Меню

Регулировка рулевого золотника газ 66

Ремонт гидроусилителя руля ГАЗ-66

Для проведения ремонта или осмотра состояния деталей разобрать насос гидроусилителя, клапан управления и силовой цилиндр.

Разборка и проверка насоса. Перед разборкой насос (рис. 1) снять с автомобиля, слить масло, очистить и промыть наружную поверхность насоса.

Порядок разборки и проверки насоса следующий:

— снять крышку бачка и фильтры;

— установить насос так, чтобы его вал был расположен вертикально, а шкив находился внизу, и снять крышку 9 насоса.

При снятии крышки удерживать перепускной клапан 8 от выпадения;

— отметить положение распределительного диска относительно статора 11 и снять его со штифтов;

— отметить положение статора 11 относительно корпуса 14 насоса и снять статор (стрелка на статоре указывает направление вращения вала насоса);

— снять ротор 12 вместе с лопастями. Статор, ротор и лопасти насоса подобраны на заводе индивидуально, поэтому их комплектность при разборке нарушать нельзя;

снять шкив 1 (при необходимости), стопорное кольцо и вал 13 насоса вместе с передним подшипником;

— проверить свободное перемещение перепускного клапана в крышке насоса и отсутствие забоин или износа. Клапан и крышка насоса подобраны на заводе индивидуально, поэтому их комплектность при разборке нарушать нельзя;

— проверить затяжку седла предохранительного клапана 7 и в случае необходимости подтянуть его;

— проверить каналы деталей насоса и очистить их;

— проверить, нет ли задиров или износа на торцовых поверхностях ротора корпуса и распределительного диска. В случае незначительных задиров или износа, притереть эти поверхности на плите, после чего детали тщательно промыть;

— проверить, свободно ли перемещаются в пазах лопасти 4 и не изношены ли они;

— осмотреть резиновые уплотнители. Затвердевшие, с трещинами и другими дефектами уплотнители заменить.

При оценке технического состояния насоса иметь в виду, что износы отдельных деталей, кроме явных задиров, не могут служить основанием для их замены. Технически исправное состояние насоса определяется двумя комплексными показателями:

— максимальным давлением, которое создает насос, и шумностью при работе.

Проверка давления, создаваемого насосом, описана выше. В связи со сложностью замера износов статора, ротора и лопастей насоса их нужно замерять в случае потери давления или явных задиров. Ротор насоса, статор и лопасти при сборке на заводе сортируют на три группы по длине.

В насос устанавливают детали только одной группы. Подбор указанных деталей по группам обеспечивает высокую работоспособность насоса и получение заданных характеристик.

При ремонте насоса ротор, статор и лопасти заменять также комплектно. Такие комплекты завод-изготовитель поставляет для запасных частей.

Размеры, по которым сортируют ротор, статор и лопасти на группы, приведены в табл. 1.

Золотник перепускного клапана и крышку насоса также подбирают комплектно, для чего их сортируют на три группы по диаметрам отверстия и шейки. Размеры, по которым сортируют на группы крышку и золотник, приведены в табл. 2.

При повышенной шумности работы насоса (явно выделяющийся звук из общего шумового фона работающего двигателя)

заменить шариковый подшипник валика насоса.

При ремонте насоса иметь в виду, что насос унифицирован с насосом автомобиля ЗИЛ-1З0, кроме шкива и пружины перепускного клапана.

Сборку насоса необходимо выполнять в следующем порядке.

Перед сборкой все детали тщательно промыть и просушить. Не следует протирать детали концами и тряпками, оставляющими на деталях нитки, ворсинки и т. п. Это же требование соблюдать при сборке клапана управления и силового цилиндра.

Установить статор, ротор с лопастями и распределительный диск в соответствии с метками, нанесенными при разборке, и стрелкой, указывающей направление вращения. При этом фаска шлицевого отверстия должна быть обращена к корпусу насоса

Установить крышку с перепускным клапаном. Шестигранник седла должен быть обращен внутрь отверстия. Равномерно затянуть болты крепления крышки. Момент затяжки болтов 2,1—2,8 кГм.

Момент затяжки болтов, крепящих бачок, 0.8—1 кгм.

Момент затяжки гайки, крепящей шкив насоса, — 5—6,5 кгм.

Вал насоса должен вращаться свободно, без заеданий.

Разборку клапана управления необходимо выполнить в следующем порядке.

Слить масло из системы гидроусилителя руля.

Отсоединить трубки и шланги от клапана управления.

Снять крышку 1 (рис. 2) клапана управления. Вывернуть центральный болт 5.

Отвернуть болты крепления корпуса клапана управления к продольной тяге и снять клапан управления.

Отвернуть винт крепления переходника и снять переходник 18.

Вынуть крышки и манжеты с обеих сторон клапана.

Вынуть золотник 6 клапана управления.

Если бронзовые седла сильно обмяты и деформированы, то выпрессовать их и запрессовать новые.

Определение технического состояния деталей клапана. На рабочих шейках золотника не должно быть забоин, задиров или глубоких рисок, которые при необходимости зачистить отделочным бруском, не заваливая острых кромок.

Золотник должен свободно, без заеданий перемещаться в корпусе клапана. При этом необходимо прочистить два отверстия в шейках золотника.

Уплотнительные манжеты 4 и 7 должны сохранять эластичность, не иметь на рабочих поверхностях трещин, выхватов и других дефектов.

Тщательно промыть от загрязнений внутренние полости и каналы корпуса клапана.

Золотник и корпус клапана не изнашиваются. При загрязнении клапанов на их поверхности могут образоваться задиры и риски.

Если задиры и риски вывести бруском нельзя, необходимо заменить детали.

Золотник и корпус клапана по диаметру шеек и отверстия сортируют на три группы.

Размеры деталей по группам даны в табл. 3.

Сборку клапана управления следует выполнить в следующем порядке.

Установить на продольную тягу переходник 18 (см. рис. 2) и затянуть винт его крепления. При этом нужно следить, чтобы на сопрягаемых торцах не было забоин и загрязнений.

Собрать в корпусе клапана золотник 6, манжеты 4 и 7 и крышки З и 20.

Золотник и манжеты перед установкой в корпус смазать турбинным или веретенным маслом. Вставлять золотник в корпус без перекосов, не прикладывая силу. Золотник при правильном направлении входит в корпус свободно.

Собирать корпус клапана и золотник по сопряженному диаметру только одной группы. На корпусе номер группы выбит на фланце под крышкой, а на золотнике нанесен электрографом на нерабочей шейке.

При сборке нужно обращать внимание на то, чтобы крайняя шейка золотника большего диаметра была обращена к продольной тяге. Соответственно манжеты также имеют разный внутренний диаметр и их нужно устанавливать на свои шейки.

Болты крепления корпуса клапана рекомендуется окончательно затягивать после затяжки центрального болта 6 во избежание заедания золотника. После затяжки этих болтов проверить свободу перемещения золотника в корпусе. Палец 10 рулевой сошки вместе с золотником должны свободно перемещаться относительно наконечника тяги (в пределах З мм).

Установить крышку 1, заменив пробковую прокладку 2.

В случае, если шланги не сразу присоединяют к клапану, заглушить места их присоединения заглушками, предохраняющими от попадания в клапан воды и грязи.

Разборка силового цилиндра. Перед разборкой силового цилиндра рекомендуется проверить свободу перемещения штока с поршнем из одного крайнего положения в другое.

Цилиндр разбирают в следующем порядке:

— Отпустить контргайку 5 (рис. 3);

— отвернуть гайку 6 крепления головки 7 цилиндра;

— вынуть из цилиндра головку 7 вместе со штоком 2;

— вынуть шток из головки;

В случае износа шарового шарнира разобрать шарнир и заменить изношенные детали.

Определение технического состояния деталей цилиндра. При определении технического состояния

деталей цилиндра проверить, чтобы:

на внутренней поверхности не было задиров;

— поршневые кольца свободно, без заеданий проворачивались в канавках поршня;

— на хромированной хромового покрытия поверхности штока не было выработки. Особенно тщательно надо осмотреть ту часть штока, которая в среднем положении штока в цилиндре находится в контакте с уплотнительным узлом головки цилиндра. При надирах и выработке покрытия штока его отремонтировать или заменить новым;

Читайте также:  Регулировка сливного механизма унитаза roca

— в отверстии под шток в головке 7 цилиндра не было надиров;

латунные шайбы 12 не были деформированы и сидели на штоке с малым зазором для соскабливания грязи со штока;

— резиновая манжета 10 была эластичной и не имела повреждений;

— войлочный сальник 14 обжимал шток. Если войлочный сальник не обжимает шток и загрязнен, его нужно заменить;

— резиновые уплотнительные кольца на головке цилиндра сохраняли эластичность. При затвердении и больших деформациях колец их нужно заменить;

— шайбы и подушки не были деформированы;

— на внутренней шайбе сохранялось правильное отверстие для обеспечения упора в буртик штока.

Сборку силового цилиндра выполнить в следующем порядке.

Шток с поршнем и внутреннюю поверхность цилиндра при сборке смазать турбинным или веретенным маслом.

Поршневые кольца на поршне установить замками в разные стороны.

Гайку 6 (см. рис. 3) крепления головки цилиндра завертывать до упора в торец цилиндра и затем застопорить ее контргайкой 5.

После сборки проверить свободу перемещения штока в цилиндре. Шток должен перемещаться равномерно, без заеданий, под небольшим усилием (не более 6 кГ).

При наличии установки проверить цилиндр на перетекание масла через поршневые кольца. Для этого подвести масло к штуцеру З под давлением 80—90 кГ/см 2 и замерить величину утечки из другого штуцера цилиндра. Нормальная утечка масла не должна превышать 360 г в минуту. Проверку повторить, подводя масло под давлением ко второму штуцеру и переместив шток в другое крайнее положение. При проверке применяют турбинное масло 22.

Если шланги не сразу присоединяют к цилиндру после его сборки, необходимо заглушить штуцера цилиндра заглушками для предотвращения попадания воды и грязи в цилиндр.

Источник

Регулировка рулевого золотника газ 66

Рулевой механизм выполнен в виде глобоидального червяка и трехгреб-невого ролика. Червяк установлен в чугунном литом картере рулевого механизма на двух конических роликоподшипниках, регулируемых прокладками, расположенными под нижней крышкой картера. С валом червяка соединен с помощью промежуточного вала и двух карданных шарниров рулевой вал, установленный в рулевой колонке на двух шарикоподшипниках. На верхнем конце рулевого вала закреплено рулевое колесо.

Рулевая колонка крепится к переднему щиту кабины при помощи шарнирных рычагов. Расчлененная конструкция рулевого вала с карданными шарнирами и специальное рычажное крепление рулевой колонки позволяют откидывать кабину без нарушения соединений рулевого управления.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Трехгребневой ролик установлен на игольчатых подшипниках на оси, закрепленной в утолщении вала рулевой сошки. Вал установлен в цилиндрическом приливе картера на бронзовой втулке и уплотнен сальником. Носок вала лежит в роликоподшипнике, установленном в боковой крышке картера. С пазом носка соединен винт, завернутый в крышку, при помощи которого осуществляется регулировка зацепления ролика с червяком. Винт закреплен стопорной шайбой со штифтом и закрыт колпачковой гайкой. Картер рулевого механизма закреплен болтами на левом лонжероне рамы автомобиля.

Рулевая сошка, закрепленная на шлицах вала гайкой, соединена с передним концом продольной рулевой тяги. Задний конец тяги соединен с рулевым рычагом, закрепленным в верхней части корпуса поворотного кулака левого колеса. Нижний рычаг корпуса левого кулака при помощи поперечной тяги соединен с рычагом правого кулака.

Соединения тяг с рычагами осуществляются шаровыми шарнирами с сухарями и пружинами. Длина поперечной рулевой тяги может регулироваться за счет наконечников, навернутых на тягу на резьбе и закрепляемых стяжными болтами. Предельный поворот колес ограничивается упорными болтами, завернутыми в рычаги поперечной рулевой тяги.

Гидравлический усилитель состоит из лопастного насоса, распределителя и силового цилиндра.

Гидравлический лопастной насос укреплен на двигателе и приводится в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала двигателя. Устройство и действие насоса были рассмотрены выше.

Распределитель собран в чугунном корпусе, который прикреплен двумя болтами через переходник к переднему наконечнику продольной рулевой тяги. В тщательно обработанной цилиндрической полости корпуса сделано три кольцевых выточки. В корпусе расположены каналы, к которым присоединяются два маслопровода от насоса — нагнетательный и сливной и два маслопровода от обеих полостей силового цилиндра. Между нагнетательным и сливным каналами установлен шариковый обратный клапан.

В корпусе установлен плотно подогнанный к его стенкам золотник, имеющий две кольцевые выточки. Золотник соединен болтом с гайкой, которая наглухо завернута в направляющий стакан, свободно установленный в наконечнике продольной тяги. В стакане между сухарями с пружиной и ограничителем установлен шаровой палец рулевой сошки. Золотник с обоих концов уплотнен в корпусе резиновыми манжетами, удерживаемыми опорными шайбами. С торца к корпусу прикреплена крышка, в которую упирается наружная шайба.

В крайних поясках золотника просверлены отверстия, сообщающие его выточки с полостями по краям золотника и являющиеся реактивными камерами.

При повороте рулевого колеса из среднего положения рулевая сошка через стакан перемещает золотник в корпусе в ту или другую сторону, обеспечивая соединение каналов корпуса в различных комбинациях. При среднем положении золотника его выточки соединяют нагнетательный маслопровод насоса с маслопроводами обеих полостей силового цилиндра и со сливным маслопроводом, и гидроусилитель не действует. При перемещении золотника в крайние положения он соединяет нагнетальный маслопровод с одной из полостей силового цилиндра, а другую его полость — со сливным маслопроводом; при этом усилитель включен и облегчает поворот колес автомобиля.

Наибольший ход золотника в каждую сторону из среднего положения равен 1,5 мм и ограничивается упором бурта гайки в торец наконечника тяги или в стенку переходника.

Гидравлический силовой цилиндр состоит из корпуса с головкой и поршня со штоком. Головка установлена в конце цилиндра на уплотняющих резиновых кольцах и закреплена накидной гайкой с контргайкой. Шток в головке цилиндра уплотнен специальным уплотняющим устройством, состоящим из резиновой манжеты с поджимной пруяшной и опорной шайбой и сальника, закрепляемых стопорным кольцом. Поршень уплотнен в цилиндре чугунными кольцами, установленными в выточках поршня.

Цилиндр соединен с помощью шарового сочленения с кронштейном переднего моста, а шток поршня соединен на резиновых подушках с кронштейном поперечной рулевой тяги. К обеим полостям цилиндра с помощью штуцеров присоединены маслопроводы, идущие от соответствующих каналов корпуса распределителя.

Действие гидроусилителя при повороте автомобиля аналогично рассмотренному выше.

Рулевой механизм с одной рабочей парой — глобоидальный червяк и трехгребневой ролик, передаточное отношение 20,5. Крепится болтами к левому лонжерону рамы. Основные части: рулевой вал с колонкой и рулевым колесом, картер с крышками, червяк, трехгребневый ролик, вал сошки, регулировочное устройство.

Рулевой вал составной. Он состоит из верхнего рулевого вала, карданного вала с двумя шарнирами на игольчатых подшипниках и вала

червяка. Верхний вал вращается в рулевой колонке на двух специальных шариковых подшипниках. Рулевая колонка представляет собой тонкостенную трубу, которая с помощью рычагов и резиновых втулок шарнирно крепится к кронштейну педалей сцепления и тормоза. От осевых смещений в колонке вал фиксируется шайбами. На шлицах верхнего конца рулевого вала установлена и затянута гайкой ступица рулевого колеса.

Карданный вал трубчатый, на концах имеет вилки; вторые вилки шарниров крепятся шпонками и стяжными болтами к верхнему валу и валу червяка.

Составная конструкция рулевого вала и шарнирное крепление рулевой колонки позволяют откидывать кабину при обслуживании автомобиля.

Читайте также:  Программы для регулировки яркости экрана на андроиде

Картер рулевого механизма изготовлен заодно с кронштейном, которым он крепится к раме. Для заливки и контроля уровня масла в картере имеется пробка, слив масла осуществляется через нижнюю крышку.

Червяк глобоидальный, т. е. его поверхность, где нарезаны зубья, выполнена по дуге с переменным радиусом, что позволяет иметь в зацеплении червяка и ролика переменный зазор. При движении прямо червяк зацепляется с роликом в средней части, и зазор в зацеплении минимальный или даже равен нулю, это обеспечивает водителю хорошее «чувство дороги». На поворотах ролик зацепляется с крайними зубьями червяка, зазор в зацеплении увеличивается, «чувство дороги» ухудшается, но движение в этих условиях происходит с небольшой скоростью, « это не опасно. Увеличенный зазор в повернутом положении дает возможность регулировать рабочую пару по мере износа. Больше червяк изнашивается в средней части и меньше по краям. В случае устранения зазора в средней части регулировкой, если бы не был предусмотрен повышенный зазор по краям, при поворотах рулевой механизм заклинивало бы, что затрудняло бы управление автомобилем.

Червяк напрессован на вал и установлен в картере на двух конических подшипниках, ролики которых обкатываются по шейкам вала. Под крышку нижнего подшипника установлены бумажные прокладки 8 для регулировки подшипников, в верхней крышке имеется сальник.

Ролик вращается на оси на игольчатых (на автомобилях выпуска с 1977 г,— на шариковых) подшипниках. Ось ролика установлена в щеках головки вала сошки, концы ее расклепаны и обварены сваркой.

Вал сошки вращается на роликовом подшипнике, расположенном в боковой крышке, и на бронзовой втулке, установленной в картере. На концах вала имеются мелкие треугольные шлицы и резьба для крепления сошки. Для правильной установки сошки вал имеет четыре сдвоенные впадины, а сама сошка — четыре сдвоенных шлица.

Регулировочное устройство предназначено для регулировки зацепления рабочей пары. Оно состоит из винта, гайки, стопорной шайбы и штифта. Винт ввернут в боковую крышку картера и имеет специальный паз, в который входит хвостовик вала сошки. Винт фиксируется шайбой, которая стопорится штифтом и поджимается к картеру гайкой. При вращении винта перемещается вал с роликом. Так как оси ролика и червяка смещены относительно друг друга, то при перемещении вала меняется расстояние между осями, что ведет к изменению зазора в зацеплении ролика и червяка.

В картер рулевого механизма заправляется 0,5 л масла.

Рулевой привод состоит из рулевой сошки, продольной и поперечной рулевых тяг, поворотных рычагов.

Поперечная рулевая тяга вместе с двумя поворотными рычагами и балкой моста образуют рулевую трапецию, которая обеспечивает при повороте рулевого колеса поворот передних колес на разные углы.

Продольная рулевая тяга трубчатая, с двумя регулируемыми шарнирами. На переднем конце тяги закреплено распределительное устройство усилителя. Каждый шарнир состоит из шарового пальца, двух сухарей, пружины с ограничителем, гайки со штифтом (на переднем конце) или пробки со шплинтом (на заднем конце), масленки и защитной муфты. Основные детали шарнира помещены в стакане, детали заднего шарнира размещаются непосредственно в наконечнике, изготовленном заодно с тягой. Стакан размещается в наконечнике тяги и может перемещаться в осевом направлении на 3 мм. Пружина плотно прижимает сухари к шаровому пальцу и предотвращает образование зазора в соединении. К шаровому пальцу на переднем конце крепится рулевая сошка, на заднем конце — поворотный рычаг.

Поперечная рулевая тяга представляет собой изогнутый стержень, на концах которого, навернуты наконечники с нерегулируемыми шарнирами. Основные детали шарнира; шаровой палец, два сухаря, пружина, масленка, резиновая накладка. Детали шарнира помещаются в отверстии головки наконечника. Это отверстие закрывается крышкой. К поперечной тяге приварен кронштейн, к которому присоединяется цилиндр гидроусилителя. Навинчиванием или свинчиванием наконечников можно изменять длину тяги и тем самым регулировать схождение колес.

Усилитель рулевого привода гидравлический. Он состоит из масляного насоса с бачком, распределительного устройства, силового цилиндра и трубопроводов.

Насос служит для создания давления масла. В усилителе используется лопастной насос двойного действия с максимальным давлением 65—70 кгс/см2 и производительностью 8— 10 л/мин. Насос крепится с левой стороны двигателя и приводится в действие от шкива коленчатого вала двумя клиновидными ремнями.

Насос состоит из корпуса с крышкой и статором ротора с лопастями, валика со шкивом; распределительного диска; перепускного и предохранительного клапанов; бачка с крышкой; двумя фильтрами и коллектором.

Корпус, статор и крышка стянуты между собой четырьмя болтами. В корпусе имеется полость, куда масло через вертикальное отверстие поступает из бачка. На торце корпуса есть два овальных отверстия, по которым масло поступает к ротору. Крышка корпуса имеет расточку под распределительный диск, горизонтальное глухое отверстие, где расположены клапаны, а также вертикальный канал, которым пространство за перепускным клапаном соединено с бачком. В нижней части крышка имеет калиброванное отверстие, через которое масло выходит из насоса. В статоре выполнено овальное отверстие под ротор и два ряда по три отверстия разных диаметров для прохода масла из полости корпуса к распределительному диску.

Ротор установлен на шлицах валика и имеет десять пазов, в которых размещаются лопасти. Пространство между двумя соседними лопастями является рабочей полостью насоса. Вал

ротора вращается в корпусе на роликовом и шариковом подшипниках и уплотняется сальником. Распределительный диск направляет масло к лопастям ротора, под лопасти и от лопастей, для этого в диске имеются отверстия. Усилием пружины перепускного клапана диск прижимается к статору и ротору. Перепускной клапан ограничивает производительность насоса, предохранительный клапан ограничивает давление, развиваемое насосом.

Масляный бачок имеет сапун, плоский фильтр, который очищает масло при его заливке в бачок, и круглый фильтр, очищающий масло, возвращающееся из системы. Перед круглым фильтром есть клапан, который пропускает масло в бачок в случае загрязнения фильтра. На дне бачка установлен коллектор, направляющий масло в полость корпуса при открытии перепускного или предохранительного клапанов. Тем самым масло в бачке предохраняется от вспенивания и уменьшается шум от насоса.

Работа насоса заключается в следующем. При вращении ротора его лопасти под действием сил инерции прижимаются к криволинейной поверхности статора. В рабочие полости насоса, совпадающие с отверстиями в корпусе и распределительном диске, поступает масло. При дальнейшем вращении ротора масло нагнетается лопастями в узкую часть пространства между статором и ротором, где создается давление. При совпадении рабочих полостей с нагнетательными отверстиями в распределительном диске масло выталкивается через эти отверстия в полость за распределительный диск, откуда по нижнему каналу уходит от насоса в систему под давлением. Одновременно масло из полости за распределительным диском поступает под лопасти ротора, усиливая их прижатие к статору. Весь рабочий процесс — всасывание и нагнетание — происходит одновременно в двух местах (отсюда название — насос двойного действия).

При повышении частоты вращения ротора масло из полости за распределительным диском не успевает пройти через узкое калиброванное отверстие, давление в этой полости возрастает, за счет чего открывается перепускной клапан, и часть масла из насоса устремляется через коллектор снова во всасывающую полость корпуса, что уменьшает производительность насоса. В случае повышения давления во всей системе более 65—70 кгс/см2 открывается предохранительный клапан, масло также возвращается во всасывающую полость, давление в системе понижается.

Распределительное устройство (распределитель) служит для направления потока масла в полости силового цилиндра в соответствии с поворотом рулевого колеса. Распределитель золотникового типа с реактивными камерами установлен на переднем конце продольной рулевой тяги.

Читайте также:  Регулировка карбюратора к 28д

Распределитель состоит из корпуса с крышкой; золотника с центральным болтом, манжетами и опорными шайбами обратного клапана.

Корпус имеет центральное отверстие с тремя кольцевыми проточками. Крайние проточки соединяются между собой и с отверстием, куда присоединяется трубопровод от насоса. Центральная проточка через отверстие в корпусе и шланг соединяется с бачком. В поясках корпуса между кольцевыми проточками имеются отверстия, которые через каналы и трубопроводы соединены с полостями силового цилиндра.

Золотник расположен внутри корпуса. В нем есть три кольцевых пояска и проточки между ними. Ширина поясков золотника несколько меньше ширины проточек в корпусе, так что между поясками золотника и корпуса образуются кольцевые щели. Центральный болт, на который надет золотник, ввернут в гайку 6 стакана шарнира продольной рулевой тяги. Золотник уплотняется двумя манжетами, упирающимися в опорные шайбы. Пространство между торцами золотника и манжетами называется реактивными камерами, а поверхности торцов золотника— реактивными площадками. Реактивные камеры через узкие отверстия в крайних поясках соединяются с проточками золотника и тем самым с соответствующими полостями силового цилиндра.

Обратный клапан служит для перепуска масла из одной полости силового цилиндра в другую при поворотах с неисправным насосом. Клапан установлен в канале корпуса, связанном со сливом.

Силовой цилиндр преобразует давление масла в усилие, необходимое для поворота управляемых колес. Одним концом цилиндр крепится к кронштейну, установленному на картере главной передачи переднего моста, вторым закреплен на поперечной рулевой тяге. Силовой цилиндр состоит из корпуса с проушиной, направляющей головки с накидной гайкой и контргайкой, поршня со штоком и уплотнений. Полости силового цилиндра соединяются трубопроводами с распределителем.

Работа рулевого управления совместно с усилителем. При Движении автомобиля прямо водитель на рулевое колесо не воздействует. Золотник распределителя занимает в корпусе среднее положение. Масло от насоса поступает в крайние кольцевые проточки корпуса распределителя, через кольцевые щели проходит в среднюю проточку и дальше на слив в бачок. Масло заполняет обе полости силового Цилиндра, где находится под одинаковым давлением, поэтому поршень не перемещается и, следовательно, на колеса не воздействует. Одинаковое давление устанавливается в обеих реактивных камерах распределителя, и это удерживает золотник в среднем положении.

При повороте рулевого колеса направо усилие водителя через рулевой механизм передается на сошку, которая перемещается назад, увлекая за собой шаровой палец и детали шарнира продольной рулевой тяги в этом направлении. Стакан шарнира через болт перемещает за собой золотник на величину около 1,5 мм. Передний поясок золотника перекрывает кольцевую щель, связывающую левую полость силового цилиндра с насосом; задний поясок расширяет кольцевую щель, связывающую правую полость силового цилиндра с насосом. Средний поясок золотника перекрывает кольцевую щель, соединяющую правую полость цилиндра со сливом, и расширяет кольцевую щель, соединяющую левую полость цилиндра со сливом.

Масло от насоса через распределитель поступает в правую полость силового цилиндра, давит на поршень и перемещает его. Это движение поршня через шток передается на поперечную рулевую тягу и далее на колеса. Одновременно масло из левой полости цилиндра вытесняется поршнем через распределитель на слив, в бачок. Таким образом, усилие водителя, прикладываемое к рулевому колесу, увеличивается за счет действия усилителя, что облегчает поворот управляемых колес, При прекращении поворота рулевого колеса масло еще какое-то время продолжает поступать в силовой цилиндр, его поршень воздействует на поперечную рулевую тягу, которая через поворотные рычаги перемещает назад продольную рулевую тягу. Закрепленный на ней корпус распределителя надвигается на золотник, и последний оказывается в среднем положении. Давление масла в обеих полостях силового цилиндра выравнивается, и поршень останавливается. Управляемые колеса остаются в заданном положении.

Поворот налево осуществляется аналогично, но золотник смещается вперед, масло от насоса подается в правую полость силового цилиндра, а левая полость соединяется со сливом,

В случае повреждения во время движения какого-либо колеса автомобиль уводит в сторону поврежденного колеса. Чтобы удержать автомобиль, водитель поворачивает рулевое колесо в сторону, противоположную уводу, тем самым смещает золот— ник. Масло поступает от насоса в силовой цилиндр и помогает водителю удерживать автомобиль в нужном направлении. Таким образом, усилитель повышает безопасность движения.

Боковые толчки и удары, действующие на передние колеса, смягчаются в силовом цилиндре и не передаются на рулевое колесо.

При управлении автомобилем водитель должен «чувствовать дорогу». Это «чувство» проявляется в том, что, чем больше сопротивление повороту, тем большее усилие нужно приложить к рулевому колесу. При наличии усилителя с увеличением сопротивления повороту возрастает давление в полости силового цилиндра, такое же давление устанавливается в одной из реактивных камер распределителя (в камере при повороте направо и в камере при повороте налево). Это давление стремится вернуть золотник в среднее положение. Чтобы удержать золотник в смещенном положении, водителю приходится прикладывать к рулевому колесу усилие, пропорциональное давлению масла, а следовательно, сопротивлению повороту. Этим достигается «чувство дороги» у водителя.

При повороте с неработающим насосом водитель поворачивает управляемые колеса за счет своей мускульной силы. В этом случае поршень силового цилиндра выталкивает масло к крайним кольцевым проточкам корпуса распределителя, а в другой полости силового цилиндра создается разрежение, которое передается к средней проточке корпуса. Под действием разности давлений открывается обратный шариковый клапан, и масло переходит из одной полости силового цилиндра в другую. Длительная езда с неисправным усилителем недопустима.

Регулировка рулевого управления. Рулевое управление необходимо регулировать, если свободный ход рулевого колеса превышает 10° при работающем усилителе или 30° при неработающем.

Чаще всего причиной повышенного свободного хода рулевого колеса является образование зазоров в шарнирах рулевых тяг. Поэтому в первую очередь необходимо устранить эти зазоры. Шарниры поперечной рулевой тяги не регулируются.

В рулевом механизме сначала регулируют подшипники червяка. Зазор в подшипниках обнаруживается, если при отсоединенной продольной тяге и вилке нижнего карданного шарнира рулевого вала покачать за сошку рукой. Устраняется зазор в подшипниках удалением бумажных прокладок из-под нижней крышки картера. При правильной регулировке подшипников усилие на ободе рулевого колеса, необходимое для его поворота, должно быть в пределах 0,3—0,5 кгс, вал сошки при замере усилия должен быть снят. Необходимость регулировки зацепления червяка с роликом определяется по перемещению нижнего конца сошки при отсоединенной продольной тяге. Это перемещение должно быть не более 0,3 мм. Регулировка осуществляется при помощи регулировочного винта. Правильность регулировки определяется по усилию на ободе рулевого колеса, которое при отсоединенной продольной тяге должно быть 1,6—2,2 кгс.

Навертыванием или свертыванием наконечников поперечной рулевой тяги регулируют схождение колес. Сначала регулируют левым наконечником, а если регулировка не достигает цели, то изменяют длину тяги правым наконечником, имеющим другой шаг резьбы.

Натяжение ремней привода насоса гидроусилителя производится наклоном насоса. При нажатии на один ремень с усилием 4 кгс в середине ветви прогиб должен составлять 15 — 20 мм. В случае если наклоном насоса не обеспечивается натяжение ремней, необходимо переставить насос, а при большой вытяжке ремней — и кронштейны насоса на дополнительные отверстия в них.

Поперечная тяга трубчатая, с нерегулируемыми шарнирами. Верхний поворотный рычаг изогнутый, его конец устанавливается в отверстии поворотного кулака и крепится гайкой. Боковые рычаги также крепятся снизу к поворотным кулакам. Схождение передних колес регулируется поворотом поперечной тяги.

Источник

Adblock
detector