Преимущество железобетонных шпал перед деревянными:
— лучше обеспечивают равноупругость рельсовых опор,
— имеют значительную прочность на смятие,
— имеют большую поперечную устойчивость, создают лучшие условия для работы бесстыкового пути.
Недостатки:
— большая жесткость, которую компенсируют упругими прокладками
— повышенная электропроводимость, требующая электроизолирующих деталей, что повышает стоимость.
При устранении этих недостатков срок службы может быть доведен до 40-50 лет.
Железобетонные шпалы состоят из продольной арматуры залитой бетоном.
Длина шпал стандартная 2700 мм±5мм. Масса 265 кг.
В настоящее время в соответствии с ГОСТом 10629-88 предусмотрено изготовление шпал типов:
Ш-1 для раздельного клемноболтового рельсового соединения типа КБ,
Ш–2 для не раздельного рельсового соединения типа БПу.
В зависимости от трещиностойкости, качества бетонной поверхности шпалы изготавливают первого и второго сорта. Второй сорт укладывают на малодеятельные участки, станционные и подъездные пути.
Все железобетонные шпалы имеют специальные площадки, которые сделаны с поперечным уклоном (подуклонка).
Укладку шпал на пути делают по эпюре. Эпюра шпал это порядок расположения шпал и их количество на 1км или звене.
Основные эпюры шпал на 1км – 1440, 1600, 1840, 2000, на 1 звене (25м) – 36, 40, 46, 50.
Расстояния между осями остальных шпал на протяжении рельсового звена одинаковы и равны 54,3см (эпюра 1840 шт./км) и 50,0 (2000 шт./км).
На малодеятельные участки укладывают эпюру 1440 шпал. В кривых участках пути R 1200м и менее укладывают на одну эпюру больше чем в прямых. В процессе эксплуатации некоторые шпалы смещаются (перекашиваются), что нарушает параметры рельсовой колеи.
Расстояния между осями шпал должны соответствовать эпюре шпал данного класса пути, отклонения от эпюрных величин должны быть не более 8см при деревянных шпалах и 4см при железобетонных шпалах.
Предназначено для скрепления рельсов с шпалой.
Современные промежуточные скрепления должны:
1. длительно обеспечивать неизменность ширины колеи,
2. допускать регулировку положения рельсовых нитей по высоте и в плане,
3. надежно закреплять рельсы от угона,
4. быть пружинными, обеспечивать оптимальную пространственную упругость,
5. иметь минимум деталей, быть простыми, надежными, удобными и недорогими в изготовлении, монтаже и эксплуатации,
6. быть высокоэкономичными.
На деревянных шпалах применяют 2 вида скрепления: костыльное и шурупноболтовое.
Костыльное скрепление состоит из подрельсовой стальной подкладки, путевых костылей, упругой резиновой прокладки.
Наименование
Длина, мм
Сечение, мм
Масса, кг
Нормальные
16*16
0,378
Удлиненные (пучинные)
16*16 16*16 16*16 16*16
0,458 0,509 0,558 0,609
Костыли изготовляют обычно из стали марки Ст3.
Подкладки бывают 5 и 6 дырные. Костыльное крепление называют ДО.
Шурупное крепление КД состоит из металлической подкладки в которой имеется 4 отверстия диаметром 26 мм. под шурупы, а также 2-клемных болтов, п-образных клемм, упругих шайб, упругой подрельсовой прокладки и гаек.
На железобетонных шпалах применяют крепления КБ, ЖБР, АРС.
Крепление типа КБ-65 имеет наибольшее применение и состоит из 21 крепления, ЖБР из 13 креплений. При эксплуатации необходимо соблюдать нормы затяжки гаек закладных и клеммных болтов.
Для контроля за усилием используют специальные динамометрические ключи.
Дата добавления: 2014-12-26 ; Просмотров: 3560 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Регулировка шпал по эпюре
Деревянные шпалы изготавливаются по ГОСТ 78-2004.
Шпалы из дерева подразделяются на три вида:
Пропитка деревянных шпал
Пропитка шпал осуществляется каменоугольными маслами, креозотом, либо антисептиками ЖТК для пропитки железнодорожных шпал. В настоящее время в России пропитка осуществляется методом «вакуум-давление-вакуум», этот метод нормирован ГОСТ.
Вагон загруженный пропитанной шпалой
Для пропитки шпал производители используют комлекс оборудования: автоклавы, сушильные камеры, котлы-парообразователи и пр.
Пропитка древесины методом «вакуум-давление-вакуум» обеспечивает наиболее глубокое проникновение защитного средства и применяется для пропитки древесины, эксплуатируемых в тяжелых условиях: шпал, опор ЛЭП связи, свай, мостов и др. Древесина должна быть сухой или подсушенной непосредственно перед пропиткой в том же автоклаве.
Метод ВДВ (вакуум-давление-вакуум) состоит из трёх операций:
Жидкостное давление выше атмосферного. В древесину под давлением вводят антисептик.
3
Конечный вакуум, предназначенный при пропитке маслами для снижения начального поглощения, а при пропитке водорастворимыми антисептиками — для подсушки поверхности древесины.
Производители пропитанных шпал
В России
Пропитанные шпалы производятся преимущественно на Урале и в Сибири. В первую очередь это связано с обильной лесистостью данных регионов страны. В Сибирском ФО крупнейшим производителем шпал является Шпалопропиточный Завод ЗАО РОСЭНЕРГОТРАНС (Иркутская область, г. Иркутск).
Большинство сертифицированных производителей шпал входят в состав ОАО «Российские железные дороги» и производят шпалы под нужды окружных железных дорог Российской Федерации.
Железобетонные шпалы
С 1970-х в СССР приобрели популярность шпалы из напряжённого железобетона, особенно удачным их использование оказалось на бесстыковом пути.
Железобетонные шпалы представляют собой железобетонные балки переменного сечения. На таких балках имеются площадки для установки рельсов, а так же отверстия под болты рельсошпального скрепления (при забивании в отверстия деревянных пробок используются так же костыльные и шурупные скрепления). Железобетонные шпалы изготавливаются с предварительным натяжением арматуры. Технология изготовления железобетонных шпал следующая: в специальную форму помещаются струны арматуры, которым сообщаются растягивающие усилия. Затем под действием вибратора форма заполняется бетоном. Когда бетон затвердевает, напряжения со струн снимаются и форма разбирается. Такой способ изготовления шпал придаёт им упругости и предохраняет шпалу от раскола под подвижным составом.
Стальные шпалы
Стальные шпалы из гнутого стального профиля, являются относительно лёгкими по весу. Такие шпалы иногда используется для временных подъездных путей, ветках промышленных предприятий. Их преимущество в том, что они не подвержены гниению и атакам насекомых, хорошо сохраняют ширину колеи, но при этом большим недостатком является то, что они подвержены ржавчине. [4] [5]
Шпалы из полимерных материалов
С 1990-х годов на некоторых скоростных железных дорогах Японии начали укладывать полимерные шпалы.
Источник
Проектирование, строительство и ремонт железных дорог
Шпалы
Подрельсовые опоры устраивают в виде шпал и брусьев (на стрелочных переводах и металлических мостах). Кроме того, на искусственных сооружениях применяют блочные основания безбалластного типа из железобетона (в виде плит — на мостах, малогабаритных рам — в тоннелях).
Количество шпал на на 1 км и порядок их расположения по длине рельсового звена (эпюра укладки) нормируется исходя из условий выравнивания давлений в балластном слое по его глубине, а также обеспечения необходимой сопротивляемости рельсошпальной решетки продольному и поперечному сдвигу.
Существует две основные стандартные эпюры укладки шпал, соответствующих 1840 шт./км (46 шпал на 25-метровом звене) в прямых и кривых радиусом более 1200 м. и 2000 шт./км (50 шпал на звене) в кривых радиусом 1200 м и менее (на скоростных линиях при скорости более 140 км/ч в кривых радиусом 2000 и менее).
На путях 5-го класса допускается эпюра шпал в прямых 1440 шт/км, а вкривых радиусом менее 650 м — 1600 шт./км (40 шпал на звене).
При всех эпюрах расстояния между осями стыковых шпал стандартные: 42 см при рельсах Р65, Р75 и 44 см при рельсах Р50.
Расстояния между осями остальных шпал на протяжении рельсового звена одинаковы и равны 54,6 см (эпюра 1840 шт./км) и 50,2 (2000 шт./км)
В процессе эксплуатации наибольшее допускаемое отклонение в расстояниях между осями шпал не должно превышать 8 см.
Шпалы деревянные
Наиболее распространенным видом рельсовых опор на железных дорогах мира являются деревянные шпалы. Их изготавливают из сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра и березы. С целью увеличения срока службы такие шпалы пропитывают каменноугольными маслами, антисептиками, креозотом. Деревянные шпалы должны соответствовать ГОСТ 78-89 «Шпалы деревянные для железных дорог колеи 1520 мм». В зависимости от назначения деревянные шпалы изготавливаются трех типов:
1 — для главных путей 1-го и 2-го классов, а также для путей 3-го класса при грузонапряженности более 50 т км брутто/км в год или скоростях движения поездов более 100 км/ч;
2 — для главных путей 3-го и 4-го классов, подъездных путей с интенсивной работой, приемоотправочных и сортировочных путей на станциях;
3 — для путей 5-го класса (для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий).
По форме поперечного сечения деревянные шпалы подразделяются на три вида: обрезные (черт.1), полуобрезные (черт.2), необрезные (черт.3)
Чертеж 1 Чертеж 2 Чертеж 3
Шпалы железобетонные
Железобетонные шпалы создаются из напряженного железобетона. Основная сфера использования – устройство бесстыковых путей.
Брусья деревянные мостовые
Длина мостовых брусьев обычного сечения — 3,25 м. Чем больше расстояние между осями продольных балок или ферм моста (до 2,5 м), тем большим должно быть поперечное сечение мостовых брусьев (до 24х30 см) и их длина (до 4,20 м). Мостовые брусья, в отличие от деревянных шпал, изготавливаются только обрезными.
Брусья мостовые деревянные ГОСТ 28450-90
Брусья деревянные ГОСТ 28450-90 для мостов с увеличенным расстоянием между продольными балками (фермами)