Меню

Тнвд т 130 устройство регулировка

Регулировка подачи топлива топливным насосом высокого давления системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М

Регулировка подачи топлива осуществляется зубчатой рейкой (36) [рис. 1], соединённой поводком (34) с тягой (4).

Рис. 1. Топливный насос высокого давления системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М.

1) – Стопорная пластина;

5) – Крышка коллектора;

6) – Стопорный угольник;

7) – Пружина толкателя;

8) – Регулировочная муфта;

11) – Отражательная тарелка;

12) – Регулировочный хвостовик толкателя;

14) – Резиновое кольцо;

15) – Зубчатый сектор;

17) – Гильза плунжера;

18) – Седло обратного клапана;

19) – Соединительная трубка подвода топлива к секции насоса;

20) – Уплотнительное кольцо;

21) – Уплотнительное кольцо;

22) – Обратный клапан;

23) – Стопорный штифт;

24) – Пружина обратного клапана;

25) – Продувочная игла;

26) – Стопорное кольцо;

27) – Штуцер топливопровода высокого давления;

29) – Стопорный винт гильзы плунжера;

31) – Угольник крепления секции;

32) – Направляющая пластина рейки;

33) – Упорное кольцо тяги рейки;

35) – Крышка бокового люка;

37) – Передняя втулка кулачкового вала;

39) – Пробка заливного отверстия;

41) – Направляющий палец толкателя;

42) – Пробка сливного отверстия;

44) – Кулачковый вал;

46) – Задняя опорная втулка кулачкового вала;

48) – Крышка заднего подшипника.

Тяга рейки смонтирована в паре бронзовых втулок, которые запрессованы в стенки корпуса насоса. Зубцы рейки входят в зацепление с зубчатыми секторами плунжеров (15). Четыре впадины зубцов рейки обозначены риской, которая проведена от впадины по всей поверхности рейки и на всех её гранях. Зуб сектора плунжера (при правильной регулировке насоса) входит своей меченой риской в указанные меченые впадины. Передвигаясь в направляющих пазах блока насоса, риска поворачивает зубчатые секторы и плунжеры, изменяя количество подаваемого топлива. Увеличение подачи топлива осуществляется при передвижении тяги рейки вперёд (вправо). Пластины (32) удерживают рейку от поперечного смещения. Упором при перемещении рейки назад для выключения подачи топлива служит кольцо (33) на тяге рейки.

Регулировочная муфта (8), имеющая на заднем торце четыре паза, навёрнута на резьбе тяги рейки. В один из данных пазов (после регулировки на максимальную подачу) устанавливается стопорный угольник (6). Другая сторона угольника входит в паз на тяге рейки. Контргайка (3), навёрнутая на конец тяги, прижимает угольник. Удерживая от передвижения вперёд тягу и рейку, регулировочная муфта ограничивает подачу топлива. Регулировка положения муфты производится на заводе и при эксплуатации нарушаться не должна.

Источник

Техническое обслуживание топливной аппаратуры двигателя Д-160 трактора Т-130М

Топливный насос, форсунки, а также регулятор тщательно отрегулированны в заводских условиях механизмами топливной аппаратуры двигателя Д-160 трактора Т-130М. К разборке и регулировке данных механизмов допускаются только квалифицированные механики и только в условиях специальных мастерских.

В процессе разборки топливной аппаратуры, в особенности форсунок и секций насоса, необходимо соблюдать абсолютную чистоту.

Если трактор Т-130М эксплуатируется в нормальных условиях, то потребность в проверке, а также регулировке топливного насоса возникает достаточно редко. Изменение регулировки, установленной заводом, может произойти в случае замены ТНВД, его секции либо иных деталей.

В процессе ремонта (при необходимости) нужно произвести регулировку и проверку топливного насоса на момент начала и величину подачи топлива, согласно нижеприведённому порядку. На ТНВД должны быть правильно отрегулированы хвостовики (12) [рис. 1] толкателей (13). Для этого требуется установить на двигатель маховик (16) на ходе сжатия таким образом, чтобы метка «ВМТ 1-4 цил» не доходила до острия указателя (15) на угол (А), который составляет 24 град. для двигателя Д-160 и 23 град. для двигателя Д-160Б. При данном положении маховика и демонтированной первой секции (6) насоса необходимо проверить расстояние (Д) от верхней плоскости корпуса ТНВД до опорного торца хвостовика толкателя, в который упирается торец плунжера. Расстояние (д) должно составлять 45,5±0,05 мм. Если потребуется регулировка, но нужно установить заданный размер путём вывинчивания либо завинчивания хвостовика (12) толкателя. Далее нужно поворачивать маховик каждый раз на 180 град. и устанавливать его в указанное положение меток, после чего производить регулировку на размер 45,5±0,05 мм остальных хвостовиков толкателей в порядке работы цилиндров (1-3-4-2).

Рис. 1. Схема регулировки и проверки первой секции топливного насоса двигателя Д-160 трактора Т-130М на момент начала подачи топлива.

1) – Шестерня коленчатого вала;

2) – Большая шестерня распределительного вала;

3) – Малая шестерня распределительного вала;

4) – Шестерня привода топливного насоса;

5) – Кулачковый вал топливного насоса;

6) – Первая секция топливного насоса;

8) – Отрезок топливопровода высокого давления;

9) – Резиновая трубка;

10) – Стеклянная трубка;

12) – Регулировочный хвостовик толкателя;

А = 24±1 град. (для двигателя Д-160) и 23±1 град. (для двигателя Д-160Б) – Смещение метки «В.М.Т.-1-4Ц» на маховике относительно указателя;

В = 73±0,4 мм (для двигателя Д-160) и 72±0,4 мм (для двигателя Д-160Б) – Расстояние от привалочной плоскости корпуса регулятора до оси впадины зубьев, отмеченной меткой;

Д = 45,5±0,05 мм (расстояние от верхней плоскости корпуса ТНВД до опорной поверхности хвостовика толкателя).

По завершении регулировки толкателей и установки секций ТНВД следует проверить момент начала подачи топлива секциями. На штуцер проверяемой секции нужно навернуть моментоскоп и переставить рычаг акселератора в положение максимальной подачи топлива. Далее, путём проворачивания коленчатого вала двигателя Д-160 посредством пускового двигателя Д-160 следует прокачать топливо через моментоскоп до момента появления непрерывной струи, не содержащей воздушные пузырьки.

Читайте также:  Регулировка поплавка карбюратора на мопеде альфа

В процессе проверки начала подачи топлива моментоскопом в момент начала движения мениска первой секции метка «В.М.Т 1-4 цил» на ободе маховика не должна доходить на ходе сжатия до острия указателя на угол 24±1 град. (для двигателя Д-160) и 23±1 град. (для двигателя Д-160Б). Посредством проворачивания маховика на 180 град. осуществляется проверка подачи топлива остальными секциями топливного насоса в порядке работы цилиндров (1-3-4-2).

Порядок установки момента начала подачи топлива в случае, когда топливный насос демонтирован с двигателя: шестерню привода необходимо установить таким образом, чтобы расстояние (В) от середины впадины, отмеченной керном и цифрой 1, до привалочной плоскости корпуса регулятора должно составлять 73±0,4 мм (для двигателя Д-160) и 72±0,4 мм (для двигателя Д-160Б). При этом от верхней плоскости корпуса топливного насоса до опорного торца хвостовика толкателя расстояние должно составлять 45,5±0,05 мм. Затем посредством проворачивания валика ТНВД по часовой стрелке, необходимо аналогичным образом установить хвостовик у остальных секций топливного насоса, согласно порядку их работы (1-3-4-2).

В случае отклонения момента начала подачи топлива нужно проверить правильность установки хвостовиков толкателей. Чтобы произвести небольшую подрегулировку момента начала подачи топлива допускается установка правильного угла путём изменения положения хвостовика толкателя, как описано выше. Следует помнить, что при излишнем выворачивании хвостовика толкателя произойдёт упирание плунжера в гнездо обратного клапана.

По завершении проверки момента начала подачи топлива и проведения его регулировки следует проконтролировать работу автоматического отключения 2-ого и 3-его цилиндров. Порядок проведения данного контроля:

— При работе дизеля на холостых оборотах необходимо отсоединить трубки высокого давления от II и III секций. Если подача топлива через обратные клапаны отсутствует, то отключенные секции функционируют нормально, а если топливо подаётся – нужно убедиться в отсутствии подачи топлива через форсунки. С этой целью отрегулированную на 200 кгс/см 2 (19,6 МПа) форсунку следует поочерёдно присоединять ко II и III секциям. Если при работе дизеля на холостых оборотах подача топлива через форсунку отсутствует, то отключенные секции ТНВД работают нормально.

Выключение из работы второго и третьего цилиндров должно происходить на режиме холостых оборотов.

В процессе регулировки ТНВД на стенде II и III секции должны прекращать подачу топлива через форсунки при выходе рейки на 11,2 мм (для двигателя Д-160) и на 13,4 мм (для двигателя Д-160Б).

За счёт допуска на равномерность имеется возможность регулировки чёткого автоматического выключения и включения подачи топлива II и III секциями, путём поворота зубчатого сектора на плунжере.

При загрузке двигателя трактора Т-130М все четыре цилиндра автоматически включаются в работу.

Чтобы получить нормальную частоту вращения коленчатого вала двигателя следует открыть крышку бокового люка корпуса регулятора [рис. 2] и установить тягу рейки в крайнее переднее положение, которое соответствует полной подаче топлива.

Рис. 2. Регулятор ТНВД системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М.

1) – Шестерня привода подкачивающей помпы;

2) – Вал привода регулятора и топливного насоса;

3) – Втулка заднего подшипника;

5) – Трёхплечий рычаг регулятора;

6) – Регулировочная тяга к рейке топливного насоса;

7) – Упор минимальной частоты вращения;

8) – Пружина регулировочного болта упора минимальной частоты вращения;

9) – Пружина регулятора;

10) – Регулировочный болт упора минимальной частоты вращения;

11) – Стопорная втулка регулировочных болтов;

12) – Крышка люка регулировочных болтов;

13) – Пружина регулировочного болта упора максимальной частоты вращения;

14) – Регулировочный болт упора максимальной частоты вращения;

15) – Одноплечий рычаг регулятора;

16) – Втулка верхнего подшипника вертикального валика регулятора;

17) – Вертикальный валик регулятора;

18) – Крышка верхнего люка корпуса регулятора;

19) – Маслоподводящая трубка;

20) – Ролик рычага регулятора;

21) – Игольчатый подшипник;

22) – Упорный шарикоподшипник муфты регулятора;

23) – Верхний валик рычагов регулятора;

24) – Подвижная муфта регулятора;

25) – Двуплечий рычаг регулятора;

26) – Шестерня привода регулятора и топливного насоса;

27) – Груз регулятора;

28) – Упорный шарикоподшипник вертикального валика регулятора;

29) – Фланец корпуса шарикоподшипника;

30) – Корпус шарикоподшипника;

31) – Регулировочные прокладки;

34) – Корпус переднего подшипника приводного вала;

35) – Втулка переднего подшипника;

36) – Шестерня привода работомера;

38) – Нижний валик трёхплечего рычага;

39) – Коническая пара шестерён привода вертикального валика регулятора;

40) – Направляющие штифты;

41) – Упор максимальной частоты вращения;

42) – Топливоподкачивающий насос;

43) – Шестерня валика топливоподкачивающего насоса.

При этом регулирующая муфта должна соприкасаться с пружиной корректора (без деформации пружины), для чего нужно подложить под пружину щуп толщиной 2,8 мм (для двигателя Д-160) и 3,6 мм (для двигателя Д-160Б). Грузики регулятора прижаты к вертикальному валику, а подвижная муфта регулятора – к роликам рычагов (до сухариков грузиков торец муфты не должен доходить на 1,5-3 мм).

Далее выполняется пуск дизельного двигателя, наружный рычаг регулятора необходимо установить в положение, которое соответствует максимальной подаче топлива, то есть рычаг акселератора нужно передвинуть в крайнее верхнее положение.

Наружное плечо трёхплечего рычага внутри регулятора должно упираться в торец упора максимальной частоты вращения.

Регулировка минимальной частоты вращения выполняется в следующем порядке. Первым делом нужно отсоединить регулировочную тягу, которая соединяет акселератор с наружным рычагом регулятора. Далее перевести наружный рычаг регулятора вперёд до момента, пока в регуляторе внутреннее плечо трёхплечего рычага не дойдёт до торца упора минимальной частоты вращения. Путём поворота регулировочного болта минимальной частоты вращения следует добиться нужной частоты. По завершении вышеперечисленных операций необходимо присоединить регулировочную тягу акселератора.

Читайте также:  Регулировка фар на тойота аурис видео

Замер оборотов дизельного двигателя трактора Т-130М производится посредством манометра, который присоединяется к валику привода работомера (с демонтированной крышкой на корпусе работомера). Приводной валик работомера вращается в два раза медленнее коленчатого вала.

Источник

Тнвд т 130 устройство регулировка

Регулировку топливного насоса производят на стенде КИ-22201А или КИ-921М (СДТА-2) в сборе с регулятором, фильтром тонкой очистки топлива и топливоподкачивающим насосом. Топливный насос подвергается следующим регулировкам и испытаниям: регулировка кулачкового механизма (толкателей) на момент начала подачи топлива, установка полного хода тяги рейки, обкатка, регулировка количества топлива, подаваемого секциями
насоса, регулировка упоров максимальной и минимальной частот вращения регулятора.

Сначала регулируют кулачковый механизм (толкатели) на момент начала подачи топлива. Для этого снимают секции, крышки корректора, бокового люка блока и люков регулятора. Прижимают винтом 3 (рис. 67) приспособление к привалочной плоскости кор-пуса регулятора. Опускают накидной рычаг 5 на шестерню, так чтобы зуб стрелки 6 вошел без зазора во впадину зубьев, против которой имеется метка-керн 1 и цифра 1. Опорный ролик 2 не должен препятствовать вращению шестерни привода, но и не должен отходить от поверхности зубьев более чем на 0,5 мм.

Устанавливают вращением шестерни привода стрелку приспособления на нулевое деление шкалы 4. При этом первый кулачок валика насоса будет установлен в положение начала подачи топлива, а расстояние В между осью впадины зубьев с меткой 1 и привалочной плоскостью корпуса регулятора должно быть 73 мм для дизеля Д-160 и 72 мм для дизеля Д-160Б (или 74 мм от метки-керна на шестерне для дизелей Д-160 и Д-160Б). Крайние деления на шкале приспособления соответствуют допуску ±0,4 мм на указанные размеры.

Устанавливают при положении стрелки приспособления на нулевом делении шкалы размер А = (45,5 ± 0,05) мм (рис. 68) от верхней плоскости блока до упорной поверхности регулировочного хвостовика толкателя первой секции. Стопорят хвостовик контргайкой и снова проверяют размер А с помощью индикаторного приспособления (рис. 69), устанавливаемого на блок, или глубиномером.

Рис. 67. Приспособление для установки кулачкового валика на момент начала подачи топлива (валик установлен в положение начала подачи топлива первой секцией)

Рис. 68. Схема проверки и регулировки топливного насоса на момент начала подачи топлива (первой секцией)
Рис. 69. Приспособление для регулировки толкателя топливного насоса

Рис. 70. Установка полного выхода рейки

Перед установкой индикаторного приспособления плоскость блока тщательно протирают и зачищают выступающие забоины. Приспособление устанавливают на штифты блока без перекоса и плотно прижимают к плоскости блока винтами. Правильность установки приспособления проверяют щупом толщиной 0,03 мм, который не должен проходить между плоскостями блока и приспособления. Индикатор 1 приспособления настраивают на нулевое деление шкалы с помощью специального калибра-шаблона. Завертывать или отвертывать и стопорить гайкой 5 регулировочный хвостовик 4 толкателя следует специальными ключами 2 и 3, вставленными в приспособление с индикатором, или ключами ПИМ-640.200.03 и ПИМ-640.200.04.

По окончании регулировки толкателя первой секции последовательным поворачиванием шестерни привода по часовой стрелке на 90, 180 и 270° регулируют также толкатели третьей, четвертой и второй секций. При каждом повороте шестерни вводят зуб стрелки приспособления во впадину, против которой нанесена соответствующая метка, и устанавливают стрелку на нулевое деление шкалы. При регулировке кулачкового механизма на момент начала подачи топлива шестерню привода вращают только по часовой стрелке, не допуская обратных поворотов.

Установка полного выхода тяги рейки. Устанавливают вращением регулировочной муфты 1 (рис. 70) расстояние А от плоскости блока 2 до торца муфты (26,5 ± 0,2) мм при вытянутой тяге рейки до упора стопорного кольца в переднюю плоскость блока. Вкладывают в паз регулировочной муфты и тяги стопорный угольник, навертывают и затягивают контргайку. Соединяют тягу рейки с двуплечим рычагом регулятора регулируемой тягой.

Обкатку топливного насоса производят с топливопроводами высокого давления и форсунками, отрегулированными на нормальное давление начала впрыска топлива.

Устанавливают на насос секции и рейку, ставят крышки люков. Проверяют затяжку болтов и гаек крепления секций, крышек люков и других соединений. Устанавливают насос на стенд и прикрепляют предварительно к кронштейну. Заливают в насос масло до уровня заливного отверстия. Соединяют вал насоса с валом стенда. Прокручивают вручную на два оборота вал привода стенда, после чего окончательно прикрепляют кронштейн к столу стенда. Включают электродвигатель стенда и открывают ключом 27349 продувочный вентиль на фильтре тонкой очистки. Открывают поочередно продувочные вентили на секциях насоса и выпускают воздух из топливного насоса (выходящая струя топлива не должна содержать пузырьков воздуха.)

Обкатывают насос при полной подаче топлива (регулировочная муфта касается пружины корректора без ее деформации) и частоте вращения кулачкового валика насоса (600 ± 25) об/мин в течение 15 мин. Во время обкатки течь масла или топлива через места уплотнений не допускается. Проверяют на ощупь степень нагрева отдельных мест и трущихся деталей. Не допускается нагрев последних выше 80 “С.

После обкатки проверяют герметичность обратных клапанов секций. Включают стенд и, передвигая взад и вперед тягу рейки, убеждаются в отсутствии пропуска клапанами и вытекания из штуцеров топлива при положении рейки на выключенной подаче топлива.

Проверка регулировки насоса на момент начала подачи топлива моментоскопом. Этим способом можно проверять только те насосы, у которых установлены новые или малоизношенные плунжерные пары. Моментоскоп 7 (см. рис. 68) представляет собой отрезок топливопровода 8 высокого давления с прикрепленной к нему посредством резиновой трубки 9 стеклянной трубки 10. Устанавливают моментоскоп на штуцер 6 первой секции.

Читайте также:  Регулировка клапанов зил 130 по искре

Секцию прокачивают, чтобы в стеклянной трубке не было пузырьков воздуха. Провертывают шестерню 4 привода (кулачковый валик 5) до тех пор, пока топливо, подаваемое плунжером, не заполнит частично стеклянную трубку; затем, медленно поворачивая по часовой стрелке шестерню, определяют момент начала движения мениска (уровня топлива) в стеклянной трубке. Положение шестерни 4 в момент начала движения мениска в стеклянной трубке должно быть таким, чтобы расстояние Б от центра метки-керна с цифрой 1 на ободе шестерни до привалочной плоскости корпуса регулятора было (74 + 0,4) мм [(или от оси впадины зубьев с меткой до привалочной плоскости регулятора для дизеля Д-160 — (73 + ± 0,4) мм; для дизеля Д-160Б — (72 ± 0,4) мм]. Это соответствует началу подачи топлива насосом в тот момент, когда коленчатый вал дизеля не доходит до ВМТ на угол = (24 + 1)° у дизеля Д-160 или (23 ± 1)° у дизеля Д-160Б.

Если момент начала движения мениска не соответствует указанному положению шестерни привода, допускается вывертыванием или завертыванием регулировочного хвостовика толкателя изменить размер А от верхней плоскости блока насоса до упорной поверхности хвостовика до значения (45,5 ± 0,1) мм. Переставляя моментоскоп, дальнейшими поворотами шестерни привода по часовой стрелке проверяют аналогично момент начала подачи остальными секциями (т. е. третьей, четвертой и второй).

Регулировка насоса на количество и равномерность подачи топлива. При регулировке количества подаваемого топлива тягу рейки закрепляют в положении полной подачи (регулировочная муфта касается пружины корректора без ее деформации), а под пружину корректора подкладывают щуп толщиной 2,8 мм для дизеля Д-160 и 3,6 мм для Д-160Б. Насос регулируют с подсоединенными к секциям насоса топливопроводами высокого давления и форсунками. Топливопроводы, применяемые для регулировки насоса, должны

быть для всех четырех секций одинаковой длины 990 мм и иметь одинаковое проходное сечение. Форсунки должны быть отрегулированы на давление впрыска и качество распыла топлива и иметь одинаковую пропускную способность. Для сбора топлива, подаваемого форсунками, их устанавливают в специальные глушители стенда, в которых впрыскиваемое распыленное топливо собирается и через сливную трубку и механизм переключения потока топлива вытекает в мензурки.

Устанавливают на стенд топливный насос, предварительно отрегулированный и проверенный на момент подачи топлива; заправляют насос маслом. Включают стенд и устанавливают механизм переключения потока топлива, так чтобы топливо, впрыскиваемое форсунками, переливалось в бак. Убеждаются во время работы насоса с форсунками в отсутствии течи топлива в соединениях. Устраняют обнаруженные течи. Проверяют при закрепленной тяге рейки в положении полной подачи количество подаваемого топлива каждой секцией (при сборе топлива из форсунок в мензурки). Подача топлива каждой секцией насоса за 500 рабочих ходов плунжера должна быть в пределах, указанных на с. 141.

Наибольшая разность подачи топлива между секциями насоса в положении тяги рейки прн минимальной подаче допускается не более 5,5 см3 за 500 ходов плунжера. При этом выход рейки должен быть 9,7 мм (для дизеля Д-160) или 11,1 мм (для дизеля Д-160Б) от плоскости блока насоса, а частота вращения валика насоса (250 ± ± 20) об/мин.

Уровень топлива следует определять по нижнему мениску, а объем — по шкале, нанесенной на мензурке.

Если собранное количество топлива, подаваемое секцией, больше или меньше необходимого, производят регулировку соответствующих секций поворотом зубчатого сектора относительно плунжера. Для этого ослабляют ключом ПИМ-640.200.01 стяжной винт сектора и ключом ПИМ-640.200.05 проворачивают плунжер: по часовой стрелке (если смотреть снизу) для увеличения подачи; против часовой стрелки—для уменьшения. Затягивают стяжной винт моментом 2,5 Н-м.

Если при проверке оказалось, что все секции подают топливо с отклонением от требуемой величины, а максимальная разность в подачах между секциями не превышает 3,0 см2, то можно отрегулировать подачу топлива в указанных выше пределах поворачиванием регулировочной муфты тяги рейки, но не более чем на пол-обооота.

Вторая и третья секции насоса должны отключать подачу топлива через форсунки пои выходе рейки 12,3 мм и частоте вращения валика насоса (600 ± 20) об/мин для дизеля Д-160 и выходе рейки 13,4 мм при частоте вращения (500 ± 20) об/мин для дизеля Д-160Б.

Устанавливают наружный рычаг регулятора в положение максимальной подачи, пускают стенд и, увеличивая частоту вращения валика насоса, определяют начало отхода регулировочной муфты на тяге рейки от пружины корректора.

Устанавливают вращением болта 1 упора максимальной частоты вращения (рис. 72, а) упор 2 так, чтобы начало отхода регулировочной муфты от пружины корректора происходило при частоте вращения (625 ± 10) об/мин для дизеля Д-160 и (535 + 10) сб/мин для дизеля Д-160Б. Полное выключение подачи топлива должно происходить при частоте вращения 700 об/мин, не более, для дизеля Д-160 и при 620 об/мин, не более, для дизеля Д-160Б.

Передвигают наружный рычаг регулятора вперед и устанавливают частоту вращения кулачкового валика насоса (250 ± 20) об/мин. Доводят вращением болта 1 упора минимальной частоты вращения (рис. 72, б) упор 2 до соприкосновения с плечом трехплечего рычага. При указанной частоте вращения кулачкового валика насоса рас-стояние между торцом регулировочной муфты на тяге рейки и плоскостью корпуса насоса должно быть 15 мм для дизеля Д-160 и 16 мм для дизеля Д-160Б.

Рис. 71. Проверка зазора между сухариками и муфтой регулятора
Рис. 72. Упоры максимальной (а) и минимальной (б) частот вращения

Источник

Adblock
detector