Меню

Регулировка сарт на тепловозе 2тэ10

Регулировка сарт на тепловозе 2тэ10

Работа системы автоматического регулирования температуры тепловоза 2ТЭ10М, 3ТЭ10М

Включается САРТ переводом тумблера «Управление холодильником» (рис. 75) в положение «Автоматическое» при включенном автомате «Жалюзи» и установленной в одно из рабочих положений («Вперед» или «Назад») реверсивной рукоятке контроллера. При повышении температуры воды или масла на выходе из дизеля до 72 ±2 °С замыкается контакт ВКВ или ВКМ датчика-реле, установленного в соответствующей системе, и включаются электропневматические вентили управления по цепи: автомат «Жалюзи», контакты реверсивного механизма контроллера, тумблер ТХ и далее в зависимости от замыкания контактов датчиков-реле. При замыкании контактов ВКВ питание подается через диоды Д2 и ДЗ на катушки ВПЗ и ВП4 электропневматических вентилей, которые подают воздух на открытие жалюзи воды, верхних жалюзи и запорного клапана. При замыкании контактов ВКМ питание подается через диоды Д5 и Д6 на катушки ВП4 и ВП5 электропневматических вентилей, которые подают воздух на открытие жалюзи масла, верхних жалюзи и запорного клапана. Соответствующие жалюзи открываются, а через запорный клапан начинает поступать масло на питание гидромуфты. При определенных условиях открытие жалюзи может быть достаточным для охлаждения воды или масла. При этом, если температура регулируемой жидкости понизится до 71—66 °С, контакты датчиков разомкнутся и будет подан сигнал на закрытие жалюзи. Диоды Д8—Д11 создают замкнутую цепь для тока самоиндукции при отключении катушек электропневматических вентилей, что не допускает перенапряжения в цепи отключения и выход из строя основных диодов.

Если открытия жалюзи недостаточно для снижения температуры воды или масла, в работу включается система, управляющая изменением частоты вращения вентиляторного колеса. Работает система следующим образом. Сжатый воздух из воздухопровода автоматики тепловоза поступает на управляющий клапан преобразователей температуры, установленных в масляной и водяной системах тепловоза. Каждый преобразователь выдает пневматический сигнал, давление которого прямо пропорционально температуре регулируемой жидкости. При температуре регулируемой жидкости 73 ±’2° С давление воздуха после преобразователя температуры должно составлять 0,2 МПа, что соответствует началу выхода рейки гидромуфты. При температуре 78—84 °С давление воздуха после преобразователя температуры должно составлять 0,5 МПа, что соответствует полному выходу (42±1 мм) рейки гидромуфты. От преобразователя по трубопроводу пневматический сигнал поступает в пневмоцилиндр 18, с помощью которого

происходит перемещение штока с регулировочным болтом 19. Выбирающее устройство пневмопривода сравнивает перемещение штоков пневмоцилиндров. Шток, имеющий наибольший выход, через рычаг обратной связи 6 перемещает золотник 7 влево. Поясок золотника открывает окно в во втулке и масло из полости Б через канал б поступает в полость В, соединенную каналом д со сливным трубопроводом. Масло из полости Б сливается до тех пор, пока шток 5, перемещаясь под действием пружины 9, через рычаг обратной связи 6 не сдвинет золотник вправо настолько, что он перекроет окно в и слив масла нз полости Б прекратится. При сливе масла шток 5 отходит от зубчатой рейки 3, которая перемещается под воздействием пружины 2 и складывает черпаковые трубки 4. Откачка масла из полости гидромуфты уменьшается, увеличивается наполнение гидромуфты маслом и вследствие уменьшения скольжения между насосным и турбинным колесами увеличивается частота вращения турбинного колеса, а также связанного с ним через угловой редуктор колеса вентилятора холодильника. Процесс будет протекать до тех пор, пока частота вращения колеса вентилятора не достигнет значения, необходимого для создания потока воздуха, достаточного для прекращения роста температуры регулируемой жидкости. При понижении температуры регулируемой жидкости уменьшается пневматический сигнал, поступающий от преобразователя температуры к пневмоцилиндру 18, и шток пневмоцилиндра вместе с регулировочным болтом 19 отходит от рычага 6. Золотник 7 под действием пружины 8 перемещается вправо, сообщая при этом полость Б через канал б с полостью высокого давления А, куда масло поступает из системы тепловоза. Под давлением масла поршень 10 сжимает пружину 9, перемещает зубчатую рейку и, преодолевая сопротивление пружины 2, раскрывает черпаковые трубки 4. Через черпаковые трубки масло откачивается из полости гидромуфты, уменьшается заполнение круга циркуляции, увеличивается скольжение турбинного колеса относительно насосного, частота вращения колеса вентилятора холодильной камеры снижается. Из описанного выше следует, что для перемещения поршня 10 необходимо сместить золотник 7 с нейтрального положения. Однако благодаря рычагу 6 силовой поршень перемещает золотник в сторону прекращения своего движения (т. е. в нейтральное положение). Поэтому рычаг 6 получил название рычага обратной связи.

Читайте также:  Регулировка схождения задних колес соната тагаз

Рис. 75. Система автоматического регулирования температуры:
1—гайка; 2, 8, 9—пружины; 3—рейка зубчатая; 4—черпаковые трубки, 5—шток; 6— рычаг обратной связи; 7—золотник; 10, 12—поршни; 11, 13, 18—пневмоцилиндры; 14, 17— датчики-реле; 15, 16—преобразователи температуры; 19—регулировочный болт; А, Б, В— полости; а, б, д—каналы; в, г—окна

Таким образом, если при каком-либо установившемся режиме изменяется температура регулируемой жидкости, после окончания процесса регулирования точка М всегда занимает одно и то же положение, а точки О и Я перемещаются в соответствии с новым режимом. Поэтому работу рычага обратной связи можно представить себе, как качание относительно неподвижной точки М. Следовательно, ход силового поршня будет пропорционален ходу штока пневмоцилиндра 18. Так как отношение плеч ОМ:МН рычага обратной связи 6 равно 9 (выбрано из условий устойчивости САРТ), то на 1 мм хода штока приходится 9 мм хода силового поршня. Для всего диапазона регулируемой частоты вращения вала гидромуфты необходимо примерно 5 мм хода штока пневмоцилиндра, что составляет 5 °С изменения температуры регулируемой жидкости. Из сказанного следует, что при изменении режима работы холодильника температура жидкости будет изменяться в пределах 5 °С.

Система автоматического регулирования температуры предусматривает переход на ручное дистанционное управление частотой вращения вентиляторного колеса с пульта управления. Для этого необходимо установить тумблер «Управление холодильником» в положение «Ручное». Температура воды и масла дизеля регулируется включением тумблеров «Жалюзи верхние», «Жалюзи воды и верхние», «Жалюзи масла и верхние», «Вентилятор холо-дильника». Тумблер «Вентилятор холодильника» включается после включения одного из тумблеров управления жалюзи и подает питание на катушку вентиля ВП2. Получив питание, вентиль ВП2 открывает доступ сжатого воздуха в пневмоцилиндр 11. Поршень 12 пневмоцилиндра через толкатель перемещает золотник серводвигателя в левое крайнее положение. Масло из полости Б сливается, пружина 9 перемещает шток 5 вместе с поршнем 10 в правое положение. Рейка 3, перемещаясь под действием пружины 2, складывает черпаковые трубки, частота вращения вентиляторного колеса достигает максимального значения.

При автоматическом управлении регулирование температуры воды и масла производится раздельно на каждой секции, при ручном — с ведущей секции.

При подготовке тепловоза к работе в зимний период проверяют плотность прилегания створок жалюзи холодильной камеры, исправность работы их приводов. Открытие боковых жалюзи ограничивают на угол не более 30 ° установкой фиксатора в четвертое отверстие снизу (пятое сверху) сектора привода жалюзи. Снаружи тепловоза на проемы, где установлены жалюзи, навешивают щиты механического зачехления. На диффузоре холодильной камеры открывают люки для частичного перепуска воздуха из шахты холодильной камеры в дизельное помещение.

Во время эксплуатации в холодное время года для повышения температуры воздуха в дизельном помещении рычаг механического управления верхними жалюзи фиксируют штырем в верхнем крайнем положении, в этом случае створки верхних жалюзи будут жестко удерживаться в закрытом положении При температуре 0 °С ограничивают частоту вращения вентиляторного колеса путем ограничения максимального хода рейки гидромуфты до 30 мм. Температуру воды дизеля и воды, охлаждающей масло и наддувочный воздух дизеля, при различных температурах окружающего воздуха поддерживают в рекомендуемых пределах частичным или полным закрытием щитов верхнего и нижнего ярусов секций холодильника.

При подготовке тепловоза к работе в летний период щиты механического зачехления с тепловоза снимают. Секции радиаторов промывают и выправляют помятые пластины. Люки на диффузоре холодильной камеры плотно закрывают и проверяют плотность заделок. Проверяют работу привода и открытие жалюзи.

Источник

СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОДЫ И МАСЛА ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ10М (САРТ)

Предназначена для поддержания в необходимых пределах температуры воды и масла дизеля. САРТ открытием жалюзи и изменением частоты вращения колеса вентилятора холодильника – изменяет параметры воздушного потока, проходящего через радиаторные секции, в результате чего меняется температура воды и масла.

САРТ включается тумблером «ТХ» «Управление холодильником» в положение «Автоматическое», при включенном автомате «Жалюзи», реверсивной рукоятке переведённой в положение «вперёд» или «назад».

При повышении температуры воды или масла до 72 0 С замыкается контакт ВКВ или ВКМ датчика-реле Т-35 и подаётся ток на катушки электропневматических вентилей для открытия жалюзи воды или масла, верхних жалюзи и запорного клапана, который открывает поступление масла в гидромуфту.

Читайте также:  Регулировка дроссельной заслонки моновпрыска

Если открытия жалюзи недостаточно, включается система управления частотой вращения колеса вентилятора.

В масляной и водяной системе установлены преобразователи температуры, которые выдают пневматический сигнал, давление которого прямо пропорционально температуре регулируемой жидкости.

От преобразователя по трубке пневматический сигнал поступает в пневмоцилиндр, где через мембрану и упор усилие передаётся на шток. Выбирающее устройство пневмопривода сравнивает перемещение штоков пневмоцилиндров. Шток, имеющий наибольший выход, через рычаг обратной связи перемещает золотник влево. Диск золотника открывает окно во втулке и масло из полости «Б» идёт на слив до тех пор пока шток поршня, перемещающегося под действием пружины не сдвинет золотник настолько, что он перекроет окно и слив масла прекратится. При сливе масла шток поршня гидравлического сервомотора освобождает зубчатую рейку, которая перемещается под действием пружины и складывает черпаковые трубки. Увеличивается наполнение гидромуфты маслом, частота вращения колеса вентилятора холодильника увеличивается.

При понижении температуры регулируемой жидкости – уменьшается пневматический сигнал преобразователя температуры к пневмоцилиндру. Шток пневмоцилиндра отходит от рычага. Золотник под действием пружины перемещается вправо, сообщая полость «Б» цилиндра с полостью высокого давления масла (между дисками золотника – масло поступает от масляного насоса центробежного фильтра – под давлением 10 кгс/ см 2 ). Под действием давления масла поршень сервомотора перемещает зубчатую рейку, раскрывает черпаковые трубки, через которые масло откачивается из круга циркуляции. Скорость вращения колеса вентилятора уменьшается. Под действием рычага обратной связи золотник занимает нейтральное положение. После окончания регулирования температуры средняя точка рычага обратной связи всегда занимает одно и тоже положение.

При температуре воды или масла 71- 66 0 С – контакты датчиков – реле размыкаются, что вызывает закрытие жалюзи и закрытие запорного клапана.

Для перехода на ручное управление необходимо установить тумблер «Управление холодильником» в положение «Ручное». Температура воды или масла регулируется включением тумблеров: «Жалюзи верхние», «Жалюзи воды и верхние», «Жалюзи масла и верхние», «Вентилятор холодильника».

При включении тумблера «Вентилятор холодильника» вентиль ВП2 открывает поступление сжатого воздуха в пневмоцилиндр, поршень которого через толкатель перемещает золотник в крайнее левое положение. Масло идёт на слив из полости «Б» и поршень сервомотора перемещается в правое крайнее положение. Зубчатая рейка движется вправо и складывает черпаковые трубки, скорость вращения колеса вентилятора достигает максимального значения.

Дата добавления: 2014-12-16 ; Просмотров: 6984 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ

Температура охлаждающих жидкостей на современных тепловозах регулируется автоматически, без участия машиниста. Машинист во время движения поезда по приборам на пульте управления контролирует температурное состояние дизеля. Систему авторегулирования температурного режима дизеля, сокращенно называемую САРТ, образует комплекс устройств, главные из которых: устройство для изменения частоты вращения вентилятора холодильника, например гидромуфта переменного наполнения, электродвигатель, гидромотор, терморегуляторы, реле управления жалюзи и др. САРТ — это глаза и руки машиниста. САРТ непрерывно, словно автоматический диспетчер, следит за температурой охлаждающих жидкостей. Если температура воды и масла возрастает и подходит к установленному пределу, САРТ плавно, без вмешательства машиниста увеличивает частоту вращения колеса вентилятора. Как это достигается, мы узнаем после краткого ознакомления с устройством вентилятора и его привода.

Рис. 112. Восьмилопастное колесо осевого вентилятора

Вентилятор представляет собой колесо с лопастями (рис. 112). Главная задача вентилятора — прогнать через секции холодильника как можно больше воздуха и при этом затратить как можно меньше мощности. Все же на привод вентилятора современного тепловоза расходуется от 3 до 5% мощности дизеля. Например, на тепловозе 2ТЭ10В при наибольшей частоте вращения вала привод вентилятора потребляет около 140 кВт (190 л. с). Какова же максимальная подача (производительность) вентилятора? Она измеряется сотнями тысяч кубических метров воздуха (для секции тепловоза 2ТЭ10В — 240 000 м3/ч).
Чтобы обеспечить такую высокую производительность, вентиляторное колесо обычного центробежного вентилятора должно быть большого диаметра. В габаритах тепловоза разместить его трудно. Как же быть? Оказывается, для условий работы на тепловозе хорошо подходит осевой вентилятор. Поток воздуха, нагнетаемого таким вентилятором, направлен вдоль его оси подобно воздушному винту самолета. Осевой вентилятор удается удобно расположить в стесненных габаритах тепловоза, обычно его устанавливают в крыше тепловоза.

Читайте также:  Хундай акцент регулировка ручника

Рис. 113. Автоматический привод вентилятора холодильника тепловоза 2ТЭ10Л

Вот почему почти на всех тепловозах применяются только осевые вентиляторы. Диаметр колеса вентилятора достигает, например на тепловозе 2ТЭ10Л, 2 м, а максимальная частота вращения 1160 об/мин.
У привода вентилятора холодильника (рис. 113) прежде всего бросается в глаза длинный валопровод (около 4 м). На тепловозах вентилятор холодильника расположен далеко от дизеля, от которого он приводится во вращение. Одним концом валопровод соединен с нижним коленчатым валом дизеля, а другим — с гидроприводом вентилятора. Мощность от вала дизеля к вентилятору холодильника передается через распределительный редуктор. Этот редуктор передает мощность для привода трех потребителей: вентилятора холодильника, подвозбудителя и вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки.
Чтобы при пуске дизеля или резких изменениях частоты вращения коленчатого вала оградить приводы этих агрегатов от ударной нагрузки, распределительный редуктор имеет гидромуфту, почему он и называется гидромеханическим.
На тепловозах 2ТЭ10В н 2ТЭ10Л частота вращения вентиляторного колеса изменяется (регулируется) не ступенчато, а плавно и непрерывно с помощью так называемой гидродинамической муфты переменного наполнения маслом. Вместе с конической зубчатой передачей она образует гидропривод вентилятора, размещаемый в общем корпусе (см. рис. 113). Гидромуфта состоит из насосного и турбинного колес, заполняемых маслом из системы смазки дизеля.
Всегда ли вентилятор должен работать с наибольшей частотой вращения? Очевидно, нет. Все зависит от наружной температуры воздуха и нагрузки дизеля. Палящая жара и январские морозы, а также изменения мощности дизеля вызывают необходимость регулировать в широких пределах количество воздуха, прогоняемого через секции холодильника, а то и вовсе выключать вентилятор.
Количество воздуха, просасываемого вентилятором через холодильник, зависит от частоты вращения вентилятора и положения створок жалюзи. Жалюзи представляют собой заслонки, которые могут поворачиваться вокруг своей продольной оси и изменять сечение для прохода воздуха. Боковые жалюзи установлены снаружи секций холодильника (рис. 114), а верхние — над вентиляторным колесом. Для предупреждения чрезмерного охлаждения воды и масла в секциях в зимний период поверх боковых жалюзи приходится навешивать специальные чехлы.

Рис. 114. Поперечный разрез шахты холодильника

Управление жалюзи и гидромуфтой вентилятора автоматизировано. Есть такое воскообразное вещество — церезин. Одно из его свойств — способность в определенном диапазоне температур плавиться и, как следствие, значительно расширяться в объеме. Например, при повышении температуры церезина от 50 до 80°С объем его увеличивается на 14—15%? Конструкторы решили воспользоваться этим свойством церезина и наполняют им датчики, которые «командуют» частотой вращения колеса вентилятора и открытием жалюзи. Задача решается относительно просто. Баллончик, плотно закрытый с одного конца (на тепловозе 2ТЭ10В он имеет вид змеевика), заполняют церезином (рис. 115). Размещают баллончик так, чтобы его омывала горячая жидкость. Как только температура воды или масла достигает установленного предела, церезин плавится, расширяется в объеме и начинает перемещать резиновую пробку, поршень со штоком и, преодолевая усилие пружины, толкатель. На этом командные функции термобаллончика заканчиваются.

Рис. 115. Схема устройства терморегулятора привода жалюзи

Шток перемещает кулачок, который с помощью рычажков замыкает различного назначения микровыключатели. Собираются электрические цепи включения электропневматических вентилей, автоматически открываются створки соответствующих жалюзи (боковые или верхние). Если температура воды продолжает повышаться, то шток термобаллона воздействует (посредством золотника и других деталей) на серводвигатель, который с помощью гидромуфты плавно и непрерывно увеличивает частоту вращения колеса вентилятора.
При понижении температуры воды и масла, а также температуры окружающей среды процесс автоматического регулирования происходит в обратном порядке. Таков принцип действия системы САРТ на тепловозах 2ТЭ10Л и 2ТЭ10В. На других тепловозах, в частности ТЭП60, ТЭП70 и ТЭП75, терморегуляторы имеют другую конструкцию. С их помощью изменяется расход масла, поступающего к гидродвигателям, которые приводят во вращение вентиляторные колеса холодильника.
Наряду с автоматическим управлением предусмотрено ручное, но им машинисты пользуются только в случае отказа системы САРТ или при сильных боковых ветрах (с пылью, снегопадом, дождем), когда требуется держать закрытыми жалюзи с одной стороны тепловоза и открытыми с другой.

Источник

Adblock
detector