Меню

Логопедические игры своими руками для воспитателей

Логопедическое пособие своими руками. Веселая азбука. Скороговорки в картинках. Логопедические игры

В статье рассмотрим примеры изготовления логопедического пособия своими руками, расскажем, как работать с таким материалом, какие упражнения помогут детям произносить правильно звуки и научиться определять их место в слове.

Воспитателям детского сада также помогут логопедические игры. Их можно использовать на разных занятиях, например, по развитию речи, при ознакомлении с окружающим миром. Поиграть с детьми в словесную игру можно на прогулке или после дневного сна. Они способствуют развитию правильной артикуляции, выработке четкого произношения звуков в словах, фонематическому восприятию, умению определить место звука в слове и т. д.

Дыхательная гимнастика

Такие упражнения призваны увеличить вентиляцию воздуха в легких, поэтому перед началом занятий обязательно проветрите помещение или выполняйте их на свежем воздухе. При повторах от глубокого дыхания у ребенка может закружиться голова, поэтому делайте перерывы между упражнениями для отдыха. Длительность занятий дыхательной гимнастикой нужно увеличивать постепенно, начиная с коротких упражнений.

Для таких занятий логопедические пособия своими руками сделать несложно. Помимо выдувания воздуха через трубочку или надувания воздушного шарика, можно сделать ребенку яркую игрушку, используя картонную втулку от туалетной бумаги, полоски цветной бумаги или атласные ленты. Из таких материалов можно с легкостью сделать осьминога с глазами-помпонами. Для красоты оклейте трубочку цветной бумагой. При выдувании воздуха полоски бумаги или ленты будут развиваться в воздухе, что очень понравится ребенку. Прикрепить их можно обычным канцелярским степлером.

«Звуковые цепочки»

Детям дают набор карточек с картинками. Все предметы начинаются на данные звуки. Ребенок по очереди берет карточку и произносит вслух название изображенного предмета. Определив правильно первый звук, он ищет соответствующую букву и нанизывает картинку на шнурок, который тянется от нее. Так нужно распределить все картинки по цепочкам, выкладывая их рядом друг с другом.

Выработка артикуляции

Детям дошкольного возраста тяжело правильно произносить звуки из-за недоразвития речевого аппарата. Мышцы еще слабые, язык плохо слушается и не обладает необходимой гибкостью. Если с малышом не заниматься, закончится все плачевно. Ребенок долго не сможет правильно говорить, что в старшем дошкольном возрасте будет вызывать насмешки одноклассников. Артикуляционный аппарат можно тренировать уже с 2 или 3-летнего возраста. Сюда входит гортань, челюсть, губы и язык.

Есть масса упражнений для развития мышц данной системы. Мама или педагог показывает их ребенку, а малыш повторяет. Желательно делать их перед зеркалом, чтобы было видно расположение губ и постановка языка. При работе над определенными звуками можно сделать логопедические пособия для артикуляционной гимнастики.

Это изображение целого лица или только рта, где губы нарисованы в правильном положении при произнесении звука. Наглядность поможет ребенку повторить движение самостоятельно. Рисовать такое пособие несложно, можно использовать любимые детворой смайлики.

«Веселая азбука»

Такое пособие пригодится и для логопедической работы, и для изучения букв. На листе картона сверху напишите крупным шрифтом большую и маленькую буквы. В нашем образце это «Д». Затем подберите картинки с изображением предметов на заданный звук и наклейте их на поверхности карточки.

Можно делать пособие вместе с детьми, чтобы ребенок придумал сам слова, начинающиеся на эту букву. Если необходимую картинку не найдете, можно всегда воспользоваться интернетом и отпечатать ее контуры на принтере. Малыш поможет ее раскрасить цветными карандашами. Таким образом оформляют все буквы алфавита. Можно своими руками логопедическую игру делать не всю сразу, а по мере изучения данной буквы. Ребенку легче будет запомнить ее. На следующем занятии можно повторить предыдущую букву и проработать следующую.

Оформление чистоговорок

Чтобы ребенку легче было запомнить чистоговорки и быстрее их произносить, можно сделать своими руками логопедическую игру в форме карточек. Они могут быть маленькими в форме таблицы, как на образце в статье, а можно разместить каждую чистоговорку отдельно на большом листе картона. Это будет демонстрационный материал для работы в группе. Снизу напишите печатными буквами ее текст, чтобы подсказать детям содержание, если кто-нибудь его забудет.

Скороговорки в картинках

Это отличные упражнения для выработки звуков речи. Они представляют собой небольшой ритмический текст, как правило, смешного содержания. С древности их использовали для забавы, а также для улучшения подвижности органов артикуляции. Помимо речи, скороговорки улучшают внимание, развивают память.

Представленный ниже образец логопедического пособия для детей позволяет не только проговаривать скороговорку, но и развивает мышление и зрительное восприятие. Такие таблицы можно нарисовать для каждой фразы. Они подойдут для детей старшего дошкольного возраста.

«Угадай звук в слове»

Следующий учебный материал предназначен для детей старшей группы детского сада. Ребенок, глядя на первую картинку, должен назвать букву, на которую начинается слово. Дальше следует ряд из трех изображений предметов. Проговорив их названия вслух, ребенок должен определить наличие данного звука в этих словах.

На пособии под каждым рисунком есть пустой кружок, где ставится галочка, если заданный звук присутствует в слове. Это упражнение очень полезно не только для выработки произношения, но и для развития фонематического слуха, внимания. Картинки можно нарисовать самостоятельно или вырезать из старых книжек.

«Послушай и выбери правильно»

В данной логопедической игре дети учатся четко различать на слух звуки в названиях предметов, изображенных в пособии. Есть ряд слов, которые отличаются только одной буквой. Дети часто не могут на звук их различить.

Данные таблицы, которые с легкостью можно сделать самостоятельно, помогут малышу разобраться в правильности выбора, более внимательно прислушаться к произносимому слову, узнать его на рисунках.

Читайте также:  Маленькие вязаные игрушки своими руками

«Звуковые часы»

Ребенок должен выставить стрелки таким образом, чтобы они указывали на пару похожих слов. Можно сделать пособие двусторонним, добавив картинки и стрелки еще и на тыльной стороне круга.

«Прочитай задуманное слово»

Задача ребенка в данной игре, называя первые буквы картинок в ряду, составить задуманное слово. Это интересная игра, которую легко сделать самостоятельно.

Во время подготовки к изготовлению данного пособия действовать нужно в обратном направлении, то есть сначала задумать короткое слово, а затем подобрать картинки, которые начинаются на первые его буквы. Останется только расположить их на одной линии в ряд. На фото, представленном выше, приведены слова, состоящие из пяти букв. Если ребенку трудно освоить эту игру с первого раза, можно для начала придумать более короткие слова, например, «оса», «рак», «нос».

В статье даны образцы логопедических игр и пособий, которые вполне можно сделать в домашних условиях. Работать с ними интересно, а делать быстро и просто.

Источник

Логопедические и речевые игры

Логопедические игры, изготовленные педагогами и воспитателями, направлены на развитие дыхательных способностей включают в себя артикуляционные упражнения, игры с воздухом. Для формирования слоговой структуры используются разнообразные занятия с закреплением навыка делить слова на слоги. Различные вариации по формированию основных фонем русского языка. Развитию артикуляционного аппарата посвящено много упражнений с использованием наглядного материала

Предложенные ниже игры разработаны педагогами ДОУ и логопедами и используются с целью повысить эффективность работы и разнообразить материал, используемый в коррекционном процессе.

Игровые пособия и материал для логопедических занятий

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика и речевые пальчиковые игры для детей 3–5 лет» Мастер-класс для педагогов «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей 3-5 лет» Подготовила: воспитатель Шупта И.Ю. 2021 год Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы.

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством речевой игры «Синтаксическая дорожка» Цель: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм. Задачи: Обучающие: 1.Познакомить педагогов с эффективной.

Публикация «Наглядное пособие по речевому развитию к сказке «Колобок» для детей. » Доброе время суток коллеги, друзья и гости моей странички. Предлагаю вам наглядное пособие для малышей к сказке « Колобок» Наглядное пособие будет интересно воспитателям, родителям в совместной деятельности с детьми! Цель: Прививать детям интерес к народному творчеству. Малыши.

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста Игра: «Шарики и кубики». Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические.

Дидактическое пособие «Дидактический речевой коврик» Пособие предназначено для детей 4–7 лет Дидактический речевой коврик Цель: создание условий для развития развитие связной, лексико-грамматической и звуковой культуры речи. Используемые материалы: ковролин, фетр. Описание пособия Пособие «Дидактический речевой коврик» состоит из ковролиновой основы, большого.

Статья «Многофункциональное логопедическое пособие. » Актуальность: Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования для детей дошкольного возраста характерен ряд видов деятельности, таких как игровая, в т.ч. и дидактические игры. В результате игры активизируются психические и волевые.

Речевой дидактический материал для автоматизации звука [Л] Артикуляционные упражнения: 1.«Заборчик» улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, про себя говорить [И], держать под счёт до 5, затем до 10, 2.«Накажем непослушный язычок» или «Месим тесто» (пя-пя-пя, 3.«Блинчик» широкий язык лежит неподвижно на.

Речевой материал для автоматизации звука [Ц] 1 Предложите ребенку повторить слоги прямые: ца цо цы цу цэ обратные: ац оц ыц уц эц в позиции между гласными: ыцы ацо аца оцо уцу эцэ оцу ыца уцо оцэ ыцо со стечением согласных: цте цве цна цко цки цми цка цви цта цло 2. Предложите ребенку договорить звук ц. леденец заяц ранец.

Подборка дидактических игр по речевому развитию в старшей группе « Какое слово лишнее?» Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения. Ход игры: воспитатель называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово и объяснить, почему это слово «лишнее». • стол, шкаф, ковер, кресло, диван; •.

Занятия с логопедом

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте происходит быстро и взаимосвязано с уровнем интеллектуального развития. Основная закладка речевого развития происходит до 3 лет. Ребенок быстро пополняет пассивный, а затем и активный словарь, обогащается звуковое оформление слов, появляются первые фразы, предложения. Уровень речевого развития у всех детей разный, кто-то способен к трем годам правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Другим же деткам необходима помощь со стороны взрослого, специалиста. Речь таких малышей может быть не отчетливой, нарушено звукопроизношение, или слоговая структура.

В таких случаях педагоги ДОУ, логопеды и воспитатели проводят логопедическую работу с использованием различного подсобного материала, книг, игр разработанные ведущими специалистами или учителями-логопедами дошкольного учреждения.

Источник

Мастер-класс для воспитателей и родителей «Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов и настольных логопедических игр»

Елена Широкова
Мастер-класс для воспитателей и родителей «Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов и настольных логопедических игр»

Цель мастер-класса: поддержать взаимосвязь работы логопеда с воспитателями и родителями.

Читайте также:  Крыша павильона своими руками

Помочь воспитателям обогатить логопедические занятия общеразвивающим комплексно-игровым материалом для активизации речи и познавательных процессов дошкольников.

Введение.

У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и так далее. Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи.

Сегодня мы поговорим о коррекции звукопроизношения.

1. Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа:

• этап постановки звука,

Что же такое «автоматизация»?

Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда.

Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.

Автоматизация любого звука включает в себя:

• автоматизацию изолированного звука;

• автоматизацию звука в слогах;

• автоматизацию звука в словах;

• автоматизацию звука в словосочетаниях;

• автоматизацию звука в предложениях;

• автоматизацию звука в связной речи;

Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям хорошо использовать различные игровые приёмы.

2. Игровые приёмы в работе над автоматизацией звуков.

Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?

Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.

Условно я разделила эти приёмы на две группы:

• Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;

• Приёмы, предусматривающие использование различных предметов.

Попробуйте показать детям следующие упражнения, они веселые и не требуют никакого дополнительного оборудования.

«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог, слово. Можно выбрать знакомую мелодию, например: «Маленькой елочке холодно зимой»

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1- 4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог.

Для упражнений «Колечки», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

Эти приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание. Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя – логопеда!

3. Настольные логопедические игры на автоматизацию звуков.

Играть всегда весело и интересно. Хочу вас познакомить с развивающими настольными играми, которые помогут вашему чаду автоматизировать поставленные звуки в речи, а также развить память и воображение ребенка.

ИГРА «Ёжик»

Игровое поле заламинировано или помещено в файл, на поле изобразите большого ежа без иголок. После произношения слога, слова ребенок подрисовывает ёжику иголочки.

шапка, рубашка, мишка, ромашка, ландыш, малыш, крошка, бабушка и другие.

Примеры слов для дифференциации звуков С :

Диференциация звука [Т], [Т’]

ИГРА «Шарики»

«Большой – маленький». Образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом.

У Маши было день рождение и ей подарили много шариков. Но играя с ними, девочка оборвала все ниточки у шаров. Ей очень грустно, так как шарики улетают. Давай «привяжем» ниточки к шарикам. Чтобы ниточки на шариках держались крепко, нужно четко и правильно произнести слова со звуком Т. Далее вы говорите слова, ребенок повторяет и дорисовывает ниточки шарикам. При артикуляции звуков [Т], [Т’] на игровом поле нарисуйте шарики синего и зеленого цвета. При произнесении слова со звуком [Т], ребенок дорисовывает ниточку синему шарику (синий цвет символизирует твердость согласного звука, а при произнесении слова со звуком [Т’] – зеленому шарику (зеленый цвет символизирует мягкость согласного звука).

Примеры слов для автоматизации звука [Т], [Т’]:

кот-котенок, утка-утенок, птица-птенчик, кит-китенок.

ИГРА»Жук»Автоматизация звука –Ж-

Игровое поле заламинировано или помещено в файл. На поле изобразите большого жука с красными крылышками.

Во время произношения слов на отрабатываемый звук ребенок рисует черным фломастером кружочки на крылышках жука, «украшая» их. В конце игры спросите у ребенка, что за жук у вас получился (божья коровка).

Такие занимательные настольные игры, несомненно, понравятся вашим детям, тем более их можно запросто сделать своими руками.

ИГРА «Кенгуренок».

Для этой игры вам понадобится маленькая фигурка кенгуру с кенгуренком (можно найти в киндер-сюрпризах). В правом нижнем углу игрового поля изобразите пальму, к ней в виде линий и кружков проложен путь из верхнего угла. На каждом кружочке фигурка кенгуренка останавливается, и ребенок проговаривает нужное слово.

Чтобы заинтересовать ребенка поиграть с вами, расскажите ему историю, о том, что кенгуренок потерял маму и он сможет её найти, если пройдет этот путь. На каждой остановке нужно вспомнить и произнести слово со звуком Р и Рь. Если малыш затрудняется вспомнить слова на данные звуки, помогите ему, а он пусть повторит за вами. Начать игру можно со слов: «Мама Ру, мама Ру, все равно тебя найду!» (кидаем кубик, сколько выпало, столько ходов нужно сделать фишкой, произнося звук, слог или слово с заданным звуком). По окончанию игры появляется фигурка мамы Ру.

Читайте также:  Микроскоп радиолюбителя своими руками

Автоматизация звуков с помощью игровых приемов. Консультация для родителей Проводя обыкновенные традиционные занятия с детьми, я заметила, что очень трудно бывает удержать внимание, пробудить.

Автоматизация звуков с помощью рифмовок Детей с речевыми нарушениями становится всё больше. И в зависимости от характера речевого нарушения детям требуется разная продолжительность.

Автоматизация звуков у детей с ОНР с помощью мнемокарт Очень эффективным приемом заучивания стихотворений является использование мнемокарт. Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков,.

Мастер-класс для педагогов «Использование игровых приёмов в логопедической работе» Мастер-класс для педагогического коллектива на тему «Использование игровых приёмов в логопедической работе с дошкольниками» Разработала.

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Мастер-класс для родителей «Гуаши, акварели и рук творенье» с использованием интерактивных и игровых технологий Знакомство родителей с авторской программой «Использование расколеровки в составлении художественных композиций детьми дошкольного возраста».

Мастер-класс по изготовлению настольных игр Все мы сталкиваемся с недолговечностью картона. Предлагаю Вашему вниманию мою идею создания ПРОЧНЫХ настольных игр. Вам понадобятся: 1.

Реферат. Использование игровых приёмов в подготовке руки к письму Наверное, каждому воспитателю, работающему в нашем учреждении, приходилось много раз задумываться над следующим: «А что я могу сделать.

Рекомендации для родителей по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых приёмов Формирование элементарных математических представлений Осуществляется, прежде всего, на занятиях и закрепляется в разных видах детской.

Конспект занятия «Закрепление выученных звуков [а], [у], [м], [о], [х]. Автоматизация звуков [с], [ш]» Цель: Использование нетбука, опорных схем, моделей при составлении описательных рассказов о животных, развитие компонентов устной речи.

Источник

Дидактические пособия своими руками Копилка логопеда

Елена Зайцева
Дидактические пособия своими руками Копилка логопеда

Чтобы дети с удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли предложенные им задания, необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом. Вашему вниманию я предлагаю дидактические пособия для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий на автоматизацию разных звуков, формирование интонационной выразительности, развитие зрительно-моторных координаций и так далее. Данные пособия помогают разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.

«Волшебный куб»

-формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова.

-формирование лексико-грамматического строя речи.

-формирование связной речи.

-формирование познавательных процессов.

«Разноцветные ромашки»

Формирование фонетико-фонематических представлений;

слоговой структуры слова.

Формирование познавательных процессов.

«Веселые крышки»

-формирование навыков звукового анализа;

— формирование слоговой структуры слова;

-развитие мелкой моторики.

-закрепление знаний основных цветов

«Кто в домике живет?»

-упражнять в выделении заданного звука в слове;

-учить дифференцировать звуки;

-формировать умение делить слова на слоги;

-развивать логическое мышление, внимание;

-закреплять в речи обобщающие понятия;

-развивать мелкую моторику.

«Звуковички»

-Развитие фонематического слуха и восприятия;

-расширение знаний детей, понятия: гласные –согласные; твердые-мягкие.

Дидактическая игра «Собери бусы»

закреплять умение дифференцировать звуки [З]-[С] в словах;

развивать фонематический слух,

Это лишь малая часть тех игровых заданий, которые можно давать ребенку (детям, используя эти пособия. В зависимости от цели и задач, поставленных на занятии, можно менять и игровые задания. Дети с удовольствием занимаются с пособиями, они вызывают у них интерес, развивают любознательность, память, внимание, а главное — речь.

Дидактические игры и пособия для занятий своими руками Предлагаю Вашему вниманию подборку дидактических игр и пособий для занятий с детьми дошкольного возраста Эти игры были сделаны для итогового.

Дидактические пособия своими руками Дидактические пособия своими руками. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает.

Дидактические пособия своими руками для сенсорного развития детей Хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. В каждом возрасте перед сенсорным.

Развивающие пособия своими руками Добрый вечер коллеги! Представляю вашему вниманию две дидактические игры из бросового материала, которые не потребуют много материальных.

Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника. Мы хотим чтобы, наши дети росли здоровыми и счастливыми,.

Пособия для развития мелкой моторики детей своими руками Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию продолжение обзора игр, которые сделаны своими руками из подручных материалов для развития.

Пособия своими руками для развития мелкой моторики Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием.

Развивающие пособия своими руками для мелкой моторики Миронова Елена Николаевна Развивающие пособия своими руками для мелкой моторики. Когда разговор идет о «мелкой моторике», подразумевается.

Визитная карточка пособия «Дед и Баба». Куклы своими руками Разрешите представить вашему вниманию моих кукол Деда и Бабу. Недавно в нашем детском саду проходил конкурс «Кукла в народных костюмах».

Источник