Меню

Мото для триала своими руками

Два колеса для альпинистов

Вы видели, как на мотоцикле переезжают через вертикальную стену? Не перепрыгивают с разбега, а именно переезжают? Вы скажете, что для такого трюка надо иметь прекрасное чувство равновесия и превосходно ощущать машину, и будете правы. Добавьте еще, что и мотоцикл должен быть не вполне обычным, и тоже будете совершенно правы. Такое доступно мотоциклу для особой спортивной дисциплины — триала.

Слово «триал» в переводе с английского означает «испытание». Скорость в триале, в отличие от других видов мотоспорта, не играет никакой роли, главное здесь — не наделать ошибок. Спортсмен должен пройти контрольные участки трассы, не коснувшись земли ногой. За каждое касание начисляются штрафные очки, по их наименьшей сумме и определяется победитель. А трассы в триале такие, что способны привести в ужас и опытных кроссменов — почти вертикальные объемы, нагромождения валунов, узкие русла ручьев. Специфические требования триала формируют и облик мотоцикла.

Как и многие другие виды спорта, триал родился в Великобритании. Вначале, на заре века, его еще трудно было отличить от кросса и многодневки (точнее, от зачатков этих видов соревнований). И мотоциклы были обычными дорожными машинами. Впрочем, сохраняя верность термину, триал долгое время и оставался испытанием для серийных мотоциклов. Лишь в начале 50-х годов британские фирмы начали выпуск специальных мотоциклов. Тогда-то и приобрели эти машины свой характерный облик, сохранившийся и в наши дни — высокая посадка водителя, очень большой дорожный просвет, поднятый глушитель, маленькие сиденье и бензобак.

Триал очень долго оставался чисто британским видом спорта, и мотоциклы для него выпускали английские фирмы АЖС, «Коттон», «Гривс» и многие другие. Лишь в середине 60-х годов триал получает распространение в других странах Европы, прежде всего в Испании. Фирмы с Пиренейского полуострова — «Бультако», «Монтесса», «Осса» — начали в то время успешно конкурировать с англичанами. А в самом конце 60-х годов, уловив тенденцию, производством таких машин занялись японские гиганты «Хонда» и «Ямаха». Популярность триала росла год от года, и с 1975 года начал разыгрываться многоэтапный чемпионат мира. К фирмам, изготовляющим мотоциклы для триала, в 70-х годах добавились итальянские «Бета», «Фантик», «Италджет», СВ М. На Апеннинах и делают сейчас львиную долю таких мотоциклов.

В нашей стране элементы триала поначалу появлялись лишь в таких любительских соревнованиях, как «Слет друзей ЯВЫ». Только в 1985 году в Елгаве прошли I Всесоюзные соревнования по триалу на призы журнала «За рулем», а с 1986 года стал разыгрываться чемпионат СССР. Среди мотозаводов страны интерес к разработке мотоциклов для этого вида спорта проявил пока только Ковровский завод имени Дегтярева.

Каков же современный мотоцикл для триала? Представим, что мы оказались в техническом парке одного из этапов чемпионата мира, и познакомимся с мотоциклами. Прежде всего бросается в глаза, что большая часть спортсменов выступает на машинах трех итальянских *0 фирм — «Бета», «Априлиа» и «Фантик». На победу претендуют, как правило, гонщики из этих фирменных команд. В 1990 году чемпионом мира стал испанец Жорди Таррес на «Бете», вторым был итальянец Диего Босис («Априлиа»), третьим — его земляк Донато Мильо («Фантик»). Кроме итальянских, достаточно широко представлены японские мотоциклы «Хонда» и «Ямаха», испанские «Гас-Гас», «Мекатекно», «Монтеса».

Рамы мотоциклов — трубчатые, очень жесткие. Часто они незамкнутые — в качестве передней и нижней части рамы служит сам двигатель. Маленькую революцию произвела в прошлом году фирма «Бета» — верхняя часть рамы ее нового мотоцикла представляет собой V-образный элемент из алюминиевого сплава, как у гоночных машин.

Передние вилки телескопические, в последнее время стали популярны так называваемые «перевернутые» вилки, у которых диаметр верхних труб больше, чем нижних,— это позволяет уменьшить не-подрессоренную массу и увеличить жесткость. Задние вилки — маятниковые, с обеспечивающим прогрессивную характеристику рычажным механизмом и одним амортизатором. Тормоза дисковые, с гидроприводом. Почти все спортсмены на чемпионате мира применяют шины модели «Мишлен Триал Компетисьон Икс 1», на переднем колесе размером 2,75—21, на заднем 4,00—18, бескамерные, радиальные. В целях снижения массы широко применяются алюминиевые и магниевые сплавы, пластмассы.

За рубежом будущие чемпионы делают свои первые шаги в триале в раннем детстве. Самые маленькие начинают с велотриала. Для тех, кто постарше, выпускаются специальные детские мотоциклы. Целую гамму таких машин изготовляет, например, фирма «Фантик». Самая маленькая модель — «Триал Кид» — имеет 50-кубовый двигатель без коробки передач и колеса диаметром 16 дюймов спереди и 14 дюймов сзади. Высота мотоцикла по седлу всего 560 мм. Те, кто освоит азы триала на этой машине и подрастет, могут пересесть на модель «Юниор Триал», тоже с 50-кубовым двигателем, но уже с шестиступенчатой коробкой передач и с колесами «взрослого» размера. К услугам более опытных молодых спортсменов — модели с 80-кубовым и 125-кубовым двигателями. А для взрослых фирма выпускает несколько моделей — «247.1», «307.1» и «305 Коч», Так что каждый любитель триала может подобрать модель по своему вкусу и возможностям.

Читайте также:  Крышка колодца канализации своими руками

Мотоцикл для триала легче, пожалуй, приспособить для повседневного пользования, чем спортивные мотоциклы для других видов спорта. И многие фирмы наряду с «боевыми» машинами выпускают и их «цивильные» варианты. А для тех, кто хочет провести отпуск в Альпах или Пиренеях, не расставаясь со своим двухколесным другом, выпускают модели для мотоальпинизма. И мы с первого же взгляда узнаем в этих машинах своих старых знакомых — мотоциклы для триала.

Источник

Мототриал — Частые Вопросы.

Ответы на самые распространенные и интересные вопросы поклонников экстремального вида мотоциклетного спорта – мототриала.

Ответ: не поверите, но такой вопрос поступает довольно-таки часто. Полагаю, что вы основываетесь на том, что такой байк можно использовать не только по назначению Триал, но и энудро/кросс и фан-фактор (веселье) это основной фактор.

Я отвечаю — нет. Не стоит брать такой байк по таким причинам:

Основное это цена. Если вы найдете подходящий ’70-’80 байк, то вынуждены будете заплатить за него большую сумму, ввиду того, что он оценен как старинный аппарат (антиквариат, другим словом). Некоторые из старых байков могут быть в одинаковом ценовом диапазоне с современными мотоциклами, но первые будут чувствительно проигрывать в производительности.

Стоимость комплектующих тоже будет не радовать, так же как и их наличие. С другой стороны, вы можете найти раму в пределах 100$, но потратите очень много нервов, денег и потенциального времени для катания, пока соберете всё в кучу и заставите ЭТО работать!

Второе — это производительность. По своему опыту скажу, что ваши навыки будут быстро прогрессировать до максимальной точки возможностей старинного байка. У новичков, кривая их обучения очень крутая и вы очень скоро перерастете возможности вашего винтажного байка. Я это наблюдаю снова и снова. Ваш фан-фактор будет уменьшаться прямо пропорционально тому, как ваш байк не дает вам подняться выше, так что если вы планируете заняться триалом, позвольте себе купить современный байк и сберечь себе время и проблемы перепродажи старого мотоцикла.

2. Что я должен искать в понятии «современный» триальный мотоцикл?

Ответ: В зависимости от того, с кем вы будете разговаривать, могут быть разные мнения о важности того, что должно быть в триальном байке, но более квалифицированные райдеры точно буду знать что работает, а что нет. Вот мои предпочтения в поиске мотоцикла.

Ответ: Вообще говоря, да. Каждый год, когда выходит новая модель, я задаю себе вопрос — что же они еще придумали, чтоб сделать их байки лучше и они всегда находят, что им придумать!
Лучше ли новый байк на 1000 долларов, чем мотоцикл прошлого года? Тысяча баксов это тысяча баксов и если у вас будет возможность приобрести прошлогоднюю модель, то вы не будете от этого нисколечко страдать. Но если только вы ищете тысячедолларовую разницу между двумя сравнительно одинаковыми байками, то однозначно, вы будете счастливее с новым!

4. Какой мотоцикл лучше?

Ответ: Я не буду отвечать на этот вопрос. Что хорошо для одних, то совсем не обязательно хорошо для других! Тк топ-брендовые байки все хороши, вам следует выбрать тот, который будет вам больше подходить. Между триальными мотоциклами разных фирм есть всего лишь незначительная разница и единственный вариант выбрать «плохой» мотоцикл, это выбрать тот, который вам не подходит. Если вы покупаете новый байк, советую вам игнорировать стоимость. Вы скажете, что мне легко говорить, тк я не откладываю деньги на покупку мотоцикла, так? Моя причина, чтоб так говорить такова: все новые мотоциклы будут в пределах 500 долларов друг от друга. Тк вы собираетесь платить более 7-8 тыс долларов, то 500 это совсем незначительная разница. Конечно, вы будете счастливы от того, что вы купите и конечно вы привыкнете к нему, но зачем быть счастливым, если вы можете быть просто в экстазе от покупки и все это в пределах 500 долларов! Смысл в том, что перед покупкой попробуйте несколько разных мотоциклов и точно определитесь с тем, который вам подходит больше. Покупайте то, что захотели и вы будете более, чем удовлетворены. Если же вы не можете определиться с тем, что вам нужно, приобретите б/ушный байк, сохранив денег и при дальнейшей перепродаже у вас будет возможность купить новую модель.

Читайте также:  Крестильный набор своими руками выкройки

5. Тк я езжу на очень малых скоростях, обязательно ли мне нужно одевать шлем?

Ответ: ДА! ДА! ДА! Не дайте маленькой скорости обдурить вас! Триал, как и любой другой мотоспорт, в действительности, опасен. Позвольте мне поделиться с вами своим опытом. Давно, когда я бомбил в окружающих лесах, я никогда не одевал шлем. Триалисты не одевали шлемы. После того как я повзрослел и переехал жить в другой город, я начал одевать шлем каждый раз, как я становился на байк. Однажды я ехал по грязной дороге и уже почти остановиился, как мое переднее колесо столкнулось с камнем, что очень резко остановило мотоцикл. До того, как я понял что произошло, я был швырнут через руль головой вниз и приземлилися на острый камень. Если бы я не одел шлем, моя бы голова раскололась на две части как дыня, при столкновении с этим камнем. Я искренне верю, что мой старый-добрый шлем открытого типа Bell, спас тогда мою жизнь, а ведь я просто двигался вперед. Я не могу вас заставить одевать шлем, это ваш выбор, но будьте уверены — происшествия могут случиться и случатся!

Ответ: Опять же, это дело вашего вкуса. Я предпочитаю что-то с твердой оболочкой. Вам тоже необходимо найти что-то, что предохранит вашу голову от прониконовения в ваш череп острых камней и прочего твердого и неприятного. Некоторые ребята одевают велосипедные шлемы и хоть это лучше, чем ничего, но все же, я предпочитаю более прочные шлемы. Вы можете найти специальный шлем для триала в пределах 150-250$. Да — это конечно немалые деньги. Я видел много ребят, выбрасывающие большие деньги на ботинки, чтоб защитить свои ноги и ничего, чтоб защитить свою голову! Я говорю, если ваша голова стоит 200 баксов, покупайте 200-долларовый шлем, если же она стоит 10 долларов, купите себе шлем за десятку! Какова цена Вашей головы?

Ответ: Ну, вообще вы можете, но это не замена настоящим триальным ботинкам. Мотокроссовые ботинки очень жесткие и негнущиеся, чтоб использоваться в триале. Трриальные боты намного пластичней и мягче и позволят вам чувстовать себя очень комфортно при сгибе ноги и наклонах ступни, что практически невозможно сделать в кроссовых. Имейте себе на уме, что вы будете много ходить, во время проверки секторов на соревнованиях или во время отдыха. Триальные ботинки намного больше подходят для ходьбы, чем кроссовые. Так что продайте свои кроссовые боты тому, кто занимается мотокроссом и купите себе специализированную триальную обувь и вы будете чувствовать себя в них намного комфортнее.

От себя добавлю, после катания нескольких месяцев в кроссовых ботинках, что так и есть — нога в триале должна свободно сгибаться, наклоняться в разных со стопой плоскостях и прочее.

Невозможно в кроссовых ботинках встать на носочки (например, вам нужно нажать на тормоз, в то время, как ваша задница находится над задним крылом в растяжке, после выхода на препятствие), либо на сколько это возможно, прижать носок к голени во время приседания на фут-пегах.

Хоть я и растянул свои первые мх-боты и они стали более-менее сгибаемы, но ходить в них одно неудовольствие, плюс время, потраченное на растяжку ботинок, могло быть потрачено на более нужные упражнения. Надо еще учесть, что покупал я бюджетную версию сапог, а более дорогие модели уже так не разносить/не растянуть, ввиду более прочной защиты и конструкции. Триальные ботинки еще не пробовал, вот жду доставки.

Читайте также:  Меховая шубка своими руками

Ответ: Это опять же дело вкуса каждого. Есть несколько изготовителей триальных или триало-типовых покрышек: Dunlop, Michelin, IRC, Pirelli,Cheng-shen и др. Только потому, что покрыщка имеет триальный рисунок (как Cheng-shen), не значит что ее можно использовать для триальных целей! Резиновый состав в триальных шинах намного мягче. Перед выбором вам необходимо будет оценить стоимость, наличие, будущие услуги поставщика/диллера (ремонт/замена) — эти все факты помогут вам определиться с дальнейшим выбором вашей покрышки. По производительности своей они все очень схожи друг с другом. Нельзя сказать, что одни покрышки изнашиваются быстрее других. Из-за самых разных вариантов использования триала, нет точного подсчета для сравнения жизни покрышек разных производителей. Например, шины, используемые в тренировках на бревнах и грунте, скорее всего будут жить дольше, чем при использовании на скалах и камнях. Но есть общее отличие всех триальных шин от мотокроссовых — последние созданы специально для грунта и использование на чем-то более жестком — камнях или асфальте, будут изнашивать их намного быстрее, чем триальные покрышки. Тем не менее, покрышки различаются конструкцией и стоимостью, и в зависимости от вашего типа езды, вы должны обдумать покупку тех или иных шин.

Ответ: Я бы хотел, чтоб райдеры-старошкольники перестали увековечивать эту дисинформацию. Много лет назад Michelin обычно предлагала зимний и летний состав резины для камерных покрышек. Но уже давно прекратила. Безкамерная или камерная покрышка — вы получаете только один состав. Если вам сказали, что есть в наличии оба состава, не разочаровуйтесь, но вам дали неверную информацию — я очень часто слышу такой вопрос при продаже этих покрышек.

Ответ: Конечно! Опять же, это мое мнение, но оно базируется на опыте и на том, что я видел на мотоциклах, прошедших через меня.

Представьте, если вы на равнине или ущелье в 10км от цивилизации и ваша дешевая цепь решила, что с нее хватит, вы бы с радостью дали в 5 раз больше за новую цепь, лишь бы она вас вывезла оттуда. Безусловно, это может случиться с любой цепью, но скорее всего, это случится со старой, дешевой, некачественной цепью. Зачем испытывать удачу? Вам, возможно и не нужна дорогая цепь для суперкросса, но найдите себе подходящую качественную цепь.

12. O-Ring Works Chain

Что насчет o-ring цепи? Я против такой цепи для триала и у меня на это есть несколько причин. Такая цепь шире стандартной и вы рискуете превысить расстояние между каркасом двигателя и звездой, к тому же она обладжает повышенной степенью трения. Ваш триальный байк обычно выдает около 20 лошадиных сил на переднюю звезду и ей совершенно не нужно никаких помех повышенного трения цепи. Так же, если вы используете не тот тип смазки для цепи, вы можете ухудшить тянучесть цепи. Я думаю, вам лучше использовать нормальную цепь и хорошо смотреть за ней, держать ее чистой и смазанной — тогда она вам прослужит долго.

Что касается звезд, тут всё проще. Не так и много производителей и поставщиков звезд для триальных мотоциклов. Поэтому вы ограничены выбором подходящих звезд от Renthal или AFAM. В сумме с хорошей цепью, они будут работать на вас верой и правдой и вы будете спокойны, зная, что не стоит переживать, насчет этой части вашего байка. Если ваша цепь стара и изношена, и звезды того же возраста, что и цепь, вам необходимо заменить сразу весь набор. Если же ваши звезды и цепь сравнительно новы и вы хотите уменьшить кол-во зубов на ведущей звезде, вы просто можете поставить новую звезду. Просто помните, что старая цепь будет изнашивать вашу новую звезду намного быстрее обычного. А очень старая, может быть так растянута, что не будет соответствовать вашей новой звезде по совпадению звеньев на зубья.
И тк мы говорим о звездах, вы можете запомнить, что три зубца на задней звезде, приблизительно равны одному на передней. Это значит, что изменив звезду с 44 на 41-зубовую сзади, вы могли бы изменить с 11 на 10-зубцовую спереди.

Источник