Меню

Ламповый винил корректор на 6н23п с регулировкой схему

Простой винил-корректор для проигрывателя «Арктур-006-стерео» по схеме А. Бокарёва

Случайно в мои руки попал проигрыватель пластинок «Арктур-006-стерео». Поэтому появилась острая нужда в фонокорректоре. На просторах Интернета наткнулся на схему А. Бокарёва, по которой и решил сделать столь необходимый девайс.
Сзади у проигрывателя есть два выходных разъёма (СГ-5/DIN): один со встроенного фонокорректора (500мВ), второй в обход, для подключения к внешнему (5мВ). При использовании встроенного фонокорректора во второй выход устанавливается перемычка.

Характеристики встроенного корректора мне не понравились, а при включении выяснилось, что он неисправен — я услышал в динамиках только гул 50 Гц. Желания его восстанавливать не возникло, отключил плату встроенного корректора совсем.
Буду слушать свой вариант.

Содержание / Contents

↑ Схема винил-корректора

Важное примечание от автора схемы А. Бокарёва
В оригинале C5 = 4 µF и R6 = 2 кОм, постоянная Т4 = 8 миллисекунд, срез ниже 30 Герц. При указанных номиналах срез задран на уровне 100 Гц, басов нет.

Питание схемы выполнено по предельно простой схеме: двуполярный однополупериодный выпрямитель с параметрической стабилизацией на стабилитронах 2C175А, их по два последовательно на плечо ставим. Шикарные стабы, разброс мизерный, неполярные.

В выпрямителе работают диоды Шоттки 1N5819 или 1N5822, неважно. задача получить Вольт 25-27 на входе стабилизатора.

Сразу совет: первичку сетевого трансформатора обязательно шунтируйте ёмкостью 1 мкф 600в, иначе при выключении иногда возникают жуткие щелчки.

Печатная плата корректора изготовлена на основе чертежа М. Васильева. Я добавил отверстия для конденсаторов разных размеров и скорректировал ПП под свои детали.
Плату блока питания разрабатывал я сам.

Главной задачей для меня стало изготовление блока питания. Схеме необходимо двуполярное напряжение ±15 Вольт. В заначке нашёл только трансформатор с одной вторичкой на 15 Вольт в виде внешнего БП.

На моё удивление всё заработало с первого включения! Без «спецэффектов» и фона. Прослушивание музыки тоже порадовало: звук чистый, прозрачный и воздушный.

↑ Корпус

Боковины сделал из фанеры и покрыл их морилкой. Основание к боковинам прикрутил при помощи деревянного штапика.


↑ Выводы

Устройство до публикации статьи я отслушал ок. 2 месяцев, заметных недостатков я не выявил. Как уже писал выше: звук чистый, прозрачный и воздушный.
На мой вкус немного маловато низких частот. Но это из-за того, что я поставил конденсатор C5 на 1 мкФ вместо 2.2 мкФ. К сожалению, пока не нашёл хороших конденсаторов подходящей ёмкости.

↑ Файлы

Архив с печатными платами (номиналы деталей высвечиваются при наведении курсором).
▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Принципиальная схема и руководство пользователя на «Арктур-006-стерео»
▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌻 Халва для своих. Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress

Камрад, регистрируйся на Али по этой нашей ссылке. Ты получишь купон на первый заказ. Не тяни, время действия купона ограничено.

🌼 Полезные и проверенные железяки — можно брать.

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Источник

Аудио-форум Алекса

Клуб любителей винтажной аппаратуры и качественного звука.

Ламповый фонокорректор RCA на 6н23п c повторителем на ПТ

Ламповый фонокорректор RCA на 6н23п c повторителем на ПТ

Собрал за праздники вот такой девайс.

Схема повторяет классический RCA корректор сделанный в оригинале на 12AX7. На выходе добавлен повторитель на полевике для снижения выходного сопротивления корректора. Повторитель имеет уровень искажений порядка 0,002% и не должен существенно влиять на общие искажения.
В оригинале выходное сопротивление было около 100-200К, что, конечно, открывало широкий простор для отслушивания различных межблочных кабелей. 😀

Но меня такая перспектива не прельщала посему был поставлен повторитель.

Номиналы резисторов не оптимизированы пока. Моделирование на ближайших аналогах ламп показывает вполне нормальные характеристики.

АЧХ полученная в результате моделирования.

Странные цифры на шкале Y (усиление) из за того, что исходным считается напряжение подаваемое на обратную цепочку RIAA.
Т.е. показанная АЧХ это отклонение от идеальной RIAA. В среднем получается отклонение +-0,5дБ.

БП сделан на ТАН-28.
Высокое = 230 Вольт на нагрузке (электронный дроссель), накальное = 5.6В постоянка, питание повторителя +-15 В стабилизированные 7815/7915.

Из извратов:
были использованы слюдяные конденсаторые в качестве разделительных и в цепи RIAA.
Они весьма габаритные и для снижения фона корпус пришлось заземлить.

Монтаж простой на плате с вырезанными пятачками.
Схема заработала сразу.

Никаких особых мер по экранированию пока не предпринимал.

результаты измерений с 6н23п
усиление меньше чем у 6н2п на 10дб зато и искажения ниже.

пара оцифровок сделанных этим корректором с головой Ортофон вмс 20 мк2
и картой ему0404

#4 Непрочитанное сообщение Phlanger » 12 янв 2012 21:43

#6 Непрочитанное сообщение Phlanger » 13 янв 2012 06:44

6.3 со стандартного «лампового» силового трансформатора и раздербанить контуперную питалку и выдрать оттуда диодов Шоттки, то станет ровно сколько надо
там же и ёмкости 2200×10 Вольт
и резисторы на 0.5-1 Ома, если напряжения будет чуть больше, чем надо

killhumax
Спасибо, конечно, за мнение, но я весьма осторожно отношусь к мнению в чистом виде. Добавить бы немного аргументов и было бы более понятно.

Пытался глядеть обсуждение пентодных схем и к сожалению не увидел ни спектров ни цифр по искажениям. (если Вы знаете такие то буду признателен за ссылки на такие данные) То есть их (пентодов) полезность конечно оправдывается их бОльшим усилением, но в данной гибридной концепции это преимущество не является решающим.

Источник

Фонокорректор с непосредственной связью на лампах 6Н23П

Содержание / Contents

↑ Предыстория

В работе пригодился опыт, полученный при изготовлении моего первого фонокорректора Ламповый предусилитель RIAA-фонокорректор. Первый опыт. Тема та же — изготовление фонокорректора для себя любимого. Детище рождалось как-то трудно и очень долго, работа по изготовлению нового корректора сильно растянулась во времени, то вспыхивая, то затухая под тяжестью повседневных забот. Несколько раз я вообще прекращал им заниматься, задвигая в дальний угол на месяц, другой, третий и посвящая себя более важным и неотложным делам.

Наконец корректор был доделан и запущен в эксплуатацию.

Поводом для изготовления нового фонокорректора послужили поиски схемы китайского клона фонокорректора Marantz 7. В отличие от оригинала, все каскады клона, выполнены на лампе 12AX7.

RIAA-коррекция осуществляется частотно зависимой общей ООС. Где-то на форуме попадалось, что такие схемы дают «тухлый» звук. Не могу утверждать также категорично. Лично мне не понравилось следующее: странный мужской вокал, ударные неестественные, нет атаки, настоящего удара, ну и звук невыразительный, не забирает. Вроде играет, но как то без души.


Рис. 3. THD в процентах


Рис. 5. Зависимость THD от уровня сигнала


Рис. 6. Собственные шумы клона


Рис. 7. Шумы по октавам

↑ Схема фонокорректора от John Broskie

Схема показалась интересной, я загорелся и решил её повторить. Как говорится, охота пуще неволи. Смоделировал фонокорректор в электронном симуляторе с заменой лампы 6JD8 на 6Н23П, схема рабочая, параметры обещают быть хорошими. Написал письмо автору (John Broskie) для уточнения номиналов конденсаторов C1 и C2. Получил ответ с приложением изменённой схемы и номиналами конденсаторов для этой изменённой схемы с другой лампой в каскаде с катодной связью.
Введением конденсатора С1, автор предлагает снижать фон от пульсации анодного напряжения компенсационным методом.

Для данной схемы номиналы были подобраны в электронном симуляторе. Для лампы 6Н23П Ку= 34, С1 от 10,7 до 11,7 nF. Для лампы 6Н23П-ЕВ Ку=32,5, С1 от 11,6 до 12,6 nF, C2 = 1 uF.

Думаю, что такая реализация компенсации пульсаций анодного напряжения не очень правильная. Видно, что эффективность компенсации зависит от коэффициента усиления лампы (для лампы 6Н23П допускается разброс +/-9) и ёмкости C1. Необходим подбор номинала конденсатора, нет возможности подстройки в процессе эксплуатации при изменении параметров лампы (старение, замена). При использовании стабилизатора анодного питания этот конденсатор не нужен.
Диод между анодом первой и катодом второй лампы автор рекомендует устанавливать, если используется источник питания без задержки подачи анодного напряжения.

Читайте также:  Редуктор для регулировки давления воды бытовой

На этот раз я решил делать ПУ отдельными модулями и на печатных платах. Платы разводил в программе Eagle бесплатной версии Light, накладывающей ограничения на размеры плат и количество компонентов на плате.
Собрал макет одного канала и начал слушать.


Рис. 10. Фото модуля


Рис. 11. Анти-RIAA макета

Хочу обратить внимание на то, что аудиокарта M-Audio 2496 не умеет работать на низкоомную нагрузку, а входное сопротивление цепочки анти-RIAA на высокой частоте падает. Интегрированная аудиокарта умеет работать на сопротивление 32 Ома, но имеет параметры, недостаточные, для использования её в качестве измерительного инструмента.

Ниже приведены изображения АЧХ одного и того же модуля и цепочки анти-RIAA, тестируемого разными аудиокартами.

↑ Прослушивание

Восприятие звука моно сильно отличается от стерео, нужно привыкнуть. От схемы ожидал большего, думал, включу и вот она, нирвана. Но не случилось. Менял пластинки, менял фонокорректор, свой подключал в режиме моно, чтобы сравнивать звук. Первые впечатления противоречивые.
У новой схемы высокое разрешение, как сказал мой товарищ, «раскладывает инструменты по полочкам», но звук показался не «комфортным».

Оцифровал несколько треков, используя свой фонокорректор в моно режиме и макет новой схемы, записал дорожки на CD-диск и попросил двух своих товарищей-меломанов послушать и высказать своё мнение.
Треки на диске были расположены в произвольном порядке, прослушивающие не знали, через какой фонокорректор была произведена запись.

В результате слепого прослушивания первый слушатель не смог отдать предпочтение ни одному из аппаратов.
Второй разделил по жанрам, отдав предпочтение в рок-музыке первому (условно назовём старому) корректору, заметив при этом, что он «размывает» звук, а в классике и инструментальной музыке — второму (новому) фонокорректору.

Я, зная, где что играет, тоже не смог окончательно определиться, хотя второй фонокорректор был более «точен», но «жёсткий» и несколько «утомительный» звук не давал покоя.

Хочу заметить, что все мои доморощенные определения звучания, как то «точный», «размытый», «некомфортный», «жёсткий», «утомительный» и т. д., весьма условны и мало уловимы при прослушивании. Возможно, они являются последствием самовнушения и не заслуживают внимания серьёзного читателя.

↑ Новый фонкорректор

Тем не менее, начались поиски, раздумья, чтение материала и так далее. Поскольку в схеме были привлекательные моменты — непосредственная связь каскадов, отсутствие электролитических конденсаторов в катодной цепи, конденсаторы корректирующей цепочки находятся под поляризующим напряжением, доступные детали, я всё-таки решил найти приемлемое для себя решение.

Варианты моделировал в электронном симуляторе, очень хотелось сохранить непосредственную связь каскадов. В результате я остановился на такой схеме: первый каскад — бета-повторитель на p-n-p транзисторе со светодиодным смещением, второй каскад с катодной связью остался без изменения.

↑ Выбор лампы

В своей статье «Усилители RIAA — коррекции на вакуумных триодах для „скоростных“ (электродинамических) звукоснимателей» Е. Бабиченко и И. Гапонов не рекомендуют применять лампу 6Н23П в фонокорректорах. «…Отвратительно хрустит двухкаскадник на 6Н23П…» Видимо подразумевается использование этой лампы в резистивных каскадах с общим катодом.

Много отрицательных отзывов об использовании этой лампы можно найти в интернете.
Вообще отзывы о звучании 6Н23П весьма противоречивые.

«LIFE IN A VACUUM» Вестник Ассоциации Российских Аудиофилов.
«…6922/6Н23П-ЕВ является, пожалуй, самой „дискутируемой“ лампой среди сигнальных. Стоит кому-либо обхаять её, как тут же в защиту выступит другой. В Glass Audio появились две крупных статьи с мнениями о пригодности работы 6922 в звуковых цепях — „Suitability of the 6DJ8 for Audio“; GA 1995/3, R. Modjesky и „Is the 6DJ8 suitable for audio?“ D. Danner. GA 2/93.

Если читателям будет интересна эта техническо-музыкальная полемика, мы переведём и опубликуем. Ниже помещены данные, полученные Риком Берглундом (Rickard Berglund — Sweden), опубликованные в GА 1995/6. Значения искажений приведены для выходного напряжения 1 V (RMS).… Данные были получены на нескольких схемах, для „честности“ результатов, включая обычную схему усиления (с общим катодом) с шунтированным катодным резистором и без, мю — повторитель (с генератором тока в аноде), SRPP с шунтом катодного резистора и без, катодный повторитель и инвертор с разделенной нагрузкой…»

Из приведённых Риком Берглундом данных видно, что лампа 6922 производства Sovtek имеет больший коэффициент усиления и меньшие искажения относительно более именитых аналогов. Не могу сказать, является ли лампа 6Н23П-ЕВ полным аналогом лампы 6922 Sovtek.

Я решил использовать то, что было в наличии. В первом каскаде можно было попробовать 6Н24П, которая отличается цоколёвкой, доступна и просят за неё в несколько раз меньше, но плату я развёл всё-таки под лампу 6Н23П. Пусть будет возможность при случае испытать лампы разных производителей (6922, 6DJ8, ECC88, E88CC и т. д.) без переделки платы.

В закромах оказалось 23 лампы 6Н23П и 6 ламп 6Н23П-ЕВ, новых и б/у. Проведён предварительный отбор ламп на идентичность половинок, по шумам и соответствию паспортным характеристикам, отобраны кандидаты в проект.

В дополнение хочется процитировать Е. Карпова: «Высокая линейность каскада с источником тока и улучшение спектра выходного сигнала существенно расширяет круг ламп, пригодных для применения в высококачественных усилителях низкой частоты. Такие традиционно ругаемые лампы, как 6Н2П, 6Н3П, 6Н23П показывают отличные результаты по линейности и качеству звука».

Резистор R11 составлен из двух двухватных резисторов на 10 kOm +/- 10%. Более перспективно выглядит пара резисторов 9,1 и 12 kOm. Резисторы размещены над платой на стойках из-за приличного тепловыделения.
После подъёма резисторов над уровнем платы, температура на конденсаторе C5 снизилась до 52, а на С6 до 49 градусов. Температура на конденсаторе C 10 не превышает 50 градусов, не смотря на близкое расположение лампы. Температура на конденсаторе C1 — 32, на C2 — 35, на C4 — 35 и на C8 — 30 градусов.
Есть смысл заменить двухватные резисторы (R11, R12, R13, R14) на трёхватные, для снижения тепловыделения. Температура на трёхватных резисторах в рабочем режиме не превышает 60 градусов, а на двухватных достигает 90 — 95 градусов. Температура на баллонах ламп около 78 градусов, все измерения проводились на открытой конструкции. В закрытом корпусе температура будет естественно выше.

↑ Выбор транзистора

400, резистор 100 Om в цепи эмиттера даёт выходное сопротивление

40 kOm. Катодный повторитель умножает это сопротивление на его β, например 20. В результате получаем Rн

8 MOm (автор „немного“ ошибся, 40 000×20 = 800 000 kOm), что даже лучше, чем можно достичь в обычном β-повторителе. β-повторитель легко может обеспечить эквивалентное выходное сопротивление Rн>50Ra, даже с низким β верхней лампы…»

Режим работы транзистора П416Б:
R5 = 75 Om, R6 = 18 kOm, Uce

Параметры модуля и звук достойные, транзистор использовать можно. Есть один минус, это большой разброс параметров транзисторов. Нужна близкая по параметрам пара с максимальным коэффициентом усиления, возможно, для отбора понадобится несколько десятков транзисторов. Из имевшихся в наличии 16 штук П416Б, один был с β=195, ближайшие с β=150 и 145, остальные имели β от 88 до 115. Измерения проводил с транзисторами, имевшими β=195 и β=150.


Рис. 20. THD с транзистором П416Б с β=195 в процентах

Читайте также:  Клапан регулировки производительности тнвд siemens


Рис. 21. THD с транзистором П416Б с β=195 в зависимости от частоты сигнала


Рис. 22. THD с транзистором П416Б с β=195 в зависимости от уровня сигнала


Рис. 23. Собственные шумы модуля с транзистором П416Б с β=195


Рис. 24. THD с транзистором П416Б с β=150 в процентах


Рис. 25. THD с транзистором П416Б с β=150 в зависимости от уровня сигнала


Рис. 26. Собственные шумы модуля с транзистором П416Б с β=150

Режим работы транзистора STS1980:
R5 = 75 Om, R6 = 9,1 kOm, Uce

Из четырёх штук, два транзистора оказались с β=225. Параметры каскада практически не отличаются от каскада с германиевым транзистором П416Б с β=195.
При измерении использовался один и тот же модуль и блок питания, заменялся только транзисторный источник тока. Значения многократных измерений получились очень близкими, и по искажениям, и по шумам. Понятно, что при измерениях был определённый разброс параметров, приведены средние показатели.

Далее мной были сделаны записи нескольких треков с использованием разных транзисторов в источнике тока и записан аудио-CD с парами одинаковых дорожек. При прослушивании я не услышал каких либо различий, всё играло ровно, естественно и приятно. Большой плюс, это наличие пары транзисторов с близкими параметрами и высокой β. В общем, остановился на STS1980.


Рис. 28. THD с транзистором STS1980 в процентах


Рис. 29. THD с транзистором STS1980 в зависимости от частоты сигнала


Рис. 30. THD с транзистором STS1980 в зависимости от уровня сигнала


Рис. 31. Собственные шумы модуля с транзистором STS1980

↑ Организация смещения первого каскада

0,03%), остальные гармоники теряются в шумах.

На собранном устройстве с выходным трансформаторным каскадом проведены повторные измерения THD и замерены уровни шумов.
При проведении измерений THD фонокорректора с автоматическим и светодиодным смещением параметры очень близки (один и тот же канал с заменой R3 и C2 на светодиод).


Рис. 33. Автоматическое смещение


Рис. 34. Тот же модуль, смещение светодиодом

Есть разница в уровне собственных шумов и наводок при использовании разных типов смещения в первом каскаде данного фонокорректора. При измерении параметров с разным типом смещения получилось, что при светодиодном смещении уровень шумов на 3 дБ ниже и имеет несколько другой спектр. Думаю, что это зависит от разной чувствительности светодиода и резистора к электромагнитным наводкам от трансформатора.

При смещении светодиодом шумы каскада имеют наибольшую амплитуду в диапазоне от 20 до 40 Герц, затем начинают плавно спадать. С реальным усилителем и колонками (на максимальной громкости) это похоже на равномерный дующий звук, мягкий и не раздражающий.

При автоматическом смещении в спектре шумов преобладает частота 50 Герц и её гармоники, 100, 150, 200 Герц и т. д. Характер шумов и наводок при автоматическом смещении воспринимается как более громкий и неприятный.


Рис. 35. Левый канал с автоматическим смещением, правый канал со светодиодным смещением


Рис. 36. Оба канала со светодиодным смещением

Это не критично, так как на полной громкости никто слушать не будет. С другой стороны, подбор ламп в первый каскад при автоматическом смещении будет менее проблематичным. Если разместить фонокорректор и блок питания в разных корпусах и разнести их на какое-то расстояние, то использование автоматического смещения выглядит более предпочтительным.

При прослушивании музыкального материала различия на уровне «сложилось впечатление» и «показалось». Думаю, что при слепом прослушивании отличить будет крайне сложно или просто невозможно.

В результате плата модуля разведена под автоматическое смещение, но в окончательном варианте я использовал смещение светодиодом, установленным в посадочное место электролитического конденсатора C2.
Макет я продолжал слушать некоторое время, меняя музыкальный материал и убеждаясь (убеждая себя?), что это окончательный вариант.

Если чувствительность входа вашего УНЧ до 500 mV, то дополнительный каскад может и не понадобиться, нужно будет только пересмотреть номинал выходного разделительного конденсатора С11. В моём случае ёмкость 0,47 uF рассчитана на входное сопротивление третьего каскада в 166 kOm.

Параметры модуля: коэффициент усиления на частоте 1 kHz

68 (зависит от коэффициента усиления использованных ламп, в моём случае разброс был от 60 до 68). При входном сигнале 2,5 mV, на выходе будет

170 mV. THD 0,012%, шум невзвешенный 72 dB, измеренный вот в таких «полевых» условиях.

Упрощается силовой трансформатор, не нужно второго высоковольтного стабилизатора анодного питания.
Но номинальная чувствительность моего УНЧ — 1 V и 170 mV на входе это маловато, нужно делать третий каскад. Ничего лучше, чем трансформаторный каскад с коэффициентом усиления 3, я не придумал. Запас по усилению — это хорошо, потому, что когда у меня появилась МС-головка с высоким выходом 1.6 mV, я смог слушать музыку почти ничего не меняя.

↑ Выходные трансформаторы

«Рубин 106» 1964 года выпуска отработал все мыслимые и немыслимые сроки и стал донором двух трансформаторов, ТВЗ и ТВК на одинаковом железе Ш16×32.

В результате у выходной ступени получились следующие параметры:


Рис. 40. THD выходного каскада


Рис. 41. АЧХ выходного каскада


Рис. 42. Собственные шумы выходного каскада


Рис. 43. Внешний вид модуля выходного каскада


Рис. 44. Измерения параметров выходного каскада

↑ Блок питания

Для анодного питания фонокорректора использован трансформатор со средней точкой на вторичной обмотке, что позволяет получить два напряжения — 175V и 350 V.

В качестве стабилизаторов напряжения использован стабилизатор, описанный в статье Е. Карпова «Высоковольтный стабилизатор с малым уровнем пульсаций».


Рис. 46. Схема стабилизатора 150V


Рис. 47. Схема стабилизатора 300V


Рис. 48. Внешний вид модуля стабилизатора 150V

В теме Простой высоковольтный стабилизатор автор приводит ссылку на электронную модель этого стабилизатора для симулятора MicroCap. В статье «Высоковольтный стабилизатор с малым уровнем пульсаций» даны рекомендации по изменениям номиналов схемы для требуемого выходного напряжения.
Накальный стабилизатор выполнен по схеме автора US5MSQ.

В моём случае напряжение трансформатора 2×8 V. Использован стабилитрон 5v1, переменный резистор на 100 kOm позволяет изменять выходное напряжение в пределах нескольких десятых вольта, диапазон регулировки зависит от входного напряжения.

Если будет использован транзистор, отличный от IRF510, то может потребоваться изменение номинала резистора R2 или использование стабилитрона на другое напряжение. Источник питания накала ламп не имеет гальванической связи с общей землёй.


Рис. 49. Схема стабилизатора накала


Рис. 50. Внешний вид модуля стабилизатора накала

Сглаживание пульсаций тока накала оказалось не достаточным для данной схемы. Чтобы не переделывать трансформатор и стабилизатор накала, применена простейшая компенсационная схема борьбы с фоном. На выходе стабилизатора создана искусственная средняя точка с помощью двух резисторов по 30 Om. Эта средняя точка соединена с общей землёй плёночным конденсатором на 2×2,2 uF.

↑ Задержка подачи напряжения накала и анодного напряжения


Рис. 51. Таймер задержки в штатном виде


Рис. 52. Модификация под мои нужды

Да простит меня автор, но я внёс некоторые изменения. Изменил питание модуля на 12 V, поскольку у меня реле не на 27, а на 12 V. Для этого я удалил один электролитический конденсатор, на его место установил трёхвыводной стабилизатор. Ёмкость второго конденсатора увеличил и положил его набок, подальше от радиатора стабилизатора. Плёночные конденсаторы на 330 и 100 nF распаяны на ножках стабилизатора с обратной стороны платы.

Также я отказался от двух размыкающих реле и запитал блок задержки от накальных обмоток, а не от отдельного трансформатора. Защитные резисторы параллельно конденсаторам фильтра питания я ставлю всегда. Отключать их на время работы аппарата и снижать напряжение на обмотках реле после их срабатывания я не стал.

Читайте также:  Tl494cn регулировка выходного напряжения

После сборки всех блоков в корпус, выяснилось, что для снижения наводок нужно переделывать плату с реле и мощными резисторами и изменить место расположения платы накального стабилизатора.

Наблюдать изменение шумов и наводок на схему оказалось удобным в программе Realtime Analyzer. Можно оперативно перемещать модули, изменять расположение трансформатора, наблюдая при этом за изменениями показаний собственных шумов устройства. В результате, реле коммутации анодных цепей с резисторами пришлось вынести на отдельной плате к фильтру питания, реле плавной подачи накала с резисторами, реле блокировки модуля задержки, резисторы средней точки накала и неполярный конденсатор оставлены на плате, установленной над блоком задержки. Блок задержки поменялся местами с накальным стабилизатором. Сетевой провод помещён в дополнительный экран.

↑ Корпус корректора



Вентиляционные отверстия предусмотрены только в верхней крышке. Все платы, трансформаторы и конденсаторы будут крепиться к дну, плюс вентиляционные отверстия пришлось немного посверлить. А потом, при перекомпоновке, ещё немного посверлить.


Платы фонокорректора и блок питания размещены в одном корпусе. Входы плат соединены с входными разъёмами экранированными проводами, слаботочная земля соединяется с общей землёй у сетки первой лампы, входные и выходные разъёмы изолированы от корпуса. Для демпфирования плат фонокорректора я использовал резиновые амортизаторы от старых CD-ROM-ов, остальные платы размещены на обычных стойках. Рядом с платами фонокорректора расположен выходной каскад с двумя трансформаторами. Блок питания отделён стальным экраном. Далее идут стабилизаторы анодного питания, блок задержки и стабилизатор накала.

Над блоком задержки подачи анодного напряжения и накала вторым этажом, размещены реле и мощные резисторы. Диодный мост анодного питания смонтирован под кожухом трансформатора. Конденсаторы фильтра питания смонтированы радом со стабилизаторами. В обоих случаях использован C-R-C фильтр.

Общая земля — это минусы первых конденсаторов (47 uF), соединённые облуженной проволокой 1,5 мм, сюда приходят все земляные провода устройства. Трансформатор тороидальный, крепится к корпусу через виброизолирующую прокладку из резины, закрыт кожухом из стали, в верхней стенке и в стенке кожуха, обращённой к лицевой панели, сделаны вентиляционные отверстия.

↑ Параметры моего фонокорректора в сборе

При одинаковом коэффициенте усиления каналов (разница 2%) шумы у левого канала на 2 дБ выше, чем у правого. Приведённые ниже параметры по уровню шумов соответствуют левому каналу.

Коэффициент усиления (1kHz) 210
Входное сопротивление 47 kΩ
Коэффициент нелинейных искажений (1kHz, Uout=0.75V) 0.04%
Невзвешенный уровень шума — 63 dB
Взвешенный по типу С — 66 dB
Взвешенный по типу A — 78 dB
Выходное сопротивление — 560Ω
Отклонение характеристики от стандартной RIAA (20Hz — 20 kHz) — 0.5 dB
Потребляемая мощность — 70 W
Время подготовки к работе 38,5 сек
Размер 230 x 390 x 90 мм
Вес 6,9 кг


Рис. 53. THD фонокорректора


Рис. 54. Анти-RIAA фонокорректора


Рис. 55. Собственные шумы фонокорректора


Рис. 56. Собственные шумы фонокорректора по октавам


Рис. 57. Собственные шумы фонокорректора (взвешенные по типу С)


Рис. 58. Собственные шумы фонокорректора (взвешенные по типу А)

↑ Итоги

Звук нового фонокорректора меня полностью устраивает. Нет, неправильно выразился. Та музыка, которую я слышу с помощью нового фонокорректора, меня полностью устраивает. Если позволяет время, то могу слушать часами, получая при этом большое удовольствие.
Думаю, что третьей статьи про фонокорректор долго не будет.

Из недостатков нового фонокорректора могу отметить высокую прожорливость и вследствие этого приличное тепловыделение, наличие выходного трансформаторного каскада, что несколько усложняет и утяжеляет конструкцию и необходимость подбора ламп в первый каскад.

Спасибо за внимание и терпение!

Дальше будут только ссылки на аудиофайлы и проекты отдельных модулей фонокорректора для программы EAGLE CAD, в том числе и проект платы фонокорректора John Broskie TubeCad Journal. Если будут желающие повторить какой то отдельный модуль или даже весь проект, они смогут использовать имеющиеся у них детали, а не искать то, что было у меня. При необходимости можно изменить расположение деталей или размеры платы для оптимальной разводки и т. д.
Всем приятного творчества!

↑ Литература и упомянутые источники

1. «Tube Phono Preamps Several topologies & tricks Part 1 of 2» www.tubecad.com Copyright © 2001 GlassWare
2. В. Б. Григоров «Снижение уровня шумов в усилителях низкой частоты.» Массовая радиобиблиотека 1956 г. 3. Е. Бабиченко, И. Гапонов. «Усилители RIAA – коррекции на вакуумных триодах для „скоростных“ (электродинамических) звукоснимателей».
4. Е. Карпов «СПЕКТРЫ — II».
5. Лекция No 13. Источники тока на биполярных и полевых МОП-транзисторах. Стабилизаторы.
6. М. Джонс «Ламповые усилители» ДМК Москва 2007 г. 7. Е. Карпов «Высоковольтный стабилизатор с малым уровнем пульсаций».

↑ Оцифрованные моим корректором треки для прослушивания

Аудиофайлы не подвергались обработке, проведена только конвертация в mp3-файлы. Пластинки 70-ых годов, шипение и потрескивание имеют место быть, будьте снисходительны к качеству фонограммы.

Долго думал, что предложить послушать? В результате остановился на песне группы The Rolling Stones «Paint It Black». В первом случае исполняют авторы, во втором — Лондонский симфонический оркестр.

↑ Проекты модулей для EAGLE CAD

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

↑ После написанного

P.P. S. Человеком движет любопытство, а рассуждения о разнице в звучании (преимуществах перед 6Н23П и 6Н23П-ЕВ) ламп 6DJ8, 6922, ECC88, E88CC и т. д. различных производителей только подогревают его, это самое любопытство. Поскольку денег на новые 6DJ8 я ещё не заработал, прикупил себе на японском Yahoo пару б/у ламп 6DJ8 от Matsushita.

Продавец сообщал, что лампы проверены на исправность. Учитывая, что продаётся пара — были робкие надежды, что лампы будут с близкими параметрами. Получил, установил в фонокорректор и начал слушать. Лампы укладываются в паспортные характеристики, при Ua = 100 V, Ug = — 1,95 V, Ia = 10 mA у первой и 12 mA у второй. Но с повышенными собственными шумами, видимо хорошо поработали и в связи с этим вышли на пенсию. У меня есть несколько похожих б/у ламп 6Н23П, с очень близкими половинками, тоже шумят.

При установке первой лампой собственные шумы в левом канале повысились на 10 дБ, а усиление снизилось на 3 дБ. Учитывая это обстоятельство, другие измерения я не проводил.

Одна из ламп с очень близкими половинками, у второй разброс побольше, в первый каскад моего изделия не очень годится. Стал слушать музыку, «закрыв глаза» на шумок. Слушал, честно слушал. Может быть, у меня с ушами что-то не так или система не должного уровня разрешения? Но «сложилось впечатление» (показалось), что на звучание большее влияние оказывают режимы работы лампы, организация смещения и схемотехника первого каскада, чем фирма-производитель самой лампы.

Б/у лампы — неправильное решение, можно использовать на первом этапе, для проверки работоспособности проекта. В дальнейшем лучше купить новые лампы и отобрать из них подходящие.
Вернул 6Н23П-ЕВ назад. Решил отложить эксперимент до того момента, когда деньги просто некуда будет девать, а пока буду просто слушать музыку.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌻 Халва для своих. Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress

Камрад, регистрируйся на Али по этой нашей ссылке. Ты получишь купон на первый заказ. Не тяни, время действия купона ограничено.

🌼 Полезные и проверенные железяки — можно брать.

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Источник