Меню

Настройка домры 4 струны

Как настроить домру


Домра является струнным щипковым инструментом, который имеет три либо четыре струны. Для того чтобы ваша домра радовала слух при исполнении музыкальных произведений одним умением играть здесь не обойтись. Важно правильно настроить инструмент. Домры бывают различных видов и у каждой из них свои настройки, рассмотрим основные из них.

Для начала необходимо обзавестись источником звука, таким как камертон, частотой 440 Гц, чтобы он смог воспроизводить ноту ля первой октавы. Его отсутствие вполне могут заменить кларнет, гитара либо пианино. Даже телефонный гудок является отличной альтернативой, ведь его частота равняется 499 Гц. Высота звука не обязательно должна совпасть. Главное, настроить четко струны.

Рассмотрим настройку трехструнной домры, которая настраивается музыкальным интервалом квартой. Начнем с первой струны. Для маленькой домры–пикколо она должна звучать как ля второй октавы. Если настраиваете редкую теноровую домру, необходимо учесть, что ее первая струна ниже на две октавы. Иными словами звучит как нота ля в малой октаве. При настройке домры-примы камертоном, помните, что она должна быть выше него на октаву. Для этого зажмите первую струну на седьмом ладу. Трехструнная альтовая домра должна звучать на октаву ниже, домра-прима. Четырехструнная домра-бас звучит на октаву ниже домры-альт. Переходим ко второй струне. Она настраивается на пятом ладу и должна быть созвучна с первой. Третья струна подстраивается под вторую, опять-таки зажатая на пятом ладу.

Для настройки четырехструнных домр применяют музыкальный интервал квинту. Вот только настройка домры-контробаса подобна настройкам трехструнных домр. У домры-примы первая и вторая струна должны звучать одинаково между собой и камертоном. Настраивать их необходимо, зажав струны на седьмом ладу. У остальных домр, кроме контрабасовой, вторая струна настраивается под первую, при этом зажать ее нужно на седьмом ладу. Звук третьей струны подобен звуку второй.

По разновидностям домры первые струны настраиваются следующим образом. Звук домры-пикколо выше камертона на октаву. Первая струна альтовой домры должна быть созвучна с камертоном, а теноровой домры должна соответствовать ноте ля первой октавы, при этом не забудьте ее зажать на седьмом ладу. У домры-примы первая струна, если ее прижать на седьмом ладу, будет звучать идентично ноте ля второй октавы. При правильно настройке четырехструнная контрабасовая домра звучит как ноты соль и ля в малой октаве, а также ля и ми большой октавы.

Источник

Домра

Домра – известный щипковый музыкальный инструмент, который в ряде стран причислен к «народным», в частности в России, Украине, Белоруссии. Она имеет корпус овальной формы, короткий гриф и 3-4 струны (квартовый или квинтовый строй; при этом трехструнная модификация широко распространилась только в России). Ноты 3-струнной домры: Ре (второй октавы); Ля, Ми (первой октавы), а 4-ех струнной: Ми (второй октавы); Ля, Ре (первой октавы); Соль (малой октавы).

Звук, как правило, извлекается посредством медиатора, реже подушечками пальцев. Самый характерный прием для домры – тремоло, быстрой и ритмичное «дребезжание», «дрожание». Если говорить о родственности, то ближе всего она к балалайке и мандолине. Принцип их устройства схож, но есть некоторые отличия – как конструктивные, так и в строе.

Читайте также:  Где настройки лаунчера в андроид

Домра по ряду причин долгое время не использовалась, и только в конце XIX века была реконструирована и воссоздана на базе «вятской балалайки», тогда появилось понятие «оркестровая домра», данный вид инструмента сохранился и по наши дни. Дети, поступая в музыкальную школу, могут выбрать класс домры и заниматься на этом инструменте: он легок, сравнительно недорого стоит, может браться домой, не будет мешать соседям; по этим причинам многие родители отдают своих юных музыкантов обучаться именно на этом музыкальном инструменте.

Краткая история происхождения

Происхождение слова «домра» очень простое: в тюркском «думбра» – балалайка, а ведь эти инструменты очень схожи конструктивно и по звуку. Изначально играли на них скоморохи (вольные шуты), примерно в XVI-XVII веках, ансамбли состояли из нескольких музыкантов, куда часто входили гусли, волынки, бубны и пр. Интересно, что раньше ударение ставили на последний слог, получалось «домра?». Инструмент был не только ансамблевым, но и сольным, что говорит о высокой практичности и применимости.

Гонение скоморохов началось в XVII веке, когда их стали сажать в остроги или казнить за смелые шутки над боярами и духовенством. Вместе с классом вольных шутов истреблялись и их инструменты, так как они стали восприниматься народом, как что-то крамольное, опасное, запрещенное, никто не хотел хранить дома домру. При этом гусли прекрасно существовали во все времена и их не коснулись никакие расправы и репрессии. Домра же загадочным образом исчезла полностью и осталась только на лубочный картинках и фресках. Современный вид приобрел инструмент только к XX веку, об этом упоминалось выше

Из чего состоит домра

Как и многие струнные щипковые инструменты, домра состоит из корпуса и грифа, в корпусе проделано отверстие для попадания в него звука, а на грифе находятся лады, струны натягиваются при помощи системы колков, где применяется «червячная передача». Корпус имеет две основные конструктивные части – кузов (нижняя чашеобразная часть) и деку (верхняя часть). Элементы изготавливаются чаще из деревянных полос, которые склеиваются особым образом, реже – из так называемых «древесных массивов», когда стараются использовать фрагменты, где нет разрывов и трещин. Считается, что это придает звучанию характерную силу и глубину. «Дырки» в деке называют резонаторными отверстиями

Чтобы защитить корпус от ударов руки при игре, применяют «защитный панцирь», который чаще всего выполняется в черном цвете и представляет собой жесткую пластиковую или виниловую пластину. Также существует система порожков, которая поддерживает и направляет струны. За нижним порожком устанавливают подставку, цель которой поддерживать струны на определенном состоянии от корпуса, этот элемент играет важнейшую роль, так как без него вовсе невозможна игра на инструменте. Он обычно не закреплен и может быть сдвинут рукой, делать этого нельзя. Кроме натяжения струн, порожек отвечает за передачу вибрации струн корпусу, что тоже важно.

На гриф набиты металлические полоски – лады. Каждая домра особенна по-своему и имеет своеобразное количество ладов – от 18 до 30-ти. Струны крепятся в верхней части колковыми валиками: чтобы настроить струну, нужно вращать рукоятку в ту или иную сторону в зависимости от того, какой нужен звук: если более высокий – струна натягивается, для низкого звучания – «отпускается». Струны могут быть установлены разные, в зависимости от назначения инструмента и предпочтений музыканта – либо пластиковые (мягкие и податливые, но тихие и нерезкие) или металлические (жесткие, играть на них трудно, но очень звонкие, «яркие»).

Читайте также:  Как запросить автоматические настройки интернет мегафон

Малая домра

Видео

Слушать домру:

Источник

Все о домре

Домра относится к категории струнных музыкальных инструментов. Она принадлежит к щипковой группе. Старинный народный инструмент состоит из деревянного полусферического корпуса, грифа с несколькими колками, 3-х или 4-х струн. Для извлечения звука используют медиатор и прием тремоло.

Домры бывают 2 видов: четырех- и трехструнные. Первая разновидность имеет квинтовый строй, популярна среди белорусов и украинцев. У второго вида строй квартовый, он чаще встречается на территории России. Семейство домр входит в состав каждого оркестра русских народных инструментов. Их количество может быть разным: обычно используют до 20-ти малых, 3‒6 басовых, от 4-х альтовых и не больше одной пикколо.

Краткий экскурс в историю

В Древней Руси домрой пользовались, в основном, скоморохи. Они играли на ней во время своих выступлений. Период максимальной популярности народного инструмента приходится на XVI век и 1-ю половину XVII столетия. Об этом свидетельствуют старинные изображения. Но в 1648 году вышел Указ, наложивший запрет на скоморошничество. Царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, решил заняться исправлением нравов своих подданных. Так домра надолго пропала из поля зрения.

Инструмент получил новую жизнь лишь в 1896 году по инициативе Василия Васильевича Андреева, создателя Императорского оркестра (1988 г.). Талантливые мастера Налимов С.И., Пасербский Ф.С. и другие изготовили трехструнные домры квартового строя. Образцом для работы стала вятская разновидность реконструированной балалайки. Через 10 лет русскими специалистами были изготовлены 4-струнные домры.

Лучшей моделью 3-струнной домры служат инструменты, созданные С.И. Налимовым. Талантливый мастер более 20 лет сотрудничал с оркестром В.В. Андреева. Превосходные четырехструнные теноры, альты и примы изготавливал С.И. Сотский. Эти изделия охотно использовали русские народные оркестры Москвы. Они стали образцовыми моделями для производства качественных домр.

О конструкции домры и форме медиатора

У трехструнной домры выделяют 2 составные части: это полусферический корпус и удлиненный гриф, завершающийся головой. В деревянном корпусе две главные детали: кузов, последовательно склеенный из 7 деревянных частей и дека. Она крепится поверх кузова, а в роли окантовки используется обечайка. Чтобы струны не давили на поверхность деки, внизу корпуса устанавливают порожек. Там же расположено несколько кнопок, фиксирующих струны.

Длинный гриф соединен с корпусом домры. Его поверхность закрыта накладкой, верхняя часть которой заходит на деку. Эту зону закрывает так называемый панцирь. Прочная навесная деталь выполняет функцию щита. Он защищает поверхность деки от появления царапин в процессе игры. Рядом с панцирем находится фигурная розетка. Она расположена по центру, состоит из большого круглого голосника, окруженного шестью резонаторными отверстиями маленького диаметра.

Читайте также:  Как вернуть блюстакс к заводским настройкам

В поперечных пропилах накладки закреплены порожки из металла. Промежуток между ними называется «лад». Верхний порожек служит начальной точкой для отсчета ладов. У большинства 3-х и 4-струнных домр их 19, на малой от 19 до 26, у примы от 24 до 30. Возле нижнего порожка деки часто прикрепляют удобный навесной подлокотник для комфорта исполнителей. Кроме того, он обеспечивает дополнительную защиту деки.

Точно посередине между розеткой голосника и нижним порожком устанавливают подставку со специальными прорезями для поддержки струн. (Наклеек на инструменте вообще нет) Шейка грифа заканчивается верхним порожком, за ним расположена головка с металлическими колками для натяжения струн. Правильная установка подставки влияет на высоту струн. Если она избыточна, упругие стальные струны будет сложнее прижимать к грифу, это затруднит игру на домре.

Для медиатора характерна овальная форма. Его размеры соотносятся с габаритами инструментов. Для примера: длина может быть 25 мм, ширина 14 мм. Толщина равномерно увеличивается: верхняя часть медиатора не толще 0, 5 мм, а нижняя 1, 5 мм. На правом нижнем крае сделана двусторонняя отшлифованная фаска.

Материалы для изготовления домры и медиатора

Качественные домры делают только из сухого дерева. Для разных частей инструмента мастера используют отобранную опытным путем древесину:
• кузов делают из белого клена;
• деку изготавливают из пихты или ели;
• накладку и оба порожка вырезают из черного дерева;
• защитный панцирь и гриф мастерят из самых твердых пород древесины.

Медиаторы в прежние времена делали из черепахового панциря, он считался лучшим материалом. Современные производители чаще используют полимеры – капрон, капролон, черепаховый этрол. Для игры на басовых и альтовых домрах применяют кожаные медиаторы. Они хорошо приглушают звук.

Особенности настройки домры

В первую очередь необходимо проверить, насколько правильно расположена подставка для струн на деке домры. При правильном положении у струны, открытой или прижатой на 12 ладу, высота звука будет отличаться на октаву. Если прижатая струна издает более низкий звук, подставку перемещают в направлении верхнего порожка. Таким образом, рабочая часть струны становится короче. В том случае, когда звук оказался выше положенного, подставку передвигают в обратную сторону, в направлении нижнего порожка. Таким способом проверяют каждую струну.

Для настройки примы и малой домры ориентиром служит открытая вторая струна. С помощью любого музыкального инструмента – баяна, фортепиано – либо камертона опорную струну настраивают до соответствия ноте ля первой октавы. У трехструнных домр настройку всех остальных открытых струн выполняют чистыми квартовыми интервалами. Для этого вторую струну на пятом ладу прижимают, а первую настраивают с ней в унисон. В результате между двумя открытыми струнами будет кварта. Настройку остальных струн выполняют по аналогии.

Четырехструнные инструменты настраивают чистыми квинтами, за исключением домры-контрабаса. Для ее настройки используют кварты, добиваясь соответствия с нотами ре и соль малой октавы, ми и ля большой.

Источник