Меню

Настройка эхо на микшере

Как сделать эхо эффект

Самые распространенные эффекты, которые используются в электронной танцевальной музыке (и не только) – это реверберация и эхо эффект (дилэй). В этой статье пойдет речь именно об эхо эффекте.

Эхо – это физическое явление, возникающее вследствие отражения исходного звука от предметов. Наш слуховой аппарат воспринимает звук, отраженный от предметов и таким образом мы слышим несколько искажённую копию исходного сигнала.

Эхо эффект – это эмуляция эхо с помощью специальных приборов пространственной обработки. Такие приборы называют дилэем (delay – задержка).

Как сделать эхо эффект

Как я уже сказал, для эмуляции эхо необходимо использовать специальный прибор – дилэй.

Давайте рассмотрим процесс создания эхо эффекта с помощью:

— VST плагина от компании Waves SuperTap 2.

Вы можете использовать любой другой плагин.

Основные параметры приборов одинаковы. Они могут отличаться какими-то дополнительными настройками.

Fruity Delay Bank – это плагин формата fruity, имеющий 8 банков для создания различных комбинаций эхо эффектов.

Обрабатывать я буду короткий вокальный сэмпл из библиотеки «Mutekki Media Dance Ultra Voice Vol. 1». Звучит он следующим образом:

Перенесу этот сэмпл в Playlist и направлю на первый канал микшера.

Повешу на канал Send 1 плагин Fruity Delay Bank и настрою его таким образом:

Time stereo offset – 31,4 ms left;

Feedback stereo separation – 0;

Я сделал именно такие настройки, чтобы вы могли более явно услышать эффект. Однако, при работе над треком может возникнуть необходимость в более коротких задержках и эффект станет не таким выраженным.

Наложу немного реверберации для более приятного звучания.

Повешу в разрыв Insert 1 плагин Fruity Reverb и настрою его.

Выберу пресет Cathedral и установлю регулятор Reverb в положение 15%.

Теперь попытаюсь воссоздать тот же эффект используя плагин от компании Waves – SuperTap 2. Таким образом, я хочу в очередной раз подчеркнуть простую истину. Не важно, какой плагин вы используете главное, чтобы вам было удобно им пользоваться, и он создавал нужный эффект.

SuperTap 2 – это дилэй, включающий в себя возможность настройки параметров 2 задержек и обратной связи. Есть аналогичный плагин SuperTap 6 с возможностью использования 6 задержек. Однако его использование в данном случае нецелесообразно.

Повешу плагин SuperTap 2 на канал Send 2 и замьютирую канал Send 1.

Настрою SuperTap 2 следующим образом:

Sync – Auto (синхронизация с проектом);

Direct On/Off – Off (сухой сигнал);

Как видим первый и второй варианты очень похожи.

Это доказывает, что все плагины имеют очень схожий алгоритм работы.

Источник

Обзор самых популярных звуковых эффектов

Все композиции, записываемые современными исполнителями, проходят дополнительную обработку, призванную сделать голос певца чище, глубже и красивее. Подобная доводка обычно происходит в студии, где целая команда звукоинженеров кропотливо трудится над каждой нотой. Однако существуют общедоступные компьютерные программы, с помощью которых обработать свой голос в записи может и любитель-вокалист. А караокеры имеют возможность улучшить звучание своего вокала благодаря специальным звуковым эффектам, которые управляются с микшера и накладываются на голос в режиме LIVE.

Самыми популярными из них являются реверберация и эхо, которые и позволяют караокерам-любителям приблизить качество звучания своего голоса к оригинальному исполнению композиции. Эти эффекты настолько распространены, что присутствуют не только на микшерах, но даже и на продвинутых караоке усилителях или аудиосистемах. Их действие основано на общем принципе – методе задержки, когда на первоначальный сигнал с небольшим запаздыванием накладывается копия. В условиях караоке-баров, клубов или квартир, акустика которых далека от идеала, применение реверберации и эха помогает «раскрыть» голос, который иначе звучал бы невыразительно и плоско.

Смысл этого эффекта вполне понятен из его названия – упрощенно говоря, это повтор звука после того, как его источник (человеческий голос) замолчал. Это своего рода «отражение» голоса, которое достигает слушателя с некоторой задержкой относительно первоначального звука. Чтобы звук воспринимался именно как эхо, а не как отзвук, задержка сигнала должна составлять не менее 50 мс. Чтобы добиться постепенно затухающего эха, на основной сигнал накладываются его копии, приглушенные по амплитуде. Однако следует заметить, что без поддержки реверберации само по себе эхо создает впечатление пения в пещере или в тоннеле, не украшающее вокальную партию.

Реверберация

Данный эффект проще всего понять, если вы представите себя в большом помещении или зале, где каждый звук рождает затухающее мини-эхо. Не нужно быть профессиональным звукоинженером, чтобы понять, что в подобном зале человеческий голос будет звучать намного ярче и сильнее, чем в «глухом» помещении небольшого бара или клуба, где обычно проходят караоке-сессии. С технической стороны реверберация отличается от «эха» тем, что на сигнал накладывается копия не входного сигнала, а выходного, смешанного с первоначальным и приглушенного на амплитуде.

Читайте также:  Ga 8pe800 ultra настройка bios

Реверберация очень часто используется в профессиональной звукозаписи. Большинство студийных записей как вокальных, так и инструментальных мелодий записано с применением данного эффекта. Именно он позволяет придать концертное звучание мелодиям, исполняемым в «глуховатом» помещении студии. В караоке использование реверберации с одной стороны помогает приблизить звучание голоса певца к оригиналу, а с другой – «вплавляет» его в инструментальное сопровождение, заставляет студийную запись и человеческий голос звучать, как единое целое.

Реверберация оказывает весьма приятное воздействие на голоса большинства караокеров, сглаживая огрехи их исполнения. Но все же в некоторых случаях, она может оказать и противоположный эффект. Н

MadBoy Toner – современное, простое в эксплуатации устройство для изменения тональности инструментальной партии.

апример, если люди с голосами, схожими по диапазонам, не совсем синхронно поют дуэтом, реверберация акустически усилит разлаженность их пения.

При правильной настройке оборудования звуковые эффекты лишь мягко дополняют звучание голоса, но ни в коем случае его не «забивают». Слишком рьяное применение эха или реверберации путает мелодию, не позволяет оценить реальное звучание голоса и в конечном итоге приносит исполнению больше вреда, чем пользы.

Помимо самых распространенных караоке-эффектов, существуют и другие, хотя встречаются они не так часто. Например, весьма интересен «хор», имитирующий хоровое пение. Этот эффект также действует по принципу эха, однако созданные копии первоначального сигнала проходят слабую частотную модуляцию (то есть слегка повышаются или понижаются), что и создает иллюзию одновременного пения нескольких различных по высоте голосов.

Наконец, немного особняком в ряду караоке-эффектов стоит изменение тональности минусовки. Транспонирование мелодии в другую тональность (то есть повышение или понижение ее звучания) позволяет караокеру исполнять даже те композиции, которые в оригинале ему недоступны по диапазону. Это возможно как с помощью специализированной приставки, так на другом оборудовании, например на хороших системах типа «все-в-одном».

Применение звуковых эффектов помогает любителю караоке почувствовать себя профессиональным певцом и порадовать аудиторию оригинальным исполнением знакомой мелодии. Если вы ищете оборудование для создания звуковых эффектов, рекомендуем обратить внимание на качественные, надежные и доступные по цене усилители и микшеры под знаменитым брендом MadBoy.

Источник

Обработка аудио для ютуба и стримов: как сделать дикторский голос программными средствами

Создание видеороликов, трансляция подкастов и стримов — все это становится популярнее с каждым годом. Растущая конкуренция выдвигает больше требований к качеству контента, особенно к технической части — мало кто будет терпеть хрипящий звук и едва различимую речь, которую заглушает фоновая музыка. В этой статье рассматриваются базовые методы обработки голоса, которые помогут сделать его сопоставимым по качеству с речью профессионального диктора или радиоведущего.

Общие советы

Стоит сразу оговориться: хорошего результата не получится без хороших «сырцов» — исходный материал должен быть качественным. В идеале, речь должна не только записываться на хороший микрофон и звуковую карту, но и быть начитанной с дикцией, произношением, интонациями, выразительностью, характером, манерой и правильным дыханием. Возможные дефекты речи — ярко выраженная картавость или гнусавость — обработкой не исправляются.

Набор неплохих бесплатных плагинов от DAW Reaper можно скачать с официального сайта — там есть все необходимое. Для тех, кто всерьез увлечется звукорежиссурой, можно посоветовать более продвинутые пакеты плагинов от Waves, Fabfilter, Softube — их существует множество на любой вкус.

Обработку стоит выполнять на студийных мониторах или в наушниках студийного уровня. Без качественного контроля будет сложно разобрать, что вообще происходит с аудиосигналом.

Обрабатываем звук для оффлайн-видео

Итак, голос записан, и теперь нужно его обработать.

Начать стоит счистки материала: убрать все шумы в паузах, если необходимо — вдохи, вздохи и другие артефакты. Можно сделать все вручную, а можно поставить нойз-гейт. Он должен находится в самом начале цепи обработки. Настроить гейт очень просто: параметр threshold означает порог его срабатывания, здесь нужно взять самый громкий участок с шумами и сделать уровень thrershold чуть выше его. Attack — как быстро гейт «открывается» для пропуска полезного сигнала, release — как быстро он «закрывается» для удаления шума. Главное, чтобы гейт не откусывал слишком тихие слова.

Следующий шаг — шумоподавление. Нужно найти участок записи без какого-либо сигнала, чтобы на нем присутствовал только шум цепи звукозаписи. Если уровень шума ниже 50 дБ (как на скриншоте выше) — можно смело махнуть на него рукой и не делать ничего, такой шум никто не услышит. Если шум явно заметен, можно использовать специальные плагины (например, reafir от Reaper или denoiser в Cubase) для его удаления, либо подрезать эквалайзером пару самых шумных частот — точно так же, как будут удалятся резонансы в следующем пункте.

Читайте также:  Настройка pioneer deh 4200sd

Фильтрация и удаление резонансов. Бывает, что низкий мужской голос начинает неприятно бубнить в районе 100–200 Гц, либо высокий женский тембр в сочетании с не самым лучшим микрофоном неприятно режет по ушам. Так и проявляются резонансы. Избавиться от них просто: нужно поставить в цепь обработки эквалайзер и узкой полосой с большим усилением (10–30 дБ) “пройтись” по всему частотному спектру, вычисляя самые неприятные места с режущим ухо свистом, звоном или гудением. Их необходимо ослабить узкой полосой на 3–5 дБ. Главное здесь не перестараться — удаления всего двух-трех основных резонансов обычно хватает для дикторского голоса.

Поиск и подрезание резонанса

Помимо этого, можно вовсе удалить целые куски спектра, в которых нет никакого полезного сигнала. Это делается с помощью low-pass и hi-pass фильтров, которые обрезают высокие и низкие частоты соответственно.

Чаще всего проблемы встречаются в следующих областях:

● Ниже 75–100 Гц — здесь находится, в основном, низкочастотный бубнящий шум. Можно смело применить hi-pass фильтр и обрезать все до этих значений.

● 100–150 Гц — тут нередко находятся гудящие частоты, особенно это касается мужского вокала, записанного в небольшой комнате. Можно подрезать их узкой полосой.

● 800–1000 Гц — здесь может располагаться «гундосый» назальный тон, который также имеет смысл подрезать узкой полосой.

● 4–9 кГц — тут находятся сибилянты — шипящие согласные звуки «с-с-с», «ш-ш-ш», «щ-щ-щ», которые могут неприятно свистеть при записи. Для борьбы с ними обычно используется деэссер — специальный прибор, который смягчает резкость свистящих согласных. Но можно не заморачиваться, найти самую неприятную частоту и также подрезать ее узкой полосой.

● Выше 16 кГц — в человеческой речи редко присутствует что-то полезное выше этой частоты, так что можно смело применять low-pass фильтр.

Так выглядит эквалайзер после вырезания резонансов и ненужных частот

Добавление недостающих частот. Теперь, когда остался только полезный сигнал, нужно сделать его четче и ярче. В качестве отправной точки будут полезны следующие данные:

● 180–240 Гц — прибавление 3–5 дБ широкой полосой в этой области сделает мужскую речь более полной и читаемой. Для женской речи это будет 200–300 Гц.

● 1.5–2 — 5 кГц — это самый важный диапазон для голоса, так называемая область разборчивости. Человеческий слух наиболее чувствителен именно к этим частотам, стоит прибавить их широкой полосой на 3–8 дБ.

● 9–11 кГц — эти частоты отвечают за яркость голоса. Их очень часто не хватает в речи, записанной даже на студийный микрофон, особенно в заглушенной комнате, которая с аппетитом пожирает верха вокала. Нередко приходится значительно прибавлять этот диапазон — на 6–12 дБ, чтобы придать речи ясности. Но нужно следить за шипящими согласными.

● Выше 12 кГц — это область «воздуха», поднятие которой позволит сделать речь более натуральной и яркой. Обычно для этой и предыдущей области частот используется параметр эквалайзера hi-shelf, который выглядит как «планка» и позволяет моментально «осветлить» голос.

При эквализации низких частот лучше использовать узкие полосы, а при высоких — широкие, это сделает работу эквалайзера менее заметной.

Компрессия. Компрессором убирается разница между громкими и тихими участками записи. В итоге голос будет звучать равномерно, от хлопков и кашля слушатель не будет вздрагивать, а при шепоте ему не придется прибавлять громкость. Понять работу компрессора поможет аналогия с громкой музыкой в комнате, которая не нравится соседу за стенкой. Параметр threshold будет тем критическим уровнем громкости музыки, при превышении которого сосед начинает тарабанить по батарее монтировкой; attack — как быстро он бежит к батарее при превышении этого уровня; ratio — насколько нужно убавить громкость, чтобы успокоить соседа; а release — как долго сосед перестает возмущаться после убавления громкости. Сосед-компрессор заставляет несчастного меломана держать уровень громкости музыки в определенных пределах. Начать настройку можно со следующих значений:

● Ratio: 4:1 (таким образом, если сигнал превышает порог на 4 дБ, то он скомпрессируется до 1 дБ выше порога)

● Attack: как правило, для голоса хорошо работает быстрая атака в районе 5–10 мс, она позволяет компрессору срабатывать мгновенно. Если при этом компрессия начинает съедать согласные — атаку нужно увеличить.

● Release: если в компрессоре есть функция авторелиз, можно ей и воспользоваться. Если нет — начать стоит с 40–50 мс.

Читайте также:  Зуксель keenetic giga 2 настройка

● Output или make-up: если в компрессоре есть функция автомейкапа, можно применить ее. В противном случае компенсацию громкости можно выполнить вручную на слух — главное, чтобы итоговый сигнал не попадал в красную зону.

Есть проверенный метод настройки компрессора «на слух» для новичков: нужно выкрутить ratio и threshold на максимум, attack и release — на минимум. Так будет лучше слышно, что прибор делает с сигналом. Далее подбирается атака, потом релиз, а параметрами ratio и threshold регулируется уровень до желаемых значений. Как правило, уровень компрессии отображается на индикаторе «вверх ногами», ведь компрессор работает на понижение сигнала. Параметр threshold следует установить таким образом, чтобы компрессор срезал около 6 дБ для тихого голоса и около 12 дБ для громких участков.

Лимитер и компрессор в роли лимитера

Если фоновая музыка в видео заглушает речь, нужно выставить RMS музыки и RMS голоса одинаковыми, после чего убавить музыку на 5–10 дБ. Если в некоторых местах слова все еще неразборчивы, можно применить к музыкальной подложке эквализацию. Достаточно посмотреть на эквалайзер для речи и сделать все наоборот в эквалайзере для музыки: например, если в речи 5 кГц приподнято широкой полосой, то в музыке эти же 5 кГц нужно убавить.

Обрабатываем звук в онлайне

У стримов и подкастов есть своя специфика при обработке голоса — здесь важно, чтобы плагины не были ресурсоемкими и не сильно грузили компьютер. Поэтому стоит использовать минимально необходимый набор эффектов.

Чаще всего для стримов используется программа OBS Studio. В ней можно загружать точно те же VST-плагины для обработки звука, что и в DAW. Если используется не OBS Studio, то для обработки голоса можно воспользоваться отдельной программой для потоковой обработки звука VSTHost, она работает с любыми приложениями для стримов.

Так выглядит плагин ReaFIR в OBS Studio

Для обработки голоса потребуется необходимый минимум:

2. Гейт. Если в звуке для оффлайн-видео можно вручную вырезать все крики детей за окном и рев соседского перфоратора за стеной, то с онлайном такой фокус не провернуть. Понадобится гейт.

● Release можно сделать длинным, около 200 мс, поскольку работа гейта будет слишком слышна при быстром релизе. Правильно настроенный гейт почти незаметен для слушателя и удаляет лишь шумы и призвуки в паузах между фразами.

● Уровень гейта нужно сделать чуть выше, чем фоновый шум, не стоит выставлять уровень рядом с уровнем голоса.

● Простой способ настройки гейта для речи — нужно сложить губы трубочкой и шумно выдохнуть воздух в сторону от микрофона, запомнить на индикаторе значение уровня этого шума и выставить его на гейте.

3. Эквалайзер. Здесь все то же самое, что и для оффлайн-видео: нужно отфильтровать лишние частоты, вырезать пару самых противных резонансов и добавить частот в области разборчивости. Также стоит посмотреть на индикатор: если звук после обработки эквалайзером «пикует» в красной зоне, нужно прибрать выходной Gain, если, наоборот, слишком тихий — прибавить.

4. Компрессор. Для стримов он имеет даже большее значение, чем для оффлайн-видео — в онлайне ни один диктор не сможет уследить за динамикой своего голоса на протяжении нескольких часов. Следует быть готовым к тому, что речь будет то едва слышной, то слишком громкой. Поэтому нужно использовать более жесткие настройки компрессора, чем для оффлайн-видео. Начать можно с ratio 10:1, атаки 5 мс и релиза в 30 мс или автоматически.

При подобных настройках нет необходимости в лимитере — компрессор будет выполнять его роль. Но если динамика речи очень большая и не позволяет настроить гейт (то слова начинают обрезаться, то шум просачивается в эфир), тогда можно использовать два компрессора: первый, с более мягкими настройками (ratio 3:1) поставить перед гейтом, второй, в качестве лимитера — в конце цепи (ratio выкрутить на максимум, threshold — так, чтобы компрессор срабатывал только при очень громких фразах).

Дайте послушать результаты!

Разобраться в обработке звука по тексту бывает непросто, но результат того стоит. Смотрите сами. Точнее, слушайте.

Качественный звук в современных видео и стримах значит ничуть не меньше, чем видео в высоком разрешении. А порой и больше — ведь многие ставят ролики на фон, смотря их вполглаза и воспринимая происходящее в основном на слух.

При этом стоит учесть, что данное руководство дает лишь базовые настройки в качестве точки отсчета. Конечный результат должен подбираться аудиально, ведь главный инструмент в работе звукорежиссера — это его собственные уши.

Источник