Меню

Макеты рельефа своими руками

Как сделать макет горы: идеи, варианты, примеры

Нередко детям в школу, для игры или других целей требуется макет горы. Как сделать его дома из подручных материалов, представлено ниже. Это занятие увлекательное. В процессе создания ландшафта может быть задействована вся семья. Список материалов, из которых можно сделать макет, огромен и разнообразен.

Из пластилина

В качестве основы можно использовать конус из плотного картона. Предварительно можно сделать набросок будущей поделки.

Сначала нужно установить конус на подставке и зафиксировать пластилином. Обмазать коричневым цветом основание горы. Вершину можно превратить в заснеженный пик, используя белый цвет. Зеленым оттенком по основанию изобразить травянистую растительность. Красный и желтый цвета будут имитировать цветы.

Осталось прорисовать стеком ущелья, вымытые водными потоками, и расселины, чтобы гора приобрела натуральный вид.

Из соленого теста

Использование соленого теста существенно расширяет простор для творчества. Вылепленное основание раскрашивается красками.

Необходимо замесить тесто, смешав в равных пропорциях муку, соль и воду. Тесто должно быть тугим. Если добавить в него красители, то оно приобретет цвет. Но для макета горы их не обязательно добавлять.

В качестве основы используется конус из картона, фольга или пластиковая бутылка. Установить ее на подставке и зафиксировать. Обклеить кусочками теста, придав нужную форму и проработав детали. Эту заготовку нужно хорошо просушить перед тем, как продолжить работу. Во время высыхания на поверхности могут появиться трещинки. Но в данном случае это лишь добавит натуральности.

Раскрасить гуашью или акриловыми красками. Вот так можно сделать макет горы из соленого теста.

Горы из бумаги

Самый доступный материал, который есть в каждом доме – это газеты. Как сделать горы своими руками из бумаги, описано ниже.

Нужно установить пластиковую бутылку на подставке. Из картона вырезать полоски шириной 2-3 см и длиной, равной высоте горы. 5-6 штук расположить вертикально, скрепить на вершине степлером или клеем, оформить склоны. Чтобы гора обрела форму, нужно приклеить горизонтальные полоски по всей окружности на разной высоте. Получается «скелет».

Листы старых газет или журналов скомкать и положить под каркас, чтобы придать ему прочности. После этого нужно обклеить листами белой бумаги поверхность. Для крепления используется двусторонний скотч или клей. Заготовку раскрасить.

Папье-маше

А вот, как сделать из бумаги горы для макета, имитирующие горную цепь:

Как сделать макет горы более реалистичным? Промазать склоны тонким слоем клея и посыпать песком, солью или манкой. После высыхания его можно покрасить, чтобы выровнять фон.

Макет из пенопласта и монтажной пены

Перед тем как сделать макет горы из монтажной пены, нужно подготовить основание. Это может быть лист картона или кусок фанеры. На него из флакона выдавить струю из баллончика и сформировать гору. Нужно учесть, что при застывании монтажная пена расширяется, поэтому размеры увеличатся. При работе нельзя трогать не застывший материал руками!

Оставить на сутки для уплотнения. Острым ножом срезать лишнее. Верхний слой можно сделать из папье-маше, либо просто выкрасить в нужные цвета.

Сделать макет горы можно из толстого куска пенопласта. Несколько слоев этого материала накалывают друг на друга, скрепляя их зубочистками. Затем срезаются излишки, производится декорирование верхнего слоя.

Как сделать макет горы, подскажет фантазия. Можно использовать большое количество подручных материалов. Для декорирования можно применить веточки, шишки, искусственные растения. Имитацию воды можно сделать с помощью клеевого пистолета.

Источник

Как изготовить сложный рельеф на макете?

Смотреть все картинки

Всегда интереснее макет домика который вы сделали своими руками поставить не просто на полочку, а окружить похожим на реальность ландшафтом. Чтобы вокруг были деревья, кусты, мимо пробегал ручеек с холма.

Но как и из чего это сделать? Какой материал нужен? Какими знаниями нужно обладать?

Для начала определитесь, какого размера будет ваш кусочек природы с вашим домиком.
Затем подберите кусок достаточно твердого материала.Это может быть толстый картон, кусок ДВП (древесно-волокнистая панель, из которой делают задние стенки мебели). Лист толстого пластика или оргстекла. В общем нечто жесткое, основа, на которой мы и будем размещать все элементы ландшафта.

На отдельном листе бумаги, ватмана, желательно в масштабе 1:1 нарисуйте план вашей местности, с разметкой (пятном) вашей основной конструкции для которой и делается весь ландшафт.

Вспомните правила художественной композиции, чтобы второстепенные детали не отвлекали от основного замысла всего проекта. Мы делаем не лес и речку а антураж, окружение вашей главной задумки, ее обрамление.
На вашем плане должно быть четко прорисованы все детали, где идет ручеек, где начинается подножие холма или горы, как пройдут тропинки или дорожки. Отдельно стоящие деревья и кусты, в общем все что будет на макете помимо дома.

Вы должны четко представлять как все это будет выглядеть. Поставьте свой домик на основу ландшафта, покрутите его, посмотрите как его лучше поставить, как все остальное будет распределяться.

А теперь непосредственно перейдем к изготовлению самого ландшафта

Когда на вашем подмакетнике (так называется основание макета) будут размечены все низины и возвышенности, можно приступать к самому рельефу. Если у вас будут овраги или ручей (речка) значит их дно будет нижняя точка всего макета. и относительно этой точки весь рельеф нужно поднимать.

А здесь существуют много методов для рельефа, но нам нужно попроще, и желательно без применения дорогих и сложных материалов.
Для начала нужно сделать каркас самой возвышенности. Его можно сделать обрешеткой из листов картона, кусков упаковочного картона (гофрокартона). Промежутки между обрешеткой можно заполнить любым бросовым материалом. Это может быть смятая газета, ненужные тряпки, обрезки пенопласта (подойдет пенопласт от упаковок бытовой аппаратуры.

Если наполнитель газета или ветошь, его нужно чем-то скрепить и зафиксировать. Подойдет лак, жидкая строительная шпатлевка, клей ПВА или любой другой подешевле.

Если вы заполнили промежутки пенопластом, приклейте его ( на тот же ПВА, он не такой уж и дорогой).Затем пенопласт нужно предварительно подрезать убрав неровности и подогнав примерно под рельеф холма (горы).
На данном этапе формирования рельефа желательно иметь фотографии той примерно возвышенности которую вы собрались изобразить. Скалистая ли это порода или просто поросший мхом холм. Это поможет вам и сейчас и в дальнейшем.

Дайте высохнуть наполнителю вашей обрешетки хорошенько.
В зависимости от выбранной вами почвы (камни, трава, скалистые выступы) формируется дальнейшая структура возвышенности.
Чтобы смягчить складки и придать им реалистичность можно обмазать каркас пластилином, мастикой, шпатлевкой для выравнивания стен и углов.

Вообще, на данном этапе почаще бывайте в строительных магазинах, как правило, там вы найдете все необходимое.
Загляните в аптеку, там продается марля и бинт пропитанные гипсом. Размоченные в воде и разложенные на рельефе они прекрасно передают складки местности.
Подобным же образом формируются берега и остальные участки местности. Помните про русские дороги и тропинки которые без канав и рытвин не бывают.
Нигде на макете не должно быть щелей, трещин (если только это не ваша задумка), пустот и ровных гладких участков, если это не асфальт.
Вся конструкция рельефа должна быть крепкой, надежной, не трястись и не качаться. Иначе вы, со временем, получите трещины.
Подготовка к покраске заключается в тщательной обработке поверхности под выбранную вами краску.

Не ограничивайте себя одним типом красок, даже если у вас их полный комплект. Аэрозольные краски, колерованная водоэмульсионка, гуашь, темпера, акварель, акрил. Все может пойти в дело. Помните у каждого типа краски своя особенная светоотражающая особенность.

Читайте также:  Костюм принцессы леи своими руками

Подготовка к покраске

Следующий этап один из самых важных. Покраска готового рельефа во многом определяет реалистичность всего макета. Вы должны хорошо знать какую местность вы изображаете, какая там флора. Время года.

И опять таки желательно иметь массу фото. Если местность у вас под боком, не составить труда сфотографировать как можно больше фотографий, особенно деталей. Торчащий корень дерева посередине тропинки, отдельно лежащий камень, засохшее дерево. Эти детали помогут вам придать всему особую реалистичность.

Сам этап покраски слишком объемен и в задачи данной статьи уже не входит.
Просто внимательнее будьте на природе, на улице, подмечайте все что вас окружает. Единых методов создания ландшафта не существует.
Мы рассмотрели один из, пожалуй, самых простых и дешевых методов создания природы на полке.

Статья подготовлена преподавателем учебного центра «Бэст макет» Валерием Смирновым.

Источник

Мастерим из подручных материалов трехмерный географический макет Кольского полуострова

Представляю вашему вниманию идею: мастер-класс по созданию макета, в моем случае, макета Кольского полуострова.

Меня попросили сделать макет Кольского полуострова для детей в детский сад, в группу моего младшего сына. Итак, начнем.

Нам понадобится:

— толстый картон, тонкий картон;

— клей ПВА, Момент Кристалл, клеевой пистолет;

— рулон туалетной бумаги или салфетки;

— шпатлевка акриловая по дереву (белая) или белая гуашь (в общем, что-то белое);

— лак на водной основе.

Макет большого размера, поэтому берем большую коробку. Находим в интернете картинку и рисуем нужную форму нужного размера. Вырезаем с помощью канцелярского ножа.

Вырезаем две одинаковые части. На одной части я нарисовала несколько самых крупных озер и вырезала насквозь. Для выпуклых частей макета я подготовила массу (бумага + клей ПВА). Не буду подробно останавливаться на рецепте, в интернете их много, можно подобрать удобный для себя. Я делала из размоченной бумаги, измельченной блендером, перемешанной с клеем. Получившейся кашицей промазываю некоторые участки макета (имитирую горный рельеф).

Есть на макете одно место, где должны быть высокие горы. Если делать только из массы, не просохнет и осядет. Поэтому горы сделала из пищевой фольги и обмазала бумажной массой.

Даем подсохнуть. Свои карандашницы я покрываю специальной художественной акриловой пастой для моделирования, а здесь размер большой, поэтому я в строительном магазине купила акриловую шпатлевку по дереву (она недорогая). Можно просто побелить белой гуашью. Но шпатлевка удобна тем, что можно замазать ненужные пустоты и швы. Покрываю всю поверхность, шпатлевка дает дополнительный рельеф, жесткой кистью придаю фактурность.

На фото не вся поверхность покрыта, так как я спешила и покрыла, не просушив горки из массы, покрыла их позже.

В каждом крупном городе будет своя достопримечательность. Приступаем к созданию домиков, памятников, церквушек и т. д.

Для этого я взяла обычный картон (коробковый), можно и дизайнерский, можно вырезать из пенопласта.

У меня несколько фабрик, церковь, деревянный большой дом, многоэтажные дома. Вырезаю квадратики, склеиваю клеевым пистолетом. Трубы делаю из палочек для канапе. В общем, собираю, как конструктор. Все фиксирую клеем.

У меня нашлось немного запекаемой глины, некоторые памятники я слепила из запекаемой глины. И еще добавила некоторых животных, которые водятся на Кольском полуострове.

То, что из бумаги и картона, склеиваю клеевым пистолетом. Все, что из глины, склеиваю Моментом Кристалл (глина гладкая, не клеится клеевым пистолетом).

Вот такие получились здания. Теперь из глины кое-что: лодочки, кораблик, камушки для лабиринта, машина, памятник Алеше, три мишки и три тюленя. Для лося сделала каркас из проволоки и облепила. Запекла, и готово.

Примеряем, прикидываем все на свои места, намечаем карандашом дорогу.

Все приклеиваю клеевым пистолетом, глиняные фигурки приклеиваю к картонным подставкам клеем Момент Кристалл.

Когда все приклеено, покрываю той же белой шпатлевкой, замазываю швы у основания.

Приклеиваем второе основание. После сушки мой макет немного прогнулся. Поэтому намазываю основание клеем Момент, кладу сверху основание с фигурками и прижимаю грузами для выравнивания. Я использую гантели.

Пришло время росписи. Макет большой, поэтому вместо краски я буду использовать гофрированную бумагу (давно мне отдали целый пакет, вот и пригодилась). Способом декупаж я буду наклеивать на макет. Развожу клей ПВА водичкой и промазываю сам макет, накладываю кусочки бумаги и опять прохожусь клеем. Использую кисть широкую. Где-то гладко приклеиваю, где-то «скукоживаю» (если можно так выразиться). В общем, создаю рельефную поверхность.

Выемки под водоемы проклеиваю синей бумагой. Проклеиваю края макета.

Маленькие водоемчики просто намечаю мелкими кусочками синего цвета. Горы я проклеила целиком синим.

Расписываю все фигурки акриловыми красками, можно гуашью или акварелью. Рисую тонкой кистью реки.

На компьютере я распечатала названия городов и озер. Приклеиваю на клей ПВА. Города обозначаю звездочками красного цвета. Более ярким зеленым цветом прокрашиваю некоторые области. Промакиваю губку белой краской и прохожусь по краям макета, так выглядит более живописно.

Все хорошенько просушиваю и покрываю лаком на водной основе.

Вот такой макет у меня получился: легкий, прочный, можно убирать и доставать, когда надо.

Детям в детском саду очень понравился. Все с удовольствием рассматривали домики и животных. Водили пальчиками по дорогам. Искали свой город.

Спасибо за внимание 🙂 Всем хорошего настроения и творческих успехов!

Источник

Изготовление и использование объемных макетов формирования рельефа при изучении основ геологии

Разделы: География

Геология – наука, изучающая состав, строение и историю Земли, закономерности и процессы формирования земной коры, слагающих ее горных пород и их взаимные отношения, а также историю развития жизни на земле [3]. Именно геология является той областью естественнонаучных знаний, которая связывает воедино отдельные картины и явления Природы и Мира, целостного восприятия и понимания которых нет без общих геологических знаний [2].

Такие знания учащиеся получают в ходе обучения в школе в первую очередь при изучении следующих предметов и программ:

окружающий мир (природоведение) – общая информация о строении Земли и рельефообразовании; характеристика некоторых распространенных горных пород и минералов; общее представление о процессе выветривания и его роли в формировании рельефа;

физическая география – расширение информации о строении Земли; расположение и общая характеристика некоторых конкретных географических объектов; районы добычи полезных ископаемых;

неорганическая химия – горные породы и минералы как химическое сырье, основные районы их залегания, некоторые признаки и свойства;

общая биология – геохронологическая летопись Земли и некоторые сопутствующие знания;

а также в значительно меньшей мере – в курсах экономической географии, физики, астрономии.

Такой подход – интеграция геологических знаний в программы предметов школьного курса – полностью оправдан. Но, тем не менее, общий объем полученных школьником геологических знаний явно недостаточен.

Так, не смотря на наличие некоторых знаний о формировании рельефа и его последующем развитии, ребенок так и не получает четкого представления о причинах, закономерностях и направлениях развития данных процессов; не способен выявить факторы и явления, ведущие к образованию тех или иных горных пород, а также идентифицировать их; объяснить процессы, формирующие рельеф как обширных территорий, так и конкретных геологических объектов. Т.е. знания, получаемые учащимися в школе, по большей части сугубо теоретические и не применимы в деятельности.

Читайте также:  Монтаж лампового усилителя своими руками

Проблему недостатка практически значимых знаний, а также обобщения, систематизации и структуризации ранее изученного материала наиболее удобно решать через программу сжатого элективного курса различного содержания. Автором настоящей разработки уже ряд лет реализуется программа элективного курса «Введение в геологию» (авторская на стадии апробации); блок тем «Геология» является важной частью программы объединения «Экология и туризм » Городского детского эколого-биологического Центра.

Содержание знаний по теме «Геология», особенности подхода к ее изучению и исследованию во многом потребовали от автора нового, нетрадиционного, собственного подхода. Так стремление доходчиво, понятно и с максимальным охватом представить материалы по теме «Формирование рельефа поверхности Земли и трансформирующие факторы» потребовало от автора создания целой серии объемных макетов-трансформеров, изготовлению, использованию и значению которых для образовательного процесса посвящена настоящая разработка.

МЕСТО МАКЕТА И ИНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ

…Вряд ли стоит говорить о значении наглядности в образовательном процессе. Лучше отмечу, что в области геологических знаний, столь важных, на мой взгляд, для исследователя природы, вся наглядность во многих школах – немногочисленные рисунки и фотографии учебника да, возможно, чудом сохранившиеся древние наборы геологических образцов Главучтехпрома и пластмассовые объемные «Формы рельефа». Как раз с камнями дело обстоит проще – научить с помощью элементарного оборудования и небольшого набора приемов определять наиболее характерные для данной местности горные породы и минералы в кабинете и поле достаточно несложно [4]. А что по настоящему непросто, но необходимо показать и объяснить – доходчиво, четко, логично выстроено и объемно – так это пути формирования исходного рельефа (обобщенно – горообразование) и многообразие вариантов и путей его дальнейшего развития (формирование рельефа).

С этой целью нами (мною и воспитанниками) создавалась серия макетов по геологическому формированию рельефа. Всего в настоящий момент нами активно используется 4 макета, два из которых в настоящей разработке мы рассмотрим детально. Один из них используется при изучении материала по темам «Выветривание» и «Формы рельефа» и представляет собой небольшой лоток со сформированным на нем с помощью песка и обломков породы (типичные для изучаемой местности образцы метаморфических и магматических горных пород – будущие «останцы») образа «холмисто-увалистой местности» (подробнее – ниже). Второй макет посвящен в первую очередь теме «Рельефоформирующая деятельность ледников», имеющей большое значение для понимания процессов рельефообразования, но отсутствующей в школьном курсе – за исключение двух-трех фраз, пожалуй. Макет выполнен в большей части в технике папье-маше и представляет образ узла достаточно типичного горного района – с пиками, цирками, ледниками, горными озерами – трансформирующимися друг в друга согласно реально возможным картинам формирования рельефа, а также согласно желаниям человека, работающего с макетом (см. ниже).

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАКЕТОВ

Подробнее остановимся на технологии изготовления описанных макетов.

Макет «Выветривание». Как основа нами используется обыкновенный поднос размером ок. 40х50 см, хотя фактические его размеры реального значения не имеют. Единственно, желательно иметь в этом качестве нечто с бортиками – чтобы меньше песка попадало при работе на стол и на пол.

…С учетом очертаний будущих увалов мы располагаем на лотке две-три глыбы – куски сланца на «отрогах» и куски гранита либо базальта – на «вершине». Сами камни (выветрелые, «с возрастом») были собраны нами в ходе полевых выходов на хр. Большой Хехцир (изучаемый географический объект), и их расположение на макете (отрог, вершина) соответствует реальным вероятным местам залегания соответствующих горных пород на имитируемой нами местности.

С помощью просеянного песка формируем контур «хребта», скрыв под ним камни. Контур «хребта» создается, ориентируясь по фотографиям с достаточно высокой степенью схожести – с округлыми формами склонов, долинами ручьев, т.п.

Дальнейший процесс имитации «выветривания» осуществляется клеевой кистью, пульверизатором и водой. Итого, материалы и оборудование для изготовления и использования макета: лоток с бортиками (либо поднос, противень), 2-3 каменных глыбы (сланец, базальт либо гранодиорит), песок (не мелкий) в достаточном количестве (нам понадобилось около 5 кг), клеевая кисть, достаточно мощный пульверизатор.

Макет «Рельефоформирующая деятельность ледников» изготавливался целым коллективом в лице педагога и воспитанников. Будущий контур «гор» был навеян фотографиями пиков хр. Кодар (Читинская область). Изготовление макета включает ряд стадий:

— «Гора» накрывается слоем полиэтилена – для предотвращения приклеивания на следующей стадии папье-маше к основе. Далее: слой папье-маше – слой ткани («армирование» конструкции) – слой папье-маше – слой ткани – два слоя папье-маше. За счет такой многослойности макет получается достаточно жестким; при этом мы обладаем возможностью докорректировать его формы и контуры, создать «микрорельеф»;

— Подсохшую «гору» снимаем с основы, доклеиваем низ и бока из гофрокартона и слоя бумаги поверх него. Получаем достаточно наглядный «фрагмент горного узла»

— Поверх полученного макета натягиваем и закрепляем булавками слой ткани, придав ему форму некоей «исходной горы», ее «неизъеденного» варианта. В соответствии с тем, как это реально выглядит в горной местности, подготавливаем ложбины – места формирования будущих «ледников»;

— Закрепленная ткань оклеивается в той же технике. Высохший «колпак» снимается для дальнейшей обработки;

— Окраска. Цвета подбирались по фото, учтены разница в окраске осыпей, скальных выходов, зон активного выветривания. Мы применили два способа – на «основной горе» окраска гуашью производилась прямо поверх папье-маше; «верхняя гора» окрашивалась поверх слоя присыпки, сделанной манкой на слой клея ПВА (не совсем удачная попытка сымитировать шершавость реального рельефа; вскоре манка рассохлась и потрескалась). Рекомендуем первый способ;

— Отдельно из гофрокартона изготовлен набор «горных озер» разного размера, «снежников» и «ледников» – больших, маленьких, долинных (с языком), каровых (не имеют языка, располагаются в чашеобразных углублениях – карах) – всего более десятка предметов. Они также покрашены в соответствующие цвета; на «ледники» нанесены «морены» (скопления обломков – продуктов выветривания, попавших на ледник).

Итого, материалы и оборудование: лоток, газеты (достаточно одного газетного еженедельника), полиэтилен, ткань х/б, гуашевые краски (белая, синяя, коричневая, зеленая, их смеси), кисть, гофрокартон, бумага писчая или т.п., булавки. И воображение.

ПРИМЕНЕНИЕ МАКЕТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Излагаемый педагогом теоретический материал, сопровождаемый работой с макетами, а также использованием фото- и видеонаглядности, его объем и содержание могут варьировать в значительных пределах; в своих занятиях я учитываю и возраст участников процесса, и их возможности, уровень исходной подготовки, а также то, какие природные объекты станут в ближайшем будущем полигоном для проведения наших полевых выходов и экспедиций. Соответственно и макеты могут применяться в разных аудиториях по-разному.

Чтобы облегчить читателю процесс знакомства со способами и порядком применения макетов на занятии, настоящую часть методической разработки я представил в виде тезисов лекционных материалов по теме «Разрушение горных пород, Формирование и сглаживание рельефа» из «Горообразования и горного рельефа» А.А. Алексеева [1]. Текст (приведен курсивом) передает основное содержание темы; основным текстом, в виде отдельных вставок, я расскажу собственно о работе с макетами; рисунки и фотографии дополнят изложение.

Читайте также:  Мой крем косметика своими руками

Наиболее распространено среди денудационных явлений выветривание. Различают физическое и химико-биологическое выветривание.

Физическое выветривание обусловлено сменой температур в течение суток. При нагреве объемное расширение у различных минералов, входящих в состав горных пород, неодинаково. …Поэтому многократный нагрев и остывание ведет к расшатыванию, ослаблению сцепления между отдельными зернами минералов и их выкрашиванию. Поры и трещины в горных породах заполняет вода. При замерзании она расширяется, оказывая давление в 90 атмосфер на стенки пустот. Трещины увеличиваются, отдельные зерна и целые блоки отрываются от массива. Так возникают вечерние камнепады.

Химическое и биологическое выветривание является результатом воздействия на горные породы паров и газов из воздуха, а также растворов, содержащих углекислоту, кислород, органические кислоты. …Под действием растворенных веществ некоторые минералы окисляются. В результате химических реакций, отдельные элементы, переходя в раствор, удаляются, другие, нерастворимые, остаются, образуя рыхлые шлакообразные корки—коры выветривания.

Внешние проявления химического и физического выветривания можно продемонстрировать на примерах образцов геологических коллекций, фотографиях природных объектов (обратив внимание на разницу в окраске «старых» и «более молодых» выходов).

Обитающие в природе микроорганизмы выделяют продукты жизнедеятельности, ускоряющие химические реакции. Это явление называется биологическим выветриванием. Вслед за микроорганизмами следуют лишайники, мхи и высшие растения, вносящие свою лепту в разрушение гор.

Активно способствуют разрушению горных пород и сглаживанию рельефа вода и ветер. …Обломки пород постепенно уносятся водой и ветром, при этом обнажаются не затронутые выветриванием коренные породы, которые, в свою очередь, подвергаются разрушению. Движущиеся обломки сами служат причиной разрушений. …Сильный ветер, унося песок и мелкие камни, шлифует поверхность скал, выбивает ниши, оставляя, в конце концов, причудливые скопления останцев на месте скальных массивов, уничтоженных ветром. Этот процесс называется ветровой эрозией и характерен для сухих пустынных районов.

Огромную роль в сглаживании рельефа играет вода. Она не только разрушает горные породы, но и переносит обломки на большие расстояния, откладывая их на предгорных равнинах. Процесс разрушения горных пород текущей водой называется водной эрозией или просто эрозией.

Результатом эрозии на равнинах становятся овраги, а в горах, на крутых склонах—кулуары—долины горных ручьев. Обычно кулуары остаются сухими и служат путями схода камнепадов. Во время дождя и таяния снега они наполняются водой, и снос обломков резко возрастает. Зимой кулуары становятся путями схода снежных лавин.

Изложение вышесказанного мы можем сопровождать демонстрацией сути явлений на макете «Выветривание». Подготовленный макет скрывает под слоем песка каменные глыбы. Рассказав о выветривании, надо подчеркнуть, что его результатом является образование отдельных фрагментов породы. В нашем случае это верхний слой песка. «Эрозионными процессами» «выветрелая порода» постепенно выносится вниз, в «долины». Порядок «эрозионных» действий следующий: сначала грубо, кистью, сметаем сверху (участки рельефа, наиболее подверженные выветриванию) какое-то количество песка. Струей воздуха из пульверизатора обдуваем макет, дополняя процесс «выноса», попутно сглаживая очертания макета. Манипуляции требуют некоторой наработки. При наличии навыка можно с помощью того же пульверизатора использовать воду – по склонам побегут «ручьи».

Со временем из песка начнут выступать вершины камней – идет образование «останцев», более стойких к выветриванию (подчеркнем для воспитанников различную устойчивость разных горных пород к выветриванию).

Быстрое течение горных рек способно нести песок и гальку, перекатывать валуны. Ударная энергия речной воды в верховьях размывает дно и берега, переносит обломки и откладывает их в низовьях, на равнинах, где скорость течения падает.

Наш «обломочный материал» также окажется в «долине». Склоны «увалов» макета становятся в процессе несколько круче, «долины» – шире и положе.

Ледники и ледниковый рельеф

…Находящееся в активном движении скопление льда, образовавшегося при уплотнении и перекристаллизации снега, называется ледником. …Ледники – едва ли не самый важный фактор, формирующий горный рельеф. Льдом занято 11% всей земной суши. Но. лишь 0,5% от этой площади принадлежит горным ледникам. Все остальное относится к полярным областям.

…Ледники образуются за счет накопления снега и его преобразования (метаморфизации) в лед. Для образования ледника необходим холодный и влажный климат, при котором количество выпадающего снега больше или равно количеству таящего. Накопление снега возможно только при отрицательной среднегодовой температуре.

Линия, ограничивающая зону, в пределах которой среднегодовое количество твердых осадков равно их убыли, называется снеговой линией. Ледники образуются только выше снеговой линии. Положение снеговой линии зависит от широты местности. В Гренландии она совпадает с нулевой отметкой. на Кавказе – 3000 м. в Гималаях до 6000 м.

Как же образуется лед? Снег попадает на дно долин в виде твердых осадков, либо сносится туда лавинами. На плоских и вогнутых частях склонов снег может скапливаться многие сотни лет.

На макете «Рельефоформирующая деятельность ледников» («неизъеденный» вариант, накрытый верхним «колпаком») можно рассказать об экспозиции и форме склона, предположить и с помощью накладок-«снежников» изобразить места наиболее массового скопления снега.

Под воздействием солнца и ветра он (снег – прим.) преобразуется в фирн. Фирном называется снег, имеющий зернистую структуру и возраст более года. Зерна фирна постепенно растут, достигая величины от 5 до 100 миллиметров.

Верховья долины, длительное время занимаемые ледником, превращаются в глубокие впадины в виде амфитеатров. Такие, закрытые с трех сторон котловины, называются ледниковыми цирками.

Снимаем верхнюю часть макета, укладываем во впадины «большой ледник». Объясняем образование цирка: на границе стыка «лед-камень» скалы, нагревающиеся лучше льда, растапливают края ледника. Вода просачивается в щели, где вновь замерзает (процесс подчинен в первую очередь суточным, а также сезонным колебаниям температур) – идет физическое выветривание. Ледник, стекая, уносит обломки породы, все сильнее подгрызая склоны цирка.

…Подтачивая основания склонов, ледник ускоряет их обрушение, внедряется в скальный массив. Стенки ложа ледника становятся круче и начинают отодвигаться вглубь горного массива. При формировании двух «пятящихся» навстречу друг другу цирков гребень хребта понижается, образуя седловину. С самых высоких частей горного хребта ледники растекаются в разные стороны, а цирки, образующиеся на склонах, расширяясь, создают остроконечные пирамидальные вершины — хорны. Примером могут служить вершины Маттерхорн в Альпах или Ушба на Кавказе. Высочайшая вершина планеты – Джомолунгма (Эверест) – типичный хорн, остаток более значительной горы, «съеденной» ледниками.

…Отступающий ледник оставляет после себя валы отложенных морен. Отложенные морены имеют вид остроконечных гряд или пологих вытянутых холмов. Среди отложенных различают береговые и конечные морены.

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Применение макетов, наглядных, объемных, и главное – легко трансформируемых согласно желанию педагога в соответствии с содержанием конкретного материала, позволяет сделать освещение и изучение на первый взгляд достаточно непростой темы формирования и трансформации рельефа доступным и, замечу также, увлекательным действием. А самостоятельное участие воспитанников в подготовке и изготовлении макетов, а также работе с ними не только гораздо глубже отложится в душе в виде знаний. Творчество, воображение, умение анализировать и предугадывать – все это есть в нашей деятельности. Сначала в кабинете. Затем – далеко за его пределами.

Источник