Меню

Регулировка регулятора д 160

Регулятор ТНВД системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М

Регулятор ТНВД – центробежного типа, всережимный. Вал (2) [рис. 1 и 2] привода регулятора смонтирован в корпусе на паре втулок: впереди – на втулке (35), которая запрессована в корпус (34) подшипника, а сзади – на втулке (3), которая установлена в корпус насоса. Втулка (3) является опорой кулачковому валу насоса, а также валу (2) регулятора. На валу регулятора расположена приводная шестерня (26), имеющая на ободе (с передней стороны) около впадин зубьев четыре метки: 1; 2; 3; 4, которые расположены через 90 град. одна от другой. Цифры (метки) служат для установки момента начала подачи топлива секциями ТНВД. Шестерни (1) и (36) привода топливоподкачивающего насоса (42), а также работомера (37) изготовлены заодно с валом.

Рис. 1. Регулятор ТНВД системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М.

1) – Шестерня привода подкачивающей помпы;

2) – Вал привода регулятора и топливного насоса;

3) – Втулка заднего подшипника;

5) – Трёхплечий рычаг регулятора;

6) – Регулировочная тяга к рейке топливного насоса;

7) – Упор минимальной частоты вращения;

8) – Пружина регулировочного болта упора минимальной частоты вращения;

9) – Пружина регулятора;

10) – Регулировочный болт упора минимальной частоты вращения;

11) – Стопорная втулка регулировочных болтов;

12) – Крышка люка регулировочных болтов;

13) – Пружина регулировочного болта упора максимальной частоты вращения;

14) – Регулировочный болт упора максимальной частоты вращения;

15) – Одноплечий рычаг регулятора;

16) – Втулка верхнего подшипника вертикального валика регулятора;

17) – Вертикальный валик регулятора;

18) – Крышка верхнего люка корпуса регулятора;

19) – Маслоподводящая трубка;

20) – Ролик рычага регулятора;

21) – Игольчатый подшипник;

22) – Упорный шарикоподшипник муфты регулятора;

23) – Верхний валик рычагов регулятора;

24) – Подвижная муфта регулятора;

25) – Двуплечий рычаг регулятора;

26) – Шестерня привода регулятора и топливного насоса;

27) – Груз регулятора;

28) – Упорный шарикоподшипник вертикального валика регулятора;

29) – Фланец корпуса шарикоподшипника;

30) – Корпус шарикоподшипника;

31) – Регулировочные прокладки;

34) – Корпус переднего подшипника приводного вала;

35) – Втулка переднего подшипника;

36) – Шестерня привода работомера;

38) – Нижний валик трёхплечего рычага;

39) – Коническая пара шестерён привода вертикального валика регулятора;

40) – Направляющие штифты;

41) – Упор максимальной частоты вращения;

42) – Топливоподкачивающий насос;

43) – Шестерня валика топливоподкачивающего насоса.

Рис. 2. Схема работы регулятора ТНВД системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М.

1) – Корректор подачи топлива;

2) – Регулировочная муфта;

5) – Гильза плунжера;

6) – Тяга к механизму управления подачей топлива;

7) – Наружный рычаг регулятора;

8) – Упор минимальной частоты вращения;

9) – Пружина регулятора;

10) – Подвижная муфта;

11) – Двуплечий рычаг регулятора;

12) – Грузик регулятора;

13) – Вертикальный валик;

14) – Конические шестерни;

15) – Упор максимальной частоты вращения;

16) – Трёхплечий рычаг;

17) – Тяга регулятора;

18) – Валик привода регулятора;

19) – Тяга рейки насоса.

Осевое перемещение вала ограничивается за счёт вращающегося упорного диска (33) [рис. 1], который расположен между пары неподвижных упорных плит (32), прикреплённых к корпусу (34). Между плитами установлены дистанционные втулки, чья толщина подобрана с таким расчётом, чтобы осевое перемещение вала было в пределах 0,035-0,145 мм.

На среднюю часть валика надета ведущая коническая шестерня, которая приводит во вращение не только ведомую шестерню, но и вертикальный валик (17), смонтированный на паре опор. Роль нижней опоры валика играет радиальный шариковый подшипник (28) и один упорный. Под корпус (30) радиального шарикоподшипника и под внутреннюю упорную плиту (32) установлены прокладки, предназначенные для регулировки зазора в конических шестернях (в пределах 0,15-0,30 мм). Роль верхней опоры для вертикального валика играет втулка (16), которая запрессована в верхнюю крышку (18).

В проушинах вертикального валика на осях шарнирно крепится пара грузов (27), которые в верхней части воздействуют сухариками на подвижную муфту (24). На муфту насажен упорный шарикоподшипник (22), чья верхняя плоскость упирается в пару роликов (20), которые сидят на осях пары рычагов (15) и (25). Рычаги установлены на верхнем валике (23), смонтированном на паре игольчатых подшипников (21) в отверстиях корпуса регулятора. Вертикальное плечо двуплечего рычага (25) связано (шарнирно) с регулировочной тягой (6), чай задний конец соединён с тягой рейки ТНВД. В процессе установки регулятора возможно изменять вилкой длину регулировочной тяги.

В нижний конец пружины (9) ввинчен наконечник с регулировочным винтом, а также контргайкой. Регулировка длины пружины осуществляется посредством ввёртывания либо вывёртывания наконечников таким образом, чтобы при её растяжении на 20 мм усилие её сжатия составляло 6,5-6,9 кгс (64-67 Н). Перед установкой пружины необходимо винтом нижнего наконечника изменить расстояние между центрами отверстий не только в верхнем наконечнике, но и в проушине регулировочного винта (в пределах 119-120 мм).

Проушина регулировочного винта пружины шарнирно соединена с трёхплечим рычагом (5), смонтированном на шлицах нижнего горизонтального валика (38). Валик способен поворачиваться (свободно) в отверстиях корпус регулятора. На наружном конце валика посредством шпонки закреплён наружный рычаг, связанный через промежуточные тяги и рычаги с рычагом акселератора, а также педалью деселератора механизма управления подачей топлива.

Читайте также:  Регулировка птф ваз 21099

Два крайних плеча трёхплечего рычага играют роль упорных при работе двигателя Д-160 трактора Т-130М на максимальной и минимальной частотах вращения. Наружное плечо рычага в случае его поворота вниз вод воздействием рычага акселератора (при увеличении частоты вращения до максимальной) упирается в регулируемый упор (41) максимальной частоты вращения. Для изменения положения упора по высоте используется болт (14), ввинченный в упор. На головку рычага надета стопорная втулка-муфта, посредством которой осуществляется поворот болта и перемещение вниз либо верх упора (41), что даёт возможность установки необходимой максимальной частоты вращения. Штифт (40) удерживает упор от проворота за счёт вхождения в его продольный паз.

Внутреннее плечо трёхплечего рычага при его повороте вверх под воздействием рычага акселератора механизма управления подачей топлива (при уменьшении частоты вращения до минимальной) упирается в регулируемый упор (7). Устройство для регулирования упора минимальной частоты вращения холостого хода имеет аналогичную с вышеописанным устройством конструкцию и отличается только тем, что упор минимальной частоты вращения помещён в отверстие в приливе корпуса регулятора. Смазывание передней втулки вала регулятора и верхней опоры вертикального вала осуществляется маслом, которое под давлением поступает по каналу в корпусе, а затем по трубке (19) к верхней втулке. Смазывание остальных деталей реализовано за счёт масляного тумана, который формируется в процессе вращения вертикального валика. Скапливающееся на дне корпуса отработанное масло перетекает через окно в передней стенке в кожух распределительных шестерён, а оттуда в картер двигателя Д-160 трактора Т-130М.

Источник

Ремонт и регулировка топливного насоса Д-160

Секция ТНВД Д-160

Секция топливного насоса дизельного двигателя Д-160 трактора/бульдозера Т-130 подлежит замене при пусковой подаче топлива меньше 250 мм3 за цикл. Секция может быть снята без снятия топливного насоса.

Для этого отсоединяют топливопроводы высокого давления от секций и закрывают отверстия в топливо­проводах и секциях предохранительными пробками и гайками-колпачками. Снимают крышку смотрового люка насоса.

Отвертывают болт, снимают поводок, соединяющий рейку с тягой насоса. Отвертывают болты и удаляют планки, удерживающие рейку в пазах блока насоса.

Затем вынимают рейку из корпуса насоса. Отвертывают болты и удаляют прижимные угольники, крепящие секцию к блоку насоса.

Приподнимают секцию вверх и снимают ее с установочных штифтов. Пальцем через смотровой люк удерживают плунжер от выпадения из гильзы и передвигают секцию в сторону, так чтобы конец плунжера вышел из паза регулировочного винта толкателя.

Рис.24. Секция ТНВД Т-130

Вынимают секцию и глушат отверстие подвода топлива предохранительной пробкой. Вставляют в отверстие трубки в блоке насоса деревянные пробки, закрепляют колпачком 1 (рис. 24) со скобой секцию снизу.

Разборка секции топливного насоса Д-160

Очищают секцию и промывают снаружи, а затем насухо вытирают. Снимают с секции защитные детали 4, 5 и Р, закрывающие топливные каналы, и колпачок 1 со скобой, закрывающий секцию снизу.

Вынимают из гильзы 18 плунжер 6 с зубчатым сектором. Вывертывают винт 3 крепления зубчатого сектора 2 на плунжере. Вставляют отвертку в прорезь сектора 2, слегка разводят его и снимают с пояска плунжера 6.

Зажимают корпус 16 секции, так чтобы штуцер 12 оказался сверху. Снимают со штуцера стопорное кольцо 11 с обоймой.

Вынимают из корпуса штифт 8 стопорного кольца. Вывертывают из корпуса штуцер 12, на который навертывают защитный колпачок. Снимают пружину 10.

Вывертывают отверткой стопорный винт 17 и удаляют его вместе с прокладкой. Вывертывают продувочную иглу 7 из корпуса секции. Вынимают гильзу 18 и кладут в ванну для мойки прецизионных деталей.

Регулятор ТНВД Д-160

Снимают топливный насос высокого давления Д-160 трактора Т-130 с регулятором и сливают топливо из фильтра тонкой очистки. Отсоединяют тягу рейки насоса от тяги 4 (рис. 25) регулятора. Снимают топливный насос, топливный фильтр, топливоподкачивающий насос и работомер.

Рис.25. Регулятор ТНВД Т-130

Снимают с втулки корпуса регулятора резиновое уплотнительное кольцо. Снимают боковые крышки с прокладками с люков корпуса. Отсоединяют тягу 4 от двуплечего рычага. Снимают сливную горловину с прокладкой. Отвертывают болты крепления крышки люка регулировки минимальной и максимальной частот вращения и снимают ее вместе с прокладкой.

Отвертывают болты крепления верхней крышки 16 корпуса регулятора и снимают ее вместе с прокладкой. Снимают стопорную муфту 10 с головки болта 9 упора 5 минимальной частоты вращения. Вывертывают болт из упора и вынимают его вместе с пружиной 7 и шайбой.

Сжимают пружину 12 болта 13 упора 25 максимальной частоты вращения до выхода штифта из колпачка и вынимают штифт. Снимают стопорную муфту с головки болта 13, вывертывают болт из упора 25 и вынимают его и колпачок с пружиной 12.

Отвертывают гайку стопорного болта наружного рычага и сбивают рычаг с нижнего валика 24.

Вынимают из паза нижнего валика сегментную шпонку. Вынимают из корпуса регулятора рычаги 14, 20 и 2 в сборе с пружиной 8 регулятора.

Вынимают упоры максимальной 25 и минимальной 5 частот вращения. Снимают с вертикального валика 15 регулятора муфту 19. Отгибают концы замковых шайб с граней болтов крепления корпуса шарикоподшипника.

Читайте также:  Регулировка клапанов рено кангу

Вывертывают болты и вынимают из корпуса валик 15 регулятора в сборе с грузами и конической шестерней. Удаляют регулировочные прокладки 23, связывают их в пакет, чтобы установить при сборке.

Рис. 26. Пружина регулятора ТНВД Д-160 с рычагами

Отсоединяют рычаги 1, 8 к 10 (рис. 26) от пружины регулятора 6, расшплинтовав и выбив соединительные пальцы.

Рис.27. Валик регулятора с грузами

Отсоединяют грузы 6 (рис. 27). Отсоединяют сухарики 8 от грузов регулятора. Вынимают шплинт 17 и отвертывают корончатую гайку. Снимают съемником коническую шестерню 2. Снимают корпус 15,шарикоподшипник 4 и упорный фланец 5.

Рис.28. Валик привода к топливному насосу Д-160 и регулятору

Отгибают концы замковых шайб 8 (рис. 28) с граней болтов крепления подшипника валика 1 привода насоса и регулятора. Вывертывают болты и вынимают валик за шестерню вместе с подшипником из корпуса регулятора.

Отгибают стопорную пластину 11 с грани гайки 10 крепления шестерни 12 привода и отвертывают гайку. Снимают с помощью съемника шестерню с валика.

Отгибают концы стопорных шайб 8 с граней болтов крепления упорных плит 6, вывертывают болты и удаляют дистанционные втулки 7, упорную плиту 6, упорную шайбу 13 и вторую упорную плиту и регулировочные прокладки.

Связывают прокладки в пакет, чтобы установить их на прежнее место при сборке.

Рис.29. Корпус регулятора ТНВД Т-130

Вынимают призматическую шпонку 9 из паза валика. Устанавливают валик 1 на пресс и выпрессовывают его из конической шестерни 5. Выпрессовывают с помощью оправки игольчатые подшипники 14 (рис. 29) из корпуса регулятора (задний игольчатый подшипник выпрессовывают внутрь корпуса, чтобы не выбивать заглушку 13).

Выпрессовку сальника 12, снятие трубки 7 подвода масла, штифтов и втулок выполняют только при необходимости их замены или ремонта.

Вынимают плунжер 6 (см. рис. 25) из гильзы 18. Вставляют отвертку в прорезь зубчатого сектора 2 и, слегка разведя его, надевают сектор на поясок плунжера, так чтобы торец сектора с риской был обращен к верхнему торцу плунжера.

Зубчатый сектор устанавливают на плунжер так, чтобы метка плунжера находилась примерно на середине между резьбовым отверстием и крайним зубом сектора. Смазывают маслом резьбу винта 3 и ввертывают его в сектор до упора.

Протирают льняной салфеткой верхний торец гильзы 18 и торец в корпусе 16 секции и вкладывают гильзу в корпус, так чтобы паз на головке гильзы находился против отверстия под стопорный винт 17.

Надевают на винт 17 прокладку и туго завертывают его в корпус секции. Хвостовик винта должен войти в паз гильзы. После полной затяжки винта гильза плунжера должна иметь продольный люфт, определяемый на ощупь.

Надевают на гнездо 14 клапана уплотнительное кольцо 15 и вкладывают его вместе с клапаном 13 в корпус секции. Осаживают уплотнительное кольцо оправкой до упора в бурт гнезда.

Надевают пружину 10 на хвостовик обратного клапана и завертывают штуцер 12 специальным ключом в корпус секции до упора. Навертывают на конец штуцера защитный колпачок 9.

Вставляют снизу в гильзу 18 плунжер 6 и затягивают штуцер секции, окончательно проверяя одновременно легкость перемещения плунжера в гильзе.

Запрессовывают штифт 8 в отверстие на верхней плоскости корпуса секции. Напрессовывают на штуцер секции стопорное кольцо 11, так чтобы штифт 8 вошел в какой-либо паз на наружной поверхности кольца. Завертывают в резьбовое отверстие на верхней плоскости секции продувочную иглу 7.

Вставляют в отверстие подвода топлива секции пробку 4 с резиновым кольцом 5. Снизу секцию закрывают защитным колпачком со скобой. На площадке корпуса секции, ниже стопорного винта гильзы выбивают цифру, обозначающую номер группы плотности плунжерной пары.

Перед установкой секции протирают чистой салфеткой и осматривают плоскости прилегания секции к корпусу топливного насоса.

Удаляют защитную пробку из топливоподводящей трубки блока насоса, снимают с секции защитный колпачок 1 (см. рис. 25) со скобой и вынимают из отверстия для подвода топлива пробку 4 с уплотнительным резиновым кольцом 5. Надевают кольцо на трубку подвода топлива в корпусе насоса.

Снимают рейку топливного насоса Д-160 бульдозера Т-130. Опускают секцию вместе с плунжером в корпус насоса, поддерживая пальцем плунжер от выпадания из гильзы. Заводят конец плунжера в паз регулировочного хвостовика толкателя и сажают секцию на штифты.

После установки всех четырех секций закрепляют их на корпусе топливного насоса прижимными угольниками и болтами с пружинными шайбами. Зазор между плоскостями корпусов секции и насоса не допускается.

Повертывают зубчатые секторы вместе с плунжерами, так чтобы зуб на каждом секторе был обращен в сторону рейки насоса. Вставляют рейку, совмещая зубья с меткой каждого сектора с риской на впадинах зубьев рейки, и вводят ее в зацепление с секторами.

Для облегчения правильного зацепления рейки с секторами предварительно совмещают метки на зубьях секторов крайних секций с рисками на приливах корпуса ТНВД.

При вводе рейки на место необходимо, чтобы крайние риски на рейке совпадали с рисками на приливах корпуса насоса. При этом меченые зубья крайних секторов должны войти в зацепление с мечеными впадинами зубьев рейки, а секторы остальных двух средних секций можно установить после ввода рейки на место.

Проверяют легкость перемещения рейки и убеждаются в совпадении меток на рейках и зубьях секторов. Ставят на место планки крепления рейки и закрепляют их болтами с пружинными шайбами.

Читайте также:  Регулировка дроссельной заслонки дэу сенс

Проверяют боковой зазор в сцепленных зубьях секторов и рейки путем прижатия рейки до упора в зубчатые секторы и замера зазора между плоскостями планок и рейки.

Этот зазор допускается не более 0,25 мм. Проверку зазоров производят отдельно для I, IV и для II,III секций. Ставят на рейку и закрепляют призонным болтом с пружинной шайбой поводок, соединяющий рейку с тягой.

Вторично проверяют легкость перемещения рейки за тягу из одного крайнего положения в другое. При этом допускается усилие не более 5 Н. Устанавливают на место крышку бокового люка и закрепляют ее болтами с пружинными шайбами. Присоединяют к секциям топливопроводы высокого давления.

Регулировка ТНВД Д-160

Регулировку топливного насоса ТНВД дизельного двигателя Д-160 начинайте с проверки и обеспечения установочных размеров. Максимальный вылет тяги 5 рейки (расстояние А от торца регулировочной муфты 2 до задней плоскости корпуса насоса) измеряйте при положении рычага 11, соответствующем выключенной подаче.

Кольцо 6 тяги при этом должно упираться в корпус насоса. Вылет тяги 5 рейки равен 30,8±0,2 мм. для ТНВД дизеля Д-108 и 26,5±0,2 мм. для дизеля Д-130 и Д-160 и регулируется перемещением муфты 2, после чего фиксируется контргайкой 1.

Рис. 30. Регулировка ТНВД Д-16 трактора Т-130

Для проверки герметичности и давления открытия нагнетательных клапанов подайте топливо в головку под давлением 0,17+0,2 МПа при положении рычага 11, соответствующем выключенной подаче.

Течь топлива из штуцеров нагнетательных секций в течении 2 минут с момента подачи топлива не допускается. В противном случае, при исправной пружине нагнетательного клапана, замените нагнетательный клапан в сборе с корпусом.

Постепенно увеличивая давление, наблюдайте, при каком давлении начинается истечение топлива из сливных трубок. Давление открытия нагнетательных клапанов должно находиться в пределах 0,9+1,4 МПа. В случае несоответствия замените нагнетательный клапан или его пружину.

Угол начала подачи топлива определяется по моменту начала движения топлива в моментоскопе, присоединенном к нажимному штуцеру насоса.

При этом необходимо, чтобы в головке ТНВД поддерживалось избыточное давление в пределах 0,04+0,1 МПа. Для проверки угла с симметричным профилем кулачка рычаг 11 установите на упор в болт 12.

На штуцер первой секции закрепите моментоскоп, наполните его топливом на ЛА высоты и, наблюдая за уровнем топлива в трубке, поверните привод вала в направлении вращения часовой стрелки. В момент начала движения топлива зафиксируйте показания на градуированном диске.

Затем поверните привод вала против хода часовой стрелки и вновь зафиксируйте показания на градуированном диске в момент начала движения топлива в трубке моментоскопа.

Число градусов, заключенное между полученными двумя делениями на градуированном диске стенда, разделите пополам и найдите среднее значение. Оно должно совпадать с точностью ±1° с табличным значением геометрического угла начала подачи топлива.

В случае несоответствия полученного значения с табличным, произведите регулировку ТНВД заворачивая или выворачивая болт толкателя.

Регулировочный болт толкателя законтрите контргайкой. Начало подачи топлива следующей секции (согласно порядку работы секций) должно происходить через 90° поворота кулачкового вала.

В насосе с несимметричным профилем кулачка геометрический угол начала подачи топлива первой секцией оценивается расстоянием от торца плунжера до верхней привалочной плоскости насоса перед установкой его на стенд.

Для регулировки угла начала подачи топлива топливного насоса Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 необходимо установить шестерню привода так, чтобы расстояние от средины впадины зубьев, отмеченных кернером и цифрой 1, до боковой (левой, если смотреть со стороны привода) привалочной плоскости корпуса регулятора было равно 74±0,4 мм.

При этом расстояние от верхней привалочной плоскости насоса до опорного хвостовика толкателя 1 секции должен быть равен 45,5±0,05 мм. При необходимости отрегулируйте положение хвостовика, заворачивая его или выворачивая.

При регулировке начала действия регулятора рычаг 11 установите на упор в болт 12 и постепенно увеличивайте частоту вращения вала стенда.

Зафиксируйте частоту вращения вала в момент начала отхода муфты 2 от пружины 3 корректора. При несовпадении с табличными данными измените положение болта 12.

Для регулирования подачи топлива и ее равномерности на номинальном скоростном режиме подложите под пружину 3 щуп. Установите номинальную частоту вращения, рычаг 11 поверните до упора в болт 12. Давление топлива на впуске должно лежать в пределах 0,07+0,12 МПа.

В случае несоответствия цикловой подачи табличным значениям, регулирование подачи топлива проводите изменяя положение плунжера относительно зубчатого сектора, предварительно ослабив затяжку стяжного винта зубчатого сектора.

При положении рычага 11 управления на упоре в болт 12 проверьте соответствие частоты вращения полного выключения подачи топлива табличному значению. В противном случае замените пружину 8 регулятора и регулировку начните с настройки начала действия регулятора.

Установите частоту вращения вала привода равной 250±20 и освободите рычаг 11 управления.

Вращением регулировочного болта 9 установите расстояние А вылета тяги 5 рейки равным 13,8±0,5 мм для дизеля Д-160.

Установите частоту вращения вала привода 500±20. Подача топлива второй и третьей секциями насоса должна прекратиться при вылете рейки равном 9±0,5 мм.

При повороте рычага 11 управления до упора в болт 9 (пружина 10 минимальной частоты вращения сжата) подача всеми секциями должна прекратиться.

Источник