Техническое обслуживание и основные регулировки коробки передач
Техническое обслуживание и основные регулировки коробки передач
Коробка передач
В коробке передач трактора Т-25А регулируют положение ведущей конической шестерни реверса, зацепление конических шестерен реверса и осевой зазор механизма реверса, зацепление конических шестерен дополнительной передачи, совпадение торцов зубьев ведомых и ведущих шестерен во включенном состоянии, механизм блокировки включения передач.
Положение ведущей конической шестерни реверса определяется расстоянием от торца заднего подшипника первичного вала до оси промежуточного вала, равным 76,мм, и обеспечивается изменением толщины прокладок.
При увеличении бокового зазора между зубьями конических шестерен механизма реверса повышается шум работы шестерен, сопровождаемый звонкими металлическими ударами. Для регулировки зацепления шестерен реверса необходимо очистить трактор от пыли и грязи, слить масло из корпуса и промыть его чистым дизельным топливом. Затем снимают рулевую колонку с электропроводкой и верхнюю крышку корпуса, вынимают вилки и валики переключения передач.
Регулировка зацепления конической пары шестерен дополнительной передачи осуществляется изменением прокладок, устанавливаемых под стаканом переднего подшипника ведущего вала дополнительной передачи и под стаканом наружного подшипника ведомого вала дополнительной передачи. При регулировании зацепления подбирают прокладки обоих комплектов по толщине так, чтобы получить нужный зазор и полноту зацепления.
Механизм блокировки включения передач позволяет переключать передачи только при полностью выключенном сцеплении. При нарушении нормальной работы (затрудненное переключение передач) необходимо отрегулировать тяги, соединяющей валик блокировки с валиком педали сцепления. Для этого отворачивают на 1 2 оборота контргайку вилки, навернутой на тягу, палец вилки расшплинтовывают, вилку отводят в сторону, а затем поворачивают в ту или иную сторону до получения нужной длины тяги. Затем вилка ставится на место, палец вилки зашплинтовывается, а валик затягивается контргайкой.
Тракторы Т-40М и Т-40АМ. Для регулировки механизма блокировки переключения передач устанавливают в нейтральное положение рычаг переключения передач, отпускают педаль, т. е. включают сцепление. Расшплинтовав палец вилки, снимают ее с рычага блокировки. Затем перемещают его в крайнее заднее положение, что соответствует включенному положению сцепления. Перемещая вилку по резьбе, подбирают длину тяги такой, чтобы при крайнем заднем положении рычага соединить тягу. После регулировки зашплинтовывают палец вилки.
В процессе работы необходимо проверять боковой зазор в зацеплении зубьев шестерен главной передачи переднего ведущего моста тракторов Т-40АМ и Т-40АНМ. При увеличении шума следует проверить осевой люфт ведущей шестерни или зазор в зацеплении (боковой зазор допускается до 2 мм). Заменяют шестерни комплектно, т. е. обе одновременно.
Для удержания смазки в игольчатых подшипниках карданов и предотвращения попадания в них грязи, пыли и воды на цапфах крестовины установлены уплотнения и защитный кожух.
Шестерни и подшипники раздаточной коробки смазываются из общей масляной ванны трансмиссии.
В процессе работы (после окончания полевых работ) нужно проверить осевой люфт вилки ведущей шестерни конечной передачи переднего ведущего моста. Если люфт превышает 0,3 мм, следует отрегулировать зазор в конических подшипниках, удалив из под крышки регулировочные прокладки. При больших износах шестерен конечной передачи с одной стороны зуба рекомендуется переставить конечные передачи с правой стороны на левую и наоборот.
Основные показатели и регулировочные параметры сборочных единиц трансмиссии рассматриваемых тракторов приведены в таблице 12.
Основные показатели и регулировочные параметры сборочных единиц трансмиссии тракторов
Постоянно замкнутое, двухпоточное
Количество нажимных пружин
Свободный ход педали, мм
Зазор между отжимными рычагами и нажимным подшипником, мм
Количество передач переднего хода
Количество передач заднего хода
Допустимый зазор (регулируемый) в зубьях шестерен, мм
Конечная передача: тип
Зазор в регулируемых подшипниках (допускаемый), мм
Основные показатели и регулировочные данные топливных насосов высокого давления дизелей тракторов
Диаметр плунжера, мм
Угол опережения подачи топлива по мениску, град. до ВМТ коленчатого вала
Способ регулирования угла:
опережения подачи: для каждого цилиндра
Поворотом регулировочного болта толкателя
для всех цилиндров одновременно
Поворотом соединительного диска относительно шестерни привода
Установка к. в. на начало подачи к первому цилиндру
Совмещением указателя на крышке шестерен распределения с меткой “Т” на шкиве коленчатого вала
Способ контроля угла опережения подачи
По длине дуги наружной окружности шкива коленчатого вала
Давление топлива в подводящем канале насоса, МПа
Поршневой, с приводом от эксцентрика вала топливного насоса высокого давления
Максимальное давление подкачивающего насоса при перекрытом выходном штуцере, МПа
Техническое обслуживание механизма газораспределения
Техническое обслуживание механизма газораспределения заключается в периодическом осмотре наружных деталей, проверке и регулировке зазоров между клапанами и седлами, а также обеспечении плотности прилегания клапанов к седлам. При нарушении герметичности посадки клапанов производят притирку их конусных фасок к седлам.
Клапаны к седлам притирают с помощью ручной дрели с присоском и пасты ГОИ (при ее отсутствии готовят смесь: 1,5 частей (объемных) микропорошка карбида кремния зеленого; 1 часть моторного масла; 0,5 части дизельного топлива). Последовательность действий следующая: снимают головку цилиндра; очищают ее от грязи, масла и нагара; разбирают клапанное устройство; очищают клапаны и их седла от нагара и промывают в керосине; наносят на фаску клапана тонкий слой пасты, смазывают стержень клапана чистым моторным маслом; устанавливают клапанную пружину и клапан; надавливая клапан проворачивают его на 1/3 оборота; потом на 1/4 оборота в обратном направлении (вращательным движением притирать нельзя); периодически поднимают клапан и наносят на фаску новые порции пасты притирая до тех пор, пока на фасках клапана и седла не выработается сплошной матовый поясок; после притирки промывают детали в дизельном топливе и обдувают воздухом, после чего собирают клапанное устройство и проверяют герметичность пары “клапан-седло”.
Клапаны регулируют на непрогретом (холодном) двигателе в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров (“1-3-4-2” для Д-144 и “1-2-0- 0” для Д-21А). Для этого при помощи указателя и метки ВМТ на шкиве привода вентилятора устанавливают поршень первого цилиндра в положение конца такта сжатия (при этом впускной и выпускной клапаны первого цилиндра должны быть закрыты), а затем для регулировки клапанов других цилиндров проворачивают коленчатый вал на 180° (для облегчения вращения пользуются декомпрессионным механизмом).
Для регулировки зазора ослабляют контргайку регулировочного винта на коромысле и, ввертывая или вывертывая винт, устанавливают требуемый зазор между бойком коромысла и стержнем клапана, после чего надежно затягивают контргайку и снова проверяют (щупом) зазор, проворачивая штангу толкателя.
Чтобы механизм газораспределения действовал синхронно с топливоподачей приводные шестерни должны быть установлены по соответствующим меткам.
Основные показатели и регулировочные параметры ГРМ рассматриваемых дизелей приведены в табл. 6.
Основные показатели и регулировочные данные ГРМ дизелей тракторов
Диаметр тарелки клапана, мм
Зазор между стержнем клапана и бойком коромысла (холодный двигатель), мм
Зазор в декомпрессионном механизме, мм
Способ ограничения осевого смещения распредвала
Торцом первой шейки и бобышки
Нормальный осевой зазор распредвала, мм
Установка первого цилиндра в ВМТ
По метке “ВМТ” на шкиве привода вентилятора
По метке “ВМТ” на шкиве коленчатого вала и указателю
Техническое обслуживание и основные регулировки сцепления
При несоответствии зазоров указанным величинам отверните контргайку и поворачивайте нажимной болт до установки требуемого зазора, потом законтрите болт гайкой.
Периодически поворачивайте шплинт в соединительном корпусе, чтобы прочистить отверстие для выпуска просочившегося через сальники масла.
Вследствие постепенного износа накладок ведомого диска концы рычагов приближаются к подшипнику, выбирая зазор. При отсутствии зазора лапки рычагов будут касаться обоймы подшипника, что вызовет повышенный износ деталей в месте касания. Дальнейшее приближение рычагов к обойме может привести к пробуксовке сцепления и повышенному износу накладок. Для восстановления ее нормальной работоспособности устанавливают зазор 4 мм между отжимными рычагами и упорными подшипниками отводок сцепления тракторов семейства Т-40.
Сцепление регулируют при уменьшении свободного хода педали до 25 мм двумя способами тягой и болтами.
При регулировке тягой выполняют следующие операции:
а) открывают верхний люк корпуса сцепления, расшплинтовывают ось вилки и вынимают ее, снимают вилку с рычага;
б) навинчивают вилку, устанавливают такую длину тяги, чтобы при соединении вилки с рычагом зазор между выжимным подшипником отводки и концами рычагов был равен 4 мм;
в) устанавливают ось вилки и зашплинтовывают ее. Устанавливают крышку люка. Когда изменением длины тяги невозможно отрегулировать сцепление, необходимо ее регулировать регулировочными болтами.
Снятие и установка ТНВД
Для снятия ТНВД с дизеля необходимо произвести следующие операции:
- очистить от грязи насос, форсунки, трубки высокого и низкого давления; отсоединить тягу управления подачей топлива; отсоединить трубки высокого и низкого давления, обвернуть концы трубок низкого давления бумагой, а на штуцеры насоса, форсунок и на трубки высокого давления навернуть гайки-колпачки, которые поставляются в комплекте с дизелем; отвернуть болты крепления фланца насоса к крышке распределительных шестерен и, отодвинув насос, снять его. После снятия насоса отверстия в крышке закрывают.
Последовательность установки ТНВД на дизель:
- провернуть вал насоса до совпадения широкого шлица на втулке вала с широкой впадиной в шлицевом фланце; осторожно (чтобы не повредить прокладку), ввести фланец передней цилиндрической частью в отверстие переднего листа во втулку шестерни привода и равномерно затянуть болты; установить на место топливные трубки, соединить тягу управления подачи топлива с рычагом регулятора.
Если топливный насос подвергался разборке и регулировке, а также при установке нового насоса необходимо проверить момент начала подачи топлива. У топливного насоса НД метка “Н” шлицевого фланца должна совпадать с меткой “Н” на шестерне привода; у насоса УТН метка “В” шлицевого фланца с меткой “Н” на шестерне насоса.
Последовательность проверки угла (момента) начала подачи топлива
Последовательность проверки угла (момента) начала подачи топлива:
Приемы управления тракторами в различных условиях движения
8.1. Пуск и остановка двигателя
Пуск дизелей рассматриваемых тракторов осуществляется либо непосредственно электрическим стартером, либо с использованием дополнительного бензинового двигателя. Последовательность действий оператора при непосредственном пуске электростартером следующая:
убедившись, что рычаги переключения передач, гидронавесной системы и вала отбора мощности находятся в нейтральном положении, включают “массу” аккумуляторной батареи и декомпрессор;
переводят рычаг управления подачей топлива в положение “выключено”;
выключают сцепление и удерживают его в таком положении до пуска дизеля;
включают стартер.
Через 3-5 сек. после начала устойчивого вращения коленчатого вала дизеля, выключают декомпрессор и включают подачу топлива. Как только дизель начнет работать выключают стартер и включают (медленно) сцепление.
Если дизель в течение 10 сек. после выключения декомпрессора не запустился, выключают стартер и, после примерно 30 секундного перерыва, повторяют пуск. Если после 2-3 попыток дизель не запускается необходимо найти и устранить причину неисправности.
В холодное время перед включением стартера включают свечи накаливания насек. (поворот ключа стартера до первой фиксации).
Для сохранения емкости аккумуляторных батарей рекомендуется на летний период свечу накаливания отключать, сняв с нее провод и изолировав наконечник.
Сцепление выключается для облегчения проворачивания коленчатого вала. При прогретом двигателе и трансмиссии или пуске двигателя в теплое время сцепление можно не выключать, а декомпрессор не включать.
<>После запуска дизель прогревают со средней частотой вращения коленчатого вала.
Пуск дизеля каскадным способом осуществляется в такой последовательности:
Непрерывная работа пускового двигателя на полной мощности не должна быть длительной (до 15 мин.), во избежание его перегрева.
При необходимости пусковой двигатель может быть запущен вручную специальным приспособлением (имеется в комплекте запасных частей).
Прогретый дизель запускается без включения декомпрессора. В процессе прогрева дизеля включают гидронасос. Нагружают дизель после его прогрева не менее чем до 40°С.
Для облегчения пуска дизеля в зимнее время года посредством впрыска легковоспламеняющейся жидкости во впускной коллектор предназначено пусковое приспособление 5-ПП-40А, которое используется следующим образом:
- обесточивают пусковую подогревательную свечу накалывания, для чего снимают провод, идущий к ней от клеммы дополнительного сопротивления и изолируют его изоляционной лентой; выполняют штатные операции подготовки дизеля трактора к пуску, при этом сцепление выключается, а рычаг управления подачей топлива устанавливается в положение максимальной подачи. открывают крышку смесителя (см. рис. 32), устанавливают капсулу с пусковой жидкостью и плотно завинчивают крышку на смесителе; нажатием на ручку иглы (до упора) прокалывают капсулу и выполняют 2-3 двойных хода ручкой насоса для заполнения системы пусковой жидкостью. одновременно с включение стартера делают 30-60 двойных качков в минуту (в зависимости от температуры окружающего воздуха) для подачи пусковой жидкости. как только дизель запустится выключают стартер, продолжая подачу жидкости до устойчивой работы дизеля.
При правильном выполнении всех требований надежный пуск дизеля обеспечивается, с приспособлением, при температурах до минус 25°С.
Остановка двигателя. Для остановки двигателя плавно уменьшают частоту вращения коленчатого вала до средней, а через несколько минут до минимальной; выключают подачу топлива в цилиндры (движением рычага управления топливным насосом и регулятором); выключают “массу”. Нельзя останавливать двигатель: путем закрывания расходного крана топливного бака; включением декомпрессионного механизма.
Для экстренной (аварийной) остановки двигателя прекращают подачу топлива в цилиндры и включают декомпрессионный механизм.
8.2. Начало движения
Для трогания трактора с места необходимо:
- уменьшить частоту вращения коленчатого вала дизеля; выключить сцепление (быстро и до упора нажав педаль серединой подошвы); удерживая несколько секунд сцепление в выключенном состоянии включить нужную передачу (если введение в зацепление шестерен не состоялось вследствие упирания зуба в зуб повторить действия, начиная с выключения сцепления); рычагом или педалью управления топливным насосом и регулятором увеличить частоту вращения коленчатого вала дизеля; плавно, без задержек в промежуточных положениях, уменьшить усилие ноги на педаль сцепления, включая его (продолжая, при необходимости, увеличивать частоту вращения коленчатого вала дизеля, чтобы он не остановился при подключении тяговой нагрузки).
Слишком быстрое включение сцепления может обусловить остановку двигателя.
При трогании с места трактора на подъеме необходимо:
- нажать на педаль или кнопку рычага стояночного тормоза (освобождая его фиксатор); выключить сцепление; включить, через несколько секунд, одну из низших передач (номер передачи зависит от крутизны поверхности); увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя; одновременно с растормаживанием трактора включать сцепление (не позволяя трактору скатываться назад).
Трогание трактора на спуске возможно на всех передачах, при условии, что выбранная передача, в случае необходимости, обеспечивает торможение двигателем.
8.3. Изменение скорости движения
В зависимости от технологии выполняемой работы, рельефа местности, состояния опорной поверхности и т. д. возникает необходимость изменять скорость движения агрегата (при этом изменяется также тяговое усилие трактора). Этого достигают: увеличением или уменьшением подачи топлива в цилиндры двигателя (изменяя частоту вращения коленчатого вала двигателя), переключением передач (изменяя передаточное число трансмиссии).
В случаях, когда изменить скорость движения (тяговое усилие) нужно в больших пределах, чем позволяет изменение частоты вращения коленчатого вала, пользуются переключением передач. Последовательность действий оператора: выключается сцепление, переключается передача (переводом рычага коробки передач в иное положение), включается сцепление (плавно). Загруженность двигателя и необходимость переключения передач определяют таким образом: если после перехода на высшую передачу из выпускной трубы двигателя исходит черный дым (не сразу), это свидетельствует о его перегруженности (нужно перейти на более низкую передачу).
Пользоваться замедленными передачами для увеличения тяговых усилий запрещается, та как они не рассчитаны на работу под большой нагрузкой (только для уменьшения скорости движения, то есть технологические).
8.4. Изменение направления движения
Плавный поворот трактора происходит вследствие плавного вращения рулевого колеса (обеими руками) в нужном направлении. Нельзя вращать рулевое колесо: перебиранием рук с одной стороны; одной рукой; за спицы; с перекрещиванием рук; обеими руками, находящимися в верхней точке рулевого колеса. Крутой поворот рассматриваемых тракторов осуществляется с использованием (дополнительно) притормаживания ведущего колеса той стороны, в которую выполняется поворот (это особенно эффективно на скользкой дороге).
8.5. Преодоление препятствий типа канавы и бревна
Приближаясь к препятствию оценивают условия его преодоления (для этого может быть необходима остановка трактора). Большинство препятствий преодолевают под прямым углом, что улучшает сцепление колес с грунтом, уменьшает вероятность заноса и опрокидывания трактора. Движение осуществляется на низших передачах, в случае пробуксовывания колес используют блокировку дифференциала.
- Для преодоления трактором канавы рекомендуется следующая последовательность действий оператора: приближаясь к препятствию, включить одну из низших передач; в момент, когда передняя часть трактора станет опускаться, уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя; с момента достижения колесами дна канавы увеличить подачу топлива (готовя двигатель к преодолению увеличивающегося сопротивления); выезд на противоположную стенку канавы нужно сопровождать увеличением подачи топлива в цилиндры двигателя; с момента приближения задних колес трактора к канаве указанные действия повторить. В тех случаях, когда канава имеет крутые стенки, а глубина достигает (или больше) радиуса меньших колес трактора, для преодоления препятствия необходим настил. При преодоления препятствия типа бревна необходимо выполнить следующие действия: приближаться к препятствию на одной из низших передач до упора передних колес в бревно; увеличить подачу топлива и наехать на бревно; когда колеса окажутся на вершине немедленно уменьшить подачу топлива и, при необхого спуска; при подходе к препятствию задних колес действия повторить.
8.6. Движение задним ходом
Движение задним ходом (кратковременное) используется для подъезда к орудиям и машинам, разворачивания, подачи тракторных средств под погрузку (разгрузку) или к месту стоянки (хранения).
При наличии у трактора нескольких передач заднего хода оператор пользуется той, которая обеспечит нужную для данной операции точность и безопасность движения.
Передачу заднего хода включают только после полной остановки трактора, последовательность действий аналогична включению передач переднего хода.
Наблюдать за движением и остановкой рекомендуется через левое плечо (потребуется меньше физического напряжения). Слухом нужно контролировать работу двигателя, потому что несвоевременные (ошибочные) действия педалями сцепления или тормозов могут обусловить его остановку.
Для длительной работы на передачах заднего хода у тракторов Т-25А предусмотрено перестановку рулевого управления и сиденья. При этом колеса меняют местами так, чтобы стрелки на шинах соответствовали основному направлению движения.
Для улучшения тягово-сцепных свойств тракторов предусмотрено: регулирование давления воздуха в шинах имея ввиду, что увеличение давления снижает тягово сцепные свойства двигателя, а низшее от допустимого обуславливает ускоренный его износ; использование всех колес в режиме ведущих (Т-40АМ, Т-40АНМ); блокирование дифференциала ведущего моста (включают после выключения сцепления, движение возможно лишь прямолинейно, кратковременно); увеличение сцепной силы тяжести (специальными грузами на дисках ведущих колес и балке переднего моста, механическим догружателем, совмещенным с навесным механизмом трактора); заполнение камер ведущих колес жидкостью. Могут также использоваться цепи, которыми обхватываются шины и скрепляются зажимами. Чтобы цепи не провисали и не повреждали шины перед одеванием снижают давление воздуха, а после закрепления доводят до нормы.
8.7. Особенности управления тракторными транспортными агрегатами
При подготовке трактора к работе в составе транспортного средства основного внимания требуют: тормозная система, рулевое управление, сцепное устройство. Присоединение к трактору полуприцепов осуществляется только посредством гидрофицированного крюка.
При повороте транспортного агрегата прицеп смещается к центру поворота, то есть движется по кривой меньшего радиуса, чем трактор. Поэтому, для проезда узкого участка с поворотом, например влево, трактор нужно вести к правому краю.
По первому способу действия оператора следующие:
- уменьшить подачу топлива в цилиндры двигателя и одновременно выключить сцепление; плавно нажать на сблокированные педали тормозов, уменьшая скорость движения до требуемой или до полной остановки трактора (агрегата).
Второй способ наиболее эффективен во время движения по скользой дороге, на спусках. В связи с тем, что торможение двигателем не бывает резким и тормозное усилие передается на левое и правое колеса равномерно, таким способом предупреждается занос.
Третьим способом пользуются в тех случаях, когда нужного тормозного усилия для быстрого снижения скорости трактора (или его остановки) с помощью торможения двигателем получить невозможно (особенно на крутых спусках). Действия оператора в этом случае следующие:
- снизить подачу топлива в цилиндры двигателя; не выключая сцепление, плавно нажать на сблокированные педали тормозов. При этом внимательно нужно следить за частотой вращения коленчатого вала двигателя: когда она снизится до минимальной выключить сцепление (чтобы не остановился двигатель); удерживая педали сцепления и тормозов выключить передачу; отпустить педали сцепления и тормозов. Этим способом пользуются также для экстренной остановки агрегата.
Движение горными дорогами. Приближаясь к подъему, оценивают его крутизну и длину, мощность двигателя трактора, сцепление колес с поверхностью дороги с той целью, чтобы выбрать такую передачу, на которой удастся преодолеть весь подъем без остановок.
При спуске выбирают такую передачу, на которой можно было бы двигаться в обратном направлении (на подъем) Движение на спуске с выключенной передачей запрещается (вследствие невозможности удержания агрегата от разгона и потери управляемости). Для надежного удержания агрегата на подъеме или спуске дополнительно к стояночному тормозу включают одну из низших передач (на подъеме переднего хода, на спуске заднего).
Особые условия движения. Преодолевая реку по дну, необходимо двигаться равномерно, прямолинейно, без остановок, на одной из низших передач. При переправе по льду (если его толщина превышает 0,1 м) обе двери кабины должны быть открытыми, в кабине один человек (оператор), скорость постоянная. В условиях бездорожья движение должно быть со скоростью меньшей, чем в обычных условиях, без резких изменений скорости и направления движения, торможение производится двигателем или комбинированным способом, нельзя использовать движение накатом. Запрещается движение транспортного агрегата ночью при неисправном освещении (сигнализации).
Буксировка. Буксировка тракторов (как исключение) производится с помощью гибкой (трос длиной 4-6 м) или жесткой (штанга металлическая диаметром 75-100 мм, длиной 1,5-4 м ) сцепки.
Мощность и масса буксировщика должны быть больше или одинаковы с буксируемым.
На гибкой сцепке можно буксировать трактор с действующими тормозами, рулевым управлением, освещением. В горной местности буксирование на гибкой сцепке запрещается.
При неисправной тормозной системе трактора его буксируют на жесткой сцепке (должно быть исправным рулевое управление и сигнализация).
Правила технического обслуживания тракторов в межэксплуатационные периоды
Тракторы должны храниться в закрытых помещениях или под навесом. Допускается хранение тракторов на открытых оборудованных площадках при обязательном выполнении работ по консервации, герметизации и снятию частей, требующих складского хранения.
Техническое обслуживание тракторов выполняется при подготовке к хранению, в процессе хранения и при снятии с хранения.
Техническое обслуживание трактора при подготовке к длительному хранению включает в себя:
- очистку и мойку машины, доставку трактора к месту хранения; снятие с него составных частей, подлежа-щих хранению в специально оборудованных складах; герметизацию отверстий (после снятия составных частей), щелей, полостей от проникновения влаги, пыли; консервацию тракторов, составных частей (или восстановление поврежденного лакокрасочного покрытия); установку тракторов на подставки.
Тракторы должны быть очищены от пыли, грязи, подтеков масла, растительных и других остатков, удобрений и ядохимикатов. Очистку тракторов от удобрений, ядохимикатов и нефтепродуктов необходимо производить на специальных участках, обеспечивающих нейтрализацию сточных вод.
Составные части, на которые недопустимо попадание воды (генератор, магнето пускового двигателя, реле-регулятор, аккумуляторные батареи, стартер, выхлопная труба, фильтр грубой очистки воздухоочистителя), должны быть предохранены чехлами из брезента, парафинированной бумаги или полимерной пленки. После очистки и мойки тракторы должны быть обдуты сжатым воздухом для удаления влаги.
При длительном хранении тракторов на открытых площадках должны быть сняты, подготовлены к хранению и сданы на склад следующие узлы и агрегаты:
- аккумуляторные батареи; генератор; стартер; свечи и магнето пускового двигателя; подогревательное устройство; вентилятор кабины; фары; приводные ремни; шланги гидросистем; инструмент.
Детали для крепления снимаемых составных частей трактора должны быть установлены в свои места.
При хранении тракторов в закрытом помещении составные части, указанные выше (кроме аккумуляторных батарей), допускается не снимать с тракторов при условии их консервации и герметизации.
Аккумуляторные батареи, хранящиеся на складе (бывшие в эксплуатации), полностью заливают электролитом и хранят заряженными в неотапливаемом помещении. В период хранения необходимо ежемесячно проверять плотность электролита и при необходимости производить подзарядку.
Приводные ремни промывают теплой мыльной водой или обезжиривают неэтилированным бензином, сушат, припудривают тальком и связывают в комплекты.
Во избежание перекоса рам и для разгрузки пневматических колес и рессор трактор устанавливают в горизонтальном положении на подставки под балку передней оси или рукава переднего ведущего моста и сзади под рукава с тормозом и корпус трансмиссии. Между шиной и опорной поверхностью просвет должен быть от 8 до 10 см.
Давление в шинах при открытом и закрытом хранении снижают до 70% от нормального, поверхности шин и резиновых шлангов покрывают светозащитным составом.
Срок защитного действия при открытом хранении до 4 мес.
Заливные горловины топливных баков, отверстия сапунов дизеля, трансмиссии, гидросистемы, выхлопную трубу дизеля и центральную трубу воздухоочистителя, отверстия после снятия топливного насоса, стартера, шлангов гидросистемы, а также другие отверстия и полости, через которые могут попасть атмосферные осадки во внутренние полости агрегатов трактора, плотно закрывают крышками, пробками за-глушками или другими специальными приспособлениями.
Открытые шарнирные и резьбовые соединения навесного устройства гидросистемы, рулевой трапеции трактора очистить и смазать; выступающие части штоков гидроцилиндров и амортизаторов покрыть защитной смазкой ЗВВД-13 или ПЭВ (срок защитного действия при открытом хранении до 12 месяцев), ПВК или маслом НГ-203А, (срок защитного действия при открытом хранении до 1,5 лет).При длительном хранении топливная аппаратура (топливные насосы, форсунки) должна быть законсервирована путем заполнения внутренних полостей моторным маслом с присадкой АКОР-1 или КН.
При техническом обслуживании тракторов в период хранения должна быть проверена:
- правильность установки тракторов на подставках или подкладках (устойчивость, отсутствие перекосов, прогибов); комплектность (с учетом снятых составных частей трактора, хранящихся на складе); давление воздуха в шинах; надежность герметизации (состояние заглушек и плотность их прилегания); состояние антикоррозийных покрытий (наличие защитной смазки, целость окраски, отсутствие коррозии); состояние защитных устройств (целость и прочность крепления чехлов, ящиков, щитов, крышек). Обнаруженные дефекты устраняют. Техническое обслуживание тракторов при снятии с хранения включает: снятие тракторов с подставок; очистку и при необходимости расконсервирование тракторов, составных частей; снятие герметизирующих устройств; установку на тракторы снятых составных частей, инструмента и принадлежностей; проверку работы и регулировку составных частей трактора в целом; очистку, консервацию (или окраску) и сдачу на склад подставок, заглушек, чехлов и т. п.