Меню

Маз 500 рулевое управление регулировка

Маз 500 рулевое управление регулировка

Регулировка рулевого управления МАЗ-500

В связи с приработкой деталей рулевого механизма и рулевой колонки, а также шарниров рулевых тяг и гидроусилителя и их креплений в процессе эксплуатации следует периодически проверять свободный ход рулевого колеса. Проверка должна проводиться с помощью приспособления для проверки свободного хода рулевого колеса при каждом обслуживании ТО-1.

Проверку свободного хода следует производить при работающем двигателе (при числе оборотов, превышающем по крайней мере на 25% число оборотов холостого хода), так как при неработающем двигателе предусмотренный зазор шарового пальца рулевой сошки в корпусе распределителя не позволит установить действительную величину свободного хода рулевого колеса.
Порядок проверки свободного хода рулевого колеса следующий:

1) установить передние колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой;

2) повернуть рулевое колесо в левую сторону, чтобы устранить свободный ход, не нарушая положения передних колес;

3) в этом положении установить на рулевую колонку приспособление для проверки свободного хода рулевого колеса, а на рулевое колесо стрелку так, чтобы она была совмещена с нулевым делением шкалы приспособления;

4) повернуть рулевое колесо в правую сторону на величину свободного хода, не нарушая при этом положения передних колес, и по шкале приспособления определить величину свободного хода рулевого колеса, которая не должна превышать 10°.

Повышенный свободный ход рулевого колеса может вызываться увеличенными зазорами в сочленениях рулевого привода. Поэтому, прежде чем регулировать рулевой механизм, следует проверить и подтянуть крепление рулевого механизма к кронштейну рамы, крепление сошки на валу сектора и вилок шарнира на винте и валу рулевой колонки, крепление рулевой колонки в кабине, проверить состояние шарнирных соединений рулевых тяг и гидроусилителя и крепление головки штока гидроусилителя к раме автомобиля, а также регулировку подшипников ступиц передних колес.

Если подтягивание креплений и регулировка зазоров в шарнирных соединениях рулевого привода не привели к уменьшению свободного хода рулевого колеса, следует приступить к регулировке рулевого механизма.

Рулевой механизм имеет две регулировки: регулировку подшипников винта и регулировку зацепления зубчатого сектора с гайкой-рейкой.

Как правило,, проверку регулировки подшипников достаточно производить при сезонном обслуживании, так как она связана с необходимостью слива смазки из картера. Однако если во время эксплуатации автомобиля обнаружатся признаки отсутствия натяга подшипников (осевое перемещение винта относительно картера рулевого механизма, подтекание смазки по уплотнению нижней крышки картера), необходимо немедленно отрегулировать подшипники.

Регулировку надо проводить в следующем порядке:

1) установить передние колеса автомобиля в положение, соответствующее движению по прямой;

2) слить смазку из картера;

3) отсоединить гидроусилитель от сошки;

4) отсоединить вилку шарнира от винта рулевого механизма;

5) ослабить контргайку и повернуть регулировочный винт 27 <рис. 86) против часовой стрелки на 1,0—1,5 оборота, чтобы

снять с подшипников винта рулевого механизма нагрузку, создаваемую плотным зацеплением сектора 8 с гайкой-рейкой 7;

6) установить величину зазора в подшипниках 14 путем замера осевого перемещения винта 15 при покачивании сошки 2 рукой; замер перемещения винта лучше всего производить с помощью индикатора;

7) отвернуть болты крепления нижней крышки, снять крышку 12 и удалить часть прокладок 10, суммарная толщина которых должна быть равной замеренному осевому перемещению винта. Установить крышку 12 и оставленные прокладки 10 на место и, покачивая сошку 2, проверить отсутствие перемещения винта 15;

8) если при первом удалении прокладок зазор в подшипниках не устранен, снять дополнительно нужное количество прокладок;

9) соединить вилку шарнира с винтом рулевого механизма и проверить с помошью пружинного динамометра (безмена) усилие на ободе рулевого колеса; при правильно отрегулированных подшипниках усилие, необходимое для поворота рулевого колеса около среднего положения, должно быть в пределах 0,3—-0,6 кГ.

Прежде чем приступить к регулировке зацепления сектора с гайкой-рейкой, следует проверить осевой зазор регулировочного винта 27 в валу сектора. Этот зазор не должен превышать 0,1 мм. Величину зазора можно проверить с помощью индикатора при покачивании сектора вдоль оси.

Если осевой зазор больше допустимого, необходимо рулевой механизм снять с автомобиля, затем снять боковую крышку и вынуть сектор. Удалить сварку на запорной гайке и, ввертывая ее, довести осевой зазор регулировочного винта до 0,06 мм. Винт при этом должен вращаться свободно. Чтобы застопорить гайку, ее приваривают к сектору в одной точке диаметром 4 мм.

Если осевой зазор регулировочного винта не превышает 0,1 мм, следует приступить к регулировке зацепления. Регулировку зацепления необходимо производить в следующем порядке:

1) вращать регулировочный винт 27 по часовой стрелке до упора, чтобы зазор в зацеплении был доведен до нуля;

В случае необходимости, вращая регулировочный винт, довести усилие до указанной выше величины. При этом свободный ход рулевого колеса, замеренный с помощью приспособления, не должен превышать 8° при неподвижной сошке 2. Законтрить регулировочный винт и присоединить гидроусилитель к сошке.
После окончания регулировок необходимо окончательно проверить свободный ход рулевого колеса при работающем двигателе. При правильно отрегулированном рулевом управлении усилие на ободе рулевого колеса в случае поворота колес нена-груженного автомобиля не превышает 20 кГ.

Читайте также:  Регулировка сцепления хендай матрикс видео

Источник

На автомобилях установлена раздвижная телескопическая колонка руля. Механизм имеет следующее устройство. Рулевая колонка МАЗ включает в себя вал, кожух и шлицевую втулку. Карданный шарнир состоит из двух абсолютно идентичных вилок, четырех игольчатых подшипников и крестовины.

Во время эксплуатации из-за износа упорных шайб очень часто возникает повышенный осевой люфт вала руля относительно рулевой колонки МАЗ. Его необходимо устранить для нормальной работы грузового автомобиля. Для этого нужно проверить наличие осевого люфта можно путем покачивания руля двумя руками вдоль оси колонки.

Устраняется дефект следующим образом. Винты крепления отворачиваются. Декоративные кожухи руля снимаются. Затем отворачивается стопорный винт. Втулка механизма перемещается до полного выхода шлиц из зацепления. Далее нужно вращать регулировочную гайку. Необходимо, чтобы ее торец уперся в ступицы колеса руля. Гайка отворачивается до совпадения ее впадин с выступами шлиц корпуса. Затем втулка перемещается по шлицам вниз до упора. Требуется отсоединить вилку кардана от вала механизма руля. Вращая колесо, советуем убедиться в отсутствии заедания. Шлицевая втулка фиксируется винтом. Вилка кардана присоединяется к валу рулевого механизма грузового автомобиля МАЗ. Остается только убедиться в отсутствии люфта вала колеса руля относительно колонки.

РЕГУЛИРОВКА РУЛЕВОЙ КОЛОНКИ МАЗ

Для правильно работы рулевого механизма необходимо выполнять регулировку подшипников винта и зацепления гайки-рейки и зубчатого сектора. Следует производить все свои действия в строгой последовательности. Рекомендуем начинать с подшипников винта. Снимают рулевой механизм МАЗ и сошку. Для этого потребуется отвернуть болты крепления сектора, который вынимается вместе с крышкой. Затем аккуратно снимается стопорная пластина. При помощи гайки в подшипниках винта устанавливается небольшой натяг. После осуществления регулировки необходимый момент для проворачивания должен составлять 12-25 кГсм. Затем устанавливается сектор. Регулируется зацепления гайки-рейки. В среднем положении необходимый для проворачивания момент должен равняться 13-35 кГсм.

Перед тем как начать регулировать зацепление сектора и гайки-рейки, не забудьте проверить следующие запчасти. Это осевой люфт винта. Его допустимое значение – не более 0, 1 миллиметра. Если осевой люфт больше данной величины, обязательно снимите боковую крышку и достаньте сектор. Затем удалите сварку на запорной гайке. Осевой люфт регулировочного винта за счет вворачивания доводится до значения в 0,06 миллиметров. Приваркой к сектору в точке диаметром 4 мм стопорится запорная гайка. Необходимо своевременно проводить осмотр грузового автомобиля МАЗ. Иногда из-за повышенного люфта может нарушиться регулировка подшипника винта и измениться зазор в зацеплении. Также повышается износ канавки винта и гайки-рейки.

РЕГУЛИРОВКА ЗАЦЕПЛЕНИЯ.

Для регулирования зацепления грузового автомобиля МАЗ следует подсоединить крышку. Вращая винт до упора по направлению часовой стрелки необходимо довести зазор до нулевого значения. Затем при помощи динамометрического ключа измеряется момент для проворачивания. В среднем положении его величина должна быть 13-35 кГсм. Если нужно довезти необходимый момент до указанного значения, вращают регулировочный винт. Свободный ход при неподвижной сошке при этом не может превышать 6 градусов. После завершения регулировки винт советуем законтрить контргайкой. Затем рулевой механизм обратно устанавливают на автомобиль вместе со всеми остальными запчастями. Подсоединяют к колонке и гидроусилителю. Далее проверяется работа всего рулевого управления МАЗ.

Если все будет правильно отрегулировано, усилие на ободе колеса составит не более 20 кг при негруженом транспортном средстве во время работы двигателя. Свободный ход руля не должен превышать 10-15 градусов.

Разборка рулевой колонки МАЗ

Для осуществления разборки следует отвернуть гайку и достать ось. Отсоединить корпус рулевой колонки МАЗ с пластинами и рычагом от кронштейна. Затем снимают рукоятку с винта. Отворачивают гайку. Далее от оси отсоединяют винт. Вращая деталь против направления часовой стрелки, перемещают кожух вверх. Масленку выворачивают. Винт окончательно выворачивают. Кожух снимают с подшипника и извлекают стопорное кольцо с осевого канала вала. Винт вынимают. Извлекают второе стопорное кольцо из корпуса и вытягивают выходной вал вместе с подшипником. Осуществив разборку, необходимо внимательно осмотреть состояние всех деталей. На месте контакта входного вала с бронзовой втулкой не должно быть никаких задиров. Резьба винта не может иметь повреждений: ни трещин, ни выкрашиваний. Подшипники должны свободно вращаться.

Сборку рулевой колонки МАЗ начинают с установки винта в осевой вал. Механизм закрепляют при помощи стопорного кольца. Устанавливают выходной вал в корпус с подшипником. Затем монтируют кожух с небольшим натягом на корпус колонки. Вворачивают в резьбовое отверстие винт выходного вала. Когда совпадут нижний край паза с резьбой, выворачивают масленку. Входной вал должен по шлицам соединиться с выходным. Рычаг корпуса рулевой колонки МАЗ соединяют с кронштейном и пластинами при помощи гайки и оси. Подсоединяют винт. Устанавливают шайбу и заворачивают гайку, застопорив ее шплинтом. На винт закрепляют рукоятку. В резьбовое отверстие вворачивают винт. В некоторых случаях приходится заменять штифт и покупать запчасти. В этом случае выверните винт из резьбового отверстия оси. Далее выведите пластины в верхнее положение за пределы кронштейна.

Читайте также:  Механизм регулировки спинки дивана

В процессе эксплуатации в рулевой колонке МАЗ могут наблюдаться также следующие неисправности:

Чаще всего причина в выходе из строя того или иного элемента системы. Заменив запчасть и отрегулировав работу рулевой колонки МАЗ, можно снова использовать автомобиль. Однако всегда помните о том, что поломок детали можно избежать при своевременном осмотре транспортного средства.

Так же Вы можете следить за блогом нашей компании в социальных сетях twitter, facebook, в контакте, google+.

Источник

Гидроусилитель рулевого механизма МАЗ-500

Гидроусилитель представляет собой агрегат, состоящий из распределителя и силового цилиндра в сборе. Гидросистема усилителя включает лопастной насос, установленный на двигателе автомобиля, бачок для масла, трубопроводы и шланги.

Распределитель состоит из корпуса 21 (рис. 88), золотника 49, корпуса шарниров 7 со стаканом 60, шаровыми пальцами 13 и 12 и ограничителем 48 хода золотника.

Распределитель регулирует поток жидкости, поступающий из насоса в силовой цилиндр. При работающем насосе жидкость постоянно циркулирует по замкнутому кругу: насос — распределитель — бачок — насос.

Силовой цилиндр гидроусилителя соединен с корпусом шарниров распределителя с помощью резьбового соединения. Цилиндр имеет поршень 4 со штоком 2, на конце которого расположена шарнирная головка для крепления к раме. Наружная часть штока защищена от загрязнения гофрированным резиновым чехлом.

Рис. 88. Гидроусилитель рулевого механизма:

1 — силовой цилиндр гидроусилителя: 2 — шток поршня; 3 — трубка слива масла в насос; 4 — поршень гидроусилителя: 5 и 58 — пробки; 6 и 32 — уплотнительные кольца; 7 — корпус шарниров; 8 — регулировочная гайка; 9 — толкатель: 10 — чехол: 11 — сухарь: 12 — шаровой палец привода рулевой тяги; 13 — шаровой палец сошки: 14. 18 и 35 — болты; 15 — трубка подачи масла от насоса в корпус распределителя; 16. 19 и 20 — штуцеры; 17—крышка; 21 — корпус распределителя; 22 — корпус шарниров; 23 н 25 — трубки подачи и слива масла; 24 — стяжная лента; 26 — масленка; 27 — штифты; 28 — пружина; 29 — контр-гайка; 30 — стопорный винт; 31,42 и 53 — гайки; 33 — задняя пробка цилиндра; 34 — стопорное полукольцо; 36 — ограничительная шайба; 37 — расширительная шайба кожуха; 38 — пружинная шайба; 39 — головка штока: 40 — резиновая втулка; 41 — внутренняя втулка; 43 — шплинт; 44 — защитный чехол штока; 45 — наконечник; 46 — ниппель; 47 — держатель трубок; 48 — ограничитель хода золотника: 49 — золотник распределителя; 50 — пробка канала подачи масла; 51 — запорное кольцо; 52 — болт; 54—компенсационный канал; 55—штуцер трубки; 56 — сливная полость: 57 — обратный клапан гидроусилителя; 59 — пружина; 60 — стакан шарового пальца

Схема работы гидроусилителя показана на рис. 89.

Крайние пазы корпуса распределителя сообщаются с нагнетательной магистралью 13 насоса, а средний паз этого корпуса соединен со сливной магистралью 12. Левый паз золотника сообщается с левой полостью силового цилиндра, правый паз—с правой полостью силового цилиндра. Имеющиеся на торцах золотника реактивные камеры 1 служат для удержания золотника в нейтральном положении. При этом зазор между кромками пазов на золотнике и корпусе находится в пределах 0,3—0,4 мм.

При нейтральном положении золотника вся жидкость, поступающая от насоса, отводится через зазоры между кромками пазов из нагнетательной магистрали в сливную, и перемещения поршня в силовом цилиндре, а следовательно, и управляемых колес автомобиля не происходит.

При повороте рулевого колеса сошка через шаровой палец 19 перемещает золотник 2 в сторону от нейтрального положения.

Рис. 89. Схема работы гидроусилителя рулевого механизма: а — нейтральное положение; б — поворот в левую сторону; в — поворот в правую сторону; 1 — реактивная камера; 2 — золотник; 3 — соединительный канал; 4 — корпус распределителя; 5 — маслопровод к подпоршневой полости силового цилиндра; 6 — маслопровод к надпоршневой полости силового цилиндра; 7 — поршень; 8 — силовой цилиндр; 9 — рулевое колесо; 10 — бачок; 11 — насос; 12—сливная магистраль; 13 —нагнетательная магистраль; 14 — гидроусилитель; 15 — продольная рулевая тяга; 16 — сошка; 17 — шток поршня; 18 — шаровой палец продольной тяги; 19 — шаровой палец сошки; 20 — кольцевая полость, соединенная со сливной магистралью; 21 — обратный клапан: 22 — кольцевая полость

Читайте также:  Чистка и регулировка карбюратора штиль

При этом нагнетательная и сливная полости в корпусе распределителя разобщаются, и жидкость начинает поступать в соответствующую полость силового цилиндра, производя перемещение цилиндра относительно поршня. Движение цилиндра через шаровой палец 18 и связанную с ним продольную рулевую тягу передается управляемым колесам автомобиля.

Если прекратить вращение рулевого колеса, золотник останавливается, а корпус распределителя надвигается на золотник и занимает нейтральное положение. Поворот управляемых колес автомобиля прекращается.

Гидроусилитель рулевого механизма обладает высокой чувствительностью. Перемещение золотника, необходимое для поворота колес автомобиля, составляет всего 0,4—0,6 мм. Давление в рабочей полости силового цилиндра увеличивается с повышением сопротивления повороту колес. Одновременно увеличивается давление в реактивной камере золотника.

Под действием этого давления золотник постоянно стремится вернуться в нейтральное положение. Чем больше сопротивление повороту колес, тем больше усилие, с которым золотник стремится вернуться в нейтральное положение, и тем больше усилие на рулевом колесе. Вследствие этого у водителя создается такое же «чувство дороги», как и при рулевом управлении с непосредственной передачей усилия от сошки к управляемым колесам.

Усилие на ободе рулевого колеса, соответствующее началу работы гидроусилителя при движении автомобиля, не превышает 5 кГ.

Для возможности управления автомобилем при неработающем усилителе (например, при буксировке) в корпусе распределителя установлен обратный клапан, перепускающий жидкость из одной полости силового цилиндра в другую.

Следует иметь в виду, что допускается лишь кратковременная работа рулевого управления при неработающем усилителе, так как при этом значительно возрастает усилие на рулевом колесе и увеличивается свободный ход рулевого управления. Скорость движения автомобиля с неработающим усилителем не должна превышать 20 км/ч во избежание перегрузки рулевого механизма.

Для уплотнения полостей, находящихся под давлением, в конструкции гидроусилителя широко применены резиновые кольца. круглого сечения. Резиновое кольцо, вложенное при сборке деталей в канавку, подвергается предварительному сжатию. Под действием давления кольцо изменяет свою форму, прижимается к стейке канавки и даже выдавливается в уплотняемый зазор. Вследствие этого полости, находящиеся под давлением, надежно уплотняются. При изменении направления давления кольцо перемещается к противоположной стенке канавки и уплотняет зазор аналогичным образом. Во избежание закусывания кольца и среза резины ширина канавки несколько превышает диаметр сечения кольца.

В распределителе установлены три уплотнительных кольца круглого сечения. Подобными кольцами уплотнены также крышки силового цилиндра и соединения всех трубопроводов, связывающих распределитель с насосом и силовым цилиндром.

Насос гидроусилителя рулевого механизма с бачком (рис. 90) установлен на левой стороне двигателя и приводится в действие через шкив клиновым ремнем от шкива, расположенного на переднем конце коленчатого вала двигателя. Насос гидроусилителя работает постоянно при работающем двигателе.

Насос лопастного типа с вращением по часовой стрелке имеет по две полости нагнетания и всасывания. Ротор 12 насоса имеет десять пазов, в которых свободно перемещаются лопасти 11. Ротор установлен на шлицах вала 14.

Рис. 90. Насос гидроусилителя рулевого механизма:

1 — седло предохранительного клапана; 2 — нагнетательный канал: 3 — регулировочные прокладки; 4 и 23 — крышки; 5 — предохранительный клапан: 6 — калиброванное отверстие; 7 — перепускной клапан; 8 — нагнетательная камера; 9—распределительный диск; 10 —статор; 11 — лопасть; 12 — ротор; 13 — внутренний подшипник: 14 — приводной вал; 15 — корпус: 16 — сальник; 17 — подшипник; 18 — внутренняя щека шкива; 19— наружная щека шкива; 20 — регулировочные прокладки; 21 — бачок; 22 — фильтр; 24 — стяжная шпилька; 25 — держатель фильтра; 26 — сливной канал

При вращении вала насоса лопасти ротора прижимаются к криволинейной поверхности статора 10 и вытесняют жидкость, находящуюся между лопастями, в полости нагнетания. Плотность контакта между лопастями и статором обеспечивается давлением жидкости, подводимой в пазы ротора под лопасти, и действием центробежной силы.

В насос встроен предохранительный клапан 5, ограничивающий давление в системе гидроусилителя (65—70 кГ/см2).

В крышке 4 насоса расположен также перепускной клапан 7, который ограничивает производительность насоса. Действие перепускного клапана основано на разности давлений в полости нагнетания, разделенной калиброванным отверстием 6 на две зоны. Давление в зоне, примыкающей к распределительному диску 9, всегда несколько выше, чем в зоне, расположенной за калиброванным отверстием. Седло перепускного клапана соединено с обеими зонами; поэтому с увеличением числа оборотов насоса и повышением давления в зоне, примыкающей к распределительному диску, перепускной клапан смещается вправо и сооб щает полость нагнетания с бачком 21. Дальнейшее увеличение подачи жидкости в систему приостанавливается.

Бачок 21 для рабочей жидкости устанавливается на насосе.

Крышка 23 оборудована горловиной для удобства заливки жидкости в систему.

Вся жидкость, поступающая из гидроусилителя в бачок, проходит через сетчатый фильтр 22, расположенный внутри бачка.

Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь на новости!

Источник

Adblock
detector