Меню

Настройка язычков губной гармошки

Ремонт и настройка гармоник

Каждый голос на гармонике, для правильной игры, должен быть правильно настроен. Производители настраивают гармоники в процессе сборки. На рисунке ниже показан правильно установленный голос.

Когда голос имеет правильный наклон и ровно установлен то звучит он как от слабого, так и от сильного потока воздуха, в большинстве случаев.
Бывают исключения, когда голос не играет, даже если он имеет правильный наклон и правильно направлен.
Не проигрываемые низкие ноты – это обычная проблема для многих начинающих. Низкие ноты, в основном на гармониках с низким ключом, требуют определённого объёма для резонанса. Изменение положения языка или горловых мышц может потребоваться для извлечения хорошего звука. Часто бывает, что отверстие номер 2 не играет. Обычно это ошибка игрока, а не проблема гармоники. Чтобы избавится от этой проблемы попробуйте раскрыть рот не разжимая губ и не переставая играть. Играйте с той же силой как обычные ноты. Не пытайтесь вдыхать или выдыхать сильнее, проблема не в этом.
Давайте посмотрим на другие проблемы когда гармоника не правильно играет или не играет совсем

Когда голос не имеет наклона – звука не будет. Чтобы определить угол вы можете посмотреть его на соседнем голосе, который нормально играет, и выставить такой же. Обычно этого хватает для решения проблемы.

Когда голос имеет не достаточный наклон, он будет играть только при слабом потоке воздуха. Для исправления этого вам надо немного увеличить угол. Правильный наклон можно посмотреть на соседнем голосе который правильно играет и выставить такой же. Обычно этого хватает для решения проблемы.

Когда голос имеет очень сильный наклон, он будет играть только от сильного потока воздуха. Для устранения этой проблемы нужно уменьшить угол наклона. Опять же правильный угол можно посмотреть на соседнем голосе, который правильно играет и выставить такой же. Обычно этого хватает для решения проблемы.

На рисунке сверху проблема несколько преувеличена, но объясняет, что мы имеем ввиду. Когда голос трёт стенки отверстия в голосовой пластине, он издаёт жужжание. Когда голос поворачивается сильнее то он перестаёт играть совсем. Это может быть исправлено поворотом голоса так, чтобы он не тёр стенки отверстия при нажимании на него. Для проверки можно посмотреть через пластину на свет, и вы увидите, в каком месте голос соприкасается со стенками отверстия.

Другая проблема может быть в том, что в отверстие попала грязь. В это м случае голос тоже может издавать жужжание или не играть совсем. Чтобы было лучше видно, можно посмотреть через пластину на свет. Грязь можно удалить маленькой палочкой. Когда вы работаете с голосом, будьте осторожны, не перегните и не сломайте голос. Если вы сломаете голос то вам придётся менять всю голосовую пластину.

Помните что ваша гармоника будет служить дольше и играть лучше если вы за ней ухаживаете. Чистите её и сушите если возможно. Храните гармонику при комнатной температуре.

Когда вы снимаете накладки с гармоники, проверьте следующее:
A. Правильно ли направлены голоса.
B. Правильно ли наклонены голоса.
C. Хорошо ли прикручены пластины. (не сорвите резьбу)
D. Можно смазать вазелином гребёнку в тех местах где она соприкасается с голосовой пластиной, чтобы избежать пропускания воздуха.

Соберите гармонику и проверьте все ноты вверх и вниз. Используя тюнер можно узнать правильно ли настроена гармоника.
Если вы починили свою гармонику – вы продлили ей жизнь. Если нет – может настало время купить новую?
Некоторые производители гармоник продают отдельно голосовые пластины. Все модели гармоник Lee Oskar и Сузуки, а так же, модели гармоник Hohner серии MS имеют сменные пластину. Если пластина с обратной стороны гармоники в хорошем состоянии можно попытаться найти недостающую пластину.

Читайте также:  Настройка ретаргетинга директ коммандер

Что делать, когда гармошка начинает фальшивить
Время берет своё на любой гармонике. Ноты становятся “не те”, или иногда вообще перестают извлекаться. Можно ли еще что-нибудь исправить, или пора покупать новую гармонь?
Давайте обсудим некоторые общие проблемы и посмотрим, что можно сделать, для их исправления.

Не тот звук, или некоторые ноты вообще не играются
Гармоника, будучи духовым инструментом делает то же, что и все другие духовые инструменты – накапливает влажность. Видели ли вы, как трубачи вытряхивают что-то из трубы? Так вот, это что-то – слюна. То же с саксофоном и многими другими духовыми инструментами. Вот почему важно играть на гармошке с сухим ртом и держать голову выше, чтобы слюна не попадала внутрь. Также, время от времени следует вытряхивать слюну из гармошки. Это можно сделать, постукивая гармошкой по ладони и т.д.
Гармоника накапливает влажность по мере игры и на язычках и плате образуется образуется её слой. По мере увеличения слоя, звук начинет становиться более низким. Слишком громкая игра ведет к “металлической усталости”, которая также кончится фальшивящим язычком. Трудно заметить, когда гармошка фальшивит не сильно, пока не сыграете с другим правильно настроеным инструментом.
Очень важно: если вы до этого не играли на гармошке, и купленная вами гармоника у вас не играет на каких либо отверстиях, не торопитесь её чинить. Скорей всего у вас неправильное звукоизвлечение. Не спорю, что новые гармошки иногда бывают с браком, но это бывает не так уж часто. Я бы всё таки советовал сначала научиться правильно извлекать звуки, а уже потом разбираться с гармошкой, почему она не играет.

Для следующей процедуры я рекомендую использовать:”Набор инструментов Ли Оскар” и “Матричный хроматический тюнер”.

В наборе инструментов вы найдете инструкции и все, что может вам понадобиться для ухода за гармошкой Ли Оскар. Владельцам других марок гармоник дополнительно потребуется маленькая прямая отвертка. Ли Оскар используют только крестовые винты №1 и в его комплекте есть только, крестовая отвертку №1.
Используя хроматичекий тюнер, вы всегда сможете правильно настроить гармонику. SR-1050 Matrix Chromatic Tuner имеет легко читаемый LED дисплей и микрофон для акустики и line-in для эллектроники (микрофона или гитары). Он автоматически настраивается на любой инструмент и имеет режим автоматического отключения для экономии батарей.

Скобление или подтачивание свободного кончика язычка – повысит тон. Не переусердствуйте, далайте это очень осторожно. После двух подпилов свободного конца язычка проверьте звук на тюнере, таким образом можно примерно расчитать, сколько раз нужно скоблить. Советую не стачивать кончик язычка, а скоблить его, так как спиливание укоротит язычек и увеличит щель, через которую быдет теряться больше воздуха, а это уменьшит отзывчивость голоса. Породолжайте скоблить, пока не добьетесь нужного звучания. Лучше пусть звук будет чуть-чуть выше, чем надо, так как ноты имеют тенденцию низить, когда вы играете с экспрессией.
Если звук стал черезчур высок, чуть-чуть поскоблите около прикрепленного кончика язычка. Имейте в виду, что каждый раз, когда Вы пилите язычек с этого конца, Вы его ослабляете.

Набор инструментов Ли Оскара наиболее подходит для этого. В нем вы найдете инструменты, чтобы разобрать харп, подпилить язычки и заклепки и т.д.
Сняв с харпа крышку, советую проверить следующее:
A. Проверить положение язычков.
B. Проверить расстояние между язычком и платой.
C. Проверить хорошо ли прикручена плата с голосами.
D. Также не помешает нанести тонкий слой вазелина, где крышка соприкасается с голосовой платой. Это поможет избежать потерь воздуха.
Поставьте крышку на место и проиграйте все ноты на вдох и выдох. Сравните каждую ноту по тюнеру.
Некоторые гармоники имеют заменяемые платы (все Ли Оскар и некоторые Hohner). Если гармоника все еще имеет хорошей внешний вид, обратитесь к местному дилеру за сменной голосовых плат.

Читайте также:  Otrs настройка отправки почты

Таблица по устранению мелких неисправностей и настройке

Источник

Настройка язычков губной гармошки

Настройка губной гармошки по тону

Олег Коропецкий, для Самоучителя игры на губной гармошке

Приветствую уважаемое сообщество харперов!

Хочу высказать слова благодарности за внимание к моим статьям, это для меня важно. Я стараюсь создавать материалы в порядке необходимости и сложности реализации. Очень надеюсь, что большая часть рассмотренных манипуляций вам не понадобится (особенно в плане ремонта) и любимые гармошечки будут служить очень долго (а когда-нибудь даже будут подарены благодарному внуку вместе с альбомами-дискографией легендарного дедушки!).

В этот раз я предлагаю рассмотреть непростую процедуру: настройка гармошки по тону.

Тут есть ряд ограничений.
Если вы не обладаете «настроечным» дыханием или у вас нет специального устройства (мехов) для подачи воздуха на язычки для звучания, то лучше настройку не начинать.

Также понадобится тюнер. Обзавестись тюнером — не проблема. Я говорю о программных хроматических тюнерах, различных вариантов которых огромное множество и для ПК, и для мобильных устройств под разные операционные системы. Можно использовать и аппаратный тюнер, но я встречал множество таких низкого качества и практически не подходящих под наши задачи. Да, ещё одно уточнение: нужен именно хроматический тюнер, а не «халявный у друга-гитариста попросил» — его функционала будет мало.

Так что там с «настроечным» дыханием? Что за зверь?

Вот при помощи тюнера и проверим. Включаем тюнер, берём гармошку и играем второе или третье отверстие на вдох секунд этак 5-8, отмечаем показания тюнера (желательно в Герцах и в % отклонения, так как только процент отклонения не всегда информативен). Повторяем процедуру несколько раз и опять записываем результаты. Сходили на прогулку, выпили кофе, посмотрели крутой ролик в YouTube, почистили зубы! И опять повторяем взятие ноты и сравниваем результаты. Если показания у нас отличаются не только в разных подходах, но и на протяжении одного взятия ноты стрелка тюнера скачет «как собак бешеный, дА!» (произносить с кавказским акцентом), то не стоит браться за настройку (это будет РАССТРОЙКА гармошки — может и такую статью напишу когда-нибудь). Если показания отличаются на 2-3% (это десятые Герца на первых отверстиях), то считаю это допустимой погрешностью для выполнения настройки.

Вынужден ещё помучить теорией перед тем как перейти к делу. Постараюсь дать её по-минимуму — только ту, что действительно необходима.

На тюнере есть такой параметр, как «A=44x” (вместо x цифра, обычно 0, но может быть 1,2,3,…). Это значение в Гц ноты Ля (четвёртой октавы), которое мы примем за эталон. Вот блин, эталон, он же ЭТАЛОН («это же памятник! Кто его посадит?»). А мы его принимать-менять. Вот такие мы загадочные, а вернее: изготовители гармошек. Модель Hohner Marine Band Classic на боковушке верхней крышки имеет загадочное число «440». Вот теперь оно уже совсем не загадочное. Для других моделей Hohner оно принимает значение 442, 443, 443 Гц (и у Seydel, и Suzuki тоже свои значения). Возникает логичный вопрос: а зачем? Ответ такой: чтобы в миксе с другими инструментами звук гармошки выделялся (не пинайте, не я этот ответ придумал). Hohner, я считаю, лидер в этой неразберихе: на крышках число «440», а сама гармошка строится по эталону 443 Гц. И очень часто настройка далека от приемлемой, из коробки гармошки расстроены (это не анти-реклама, «это суровая жизнь»).

Читайте также:  Правильная настройка колонок в авто

Что, страшно стало? Подождите, ещё не всё.

Всё это время,так сказать «по умолчанию», я повествую о гармошках настройки Рихтера. Наверняка для вас не секрет, что диатонические гармошки бывают не только мажорные этой самой Richter настройки. Paddy Richter Tuning, Country-tuning, Melody Maker, Easy third (reggae), Diminished, … «и тут Остапа понесло». Но «нельзя объять необъятное», оставим эти громоздкие знания. «Пилите, Шура! Пилите!».

Переходим непосредственно к настройке губной гармошки

Для изменения тона нам понадобится инструмент, позволяющий снимать на небольшой площадке язычка металл. Обычно, это удобный надфиль, может быть наждачная бумага в нехитром приспособлении фиксации. Соскабливать ножом, скальпелем не рекомендую — неудобно и есть шансы повредить язычок. Сам использую небольшой дремель на батарейках с специальными абразивными насадками. Его удобно держать и точно попадать в нужное место обработки. Так же рекомендую подкладывать под язычок тонкую пластину для предотвращения деформации язычка по длине. В зависимости от «калибра» используемого абразивного материала изменение тона может быть разным, начинайте от двух-трёх «потираний» с постоянной проверкой, пока не изучите свой инструмент. Для увеличения, поднятия тона снимается металл на кончике язычка, а для понижения — наоборот, у основания возле заклёпки. Настоятельно рекомендую проводить «потирания» вдоль язычка, а не поперёк. Не создавайте поперечные «овраги» (такие, как «мастера» при заводской настройке Hohner) — по таким «бороздам» язычки лопаются. Только продольные и, желательно, не «овраги». Старайтесь делать равномерное углубление и не касаться краёв язычка, это сохранит его жёсткость.

Есть ещё вариант: не стачивать, а наращивать металл на язычке при помощи паяльника. Сам от этого метода отказался после длительных проверок (отзывчивость язычка уменьшается и громкость). При таком методе изменения тона металл напаивается на кончике язычка для понижения тона, а у основания/заклёпки — для увеличения тона. На нижних отверстиях вдоха на кончике не делайте «вершины гор» — будут биения по крышке. Не грейте долго язычок — меняются его характеристики жёсткости.

При перенастройке язычка на другую ноту пользуюсь следующими ограничениями:

Рекомендации усреднённые. Если их не придерживаться, то возрастает вероятность выхода из строя язычка. Чем ниже тональность гармошки, тем больше можно изменить его тон. Для стальных язычков Seydel изменения тоже допускаются бОльшими. Это всё актуально, когда нет язычка нужного тона, или когда мы «перетачиваем» гармошку в альтернативную тональность.

Статья получилась довольно научная, отягощённая числами и теорией. Не получилось этого избежать. «Не люблю я точные науки, точно сам не знаю почему…» Вот Расторгуеву настраивать гармошки я бы не поручил (никакой политики). Приступаем к практическим занятиям. Всем удачи!

Об авторе статьи

Олег Коропецкий

Играет на губной гармонике более пяти лет.

Занимается ремонтом, настройкой и кастомизацией губных гармоник.

Источник