Меню

Манок киркэ своими руками

Как сделать манок своими руками: конструкции, чертежи, материалы, полезные советы

Как сделать манок? Этим вопросом задаются многие начинающие охотники. Приспособление значительно упрощает охоту на некоторых птиц. Манок вполне реально собрать своими руками, и сделать это можно из самых разных подручных средств. Опытные охотники делают его даже из кости.

Общие положения

Данное приспособление используется в самое разное время года, во время охоты как на больших, так и на малых водоемах. На сегодняшний день есть три группы, на которые делят все конструкции. Манок может быть тихим, громким или универсальным. Как сделать манок тихим или громким? Дело в том, что тембр и громкость данного приспособления зависят от материала, из которого оно изготавливается, от конструкции, настроек. Людям, незнакомым с этим делом, может казаться странным, однако для фанатов своего дела стало настоящим соревнованием, кто лучше подражает звукам птиц, у кого лучше манок. Как сделать манок таким, чтобы он был максимально эффективен?

Тут стоит обратить внимание на то, что конструкция может быть духовой, когда звук получается из-за вдувания воздуха, а может быть электронной, которая, по сути, просто воспроизводит реальные звуки конкретной птицы.

Электронный и духовой манок

Однако здесь важно отметить, что для охоты электронный манок запрещено использовать. Обычно его применяют фотографы, к примеру, чтобы провести красивую фотосессию пернатых друзей. Охотники могут его использовать лишь для обучения имитировать звуки летающих друзей.

Самодельный вариант из древесины

Наиболее простой чертеж манка на утку предполагает использование березы в качестве основного материала.

Изготовление манка

Корпус для конструкции обычно изготавливается на токарном станке из небольшой деревянной заготовки. Необходимо выточить цилиндр, диаметр которого будет равен 2 см, а его длина 8-9 см. По продольной стороне необходимо наметить центральную линию.

Далее необходимо отступить от края заготовки 4-5 см и сделать косые срезы с обоих сторон от центральной линии. После этого потребуется использовать тиски. Цилиндр зажимается в них и распиливается на две части, чтобы в итоге получилось два полуцилиндра со скошенным краем.

Сделать манок на рябчика своими руками, утку или другую птицу очень просто. После распила на две части в каждой из них нужно сделать круглый желоб. Толщина стенок при этом должна остаться не более чем 2-3 мм. Место среза необходимо закруглить, не доводя его до краев на 3-4 мм. Из-за этого глубина желоба будет сводиться к нулю. Далее потребуется соединить обе половинки между собой и зафиксировать их в таком положении, чтобы без проблем обработать внешнюю часть. Так как для применения приспособления его придется брать в рот, необходимо избавиться от всех неровностей, шероховатостей, отполировать и держать внешнюю сторону в чистоте.

Манок из шприца

Есть возможность изготовить манок на рябчика своими руками из шприца. Для этого берется небольшой шприц объемом 1 мл.

Необходимо взять простой карандаш, лучше всего пластиковый, и снять с него внешний слой примерно 4 см. После этого нужно отрезать кусок обточенного карандаша, а его длина должна составлять 7-8 мм. С одной из сторон порожка (шприца) необходимо сделать косой срез, чтобы получилась лыска.

Доведение работы до конца

Последние манипуляции по изготовлению заключаются в следующем. Выдвигается шток шприца, настраивается подходящий звук, после чего отрезается лишняя часть таким образом, чтобы была возможность закрыть манок крышкой.

Латунная гильза в качестве манка

Манки из других материалов

Можно делать манок на рябчика, к примеру, из сосновой или еловой ветви. Выбрать подходящую ветвь необходимо весной, до того как начнется движение сока в деревьях. Диаметр веточки должен быть 5-7 мм, а длина 6 см. Необходимо очень аккуратно, не повредив саму ветку, снять с нее кору, перед этим сделав кольцевые надрезы на ней, провернув сердцевину.

На такой веточке необходимо сделать резонаторную выемку. От нее будет зависеть издаваемый звук, а потому, если необходимо его изменить, то выемка удлиняется или углубляется. После этого необходимо будет вырезать продольный канал, через который и будет проходить воздух. После этого нужно надеть кору на веточку обратно. Хранить такой манок можно до самой осени, тщательно оберегая его от сырости.

Можно изготовить такое приспособление из провода с изоляцией. Для этого потребуется 6 см провода. Нужно отступить от его края 2 см, сделать поперечный разрез шириной 4-5 мм. Далее потребуется кусочек проволоки длиной в 2 см, который будет вставляться в переднюю часть манка таким образом, чтобы он совпал с надрезом. В заднюю часть потребуется вставить проволоку с кольцом, при помощи которой будет возможность регулировать звучание.

Другой вариант предполагает использование кости. Для этого потребуется иметь в наличии трубчатую кость голени такого животного, как гусь, заяц или тетерев. Необходимо отделить головки от костей, полностью освободить их полость, обезжирить. Одна из сторон кости срезается ровно, другая под небольшой скос. Далее проделывается отверстие для звука не более 2,5 мм.

Чтобы успешно настраивать манок из кости, потребуется сделать порожек из воска. Регулировка звучания осуществляется у отверстия выхода звука. Для этого оно на треть заполняется этим воском. Чтобы добиться нужного звучания, нужно при помощи иглы проделывать отверстие в воске до нужного момента. В конце работы важно просмотреть, чтобы внутри манка не осталось ничего лишнего.

Выводы

В конце стоит сказать, что разнообразие манков позволяет изготавливать их из самых разных материалов. Более опытные охотники, у которых уже есть опыт в этом деле, задаются такими вопросами, как сделать манок на изюбря из кинопленки, к примеру. Однако это достаточно сложно, а потому стоит начать с более простых и понятных примеров. Переходить к сложным конструкциям стоит лишь после сборки достаточного количества простых экземпляров. В общем же данная конструкция значительно облегчит задачу охоты на разные виды птиц.

Источник

ПЕРЕПЕЛ

Эта малюсенькая «курочка» — один из любимых трофеев легашатников. Однако в прошлом перепела добывали и живьём для содержания в клетках — уж очень красиво перепел-самец кричит, «бьёт». Любой житель деревень, обитатели садовых и дачных участков, кто хоть раз побывал в лугах и полях в начале лета, наверняка слышали знаменитый бой перепела-самца. «Подь-полоть! Подь-полоть!» — высвистывает и по утрам и на вечерней заре невидимая птичка, словно подает нам знак — лето пришло!

Российские любители птичьего пения, охотники до певчих птиц, зачастую содержали у себя дома и перепелов. Но были те, кто занимался только ими, устраивались соревнования, такие же, как и у канареечников. К сожалению, в России этот вид охоты угас практически полностью. Сначала исчезло купечество, основной «потребитель» и покупатель этой птицы, затем поработала химизация — исчезли уже сами перепела, а вслед за этим ушли и те, кто умел ловить перепелов, понимал толк в этом деле. В старину у любителей перепелиного боя особенно звонкие и неутомимые птицы ценились чрезвычайно высоко, и цена их доходила до сотен рублей. Но возрождаются традиции, и вот уже прошли в Москве состязания канареек. Как хочется, чтобы перепелиная охота, доставлявшая когда-то столько радости её любителям, возродилась бы в России, и мы бы вдруг услышали сквозь зашторенные окна какого-нибудь московского трактира бой перепела, звук родных просторов.

Читайте также:  Лебедка для мотоблока своими руками

Подробнее об этой бескровной охоте можно прочитать у М.А.Мензбира, С.Т.Аксакова и в очень хорошей статье Антона Межнева «Перепелиная дудочка», опубликованной в журнале «Природа и Охота» № 2-3 за 1995 год, которую я решил выложить на этой странице.

Русский человек любит бой перепелов, хотя в нём нет ничего особенно приятного для уха, и многие держат их в клетках, Даже теперь в Москве, по некоторым небольшим улицам и переулкам, сквозь стук колес и гам народа, нередко можно услышать голос перепела. Нечего и говорить, что этот жалкий заглушаемый шумом крик не похож на звучный, вольный перепелиный бой в чистых полях, в чистом воздухе и тишине: как бы то ни было, только на Руси бывали, а может быть и теперь где-нибудь есть, страстные охотники до перепелов, преимущественно купцы.

Записки ружейного охотника Оренбургской губернии

. Перепелятник (м) — охотник до перепелов, как до певчих птиц. Кто ловит их. На Мефодия праздник перепелятников, 20 июня (с.с). Перепелятничать, ловить перепелов, приманивая их по зарям на дудку, под раскинутую по траве тонкую сеть, либо под стоячую, двустенную.

Толковый словарь живого великорусского языка

Кто из нас не слышал «боя» перепела: «Спать пора! Спать пора!»— душноватыми летними вечерами или, наоборот, на росистых утренних зорях: «Подь полоть! Подь полоть!»? У кого при воспоминании об этом даже в середине зимы не заволнуется сладко сердце, и не повеет ли как будто ароматами сельской России — земли и трав, сена и цветущего луга?

Испокон века «бой» перепела был непременным летним атрибутом, даже символом российского ландшафта — сенокосов, полей, пастбищ. Наверное, именно поэтому россияне издавна стремились содержать в своих домах перепёлок — как кусочек лета, тёплой и урожайной поры. Птицы будто согревали своих хозяев, утешая их в жизненных невзгодах.

В прошлом, до появления и распространения интенсивных сельскохозяйственных технологий, перепела было в десятки и сотни раз больше, чем сейчас. Их использование носило поистине массовый, промысловый характер. Птиц отстреливали с подружейными собаками или без них, били палками, отлавливали наволочными сетями, петлями, сачками и другими нехитрыми приспособлениями. Битых птиц заготавливали бочками, отловленных живьём зачастую передерживали с целью откорма и дальнейшей продажи. Прибыль от перепелиного промысла иногда составляла существенную часть годового дохода жителей юга России и Украины, Кавказа. Промышляли перепела в конце лета и осенью, когда птицы, завершив сезон размножения, начинают сначала кочевать, а потом и мигрировать в южном направлении, образуя огромные скопления при неблагоприятных погодных условиях для перелёта через моря, горы, пустыни. Содержание перепелов с эстетическими целями, по всей вероятности, вторично и происходит из передержки птиц с целью их откорма. Опыт показывает, что отловленные в миграционный период молодые самцы начинают «бить» уже в декабре. Сеголетки составляют в этот период большинство в популяции. Их ровесницы, самочки, в этот период также проявляют половую активность, выражающуюся в призывных криках.

Таким образом, ловец, чуть задержавшийся с продажей перепелов, обнаруживал, что у этих хотя и неярких, но очень симпатичных и неприхотливых птичек есть ещё одно достоинство — своеобразная, по-своему чарующая «песня». Наблюдательный человек, а наблюдательностью должен обладать любой птицелов, не мог не заметить, что «бой» разных самцов звучит неодинаково: он может быть быстрее или медленнее, повторяться чаще или реже, звучать несколько раз или лишь единожды, состоять из одних «мамаканий» или быть полностью лишенным их, различаться интенсивностью, громкостью, чистотой и красотой звучания. Выдающиеся «певцы», в наибольшей степени соответствующие вкусам человека, встречаются достаточно редко.

Но отлавливать по осени большое количество молчаливых самцов, а потом ждать зимы, чтобы отобрать из них лучших «певцов», было и неудобно, и накладно.

Способ подманивания и отлова самцов для охотника, привыкшего внимательно изучать и использовать повадки животных, был очевиден. При содержании в неволе он слышал призыв самки — серию повторяющихся с нарастающей интенсивностью нежных коротких трелек, и видел реакцию на этот призыв самца, который увеличивает активность «боя» и стремится к этому звуку. Естественным должно было стать сочетание наволочной сети и подсадной самки.

Однако при использовании подсадной самки перепела возникают те же проблемы, что и при весенней охоте с подсадной кряковой уткой: птицы с высокими манными качествами редки, а сами качества проявляются не постоянно. Не у каждого охотника есть возможность содержать подсадных. Тогда ему поможет манок.

Манок на перепела, его ещё называют «дудочкой» или «байкой», имитирует призывный крик самки. Он состоит из собственно дудочки и приспособления для нагнетания в неё воздуха.

Сбоку, примерно посередине, в трубке просверливают небольшое отверстие, размеры и форма которого могут изменяться при настройке при помощи замазки. Из неё же перед отверстием на пути воздуха делают порожек. Таким образом, дудочка, в сущности, обыкновенный свисток.

Устройства, нагнетающие в дудочку воздух, различны у российских и среднеазиатских манков. У российских — это особый гофрированный «мех», плотно крепящийся воском и суровыми нитками на открытом конце трубки. Сам мех традиционно изготавливался из выделанной кожи, наилучшим для него материалом считался коровий хвост. Для придания меху гофрированности применялся специальный станок. С противоположного от дудочки конца мех герметически закупоривают. В него вставляют особую пробку, а кожу меха сшивают поверх неё. Образуется своеобразная «рукоятка», которую удобно держать двумя пальцами. К ней привязывают петлю из тонкой веревочки такого размера, чтобы можно было свободно продеть в неё руку. Размеры меха: длина 10-14 см, диаметр возле дудочки 12-15 мм, с противоположного конца около 30 мм, глубина кольцевых складок 2-3 мм.

Извлечение звука из российского манка хотя и выглядит внешне довольно просто, на деле требует определённых навыков. Делается это так. Манок держат левой рукой, а правой мех растягивают за верёвочную петлю. Когда петлю отпускают, мех сжимается и дудочка издаёт коротенький нежный свист — первое колено трельки. Сразу же мех сжимают ещё сильнее, и дудочка издаёт второе колено трельки. Оно звучит почти так же, как первое. Затем мех отпускают и растягивают за петлю — манок опять готов к работе. Этот цикл (растягивание-отпускание-сжатие-отпускание-растягивание) у охотника должен быть доведён до автоматизма — надо научиться издавать серии сдвоенных трелек, не глядя на байку.

В Средней Азии существуют свои, может быть, ещё более древние, чем в России, традиции отлова и содержания в неволе перепелов. В среднеазиатском манке — «киркэ» есть такая же, как и у российского, дудочка. Даже форма и размеры настроечной пластинки такие же. Правда, она чаще не металлическая, а сделана из стебля тростника, приближающегося по прочности к бамбуку.

Однако способ нагнетания в дудочку воздуха и конструкция самого манка в Средней Азии совершенно другие. Основа для киркэ вытачивается из цельного куска дерева, но состоит как бы из нескольких частей. Обязательны удлинённая «консоль» с канавкой для крепления дудочки и округлая часть с углублением (диаметр около 3 см, глубина 6-7 мм).

Читайте также:  Красивая акустика своими руками

Однако чтобы воспроизводить призывные крики самки, надо использовать, помимо пальцев рук, еще одну часть человеческого организма — ротовую полость. Такой манок по внешнему виду похож на небольшую ложечку, в ручке которой расположена дудочка, а «черпало» играет роль в нагнетании воздуха. Эту «ложку» закладывают в рот между зубами и щекой, углублением в сторону щеки. Щека таким образом становится мембраной, перекрывающей округлое углубление киркэ. Ударяя пальцами снаружи по щеке и манипулируя губами, щеками и языком, вабильщик может извлекать из дудочки звуки, удовлетворяющие вкусам самого взыскательного самца перепела. Недостатком этого метода является сложность овладения им. Без многократного показа и повторения на конкретном манке это невозможно, да и не каждый ученик решится засунуть себе в рот манок даже после очень почтенного аксакала-учителя.

В другой разновидности среднеазиатского перепелиного манка используется этот же принцип нагнетания воздуха при помощи полости и мембраны, но мембраной в данном случае служит уже не щека, а кусок эластичного воздухонепроницаемого материала. Он закрепляется в месте выхода дудочки в округлое углубление киркэ, натягивается и удерживается левой рукой, а пальцы правой лёгкой дробью ударяют по мембране. В качестве материала для мембраны традиционно использовалась кожа с шеи (горла) уток и гусей, причем перья с неё не удалялись. Считалось, что они придают звуку необходимую мягкость. В современных условиях чаще используют резину велосипедных камер, медицинские перчатки и даже детские надувные шарики. Для более естественного звучания вабильщик смачивает мембрану слюной.

Особую разновидность среднеазиатских манков составляют регулируемые киркэ. Их особенность состоит в том, что дудочка составляет целое с основой манка (вытачивается из того же куска материала). Наружный её конец не залепляется воском, а закрывается специальным поршнем, которым регулируют высоту звука. Перепела, как и люди, имеют свой «вкус», поэтому непосредственно на охоте можно подобрать такое звучание манка, которое вызывает наиболее бурную реакцию самца. Опытные ловцы перепелов не сомневаются, что более молодым самцам нравятся самки с низкими голосами, то есть более старшие, а старшим самцам — молодые самки с более высокими голосами. Поршень представляет собой либо плотно свёрнутый перевязанный и проклеенный цилиндрик из кожи с кисточкой на конце, либо специальный винт. В первом случае манок делают из дерева, а поршень, держа за кисточку, немного выдёргивают из дудочки или заталкивают в неё; во втором — киркэ изготавливают из пластмассы, иногда прозрачной (выглядит это очень эффектно), а подстройку осуществляют поворотом винта.

Наконец манок готов, и охотник выбирает для охоты время (в средней полосе России, как правило, не раньше 2-3 недель после прилёта, после того, как основная часть самок села на кладки) и место ( его должно слышать либо возможно большее число самцов, либо один единственный «выдающийся певец»). При этом ловец может провоцировать самцов на крики, громко играя на дудочке.

Когда место найдено и ответил нужный самец, ловец расстилает на траве сеть размером от 2хЗ до 6х6 м, а сам с дудочкой ложится позади неё. Тут-то всё и начинается! Азарт такой охоты несравним ни с чем. Почтенные аксакалы в одно мгновение превращаются в озорных мальчишек. Старики в российских селах при воспоминании об этих эпизодах забывают о своих хворях и готовы изображать в лицах все перипетии охоты. Суть охоты в том, чтобы, перекликаясь с перепелом, заманить его под сеть, затем, резко встав, заставить его, сделав «свечку», удариться в сетку и в этот момент схватить долгожданную добычу. Приключений и волнений на такой охоте бывает более чем достаточно. То к манку устремятся сразу несколько самцов и затеют ток, не доходя до сетки, то подойдёт к манку самка (такие случаи хоть и редко, но бывают), то прилетевший на зов перепел сядет поверх сетки, то уже схваченный, казалось бы, самец уходит из рук и из-под сетки, оставив в утешение охотнику несколько перьев. Всех случаев не перечесть, рассказы о них длятся часами, если охотник встречает заинтересованного слушателя. Отношение к пленнику у ловца самое благожелательное: выпутав из сети, он готов его расцеловать, а потом будет его холить и лелеять, получая в благодарность ни с чем не сравнимые ощущения от «боя» перепела.

В Средней Азии любители перепелов предъявляют совсем иные требования к «бою», которые различны в разных регионах. Поющих самцов разделяют следующим образом. Папарак (тез отар) быстро и громко поёт, как говорят любители этой разновидности, полным, звонким, приятным голосом. Птицы с такой «песней» встречаются не так уж часто и стоят дорого. Таталак начинает песню с вавакания, а затем тут же быстро переходит на «та-та-лак» с определённым ударением. Вавакание — своего рода начало пения, произносится один или два раза. Чем больше и чаще птица произносит звуки «та-та-лак», тем дороже она стоит. Некоторые перепела произносят этот звук до 10-12 раз, причём без перерыва между первым и вторым коленом. У хуштакчи, песня напоминает свист «вить-вить», «фить-фить». Эти перепела особенно ценятся в Шерабадском районе Сурхандарьинской области. Салмоки поют не так быстро и активно как первые две разновидности. Их песня несколько медлительна. Птицы начинают «бой» звуками «та-лак, та-лак», затем издают звуки типа «пат-палак». У ташкентских и ферганских любителей эта разновидность ценится недорого, зато у хорезмских любителей они в большом почёте.

К сожалению, в России традиции описанной выше перепелиной охоты и содержания обыкновенных перепелов в жилище практически исчезли, отчасти из-за снижения численности птиц, отчасти по социально-экономическим причинам. Живы ещё люди, в молодости ловившие перепелов и державшие их ради пения. Хранят как бесценные реликвии потомки былых любителей сетки и манки, не расстаются с ними ни за какие деньги, но вот беда — используют их не по назначению, а лишь как иллюстрации к «преданьям старины», не такой, впрочем, ещё глубокой.

В настоящее время в связи со снижением уровня интенсивности сельского хозяйства, численность обыкновенного перепела стабилизировалась и кое-где начинает расти. Дай Бог, чтобы это способствовало хотя бы частичному возрождению российских традиций!»

«Ловля перепелов на дудки

Нередко, особенно весной и в начале лета, на каждом поле кричат несколько перепелов. В пределах слышимости обычного человеческого уха их может оказаться несколько десятков!

Один из современных охотников-дудочников Н.А. Андрусенко делает трубку для меха следующим образом.

Для изготовления используется выделанная кожа, снятая чулком с хвоста молодого, не старше двух месяцев, телёнка. Заранее готовится специальная матрица-форма. Для этого из мягких пород дерева вытачивается конус длиной около 200 мм, диаметром в широкой части 40-50 мм и в узкой – 10-15 мм. Отступив 20 мм от широкой части матрицы, аккуратно протачивается с шагом 5-8 мм винтовая канавка. Глубина её по широкой части конуса делается 7-8 мм, а к узкой уменьшается до 2-3 мм. В результате на поверхности деревянной матрицы получается подобие резьбы. Размоченный чулок кожи натягивается на конус, смазанный солидолом или подобной смазкой, толстой капроновой ниткой по резьбе вдавливается в матрицу и сушится. Когда кожа полностью высохнет, матрица осторожно вывёртывается из чулка, и мех готов.

Читайте также:  Магнитный лизун своими руками видео

Далее простыми средствами из трубчатой косточки крыла взрослого гуся мастерят особую дудку-свистульку. Свистульки бывают различных конструкций.

Один из вариантов может быть таким. Сбоку трубки, примерно посередине, просверливается небольшое отверстие, размеры и форма которого меняются при настройке, для чего используется замазка. Замазка не должна засыхать, чтобы можно было в любой момент настроить вабилку. Из неё же перед отверстием на пути нагнетаемого мехом воздуха делают специальный порожек. Когда-то для замазки использовали только воск. В наши дни нередко стал применяться пластилин, но он не совсем удобен, так как в тёплую погоду становится слишком мягким.

Противоположный от меха конец дудочки наглухо замазывают. В нём при настройке дудочки с помощью специальной узкой и тонкой металлической пластинки или иглы проделывалось при необходимости небольшое отверстие. Так как манок приходится подстраивать в поле на охоте, такая пластинка непременно носится вместе с вабилкой.

При настройке перепелиной дудочки добиваются, чтобы она воспроизводила как можно точнее крик самки. Звуки, издаваемые перепёлкой, передаются приблизительно как: «тю-тю», «тютю», «тю-рю», «тиуриуриу», «ррю-ррю», «тюр-тюр», а иногда – «брит-вит», «бритбит», «бру-бру».

Можно сделать дудочку и по-другому. В трубочке, отступив от конца 20-25 мм, сверлят 2,5 мм отверстие. Вплоть до этого отверстия трубку заполняют воском, и в нём проделывают канал для воздуха. Затем, закрывая противоположный конец трубочки пальцем, дуют в эту свистульку, и, сдвигая при помощи стержня воск то дальше от проделанного отверстия, то ближе, добиваются хорошего звонкого звучания. После этого замазывают свободный конец трубки воском.

К входному концу свистульки суровыми нитками и воском узкой стороной крепится кожаный мех. С противоположного конца его герметически закупоривают специальной пробкой, а кожу пришивают или завязывают ниткой поверх неё.

К гармошке меха с глухого конца привязывают специальную тонкую верёвку или верёвочную петлю такого размера, чтобы можно было в неё продеть руку. Можно для этого просверлить в пробке небольшое отверстие. И дудочка готова.

При определённых навыках манящий звук из такой вабилки извлекается довольно просто. Её держат левой рукой, а правой растягивают мех за верёвочную петлю. Петлю отпускают, и при сжатии меха дудочка издаёт короткий нежный свист — это первое колено крика самки. Не останавливаясь, мех сжимают, и дудочка издаёт второе колено, которое звучит почти так же, как и первое. Затем процесс повторяется.

Н.А. Андрусенко использует другую технику игры на вабилке. Верёвка дудки наматывается на указательный палец левой руки так, чтобы между пальцем и пробкой манка оставался свободный ход около 3 мм. Большой палец левой руки держится прижатым к намотанной на согнутый указательный палец верёвке или чуть приподнятым над ней. Взявшись, не перекрывая выходного отверстия, большим и указательным пальцем правой руки за свистульку, лёгко, но резко сжимают и отпускают мех. При этом широким концом мех ударяется о большой палец левой руки, а при сжатии свободными пальцами правой руки слегка бьют по гармошке меха. В результате дудка издаёт звуки похожие на трельки самки. Разумеется, чтобы работать с манком, нужна тренировка.

Изготовив и настроив вабилку, охотник может выходить в поля и луга. Главное в такой охоте не в количестве пойманных перепелов, а в том, чтобы найти выдающегося крикуна.

Чтобы подманить облюбованного перепела нужна определённая тактика. Сначала стараются тихо приблизиться к солисту на 20-30 м и внимательно послушать. По наблюдениям охотников с дудками, если перепел наряду с криком «поть-полоть!» постоянно, многократно и внятно вавакает, то он уже услышал где-то рядом самку, и его подманить не удастся. Когда же он только вавакает, стало быть, занят самкой, и манить такого бесполезно. Если же слышен яркий, громкий бой и редкие «ва-вва», то можно попытаться поймать его. В этом случае присаживаются в траву и тихо манят. А так как голос самки не совсем точно передаётся манком, играют на дудке только под крик самца. Услышав вабилку, самец может некоторое время молчать. Его снова манят, только ещё тише. Когда перепел помимо «поть-полоть!» начинает активно издавать по нескольку раз подряд своё «ва-вва», значит он поверил манку. Тогда сеть расстилается по верхушкам растений, охотник прячется в траву возле одного из её краёв и начинает манить.

Сети удобнее использовать звеньями или секциями размером от 2х5 до 3х8 м. В зависимости от обстоятельств применяют одну сеть или составляют большую из нескольких сеток. Основное условие для уловистости таких сетей — их лёгкость. Размер ячейки сети должен быть такой, чтобы в неё свободно проходили голова и плечи перепела, примерно 4Х4 см. Сеть для ловли перепелов раньше вязалась из самых тонких и самых крепких нитей и окрашивалась в зелёный цвет. Сейчас можно связать сеть из тонкой лески.

Развешивается сеть свободно, чтобы птица путалась, а не ударялась в неё. Чтобы перепел при взлёте быстро запутывался, делают посадку (оправляют) сеть. Для этого её с разных сторон подальше от краёв поднимают за петли немного вверх и отпускают. При этом сеть ложится ослабевшей, «посадисто». Лучше всего натягивать сеть на подросшие озими или многолетние травы, оставшиеся с прошлого года, на стерне. Тогда сеть путается меньше, чем в бурьянах и кустиках. Охотник обычно затаивается здесь же рядом у края сети. При этом стараются не шевелиться и соблюдать тишину.

По мере того, как бой перепела раздаётся всё ближе и ближе, играют на дудке всё тише и тише. Когда птица подходит совсем близко, издают только одну короткую и тихую трельку. Если перепел прекратил кричать «ва-вва» и стал уходить, значит он перестал доверять дудке. Такого уже не получиться подманить. Перепел сначала может опасаться расстеленной на траве сети, однако потом, попривыкнув, подбежит под неё. Если самец не вполне доверяет манку, то может идти под сеть и молча. Поэтому внимательно следят, не шевелится ли где трава при движении перепела. Заманив его игрой на дудке под сеть, а в этом можно быть уверенным, когда самец крикнет под сетью, резко вскакивают, вынуждая взлететь. Когда же птица ударится в сетку и запутается, стараются сначала прижать сеть вокруг, а уже потом осторожно выпутывают добычу.

Можно охотиться с дудкой и вдвоём. Это даже удобнее. В этом случае охотник-дудочник манит перепела, выбирая удобную позицию метрах в пяти от сети, а помощник, спрятавшийся возле неё, пугает перепела, когда тот подбежит под сеть.»

Источник