Меню

Ограничитель грузоподъемности его назначение и регулировка

Полезные статьи

Ограничитель грузоподъемности крана-манипулятора: назначение и принцип работы

Пункт 2.9.5 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов» ПБ 10-257-98, утвержденных Госгортехнадзором РФ 31 декабря 1998 года, требует, чтобы каждая машина имела ограничитель грузоподъемности крана или грузового момента. Предусматривается автоматическая остановка приводов, изменяющих вылет стрелы, и отключение механизма подъема груза, если грузовой момент превысит максимально допустимый. После выключения приводов должна быть возможность снять нагрузку со стрелы, опустив объект, или уменьшить вылет стрелы для снижения грузового момента.

К чему приведет нарушение правил ПБ 10-257-98

Перегруз стрелы КМУ может вызвать ее немедленное разрушение. Даже если внешних признаков сразу не видно – это еще не значит, что не образовалось небольшое повреждение, которое может проявиться позже. В совершенно неподходящее время подъем груза с допустимой массой вызовет выход манипулятора из строя.

Лишняя нагрузка часто становится причиной повреждения, обрываются тросы и канаты. Ломаются лебедки подъемников и крюки. Трещины и напряжения, образующиеся в конструкционных элементах крана, вызывают отказ оборудования. А иногда случаются происшествия, опасные для жизни. Поэтому государственный технический надзор тщательно следит за соблюдением требований, записанных в Правилах.

Назначение ограничителя грузоподъемности

Практически все известные производители оснащают свои кран-манипуляторные установки защитными приспособлениями. Это оборудование различается по конструкции, но все модификации объединяет характерная особенность. Она заключается в том, что срабатывание защиты должно происходить тогда, когда масса поднимаемого объекта превышает максимальную массу для данного вылета стрелы. Это позволяет избежать разрушения элементов конструкции, помогает остановить падение груза или предотвращает опрокидывание всей машины.

Правилами точно установлено наибольшее превышение в процентах, на которое поднимаемый объект может быть тяжелее максимальной массы, указанной в документации крана. Для подъемников мостового типа допускается превышение веса на 25 процентов и меньше. Полноповоротные портальные краны могут поднимать объекты, вес которых не более чем на 15 процентов выше максимально допустимого.

В редакции документа от 2003 года говорится, что для кран-манипуляторной установки превышение не может составлять значение, большее 10%. Кран-манипуляторы менее прочны и не такие устойчивые, как другие машины. Это плата за возможность быстро передвигаться на большие расстояния. Поэтому все отечественные производители уже давно внесли соответствующие изменения и все современные модели последние двадцать лет удовлетворяют условию 10 процентов.

Регламентируется также погрешность срабатывания, которая находится в пределах 2-3 процентов. В процессе подъема груза возможны рывки при старте привода, и повороте стрелы. Это может вызвать ложные срабатывания и небольшая задержка меньше одной секунды обеспечит надежную работу блока. Поэтому, еще одним условием, которое обязательно учитывается производителями техники, является способность игнорировать кратковременные перегрузки. Различные изготовители задают разную задержку срабатывания ограничителя, так как она должна учитывать характеристики кранового манипулятора. Чаще всего ее значение находится в пределах от 0,3 до 0,8 секунды.

Общее устройство ограничителя грузоподъемности

Ограничитель грузового момента предназначен, прежде всего, для блокирования увеличения нагрузки, если возникает риск достижения предела прочности, определяемого техническими условиями, разработанными для каждого конкретного КМУ. Это не только обеспечивает безаварийную работу, но и уменьшает износ деталей, продлевая узлу срок службы.

Конструкция подавляющего большинства моделей ограничителей включает два основных блока:

Если машина оборудована по всем правилам, то попытка поднять объект, более тяжелый, чем это разрешено в документации, приводит к немедленной остановке всех подъемных приводов. Отключается механизм регулировки положения стрелы, и обеспечивается возможность немедленного возвращения к предыдущему состоянию. Груз опускается или срабатывают дополнительные страхующие приспособления. К таким системам предъявляются не менее строгие требования, чем к самому ограничителю. Их отказ или блокировка в случае перегрузки может привести к серьезной аварии с непредсказуемыми последствиями.

Принцип работы ограничителя грузоподъемности

Производители крановых установок устанавливают на свою технику преимущественно ограничители грузоподъемности кранов следующих четырех разновидностей:

Самое большое распространение получили механические и электромеханические узлы. Простота конструкции первой разновидности является основной причиной ее применения. Вторая привлекает внимание конструкторов своими возможностями, которые можно использовать для автоматизации всех процессов.

Механический ограничитель

Приспособление не имеет в конструкции элементов электрических цепей. Датчик прибора механического типа представляет собой пружину или груз, уравновешивающий поднимаемый вес.

Если масса объекта больше допустимой, то он создает усилие, которое перевешивает силу, создаваемую компенсирующим элементом. Вследствие этого происходит нажатие на концевой выключатель, разъединяющий цепи питания приводов. Механические узлы допускается устанавливать без оборудования их исполнительным механизмом, отключающим приводы. В этом случае должна быть предусмотрена автоматическая подача звукового сигнала.

Электромеханический

Устройства электромеханического типа массово применяются ввиду своей универсальности и способности обеспечить не только отключение моторов, но и опускание объекта для снятия нагрузки со стрелы. Каким же способом это устройство определяет, что поднимаемый вес выше допустимого и заставляет сработать ограничитель грузоподъемности? Грузового момента, превышающего максимально допустимый на 10 и более процентов, помогает избежать электрическая схема, которая анализирует сигналы, поступающие со специальных датчиков.

Читайте также:  Устройство и регулировка барометра

В электромеханическом ограничителе механическое усилие, создаваемое грузом, преобразуется в электрический сигнал с характеристиками, соответствующими грузовому моменту. При достижении определенных параметров сигнала происходит срабатывание электронной схемы, которая дальше совершает управляющие воздействия на исполнительный механизм – отключает приводы, задействует тормоз, а также опускает поднятый объект, полностью или частично снимая нагрузку с манипулятора.

Прибор данного типа с помощью датчиков давления способен контролировать множество параметров. Есть возможность записывать показания датчиков и другую важную информацию. При аварийной ситуации или поломке кран-манипуляторой установки это позволит изучить сохраненные данные и выяснить причину произошедшего. Можно вести журнал, который своевременно подскажет, когда лучше выполнить ремонт.

Гидравлический

В кранах с гидроприводом часто применяют гидравлические ограничители. В них используется повышение давления в напорной магистрали. Система оснащена предохранительным клапаном, который открывается при превышении давления – оно является показателем перегрузки, выше максимально допустимой. Через открытый клапан происходит слив гидравлической жидкости. Это может продолжаться до нормализации давления или до полного опускания объекта на поверхность.

Техническое освидетельствование

Датчик ограничителя грузоподъемности, независимо от его типа, необходимо регулярно освидетельствовать способом, который указан в документации производителя. Такие действия помогают поддерживать должный уровень безопасности. Для ее проведения принимается комплекс мер, которые помогут получить достоверные данные о степени исправности защитного модуля. По результатам принимается решение о продолжении его использования, настройке или замене – если проверка показала, что прибор вышел из строя.

Способы освидетельствования и максимальные периоды времени между ними определяются производителем и указаны в технической документации к крановой установке. Обычно применяются два метода – используется груз с точно определенным весом и динамические испытания.

Что мы предлагаем

ООО «КранАвтоЗапчасть» поставляет любые запасные части и узлы для крановых манипуляторов корейского и японского производства. Компания продает запчасти следующих фирм-изготовителей:

В распоряжении ООО «КранАвтоЗапчасть» оригиналы, выпущенные брендами. Все узлы и детали сертифицированы. Стандарты производителей точно выдержаны.

Менеджеры компании предоставят консультации по интересующим вопросам, помогут оформить покупку товара и расскажут об обслуживании. ООО «КранАвтоЗапчасть» – это качественное обслуживание покупателя, программа лояльности для постоянных клиентов и доставка в любой город страны.

Источник

Ограничитель грузоподъёмности – основные функции и сфера применения

Ограничитель грузоподъемности (аббревиатура ОГП) ─ предохранительное устройство. Его основная задача заключается в автоматическом отключении механизма подъёма и вылета стрелы крана в случае превышения массы груза, отмеченной в техническом паспорте. Данный прибор позволяет предотвратить опрокидывание техники. А также выход из рабочего строя её отдельных конструктивных элементов из-за подъёма материалов, вес которых превышает установленные нормы, и, соответственно, возникновение аварийной ситуации. Согласно требованиям действующего стандарта безопасности, в частности, Постановления №98 Госгортехнадзора РФ от 31.12.1999 года, таким устройством должен оснащаться любой стрелковый и мостовой краны. Обратите внимание: номинальная грузоподъёмность техники указана в техническом паспорте (руководстве по эксплуатации).

Конструктивные особенности

Ограничитель грузоподъёмности представляет собой устройство, состоящее из релейного блока, датчиков преобразователей усилия (сокращённо ДУС) и угла (аббревиатура ДУГ). Первый монтируется в стреловом расчале или грузовом полиспасте (для мостовых/козловых кранов). Он измеряет параметры, возникающие при перемещении материалов в вертикальном направлении. ДУГ устанавливается на кране и поводком соединяется со стрелой. Он имеет другую задачу ─ задаёт максимально возможные усилия с учётом вылета стрелы в горизонтальной плоскости. Если происходит перегрузка, релейный блок срабатывает и отключает цепи, обеспечивающие электрическое снабжение приводов техники. Также в конструкции ОГП выделяют панель сигнализации. Это индикаторное устройство позволяет крановщику наблюдать за степенью нагрузки крана по шкале прибора и визуально контролировать работу механизма. Сигнальные лампы дают возможность определить, сработало ли предохранительное устройство.

Блок питания ограничителя устанавливается в кабине оператора. Основные типы предохранительного механизма:

Использование предохранительного устройства позволяет не только исключить вероятность возникновения аварийной ситуации, но и обеспечить высокий уровень безопасности обслуживающего персонала.

Назначение и функциональные возможности

Прежде чем заказать и установить прибор, следует выяснить, какие функции выполняет и для каких механизмов он применяется. Итак, предохранительное устройство используется для:

Ограничители грузоподъёмности семейства «ОГП» ─ функциональное устройство электромеханического типа, применяемое в большинстве случаев на автомобильных и стационарных стреловых кранах. Не меньшей популярностью на рынке пользуются устройства типа ОГШ. Их устанавливают на полноповоротные стреловые или, другими словами, портальные краны, оснащённые одной или двумя лебедками, и технику мостового типа. Приборы семейства ОГШ производятся с регистрирующим блоком и без него. И первые, и вторые могут осуществлять фиксацию массы груза, индикацию времени, формирование блокировочного сигнала. Преимущество устройства с регистрирующим блоком ─ способность накапливать и хранить информацию о работе механизма.

Читайте также:  Регулировка со потенциометра на ваз

Обратите внимание на следующие товары:

Основная задача ограничителя мостового крана – предотвращение разрушения силовых элементов (обрыв канатов и крюков, выход из рабочего строя подъёмного механизма и пр.), появления микротрещин в металлоконструкциях из-за существенного превышения допустимой нагрузки. Назначение и устройство указанного прибора для свободностоящей техники стрелового типа другое. Основная задача ─ защита конструкции от перегрузок и опрокидывания. При подъёме какого груза срабатывает предохранительное устройство? Прибор не должен допускать превышения нагрузки на кран мостового типа более чем на 25%. Это требование прописано в правилах Госгортехнадзора. Кроме того, предохранительный прибор должен срабатывать в том случае, когда грузовой момент превышает допустимую номинальную нагрузку более чем на 10% для стреловых, и более чем на 15% ─ для полноповоротных кранов, поворотная часть которых установлена на портале.

Техническое освидетельствование

Проверка ограничителя подъёма грузов ─ комплекс мер, позволяющих установить степень исправности действия прибора. Техническое освидетельствование его работоспособности проводится двумя методами:

Периодичность и способы проверки ОГП указаны в руководстве по эксплуатации спецтехники или прибора заводом-производителем. При отсутствии документов на технику термины проведения калибровки определяются её владельцем. Результаты технического освидетельствования в обязательном порядке должны заноситься в техпаспорт или вахтенный журнал. Проверка работоспособности прибора проводится в присутствии лица, ответственного за безопасное выполнение работ по перемещению грузов спецтехникой.

Источник

Ограничители грузоподъемности на кранах

Ограничители грузоподъемности (ограничители грузового момента) автоматически отключают механизм подъема груза и механизм изменения вылета стрелы (у кранов, снабженных таким механизмом), если масса предназначенного к подъему груза превышает грузоподъемность крана на установленную величину, и тем самым предотвращают перегрузку крана и возможную аварию, связанную с перегрузкой. Перегрузка крана может вызвать обрыв канатов и крюков, поломку деталей механизма подъема, образование трещин в металлоконструкциях и полное разрушение крана. Наиболее часто из-за перегрузки падают (опрокидываются) передвижные краны стрелового типа: автомобильные, гусеничные, нпевмоколесные, железнодорожные, башенные, портальные. Поэтому правилами Госгортехнадзора предусмотрено оборудование стреловых самоходных и прицепных, башенных (в том числе приставных и самоподъемных) и портальных кранов ограничителем грузоподъемности. Краны мостового типа должны оборудоваться ограничителем грузоподъемности, когда возможна перегрузка крана по технологическим причинам. К таким кранам в первую очередь следует отнести магнитные и грейферные, перегрузка которых возможна по технологии выполняемой ими работы.
Ограничитель грузоподъемности устанавливается на механизм главного подъема. ЦКБ Главстроймеханизации для стрелового крана МКГ-25БР разработан дополнительный ограничитель на вспомогательный подъем.
Ограничитель грузоподъемности (ограничитель грузового момента) должен автоматически отключать механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность на 10% У стреловых и башенных кранов, на 15% у портальных кранов, на 25% у кранов мостового типа. Отключение других механизмов, например механизма поворота или передвижения, не обязательно.
Ограничитель грузового момента также должен действовать, если при опускании стрелы с грузом вылет будет увеличен до положения, при котором масса груза превышает допустимую величину.
После действия ограничителя грузового момента должно быть возможно опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.
Стреловые краны, снабженные дополнительными опорами, стрелами различной длины или тем и другим, т. е. имеющие две и более грузовые характеристики, могут снабжаться одним ограничителем грузоподъемности с приспособлением, переключающим его для работы по выбранной характеристике: на дополнительных опорах или без них, с нормальной или удлиненной стрелой и т. п.
Установка ограничителя на краны с механическим (неэлектрическим) приводом разрешается без устройства исполнительного (отключающего двигатель) органа с воздействием на звуковой сигнал.
Для стреловых самоходных кранов ранних выпусков, подлежащих в ближайшее время списанию, а также для кранов иностранных фирм требования по установке ограничителя грузового момента не предъявляются.
Среди выполненных конструкций прибора различают: ограничители массы, срабатывающие при подъеме груза предельной массы (они применяются на мостовых и стреловых кранах с постоянной грузоподъемностью при всех вылетах стрелы);
ограничители грузового момента, срабатывающие в случае возрастания опрокидывающего момента до предельной величины (они устанавливаются на кранах, грузоподъемность которых меняется в зависимости от вылета стрелы).
Ограничители массы обычно состоят из датчика усилий и исполнительного (отключающего) органа. У ограничителей грузового момента, кроме того, имеется корректирующее устройство, которое автоматически устанавливает начало срабатывания ограничителя в зависимости от установленного вылета стрелы и соответствующей этому вылету нагрузки.
По устройству датчиков, воспринимающих и уравновешивающих действующие на кран усилия, различают пружинные, грузовые, торсионные и другие ограничители.
Датчик может быть связан с различными элементами крана. Чаще всего он встраивается в систему стрелового полиспаста, а у кранов мостового типа — в систему грузового полиспаста.
Имеются два основных класса автоматических ограничителей грузоподъемности: устройства, включающие электрические элементы для преобразования и обработки механических величин, и устройства, не содержащие в функциональных узлах электрических элементов. К первому классу приборов относятся электромеханические ограничители различных типов, во второй класс входят механические, гидравлические и комбинированные (механогидравлические) ограничители.
К наиболее распространенным относятся ограничители грузового момента электромеханического типа. Они в принципе пригодны для установки на кранах любого типа вне зависимости от рода двигателя (электрического, внутреннего сгорания, парового), используемого для привода механизмов. Прибор ОГП-1 данного типа разработан ВНИИстройдормашем и серийно выпускается Кишиневским заводом «Электроточприбор» и другими заводами.
Ограничитель грузоподъемности ОГП-1 состоит из следующих основных частей: датчика усилий ДУС, установленного в стреловом расчале; датчика угла ДУГ, установленного на кране и поводком соединенного со стрелой; релейного блока; панели сигнализации и блока питания, установленных в кабине. Действие ОГП-1 основано на принципе сравнения электрических сигналов, подаваемых датчиком усилий и датчиком угла наклона стрелы. Прибор срабатывает при разности электрических сигналов, равной нулю, что соответствует максимально допустимой нагрузке на крюк для данного вылета стрелы.
В качестве преобразователей величины нагрузки и угла поворота стрелы в электрические сигналы используются потенциометры, соединенные по схеме моста сопротивлений, в одну из диагоналей которого включен источник постоянного тока, а в другую — обмотка поляризованного реле.
Вместо обычно применяемых в датчиках спиральных пружин здесь используется кольцевая пружина (динамометрическое кольцо), которая включается в систему стрелоподъемных канатов с помощью тяг. Динамометрическое кольцо соединяется с передаточным механизмом спиральной пружиной.
Механизм преобразует линейное перемещение тяг в угловое и через пружинную муфту вращает ось потенциометра. При нагрузке на кран угол, образуемый растяжками стрелы, увеличивается, динамометрическое кольцо деформируется и вызывает перемещение движка потенциометра. Таким образом линейное перемещение кольца преобразуется в электрический сигнал. Динамометрическое кольцо рассчитано на номинальное усилие, создаваемое предельной массой груза, и имеет рабочую деформацию 2 мм.
При подъеме или опускании стрелы вращение от поводка передается на фланец датчика, валик и кулачок. От кулачка движение передается на рычаг токосъемника с контактными ламелями, которые перемещаются по обмотке потенциометра. Релейный блок, размещаемый в кабине крановщика, подает с выдержкой в 2—3 с команду в цепь управления краном при балансе моста.
ВНИИстройдормаш разработал ряд бесконтактных ограничителей грузоподъемности УРОГБ для защиты самоходных кранов с решетчатыми стрелами, башенных кранов и самоходных гидравлических кранов с жесткой подвеской телескопической стрелы от опрокидывания в результате перегрузки.
Ряд бесконтактных ограничителей грузоподъемности включает датчик усилий, датчик угла, датчик длины, датчик вылета, блок управления, панель сигнализации и указатель вылета, из которых в зависимости от типа крана в разных сочетаниях можно составлять ограничители грузоподъемности к ним.
Датчик усилий измеряет усилия и подает соответствующие сигналы на вход сравнивающего устройства блока управления. С помощью датчика угла контролируется угол наклона стрелы, задается величина предельно допустимого груза и выдается электрический сигнал, поступающий на вход сравнивающего устройства.
Датчик длины предназначен для контроля за длиной стрелы; он выдает электрические сигналы, поступающие на вход датчика вылета.
С помощью датчика вылета контролируется угол наклона стрелы с учетом ее длины, заданная величина предельно допустимого груза и выдаются электрические сигналы, поступающие на вход сравнивающего устройства и на указатель вылета.
Блок управления служит для настройки, переключения заградительных характеристик при изменении сменного оборудования или режима работы крана и подачи команд исполнительным устройствам крана на разрешение работы или запрет опасных движений.
Панель сигнализации представляет собой индикаторный прибор, позволяющий следить за степенью загрузки крана.
Указатель вылета показывает величину вылета.

Читайте также:  Bmw e36 регулировка капота

Периодическая проверка исправного действия ограничителя грузоподъемности у кранов, находящихся в эксплуатации, производится путем поднятия контрольного груза; проверка проводится в сроки, установленные заводом-изготовителем крана или прибора.
В случае отсутствия в документации на кран указаний по периодичности проверки ограничителя срока проверки устанавливаются владельцем крана.
Для проверки ограничителя грузоподъемности башенных строительных кранов контрольный груз, выполненный в виде точно взвешенного инвентарного железобетонного блока, должен постоянно находиться на месте установки кранов. Результаты проверки заносятся в вахтенный журнал.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку.

Источник

Adblock
detector