Проверка и регулировка зазора между стержнями клапанов и толкателями
§ 2. Регулировки кривошипно-шатунных и газораспределительных механизмов и уход за ними
В процессе эксплуатации двигателя нербходимо периодически выполнять крепежные работы, регулировать зазоры между коромыслами и клапанами (или толкателями и клапанами) и удалять нагар.
При ТО-2 проверяют крепления впускного и выпускного трубопроводов и по мере необходимости подтягивают детали, крепящие крышки головок блока, распределительных шестерен, картер маховика и сцепления, масляный картер двигателя.
Для замера крутящего момента затяжки удобно пользоваться ключом с динамометрической рукояткой. Этот ключ имеет сменные гаечные головки 5, стальную гибкую полосу 4 из пружинной стали с тарированной шкалой 2, указательную стрелку 3 и рукоятку 1. При затягивании гайки или головки болта стальная полоса 4 изгибается, перемещая тарированную шкалу 2. При этом неподвижная стрелка 3 показывает на тарированной шкале 2, какой крутящий момент приложен к рукоятке 1.
Очистка нагара в цилиндрах двигателя. При значительном нагарообразовании в цилиндрах поршневые кольца залегают в канавках поршней, зависают клапаны, двигатель перегревается, повышается его склонность к детонации, увеличивается износ, повышается расход топлива и снижается мощность двигателя.
Вследствие износа кулачков и толкателей, клапанов и коромысел изменяются зазоры в клапанных механизмах газораспределителя. При увеличении зазоров между стержнем клапана и носком коромысла (в верхнеклапанном двигателе) или клапаном и толкателем (в нижнеклапанном двигателе) нарушаются фазы газораспределения, при этом уменьшается наполнение цилиндров и ухудшается их очистка, а также увеличивается шум при работе клапанного механизма.
При уменьшении зазора наблюдается неплотная посадка клапанов, в результате чего обгорают их седла и головки, появляются «чихание» в карбюраторе и «выстрелы» в глушителе, снижаются компрессия, мощность и увеличивается износ цилиндров двигателя.
После установки поршня первого цилиндра в положение в. м. т. конца такта сжатия проверка и регулировка зазоров в клапанах всех цилиндров может осуществляться следующими двумя способами.
Установку поршня 1-го цилиндра в положение в. м. т. конца такта сжатия на двигателях ЗМЗ-66 (53) производят по совпадению шарика, зачеканенного в маховик, с указателем на картере сцепления, при вывернутой свече из головки блока у 1-го цилиндра. Регулировку зазоров в клапанных механизмах двигателя ЗМЗ-66 (53) осуществляют так же, как и в двигателе ЗИЛ-130.
Порядок регулировки клапанных механизмов на двигателе ЯМЗ-238 такой же, однако коленчатый вал нужно проворачивать на 180°, а зазоры поочередно регулируют в следующих парах цилиндров: 1 и 5; 4 и 2; 6 и 3; 7 и 8-ом.
Источник
unoniceguy › Блог › Регулировка клапанов двигателя
В двигателе что-то застучало, мощность падает. Кажется, что автомобиль скоро развалится. Скорее в автосервис? Нет, подождите, может мы и сами можем что-нибудь сделать. В данной статье мы перечислим признаки плохой регулировки зазоров в клапанном механизме двигателя и расскажем как регулировать клапана двигателя.
Для чего нужна регулировка клапанов?
У автомобиля два клапана на цилиндр (или более). Один из них запускает горючую смесь, а другой выпускает отработавшие газы (они так и называются впускной и выпускной). А механизм, который приводит в действие эти клапаны и устанавливает порядок их работы, называется газораспределительный или, как говорят ещё в народе, клапанный.
После нагрева двигателя, его детали расширяются. Следовательно, на холодном двигателе между некоторыми его деталями должны быть строго определенные зазоры.
Если клапаны неправильно отрегулированы, то это может привести к снижению эффективности работы двигателя и даже уменьшению ресурса его деталей. Например, при маленьких зазорах клапаны и их седла будут подгорать. При больших же зазорах, когда клапаны открываются не полностью, мощность двигателя будет заметно падать и Вы услышите металлический стук.
Каждые 20-30 тыс.км нужно проверять и при необходимости регулировать клапана. Данные тепловых зазоров есть в любом руководстве по ремонту и обслуживанию автомобиля. Мы же приведем некоторые тепловые зазоры для отечественных автомобилей ВАЗ. Заметьте, что для впускного и выпускного клапанов, а иногда и для разных цилиндров зазоры РАЗНЫЕ!
Регулировка зазоров клапанов двигателя
Для того, чтобы начать регулировку, установите поршень цилиндра, который Вы собираетесь регулировать, в верхнюю мертвую точку такта сжатия. В этом положении оба клапана данного цилиндра закрыты, а коромысла этих клапанов должны свободно качаться в пределах зазора.
Затем отпускаете контргайку на регулировочном винте или болте. При помощи плоского щупа и регулировочного винта (болта) настройте необходимый зазор, затем затяните контргайку. Будьте внимательны: иногда после затяжки контргайки зазор может измениться, поэтому данную операцию необходимо делать аккуратно.После затяжки проверьте снова зазор. Зазор станет оптимальным тогда, когда щуп будет проходит в него, преодолевая небольшое усилие. Если он проходит слишком легко или слишком тяжело, отрегулируйте зазор точнее.
Затем, поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, нужно отрегулировать зазор в клапанах других цилиндров. Здесь необходимо соблюдать порядок работы цилиндров двигателя вашего автомобиля (например, 1-3-4-2). Коленвал следует поворачивать ТОЛЬКО по часовой стрелке и ТОЛЬКО за ручку «кривого стартера» (пусковая рукоятка) или же за болт крепления шкива привода генератора. Можно поворачивать коленвал и за вывешенное ведущее колесо, но здесь необходимо соблюдать осторожность.
Регулировка клапанов на двигателях ВАЗ
Проверка зазора между рычагами и кулачками распределительного вала: 1 — щуп; 2 — регулировочный болт; 3 — контргайка регулировочного болта.
В таких двигателях порядок регулировки клапанов следующий. Проворачиваете коленвал по часовой стрелке так, чтобы метка на звездочке распределительного вала точно совпала с меткой на корпусе подшипников. В это положении зазор регулируется у выпускного клапана 4-го цилиндра и впускного клапана 3-го цилиндра (соответственно, 8-й и 6-й кулачки).
Держите регулировочный болт рычага гаечным ключом, другим ключом ослабьте контргайку. Добейтесь необходимого зазора с помощью регулировочного болта. Затяните контргайку. Щуп должен входит в зазор с легким защемлением.
После того, как Вы отрегулировали зазоры в клапанном механизме, запустите двигатель и послушайте его работу на различных режимах. При регулировке важно и то, чтобы клапаны были правильно притерты. Также клапаны не должны быть разбиты на концах и зазор во втулках не должен превышать нормальный.
Источник
Проверка и регулировка зазора между стержнями клапанов и толкателями
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-157К
Регулировка зазора между толкателями и стержнями клапанов двигателя автомобиля ЗИЛ-157К
Для обеспечения нормальной работы распределительного механизма следует периодически проверять зазоры между толкателями и стержнями клапанов и при необходимости регулировать их. Зазор между толкателем и клапаном для впускных и выпускных клапанов должен быть 0,20—0,25 мм. Как правило, зазоры в клапанах проверяют и регулируют при техническом обслуживании № 2.
При увеличении этих зазоров работа двигателя сопровождается стуками, двигатель не развивает необходимой мощности и усложняется его запуск. П.ри отсутствии зазоров двигатель также не развивает полной мощности. Проверять и регулировать зазоры можно как на холодном, так и на горячем двигателе. Зазоры рекомендуется регулировать отдельно для каждого цилиндра в соответствии с порядком зажигания в цилиндрах (1-5-3-6-2-4).
Перед регулировкой зазоров необходимо отъединить бензопровод от бензинового насоса к карбюратору, отъединить трубку вентиляции картера двигателя и отвести ее в сторону, отвернуть болты крепления крышек клапанной камеры и осторожно снять крышки с пробковыми прокладками.
Регулировку зазоров впускных и выпускных клапанов следует начинать с первого цилиндра, для этого устанавливают поршень в в. м. т. в конце такта сжатия с помощью установочного пальца или по метке маховика.
При установке поршня первого цилиндра в в. м. т. с помощью установочного пальца 1 (рис. 7, а) его вывертывают и вставляют в это же отверстие обратным концом, затем, проворачивая коленчатый вал, держат до совпадения штифта с лункой на шестерне распределительного вала. Установив поршень первого цилиндра в в. м. т., установочный палец ввертывают на свое место.
При установке поршня первого цилиндра в в. м. т. но метке на маховике надо открыть крышку смотрового люка на картере
сцепления. Затем провернуть коленчатый вал двигателя рукояткой и установить поршень первого цилиндра в в. м. т. так, чтобы вмт
риска 3 (рис. 7, б) ВТМ/1-6 на маховике совпала с риской 2 на кар тере сцепления.
После установки поршня первого цилиндра в в. м. т. закрыть крышку смотрового люка и закрепить ее болтами.
Проверить величину зазора между регулировочными болтами толкателей и стержнями клапанов с помощью щупа.
Если зазоры выходят из указанных пределов, их следует отрегулировать.
Клапаны регулируют следующим образом: придерживая одним ключом толкатель за лыску, другим ключом освободить контргайку регулировочного болта толкателя; продолжая удерживать толкатель, поворачивать регулировочный болт толкателя до получения необходимого зазора; придерживая одним ключом регулировочный болт толкателя и другим ключом толкатель, затянуть контргайку третьим ключом. Таким же способом отрегулировать зазоры остальных клапанов двигателя и установить на место снятые перед регулировкой узлы двигателя.
Запустить двигатель и прослушать его работу. Прогретый двигатель должен работать без стуков клапанов, «чихания» в карбюраторе и «выстрелов» в глушителе.
Рис. 7. Установка поршня цилиндра в в. м. т.: а — по установочному пальцу; б — по метке на маховике; 1 — установочный палец; 2 — риска на картере; 3 — риска на маховике
Источник