Меню

Регулировка холостого хода на сенсе

Chevrolet Lanos Парти3ан › Бортжурнал › Процедура установки параметров клапана холостого хода. Обучение ЭБУ. Плавающие обороты. Или о пользе чтения документации.

Начинаю вспоминать про замену РХХ.
1) Проверяем расстояние между концом клапана РХХ и монтажным фланцем, если оно больше 23 мм., то сканером уменьшаем до этих 23 мм. (можно и меньше — не принципиально). Вообще новые регуляторы идут с меньшим расстоянием и поэтому ни кто с этим не заморачивается. Цель этого — не допустить что бы клапан не уперся в седло при монтаже.
2) После установки нужно выставить клапан в рабочее положение. Или как подсказали одноклубники — «сброс счетчика РХХ». Я был уверен, что эта процедура выполняется следующим образом:
— включили зажигание на 5 сек.
— выключили зажигание на 5 сек
— завели
Все.
По факту ЭБУ сбрасывает счетчик при выключении зажигания, что логично.

Но мне стало интересно. Дело в том, что про процедуру «обучения РХХ» на Ланосе я не слышал. На Шнивах есть, на новых Ксюхах есть. В каких то сканерах видел.

Полез курить 4-х томник.

Таки нашел — раздел «КОНТРОЛЬ ДВИГАТЕЛЯ 1F — 71»

Процедура установки параметров клапана холостого хода
Каждый раз после отсоединения клемм аккумуляторной батареи, проводов БЭК или снятия и замены предохранителя БЭК EF13, должна быть проведена следующая процедура установки параметров:
1. Включите зажигание на 5 секунд.
2. Выключите зажигание на 5 секунд.
3. Включите зажигание на 5 секунд
4. Заведите двигатель при положении рычага переключения передач П/Н («Парковка/нейтраль»).
5. Прогрейте двигатель до 85 градусов.
6. Если автомобиль оборудован кондиционером, включите кондиционер на 10 секунд.
7. Выключите кондиционер на 10 секунд.
8. Если автомобиль оснащен автоматической трансмиссией, установите его на ручной тормоз. Нажав на педаль тормоза, переведите рычаг переключения передач в положение «D».
9. Включите кондиционер на 10 секунд.
10. Выключите кондиционер на 10 секунд.
11. Выключите зажигание.
Процедура установки параметров завершена.

Это по сути процедура «обучения ЭБУ после прошивки», которая с разными вариациями гуляет по форумам.
Я всегда думал — зачем? Ведь оперативные настройки ЭБУ сбрасываются при отключении питания.

Обратите внимание на слова «Каждый раз после отсоединения клемм аккумуляторной батареи» — я не знал.

Но собственно с этим алгоритмом все понятно.
п.п. 1-3 это и есть сама установка РХХ, если машина без кондиционера, то на этом можно остановиться
А вот с кондиционером — это тренировка реакции ЭБУ на увеличение нагрузки на двигатель. Кондиционер просто при включении прилично нагружает мотор.

Начал проверять. Обнулил ЭБУ и провел серию тренировок с кондиционером и без. с последующими попытками трогаться без использования педали газа. Если не дрыгать кондиционер, то при попытке тронуться без газа — несколько попыток приводят к значительному проседанию оборотов — машина может заглохнуть. 3-4 попытки и все приходит в норму. ЭБУ обучился.

Вариант тренировки 2

Пред история. Ехал. Ни кого не трогал. Машина начала глохнуть на светофорах. Отпустил педаль газа — заглохла. Если катиться с выжатым сцеплением и отпустить газ — аналогично. Динамика не пострадала.
Доехал до места. Остановился. начал смотреть по БК. Расход на ХХ падает — на 0.4 л/час мотор глохнет.
Динамика в норме, т.е. это не топливная система. Сразу начал грешить на РХХ. Решил потренировать.

Методика — как всегда:
1) вытащил предохранитель ЭБУ, подождал, вставил на место.
2) включил зажигание, досчитал до 10
3) выключил зажигание, досчитал до 10
4) включил зажигание, досчитал до 10
5) завел, обороты поднялись до 1500, потом начали падать пока мотор не заглох

И так 2 раза. Толку — ноль.

На Смарте были 2 варианта тренировки ЭБУ. Решил просто попробовать.
Какой от ланоса не знал начал по первому:

1) вытащил предохранитель ЭБУ, подождал, вставил на место.
2) включил зажигание, досчитал до 10
3) выключил зажигание, досчитал до 10
4) включил зажигание, досчитал до 10
5) Завел
6) Сразу поднял обороты до 3000, подержал секунд 10 и плавно сбросил до ХХ
Тут обороты уже держались ок. 920-930
Далее машину не прогревал, т.к. уже была прогрета
7) Включил кондиционер, мотор немного тряхнуло, обороты упали до ок. 850, подождал 10 сек.
8) Выключил кондиционер, обороты немного скакнули до 900 и сразу вернулись на 850
9) заглушил.

Все вернулось в норму. Как потом выяснил — это из книги про Ксюхи.
Но в моем случае вариант от Ланоса не помог бы.

У кого гуляют обороты — попробуйте последний вариант.

Источник

Как обеспечить стабильную работу мотора на холостом ходу: «Оживляем» Sens

Одна из характерных «болезней» Daewoo Sens – нестабильность холостого хода. Этот симптом неисправности системы питания (впрыска) двигателя нередко сопровождается повышением расхода топлива и снижением динамики разгона. Впрочем, все эти «недуги» можно «вылечить» несколькими простыми операциями.

Одна из характерных «болезней» Daewoo Sens – нестабильность холостого хода. Этот симптом неисправности системы питания (впрыска) двигателя нередко сопровождается повышением расхода топлива и снижением динамики разгона. Впрочем, все эти «недуги» можно «вылечить» несколькими простыми операциями.
Читайте также:  Регулировка гбо пропан на газель

Для начала следует удостовериться в исправности традиционных «виновников» неустойчивой работы инжекторных двигателей – давление топлива должно быть в норме, форсунки – чистыми, свечи – рабочими и без нагара, высоковольтные провода «не пробиты». Теперь коснемся «хитростей», характерных только для автомобилей Sens с мелитопольским двигателем 1,3 л, оснащенным системой управления впрыском топлива «Микас 7.6».

Неравномерный шаг

Поиск причины неисправности лучше начать с проверки регулятора холостого хода, который часто называют шаговым двигателем. Этот узел расположен на входе во впускной коллектор за воздушным патрубком фильтрующего элемента. Отрицательно влиять на работу двигателя он может в двух случаях: во-первых, при загрязнении конуса и седла клапана воздушного канала, во-вторых, при неисправности. При загрязнении уменьшается пропускное сечение этого канала, поэтому в режиме холостого хода в мотор подается меньше воздуха, чем требуется. Это и становится причиной остановки двигателя на холостом ходу.

Чтобы определить степень загрязнения регулятора, его следует демонтировать, открутив два винта. Если на запорном конусе клапана есть слой нагара, удалите его. Для этого можно воспользоваться аэрозольным очистителем карбюратора. Этим же средством, а также чистой ветошью нужно прочистить открывшееся после снятия регулятора седло клапана.

Если чистка не помогла решить проблему, возможно, неисправен сам регулятор холостого хода. По утверждению «сенсоводов» со стажем, ресурс российского узла составляет около 50 тыс. км, более дорогого ($50) импортного (GM) – намного больше.

Где обратная связь?

Холостой ход у данного мотора может «плавать» и из-за конструктивных особенностей. Например, в системе управления «Микас 7.6» не предусмотрен лямбда-зонд (датчик кислорода), как в иномарках с каталитическими нейтрализаторами отработавших газов. Вместо кислородного датчика, который помогает ЭБУ двигателя регулировать состав топливо-воздушной смеси, в систему впрыска внедрили потенциометр. В такой системе количество подаваемого в цилиндры топлива определяется программой ЭБУ и зависит от оборотов двигателя, его температуры и т. д. В процессе эксплуатации по ряду причин (засоряется воздушный фильтр, вследствие износа снижается производительность топливного насоса и т. д.) оптимальный состав топливо-воздушной смеси может нарушаться, однако ЭБУ «Микас 7.6» этого «не видит», так как в нем нет элемента обратной связи – лямбда-зонда. В результате в цилиндры начинает подаваться либо обогащенная, либо обедненная смесь, а это сказывается на характере работы мотора – особенно на холостых оборотах.

Поэтому при подобных нарушениях в работе двигателя нужно проверить уровень токсичности выхлопных газов. При повышенном содержании окиси углерода (СО) винтом потенциометра необходимо отрегулировать систему питания. Уровень СО у 1,3-литрового двигателя МЕМЗ должен находиться в пределах 0,4 – 0,8%. При таких параметрах обеспечивается устойчивая работа мотора на холостом ходу, стабилизируются расход топлива и динамика авто.

Алексей Огурцов, Сергей Добрянский

Благодарим «Автоцентр на Кольцевой» (Киев, КХРП) и www.autodiagnos.com.ua за помощь в подготовке материала

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Регулятор холостого хода РХХ на Ланосе — назначение, принцип работы, очистка и замена

Одним из важных составляющих элементов системы двигателя является регулятор холостого хода. Механизм устанавливается на всех двигателях инжекторного типа, в том числе и на автомобилях Ланос, Сенс и Шанс. Эту деталь еще называют датчиком холостого хода, но это неправильно, так как он не регистрирует показания, а совершает соответствующие действия — регулирует подачу воздуха на холостых оборотах двигателя. В материале используется слово «датчик», но правильное название устройства — регулятор или клапан. С его назначением, принципом работы, а также ремонтом и заменой разберемся в материале.

Назначение элемента

Датчик холостого хода или регулятор добавочного воздуха РДВ (его так называли раньше) отвечает за нормализацию работы ДВС в режиме холостого хода. С его помощью осуществляется подача недостающего объема воздуха в топливную смесь, что позволяет функционировать ДВС. Этот элемент устанавливается только на автомобилях, которые имеют электронную систему зажигания.

Неисправность датчика приведет к тому, что двигатель не будет нормально работать на холостом ходу. Ведь при запуске мотора дроссельная заслонка закрыта, и воздух не поступает в двигатель. При неисправности двигатель будет сразу же глохнуть из-за отсутствия всасывания воздуха, а он как известно, работает на смеси бензина с кислородом. ДХХ через специальный канал пропускает воздух в коллектор, откуда и происходит его подача в цилиндры. Датчик имеет игольчатый клапан, который отвечает за перекрытие канала подачи воздуха на ХХ. От величины его открытия происходит регулировка оборотов коленвала двигателя на холостом ходу.

Читайте также:  Регулятор тормозных усилий приора регулировка

Конструкция и принцип работы регулятора холостого хода на Ланосе

Рассматриваемый элемент играет очень важную роль в работе двигателей внутреннего сгорания. Чтобы понять, какие виды неисправностей возникают, рассмотрим принцип его работы и конструкцию. Первоначально выясним конструкцию этого элемента, который представляет собой микродвигатель с червячным редуктором. Ротор двигателя движется в двух направлениях, что позволяет открывать и закрывать канал холостого хода для всасывания воздуха в коллектор. Ниже представлена схема устройства регулятора холостого хода.

На схеме обозначены все основные конструктивные элементы регулятора. В разобранном виде рассматриваемый прибор представлен на фото ниже.

Сразу надо отметить, что находится РХХ рядом с дроссельной заслонкой. Чтобы понять, почему он имеет такое расположение, рассмотрим принцип его функционирования:

Из этого следует, что датчик имеет три режима работы — закрыто или нулевое значение, рабочее положение и открыт на максимум. Главный параметр регулятора холостого хода — это его шаг. Шагом называется расстояние, на которое способен выдвигаться шток с игольчатым клапаном. Шаг определяется ЭБУ по количеству оборотов ротора. От шага зависит количество оборотов холостого хода. Блок управления подает сигнал на регулятор, чтобы тот открыл доступ к подаче воздуха на определенный шаг, и тем самым происходит поддержание соответствующего количества оборотов коленчатого вала на ХХ.

Отсчет количества оборотов начинается от так называемого нулевого значения. Нулевым значением считается показатель, когда клапан упирается в седло, перекрывая подачу воздуха в коллектор. ЭБУ узнает о том, что клапан датчика уперся в седло по увеличению тока в цепи. После того, как клапан уперся, увеличивается нагрузка, а значит растет ток в цепи. При этом ЭБУ понимает, что клапан достиг нужной отметки, и теперь происходит отсчет шагов для открытия клапана на нужное расстояние. Первоначально он переходит в рабочее положение (когда включается зажигание), а при запуске двигателя сразу же в зависимости от его температуры (ДВС), происходит максимальное открытие канала для подачи воздуха на ХХ.

Понять принцип работы рассматриваемого устройства не трудно, однако при неисправности этого элемента возникают проблемы с запуском ДВС (если клапан заклинивает в закрытом положении).

Где находится регулятор на Ланосе

Отыскать рассматриваемый элемент на автомобилях марки Lanos, Sens и Chance не составит большого труда. Он находится на коллекторе рядом с дроссельной заслонкой. Хотя двигатель Ланоса 1,4, 1,5 и 1,6 литра отличается от ДВС Сенса и Шанса, однако место расположения регулятора холостого хода на этих автомобилях одинаковое. Ниже показано место, где находится ДХХ на Ланосе.

Перед дроссельной заслонкой имеется канал, который ведет к датчику холостого хода. По этому каналу воздух поступает в коллектор при закрытой дроссельной заслонке, когда осуществляется запуск двигателя, и его работа на ХХ без воздействия на педаль акселератора.

Регуляторы на автомобили Ланос отличаются от механизмов для Сенса и Шанса. Это отличие в форме игольчатого клапана, а также величины рабочего хода.

Признаки неисправности регулятора холостых оборотов на Ланосе

Рассматриваемое устройство имеет достаточно высокий ресурс работы, но приходит время, когда регулятор нуждается в замене. Для начала разберемся в вопросе, как же понять, что датчик неисправен, и требуется произвести его диагностику. Основные признаки, при которых водителю следует обратить внимание на РХХ, проявляются следующими способами:

Самые частые симптомы, которые заставляют владельца авто произвести проверку исправности РХХ — когда возникают трудности с запуском двигателя, а также в случае, когда при отключении скорости глохнет мотор. При возникновении всех вышеперечисленных признаков следует незамедлительно произвести проверку датчика. Как определить, что датчик холостого хода на Ланосе неисправен, разберемся в следующем разделе.

Виды неисправностей РХХ

Чтобы понять, почему возникают такие признаки неисправностей на Ланосе, когда из строя выходит регулятор холостого хода, рассмотрим основные виды неисправностей механизма. К таковым поломкам относятся:

Все виды неисправностей устройства можно выявить самостоятельно, для чего существуют различные способы, подробно рассмотренные ниже.

Инструкция по проверке датчика холостого хода

При первых подозрениях на неисправность регулятора ХХ в Ланосе, Сенсе или Шансе, следует прибегнуть к проверочным манипуляциях. Для проверки датчика существует несколько способов. Самый простой способ — необходимо установить заведомо исправный элемент, и завести двигатель. Сравнить работу ДВС с новым устройством, и сделать соответствующие выводы. Недостаток этого способа в том, что нужно предварительно купить датчик холостого хода. Хотя стоит он не дорого, однако прибегать к этому способу нужно в самом крайнем случае, когда нет времени выполнять диагностику.

Второй способ проверки предусматривает применение мультиметра. С его помощью осуществляется измерение сопротивление в цепи обмотки статора. Датчик при этом необходимо снять с автомобиля, и проделать следующие действия:

Датчик при желании можно отремонтировать, заменив статор электродвигателя, но эта деталь не так дорого стоит, чтобы заниматься ее ремонтом. Если нет мультиметра, то можно воспользоваться еще одним способом проверки датчика. Для этого выполняются следующие действия:

Читайте также:  Регулировка автоматики секционных ворот дорхан

Если игольчатый клапан не сместился, значит можно смело предположить, что датчик неисправен. Но прежде чем делать окончательный вывод, следует также проверить исправность питающих проводов и отсутствие окислов в месте подключения фишки. Провода следует прозвонить или измерить величину напряжения на клеммах фишки, а окислы при их наличии устранить, после чего произвести проверку. Если устройство неисправно, если следует заменить.

Как очистить регулятор холостого хода на Ланосе

Загрязнение игольчатого клапана также влияет на неисправность регулятора. Если датчик давно не менялся или не очищался, то пришло время произвести данную процедуру. Процедура эта не трудная, и занимает немного времени. Стоит только отметить, что если на обмотке отсутствует сопротивление или клапан не движется при включении зажигания, то смысла очищать иглу нет. Если диагностика показала, что прибор исправен, но при этом «плавают» обороты ХХ на Ланосе, то следует произвести очистку клапана.

Очистка регулятора выполняется следующим образом:

Одновременно после очистки клапана холостого хода датчика, следует также произвести очистку дроссельной заслонки. Для этого необходимо ослабить хомут крепления патрубка воздуховода, и отведя его в сторону, произвести нанесение на заслонку очистительной жидкости для карбюратора. Зная, как почистить датчик холостого хода на Ланосе, рассмотрим особенности его снятия и замены.

Инструкция по замене датчика ХХ (аналогично для Sens и Chance)

Процедура замены датчика холостого хода на Ланосе не трудная. Проводится она в случае, когда установлено, что регулятор неисправен, и не может эксплуатировать на автомобиле. Для снятия понадобится только крестовая отвертка. Выполняется процедура с соблюдением следующей последовательности:

Вместо демонтированного устройства устанавливается новый датчик, установка которого выполняется в последовательности обратной снятию. При этом важно знать следующее, что предварительно следует проверить расстояние между концом клапана и монтажным фланцем. Это расстояние не должно быть более 23 мм, и если это не так, то расстояние нужно уменьшить. Это делается для того, чтобы при монтаже клапан не упирался в седло.

После замены следует произвести процедуру установки параметров клапана холостого хода.

Как проводится процедура установки параметров клапана ХХ

Часто после замены или очистки регулятора владелец автомобиля устанавливает устройство на место, и продолжает эксплуатировать автомобиль. Это не правильно, и ведет к быстрому выходу из строя РХХ. Первоначально нужно провести процедуру установки параметров клапана. Это действие еще называется «сбросом счетчика РХХ». Проводить ее следует не только после установки нового датчика, но и после его снятия, а также в случае, если автомобиль обесточивался.

Как правильно сбросить регулятор, описано в инструкции к автомобилю, но так как никто ее не читает, то в итоге получается, что знают об этом единицы. Инструкция по сбросу счетчика РХХ имеет следующий вид:

Процедура сброса клапана ХХ на этом считается завершенной. Карбюраторные двигатели управляются за счет электроники, поэтому вышеописанная процедура является обязательной к выполнению.

Какой лучше регулятор холостого хода установить на Ланос и подходят ли аналоги от Сенса

Разобравшись с конструкцией, принципом работы ДХХ на Ланосе, а также его диагностикой, очисткой, проверкой и заменой, остается узнать, какой же лучше регулятор ставить на Ланос, и сколько он стоит.

Первоначально надо отметить, что регулятор на Ланос отличается от устройства для Сенса и Шанса. Отличие заключается в конструкции игольчатого клапана. Для автомобилей SENS, Chance и Таврия, которые оснащены мелитопольскими двигателями, не выпускаются оригинальные датчики. На эти автомобили следует устанавливать регуляторы от ВАЗ 2112. Лучший производитель этих устройств является компания «Автотрейд».

Для автомобилей Шевроле Ланос выпускаются оригинальные устройства корейского производства. Найти оригинальный датчик GM (артикул 17059602/93744675) достаточно сложно, поэтому следует выбирать регуляторы марки Continental, LCC, Delphi, CRB и другие. Ориентировочная их стоимость около 1000 рублей. Устанавливать на Ланос регулятор от Шевроле Нивы можно, так как отличия между ними только в расположении гнезда для подключения фишки с проводами. На Ланос устанавливаются датчики холостого хода РХХ 21203-1148300. Ниже на фото представлены регуляторы для Сенсов и Шансов (слева) и для Ланоса (справа). По фото видно, что отличаются они по конструкции игольчатого клапана.

Разобравшись детально в вопросе о том, что такое регулятор холостого хода на Ланосе, для чего он нужен, и как его проверить, остается подвести итог, и отметить следующее, что рассматриваемый элемент безусловно играет очень важную роль. Его неисправность выводит из строя двигатель автомобиля, поэтому очень важно следить за тем, чтобы датчик всегда был исправен. Как его проверить, отремонтировать и заменить на Ланосе, Сенсе и Шансе, подробно проанализировано в материале.

Фото частично использованы с сайта drive2.ru

Источник