Меню

Регулировка суппорта на мотоцикле

Вот как восстановить тормозные суппорты на мотоцикле

Инструкция по восстановлению былой мощи тормозов у мотоцикла

Двадцать пять лет, два с половиной десятилетия, четверть века – это много лет. Особенно много для техники, в частности, невероятно много для мотоциклов и непомерно много для их тормозной системы.

В нашем новом полезном обзоре о мотоциклах в качестве примера будем использовать тормозную систему старого, но проверенного коня – Honda CBR900RR. Рука механика не трогала внутренности этого узла с 1994 года, то есть с момента производства мотоцикла, поэтому проверить состояние элемента и заменить износившиеся части суппорта, или по-мотоциклетному – калипера, желательно и даже необходимо. Все же тормозные механизмы – это один из важнейших узлов мотоцикла, потому что он отвечает за безопасность.*

*В связи с тем, что тормоза – это очень важно и ответственно, мы все же рекомендуем вам обратиться в специализированный сервис, где профессионалы с многолетним стажем сделают переборку быстро и качественно. В противном случае, если вы по неопытности допустите ошибку, в ответственный момент она может стоить вам жизни. Помните об этом! Поэтому вся информация, которую вы прочитаете ниже, носит исключительно ознакомительный характер. Ремонт проведен профессионалом с использованием специализированного инструмента. Так что читаем и погружаемся глубже в увлекательный мир мотоциклов без ненужной в этом деле и откровенно опасной самодеятельности.

Видео взято с YouTube-канала: Practical Enthusiast

Процесс восстановления тормозных суппортов может показаться сложным, но на самом деле все не так сложно, как на первый взгляд. «Давайте посмотрим, что для этого нужно», – говорит автор обучающего видео, в котором досконально разбирает все нюансы ремонта суппортов.

Демонтаж тормозного механизма

«Прежде чем приступить к разборке тормозной системы, мне нужно было удалить из системы как можно больше тормозной жидкости», – поясняет мастер. Для этого неплохо подходит обычная кухонная шприцовка, при помощи которой можно откачать жидкость из расширительного бачка главного тормозного цилиндра, перемещая излишки в заранее подготовленный запасной контейнер.

«Я позаботился о том, чтобы капли тормозной жидкости не попадали на окрашенные поверхности или на кожу – это токсичная жидкость» (примем к сведению). Действительно, DOT – это очень едкая штука.

Например, в классе «тормозухи» DOT 4 присутствует борная кислота, слабый раствор, но он там есть, и для кожи это не самая полезная вещь.

Как только большая часть жидкости будет удалена из системы, пора двигаться вниз к суппорту и начинать работу с ним.

«Сперва я открутил банджо болт гидролинии, крепящий его к суппорту. Работа была проведена без отсоединения калипера с вилки, поскольку банджо болт очень плотно зафиксирован и делать операцию по его отсоединению лучше в зафиксированном положении суппорта на мотоцикле. Но даже с этой маленькой уловкой болт упорно сопротивлялся…».

Совет: Сдвинув резьбовое соединение на болте, не спешите его выворачивать сразу, иначе зальете все оставшейся тормозной жидкостью из гидролинии.

Банджо болт: кольцевой фитинг. Предназначен для крепления при помощи специального полого болта «банджо»

После этого суппорт был откручен от ноги вилки и снят с тормозного диска. Затем с него сняли тормозные колодки и детали корпуса.

«Как только калипер оказался в руке, я начал выкручивать болт полностью. Я поместил поддон под суппорт, чтобы слить оставшуюся в системе тормозную жидкость, которая небольшой струйкой потекла из тормозной магистрали. Как только гидролиния была освобождена от жидкости, я перевернул суппорт вверх дном над поддоном для того, чтобы слить оставшуюся жидкость из суппорта».

Даже на этом раннем этапе процесса разборки уже стало видно, что внутри тормозной машинки присутствуют следы серьезной коррозии. Просто взгляните на внутреннюю часть болта банджо. Видите этот налет? Это продукты распада металла.

Снятый суппорт на этом мотоцикле сделан из двух частей, поэтому следующий этап разборки состоит из рассоединения половинок корпуса, удерживающихся вместе болтами (4 штуки).

«Сняв болты, я разобрал суппорт на части. Одна часть калипера, за отсутствием лучшего термина, описывающего его, назовем ее «исполнительной» стороной, к которой походит тормозная линия, в нее первично поступает тормозная жидкость.

Далее давление жидкости передается другой стороне калипера через 2 отверстия небольшого сечения в верхней и нижней частях тормозной машинки. Критически важно, чтобы эти отверстия оставались чистыми и не забитыми грязью, твердыми частицами распада. В противном случае давление жидкости не передастся на вторую сторону тормоза, поршни не сработают и прижатие колодок не произойдет одновременно и с одинаковой силой с двух сторон тормозного диска».

В нашем случае эти перепускные отверстия были плотно забиты грязью. Откуда она там? Причины разные, но превентивная мера, которая не позволит грязи скапливаться, одна: замена тормозной жидкости в соответствии с техническим регламентом обслуживания мотоцикла. Да, ее нужно менять!

Читайте также:  Регулировка температуры в погребе зимой

«Неудивительно, почему тормоза на этом мотоцикле ощущались мягкими, – с таким большим количеством грязи в перепускных отверстиях лишь половина поршней в суппорте срабатывала правильно».

Следующий шаг процесса разборки и последующей регулировки, где дела действительно становятся грязными, – извлечение поршней из отверстий суппорта.

«Существует ряд методов извлечения поршней суппорта, но самый простой, который я обнаружил, – это использование сжатого воздуха», – делится опытом мастер.

«Я направил сжатый воздух через вышеназванные перепускные отверстия для тормозной жидкости, чтобы «вытащить» поршни из отверстий суппорта. Вы должны быть осторожны с применением сжатого воздуха: слишком большое количество воздуха выбьет поршни с такой силой, будто они пробки от бутылки из-под шампанского». Меры предосторожности: не располагайте лицо непосредственно перед извлекаемыми поршнями суппорта и обязательно используйте защиту для глаз (строительные очки подойдут), чтоб точно ничего себе не повредить при деликатной работе.

«Также держите отверстия половинок калипера направленными во что-нибудь мягкое, что могло бы поглотить энергию полета поршней», – советует американец. Но у нас есть предложение получше: обмотайте ткань вокруг половинки суппорта, только не очень плотно, чтобы поршню было куда выходить. Как только он вылетит, ткань натянется и прекратит его полет, не повредив поршень о твердые поверхности. Единственное, остерегайтесь тормозной жидкости – она полетит во все стороны. Лучше одеться в спецовку из плотной ткани, которую не жалко и которая не позволит тормозной жидкости добраться до вашей кожи.

С извлеченными поршнями можно увидеть истинное состояние внутренностей суппорта. Обратите внимание на этот оранжевый, ржавый «ил» – это то, что вы можете увидеть, если ваши тормоза не обслуживались в течение многих лет. Этот мерзкий абразив значительно ухудшит качество работы тормозов и начнет изнашивать как сами поршни, так и их посадочные места, в конечном счете приведя к отказу тормозной системы. Рано или поздно.

Сборка тормозов

«Взяв запас технических салфеток и банку очистителя для тормозных деталей, я отправился на свежий воздух для очистки залитых тормозной жидкостью элементов: частей суппорта и поршней. После непростых 15 минут все элементы мотоконструктора были очищены до скрипучего блеска. Когда детали высохли, я с облегчением обнаружил, что на поршнях и в отверстиях суппорта не было ни следов выкрашивания, ни точечной коррозии. Если бы это произошло, то, вероятно, потребовалась бы замена этих компонентов».

После того как была удалена оранжевая жижа, пришло время удалить старые поршневые уплотнители: сальники и пыльники, которые находятся внутри отверстий калипера.

Критически важно, чтоб механическое вмешательство не привело к повреждениям стенок отверстий во время извлечения из них старых резинок. Для этого нужно использовать инструменты из материалов, которые будут мягче металла суппорта. К примеру, для этой деликатной работы можно использовать пластиковый хомут.

Когда старые сальники и пыльники демонтированы, приходит время установить новые. Здесь может быть не все так просто. Конечно, вы вобьете в интернет-поиске запрос типа «Honda CBR900RR ремкомплект для тормозов», но на мгновенные результаты не рассчитывайте, чтоб все было сразу и в одном месте. Скорее всего, придется поискать по мануалу и по каталогам номера деталей для ремонта суппорта мотоцикла, приобретя в итоге их в разных местах.

В наборе были:

Новые направляющие суппорты;

Новые медные уплотнительные шайбы для гидролинии тормозных болтов банджо.

И куча мелочей. То есть, говоря другими словами, все, что было нужно для ремонта калипера.

Новые уплотнители на своих местах в пазах: свежие и непотертые.

Затем пришло время установить очищенные тормозные поршни обратно в суппорт. Прежде чем это сделать, необходимо нанести небольшой слой свежей тормозной жидкости на внешнюю поверхность поршней. Это позволит поршням проскользить по уплотнителям, не замяв их.

Помните, что, устанавливая поршни, нужно быть предельно аккуратным. Следите за тем, чтобы поршни шли без перекосов. Если повредить даже новые сальники, это может привести к утечке тормозной жидкости через уплотнения!

Теперь, когда поршни были помещены обратно на свои места в суппорт, необходимо установить новые уплотнения перепускных отверстий (помните, те, которые отвечают за перетекание тормозной жидкости в другую часть тормозной машинки?), а затем снова скрепить половины суппорта болтами.

Читайте также:  Двигатель бычок регулировка клапанов

«Болты, затянутые с усилием, прописанным в требованиях к ремонту мотоцикла, стали финальной частью большой работы по сборке. Остались мелочи: установка тормозных колодок и пружины фиксации тормозных колодок, пока суппорт был не на мотоцикле».

После этого калипер можно установить обратно на вилку, затянув болты крепления с усилием согласно спецификации. Далее следует установка тормозной магистрали. Были поставлены новые медные шайбы с обеих сторон фитинга тормозной магистрали, а сам банджо болт был закручен с правильным по спецификации усилием.

Поскольку тормозная система была полностью осушена от жидкости, можно заполнить ее и выпустить воздух. Мы не будем углубляться в детали того, как прокачать тормозную систему мотоцикла, хорошие инструкции можно найти с помощью быстрого поиска Google.

«Я обнаружил, что метод под названием «обратная прокачка» отлично подходит для этой работы. Этот метод позволит вам прокачать тормозную жидкость от суппорта до главного цилиндра, что приведет к тому, что весь воздух будет вытолкнут через резервуар с тормозной жидкостью», – подводит итог механик.

Прокачка тормозов может занять некоторое время, поэтому запаситесь терпением. В конечном итоге вы получите упругий тормозной рычаг, полностью обновленную тормозную систему и вновь почувствуете уверенность в способностях тормозов вашего мотоцикла.

Источник

Тормозная система мотоциклов

Обычно обучаются на категорию «А» и покупаются мотоциклы ради скорости, ради того, чтобы лететь по пустынным улицам со скоростью под 100 км/ч, а то и 200 км/ч. Однако на дорогах часто возникают аварийные ситуации: выбежавший на дорогу ребёнок или неожиданно повернувшая машина. И удастся ли гонщику избежать аварии зависит от исправности и эффективности его тормозной системы.

От чего зависит тормозной путь и время торможения мотоцикла

Типы тормозов на мотоциклах

Главный критерий оценки тормозной системы – это тип тормозного механизма. В магазинах вы найдёте два существующих типа тормоза: дисковый и барабанный. Рассмотрим различия.

Барабанные тормоза

Барабанный тормоз работает следующим образом: при торможении 2 серповидные тормозные колодки раздвигаются и прижимаются фрикционными накладками к внутренней стороне тормозного барабана, представляющего собой полый цилиндр. Когда торможение прекращается стяжные пружины возвращают колодки в исходное положение.

Барабанный механизм тормоза стоит недорого, он защищён от грязи и других внешних физических факторов. Благодаря маленькой рабочей поверхности колодок такие тормоза прослужат дольше. Недостатком барабанного тормоза является неустойчивость к температурам: при торможении механизм сильно нагревается и приходит в негодность. А при отрицательных температурах фрикционные накладки примерзают к колодкам, из-за чего тормозная система становится неисправной. Помимо этого, барабанный тормоз имеет большие габариты и вес и издаёт неприятный скрежет при торможении.

Дисковые тормоза

Механизм работы дискового тормоза такой: к вращающемуся диску крепятся плоские тормозные колодки, на которые действует большой поршень, соединённый шлангом с поршнем поменьше. Маленький поршень крепится к рычагу тормоза или педали, за счёт чего и происходит торможение. Разница в размере поршней позволяет прилагать меньше усилий, чем в случае с барабанным тормозом.

По сравнению с барабанным тормозом дисковый гораздо легче в эксплуатации и замене. Он изнашивается медленнее, а в случае износа заметить проблему легче, чем в барабанном тормозе. Дисковый тормоз устойчив к температурам, не нагревается и не реагирует на влажность. Однако его износостойкость меньше, чем у барабанного тормоза, а стоимость, наоборот, больше.

Классификация тормозов по типам суппортов

Суппорт – это деталь тормоза, отвечающая за исправную работу колодок. Он представляет собой узел, прижимающий колодки к диску, когда водитель мотоцикла нажимает на тормоз. От суппорта и его крепления к диску зависит очень многое.

Моноблочные и составные суппорта

Моноблочные суппорта отливаются или куются в виде одного цельного элемента. Составные суппорта состоят из двух частей, соединяющихся высокопрочными стальными болтами. Весят они одинаково, однако составные суппорта считаются более прочными благодаря стальным болтам между частями. В отличие от моноблочных суппортов они устойчивы к высоким температурам при торможении и дольше сохраняют работоспособность.

Плавающие и неподвижные суппорта

У неподвижного суппорта (рис. А) тормозные цилиндры располагаются с двух сторон диска друг напротив друга, в то время как у плавающего суппорта (рис. В) цилиндры расположены только с одной стороны. Неподвижные суппорта мощнее, так как в них всегда устанавливается цилиндры устанавливаются парами, они стоят дороже, но и ощущаются при нажатии на тормоз лучше. Плавающие суппорта компактнее, легче в установке и замене и дешевле, однако их мощность меньше, а ощущение педали тормоза хуже.

Читайте также:  Регулировка тату машинки видео

Радиальные и осевые суппорта

Если болты крепежа суппорта расположены параллельно тормозному диску, это радиальный суппорт (слева), если перпендикулярно диску – осевой (осевой). При плавном торможении разница незаметна, однако в условиях аварийного торможения радиальные суппорта дают лучший контакт колодок с диском и, как следствие, сокращают тормозной путь. В эксплуатации радиальные суппорта легче, но и стоят они дороже осевых.

Типы тормозных дисков по материалу изготовления

Как это не удивительно, но материал тормозного диска тоже влияет на тормозной путь мотоцикла. От материала диска зависит износоустойчивость тормозного механизма и скорость аварийного торможения.

Чугунные диски

Диски из ковкого железа

Диски из нержавеющей стали

Тормозная жидкость для мотоциклов: классификация и отличия

Ни один тормозной механизм не будет работать без тормозной жидкости. Пополнять бачок с тормозной жидкостью необходимо каждые 1000 км пробега (или два раза в год). Если уровень жидкости превышает отметку «lower», то поводов для беспокойства нет.

Виды тормозной жидкости

Это самая распространённая и недорогая тормозная жидкость, однако у неё есть много недостатков. В состав Dot3 входят вещества, разъедающие краску и натуральную резину (поэтому использование тормозных прокладок из натуральной резины в этом случае строжайше запрещено). А открытая упаковка с Dot3 хранится одну неделю, после чего становится непригодной. К плюсам Dot3 относится её высокая температура кипения, что важно при аварийном торможении.

Dot4 так же токсична, как и предыдущая жидкость, однако её температура кипения выше. То есть в условиях резкого торможения вероятность перегрева и повреждения тормозной системы меньше. В открытом виде Dot4 хранится несколько недель.

Dot4 смешивается с Dot3, однако лучше добавлять тормозную жидкость с высоким классом в жидкость с низким классом, а не наоборот.

Dot5 хранится долго, она не разъедает краску и сочетается со всеми видами резины. Но она не поглощает воду, поэтому влага в гидравлической системе сразу же приводит к коррозии. Перед использованием Dot5 прокачайте тормозную систему 2-3 раза и удалите весь воздух. Эта тормозная жидкость не смешивается с другими.

Dot5.1

Dot5.1 по характеристикам превосходит другие тормозные жидкости: она имеет самую высокую температуру кипения, так что для резкого торможения подходит лучше. Для высоких скоростей Dot5.1 используется чаще, но из-за относительной новизны найти эту жидкость можно не во всех магазинах, и стоит она дороже. Эта тормозная жидкость подходит ко всем типам резины, но так же, как Dot3 и Dot4 она разъедает краску.

Тормозные колодки

Во время резкого торможения колодки подвергаются повышенной нагрузке, и именно они отвечают за износостойкость тормозного механизма. Поэтому к выбору тормозных колодок следует подойти внимательно и выбрать ту модель, которая подходит для ваших целей.

Типы колодок

Условия эксплуатации

Основной критерий, на который следует опираться при выборе колодок – это область их применения. Существует колодки для ежедневного и спортивного использования мотоцикла, для дальних расстояний, гонок или езды в условиях аномально холодных температур.

Менять колодки необходимо тогда, когда толщина рабочей поверхности становится менее 2 мм. Переднее колесо – ведущее, на него падает вся нагрузка во время торможения, поэтому менять его колодки нужно в 3 раза чаще, чем на заднем колесе. Даже если в колесе не один комплект колодок, во время обслуживания заменяйте каждый из них.

Риск неправильного выбора

Неправильно подобранные колодки увеличивают тормозной путь и повышают скорость износа тормозного механизма. При использовании колодок неправильных размеров педаль газа становится жёсткой и резкой, а время торможения вырастает. Также не следует использовать колодки для спортивных и гоночных мотоциклов на ежедневных байках и наоборот. Это приводит к резкому падению температур и, как следствие, длинному тормозному пути и низкой износостойкости.

Обслуживание тормозной системы

Исправность тормозной системы – это залог безопасной езды на мотоцикле. Изношенный механизм тормозов не будет эффективен и может привести к серьёзным последствиям. Чтобы избежать аварийных ситуаций, периодически проверяйте состояние тормозов. Для этого проверьте состояние и толщину тормозного барабана, толщину колодок и накладок, состояние тросов или шлангов и уровень тормозной жидкости. Помните, что никакая из деталей не должна быть изношена или со следами коррозии. Рабочие тормоза – эффективное торможение.

Источник

Adblock
detector