сигнала. С непривычки достаточно не просто понять, какой играет громче, какой тише, но быстро и легко никто не обещал, прогоняем до тех пор, пока не придет прозрение. Прозрение пришло, явные провалы и горбы записаны в блокнот для дальнейшего анализа АЧХ))). Но сейчас нас интересует рез ВЧ/НЧ(предположительный диапазон 2-5кГц). Напомню, по умолчанию у меня стоит 3.15 кГц 12дб/окт. В зависимости от того что у вас между 2-5кГц делаем корректировки, которые зависят от возможностей ВЧ м НЧ.

а. Горб в диапазоне 2-5кГц. Двигаем НЧ ниже или ВЧ выше (не забываем, чем выше режем ВЧ тем ниже сцена, по крайней мере завал на краях обеспечен, но и низко резать не всегда позволительно, тут зависит от Fs ВЧ). Меняя частоту реза, добиваемся относительно ровного уровня сигналов. Для меня не критично, что между резами образуется «дырка», последняя настройка у меня была НЧ 2.5кГц ВЧ 4кГц вторыми порядками.

Б. Провал в том же диапазоне, лечим с точностью наоборот чем горб, часто помогает перехлест частот, к примеру НЧ 4кГц, ВЧ 3.15кГц. Если не получается вытянуть кроссом, то увеличиваем уровень ВЧ, а потом эквалазером придется «душить» остальной диапазон.

5. Точная настройка задержек

Для проверки используем Трек № 10 «коррелированный розовый шум»

Отключаем миды, слушаем только ВЧ, двигаем «пучек» путем изменения задержки на дальнем ВЧ (религия) в место, где предположительно должен находиться центр сцены, затем для НЧ тоже самое.
Далее включаем все 4 канала. «Пучек шума» в идеале должен быть собран в одной точке. Но как показыает практика это никогда не случается)))) Потому делаем следущее: все 4 канала проигрывают трек №10, путем одновременного изменения задержки ВЧ (к примеру к каждому каналу ВЧ +5, потом +10, потом еще +10, потом от первоначальной величины –5, потом –10 затем еще –10. Пытаемся найти такие значения, изменения которых даже на пару делений приводит пучек в движение по вертикали, то есть по высоте сцены. Как правило уменьшая задержку на ВЧ (к примеру было +100 +50, сделал +90+40 не меняя задержки НЧ) сцена должна подниматься и наоборот. Как только вы поймаете значения при которых пучек явно двигается, можно считать, что половина настроек сделана, и сделана правильно. Выставляем без фанатизма нужную высоту сцены, то есть пучек на уровне горизонта.
Катаемся долго и нудно, правим на музыкальном материале, но как правило никаких РАДИКАЛЬНЫХ изменений не приходилось делать. Туда-сюда на пару делений не более. Это самый долгий и самый ИМХО важный процесс в настройке, потому никогда не торопимся. Меняем параметр, катаемся как минимум несколько дней, чтобы понять до конца что не так.

6. Правка АЧХ эквалазером

Вообще по религии не положено трогать эту вещицу, но «попробовав раз — ем и сейчас». Тут все просто и сложно одновременно.
Метод стар как весь караудио с поканальными эквалазерами. Принимаем одну сторону скажем лево за эталон, прогоняя треки № 46-69. Правим на этой стороне все что правится (правая сторона отключена, эквалазером душим только горбы, в + никогда не лезем). Включаем вторую сторону и прогоняем все тоже самое, НО слушаем в какую сторону уходит сигнал, если к примеру правее центра, то на левой стороне убавляем эквалазером этот диапазон или добавляем на правой(работаем как-будто балансом, но для определенной частоты(не всем ГУ это подвластно).

Тут ничего нового, замер рулеткой, проверка фазы(тут как правило, когда саб в противофазе с мидами диапазон 80-200Гц провален), уровни, нарезка, точная настройка задержек.

Источник

Adblock
detector