Меню

Регулировка рычагов выключения сцепления зил 130

Регулировка рычагов выключения сцепления зил 130

РЕГУЛИРОВКА СЦЕПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

Регулировка положения рычагов выключения сцепления автомобилей ЗИЛ-130, 131

Положение рычагов выключения сцепления регулируют при разборке нажимного диска 11 сцепления, когда требуется замена изношенных или поломанных деталей сцепления (теплоизолирующих колец, нажимных пружин и др.). Эту регулировку рычагов сцепления выполняют только на снятом сцеплении с автомобиля.

Цель регулировки рычагов выключения сцепления заключается в том, чтобы установить их в такое положение, которое

обеспечило бы полное выключение сцепления при рабочем ходе-педали сцепления, величина которого равна 130—150 мм.

При разборке, сборке, а также при регулировке нажимный диск сцепления устанавливают на вспомогательный маховик (используемый как приспособление), подкладывая под нажимный диск сцепления стальной диск толщиной 9,8 мм. В том случае, когда имеется приспособление (рис. 32, в) для регулировки положения рычагов выключения сцепления, следует его подкладывать вместо стального диска под нажимный диск, так как толщина его выступов, расположенных по окружности, равна
9,8 мм. Приспособление по своей конструкции несложно, и его можно изготовить силами ремонтных мастерских.

Кожух 10 (рис. 32, б) сцепления закрепляют на вспомогательном маховике на все болты, тем самым до некоторой степени освобождая регулировочные вилки 14 от силы нажимных пружин, что облегчает вращение регулировочных гаек 13 при регулировке рычагов сцепления.

Положение рычагов 12 регулируют в следующем порядке: расшплинтовывают пассатижами восемь болтов крепления опорных пластин 15, отвертывают болты, снимают все четыре опорные пластины, затем, вращая ключом 2 (рис. 33, а) регулировочные гайки 1, регулируют положение рычагов 3 так, чтобы сферические выступы их концов находились на расстоянии 40,2±0,5 мм от рабочей поверхности нажимного диска, замеряя это расстояние штангенглубиномером 4, как указано на рисунке; при этом концы рычагов должны находиться в одной плоскости параллельно рабочей поверхности нажимного диска с точностью не более 0,5 мм.

В том случае, когда под нажимный диск сцепления подложено приспособление 6 (рис. 33, б) для регулировки, установку рычагов 3 следует проверять при помощи контрольной пластины 5, как показано на рисунке. При этом сферические выступы концов рычагов должны касаться контрольной пластины, установленной на ступице приспособления.

Перед установкой сцепления на автомобиль надо проверить чистоту выключения сцепления. При перемещении концов рычагов нажимного диска в сторону маховика на 9,6 мм должно быть обеспечено полное выключение сцепления, при этом сцепление не должно «вести».

Закончив регулировку положения рычагов выключения сцепления, надо установить опорные пластины на кожух сцепления, закрепить их болтами и зашплинтовать болты попарно проволокой, а регулировочные гайки закернить. Затем снять нажимный диск сцепления в сборе с приспособления, установить его на маховик двигателя на автомобиле, сцентрировав ведомый диск, закрепить на восемь болтов, причем болты должны быть затянуты равномерно без перекосов кожуха относительно маховика. После этого надо соединить рычаг 3 (см. рис. 32, а) оси вилки с приводом выключения сцепления и отрегулировать величину свободного хода педали сцепления.

Читайте также:  Регулировка свободного хода осуществляется путем воздействия на

Заменять детали нажимного диска сцепления с последующей регулировкой можно, не сжимая нажимные пружины сцепления. При этом надо применять метод постепенного отвертывания регулировочных гаек до полного освобождения от сжатия нажимных пружин или применять метод использования дополнительных удлиненных болтов. Эти болты ввертывают вместо двух или четырех болтов крепления кожуха сцепления ( к вспомогательному маховику) и при помощи их при постепенном вывертывании тоже освобождают нажимные пружины от сжатия, а затем сцепление разбирают, заменяют детали, собирают и регулируют.

Рис. 33. Регулировка сцепления: а — регулировка положения рычагов при помощи штангенглубиномера б — регулировка положения рычагов при помощи приспособления и контрольной пластины

Источник

Регулировка привода сцепления

Регулировка рычагов оттяжных лапок корзины сцепления ЗИЛ-130

Регулировку сцепления можно производить на демонтированном нажимном диске (например после замены ведомого диска сцепления, либо замены лапок нажимного диска или выжимного подшипника) или непосредственно на автомобиле через открытый лючок в маховике. Рассмотрим вариант с демонтажем КПП и всех деталей сцепления.

Демонтаж производят на смотровой канаве с использованием специальной лебедки чтобы снять КПП:

Когда все детали перебраны и заменены новыми, необходимо произвести регулировку четырех рычагов нажимного диска или как их называют просто — «лапок» корзины сцепления. Для этого потребуется ровная плита в качестве которой используют запасной маховик двигателя ЗИЛ-130. Если такового нет — необходимо приобрести его на разборке.

Не снимая собранного нажимного диска сцепления (корзины) со вспомогательного маховика (используемого как приспособление), надо произвести регулировку положения рычагов относительно рабочей поверхности нажимного диска.

Вращая регулировочные гайки ключом, установить все рычаги в такое положение, чтобы расстояние от рабочей поверхности нажимного диска до вершин сферических выступов на внутренних концах рычагов было в пределах 39,7—40,7 мм. При этом концы рычагов должны лежать в одной плоскости, параллельной рабочей поверхности нажимного диска с точностью 0,5 мм, не более.

Закончив регулировку сцепления, надо затянуть болты крепления опорных пластин (момент затяжки 1,0—1,5 кГм). Затем зашплинтовать болты (восьмеркой) мягкой отожженной стальной проволокой диаметром 1 мм.

Закернить в одной точке резьбовое соединение регулировочной гайки с резьбовым концом вилки.

Отвернуть болты крепления кожуха к вспомогательному маховику и снять нажимный диск в сборе с кожухом. При этом все болты отвертывать постепенно и последовательно во избежание деформации кожуха сцепления.

Вот так выглядит рычаг регулировочный или по простому лапка диска нажимного ЗИЛ 130:

Сборка нажимного диска (корзины)

Возможно провести регулировку рычагов оттяжных и не снимая корзину сцепления с маховика автомобиля.

Назначение сцепления

Сцепление предназначено для плавного трогания автомобиля с места, кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и предотвращению воздействия на трансмиссию больших динамических нагрузок, возникающих на переходных режимах и при движении по дорогам с плохим покрытием. При конструировании фрикционных сцеплений помимо основных требований (минимальная собственная масса, простота конструкции, высокая надёжность и т.п.) необходимо обеспечить следующее:

Читайте также:  Приора хэтчбек регулировка сцепления

— надёжную передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии при любых условиях эксплуатации;

— плавное трогание автомобиля с места и полное включение сцепления;

— полное отсоединение двигателя от трансмиссии с гарантированным зазором между поверхностями трения;

— минимальный момент инерции ведомых элементов сцепления для более лёгкого переключения передач и снижения износа поверхности трения в синхронизаторе;

— необходимый отвод теплоты от поверхности трения;

— предохранение трансмиссии от динамических перегрузок.

Источник

Сцепления грузовика ЗИЛ 130

Прежде чем рассмотреть конкретно сцепление Зил 130, хотелось бы сказать несколько слов о самом автомобиле. Зил 130 является легендарным советским грузовиком, простым и неприхотливым. Первая серия машин была выпущена в далеком 1962 году, однако и сегодня на улицах городов и сел можно встретить этих исправных тружеников. Им не страшны плохие дороги и некачественное топливо. Кроме того, по трассе они могут развивать скорость до 100 километров в час. Из недостатков модели, пожалуй, стоит отметить высокий расход горючего, который может достигать 30 литров на сто километров.

При должном уходе и своевременном обслуживании Зил 130 способен беспроблемно работать десятки лет. Этому есть живые примеры. Однако любому владельцу этого грузовика желательно хорошо разбираться в его устройстве, чтобы суметь проводить некоторые необходимые операции самостоятельно. Например, нужно знать как отрегулировать сцепление Зил 130. Для начала рассмотрим, как оно устроено.

Устройство сцепления

Сцепление грузовика Зил 130 можно охарактеризовать, как:

Располагается оно в картере из литого чугуна, который прикреплен к мотору. Его кожух крепится на маховике коленвала с помощью восьми центрирующих болтов. Усилие нажима создают шестнадцать пружин, которые установлены между кожухом сцепления и его нажимным диском. Под ними лежат специальные теплоизолирующие шайбы. Они способны уменьшать нагревание пружин. Благодаря этим шайбам исключается потеря пружинами упругих свойств из-за нагрева. Крутящий момент передается от кожуха на ведомый диск посредством нажимного диска и четырех пар пружинных пластин. Устройство выключения сцепления представляет собой четыре рычага, соединяющихся с вилкой и нажимным диском пальцами. Между этими пальцами и каждым рычагом располагаются игольчатые ролики. В качестве опор для вилок используются сферические гайки. Они дают возможность вилкам осуществлять колебательные движения, когда нажимной диск перемещается.

В муфте выключения сцепления располагается выжимной подшипник, который является неразборным. Поэтому в процессе эксплуатации количество масла в этом подшипнике пополнить невозможно. Ведомый диск сцепления является стальным и имеет фрикционные накладки, изготовленные из прессованной металлоасбестовой композиции. Для выключения сцепления используется педаль с валом, установленным в кронштейне. Ход этой педали ограничивает пол в кабине грузовика.

Схема сцепления Зил 130

Как регулировать сцепление?

Для того чтобы сцепление всегда надежно работало ему необходима периодическая регулировка. Время от времени владельцы грузовиков Зил 130 должны регулировать свободный ход педали сцепления, а также положение рычагов его выключения. Регулировка свободного хода педали выполняется регулировочной гайкой. Зазор между выжимным подшипником и рычагами выключения сцепления обязан составлять от полутора до трех миллиметров. В этом случае свободный ход педали сцепления составит от тридцати пяти до пятидесяти миллиметров. Такая регулировка обеспечивает полные включения, а также выключения сцепления грузовика Зил 130. Если зазор между выжимным подшипником и рычагами выключения будет менее полутора миллиметров, то выжимной подшипник время от времени касаться рычагов выключения. Это будет сопровождаться пробуксовкой сцепления и как следствие, повышенным износом самого подшипника, а также рычагов выключения и фрикционных накладок.

Рычаги выключения сцепления грузовика регулируют во время сборки или ремонта сцепления, используя для этого специальные сферические гайки. Такая регулировка требуется для возможности ровного, без перекоса, перемещения нажимного диска во время выключения сцепления. Если ей пренебречь, то нажимной диск будет отодвигаться от ведомого диска неровно. В результате станет происходить повышенный износ всего узла, что приведет к преждевременному выходу его из строя.

Сцепление грузовика Зил 130 может выключаться не полностью из-за перекоса либо коробления ведомого диска, а также если между дисками существует неравномерный зазор. Чаще всего такая неприятность случается из-за перегрева в результате длительной пробуксовки. Эту проблему можно решить просто заменив покоробленные диски. Если фрикционные накладки разрушаются, то они способны создать клин между ведущим и ведомым дисками. В результате этого сцепление не будет полностью выключаться. Если это произошло, следует разобрать узел и поменять фрикционные накладки. Когда сцепление выключается, а нажимной диск все равно продолжает немного прикасаться к ведомому диску, необходима регулировка положения рычагов выключения.

Читайте также:  Регулировка подачи масла на цепь бензопилы хускварна 450

Если автомобиль трогается с места с некоторым рывком, то, вероятнее всего, эта неисправность связана с заеданием муфты выключения, расположенной на крышке подшипника первичного вала. Это происходит по причине того, что когда водитель отпускает педаль сцепления, муфта перемещается неравномерно, поначалу заедая, а затем резко дергая. Кроме того, сцепление может резко включаться и из-за покоробленных дисков. В этом случае для устранения неисправности потребуется их замена.

Как максимально продлить срок службы узла?

Чтобы грузовик Зил 130 как можно реже нуждался в ремонте, необходимо эксплуатировать его с соблюдением нескольких несложных правил. Трогаться с места можно как на первой, так и на второй передаче. Педаль сцепления необходимо стараться отпускать максимально плавно. Во время стоянки с работающим двигателем ногу на педали держать не следует. Кроме того, во время движения нельзя оставлять педель частично нажатой. Это приводит к преждевременному износу и раннему выходу из строя всего узла. Не следует осуществлять движение и переключать передачи на повышенных оборотах двигателя. Периодически необходимо проводить описанные выше регулировки. Соблюдение этих простых правил поможет как можно дольше сохранить работоспособность узла, а также исключить непредвиденные поломки.

Источник

Adblock
detector