Меню

Ксв больше 3 при настройке антенны

Volkswagen Passat «Чёрная Касатка» › Бортжурнал › Настраиваем КСВ антенны.

В прошлый раз мы установили саму стационарную автомобильную радиостанцию к себе в авто (www.drive2.ru/cars/volksw…rnal/4035225266124030077/), выполнили грамотное подключение питания, проводку кабеля к антенне и установили фильтр (www.drive2.ru/cars/volksw…rnal/4053239664633465892/).
Теперь мы будем настраивать саму антенну – настраивать её коэффициент стоячей волны (КСВ). Без этой процедуры вся наша связка рация-антенна может работать не то что плохо, а может не работать даже вообще…
Для выполнения этой настройки необходим один специальный прибор КСВ-метр. Он стоит порядка 1000р. и различается по частотным диапазонам, естественно для рации 27мгц нужен прибор, способный работать с такой частотой (как правило они от 0.5 до 150мгц могут работать, такой лучше всего и взять). Также почти все они могут ещё и показывать реальную выходную мощность рации, как правило на практике «реальные» Ватты отличаются от тех что указал производитель…
КСВ метр подключается в разрыв между рацией и антенной:

Выставляем на нём стрелочку на «0», включаем его и нажимаем кнопку передачи на рации или тангенте. Стрелка сразу прыгнет и покажет реальный КСВ. Когда подключили КСВ-метр к моей рации, то было что-то около 3.5.
Чем ниже КСВ, тем лучше. Идеальное значение это 1.1, 1.2, ну на худой конец 1.3. Всё что выше – будет страдать ваша передача. Значит надо искать причину либо в антенне, либо в проводе, либо в рации, а может всё вместе.
Регулировка антенны сводится к ослаблению винтиков на её основании и опускании или поднятии штыря внутрь катушки или наоборот из неё соответственно. Некоторые антенны регулируются «откусыванием» лишней длинны самого штыря.
Настройка производится на определенную сетку. Как правило это сетка «С». То есть если вы работаете с 15 и с 19 каналами, то настройку лучше всего производить на середине – в момент настройки рация должна работать в 17 канале.
После настройки чудо-приборчик показал КСВ моей рации что-то около 1,3. Плохо конечно, но это лучше чем было, а особенно если учесть что провод от рации до антенны я удлинил, да её и антенна магнитная – стоит на крышке багажника, а не как положено на крыше, то результат вполне приличный.
Что ещё удивительно, так это то что при настройке КСВ антенны на рации ALAN 42, произвели замеры на этой же самой антенне, но уже с другой моей рацией Megajet и показания КСВ не изменились! Опять же не смотря на удлинённый кабель, которого раньше небыло… чудеса прямо.
Собственно теперь штырь в креплении антенны у меня находится в самом высоком – крайнем положении. Конец штыря прямо зажат можно сказать нижним болтиком. Тоесть у меня КСВ улучшался при выдвижении штыря вверх. Выше – уже опасно – может вырвать потоком ветра.
И помните, что после настройки перемещение магнитного основания даже на небольшое расстояние может сбить КСВ, поэтому выбирайте место заранее и точно зная что антенна будет «прилеплена» именно там.
И ещё – для тех, кто покупает антенну: если штырь отдельно от катушки и продавец говорит что она настроена, не верьте ему. Они должны настраивать именно вашу антенну с вашей рацией и на вашем автомобиле при покупке. Если они этого не сделали, а у вас нет прибора, значит вы купили просто полтора метра проволоки и магнит. Ставьте условием покупки обязательную настройку КСВ. Не настроенная антенна может даже вывести радиостанцию из строя при передаче, в лучшем случае вы будете терять выходную мощность при передаче.
Если штырь уже в катушке, то скорее всего антенна уже настроена на сетку “C”.

Огромное спасибо MWebber за настройку моих антенн и ознакомлением с процессом настройки!

Источник

Настройка КСВ автомобильной антенны

После установки, антенну необходимо настроить по минимальному значения КСВ в середине участка рабочих частот или если предполагается работать только на одной частоте, по минимальному значению КСВ на этой частоте.

Настройка антенны возможна двумя способами:

2. Изменением длины согласующей катушки.

Чтобы понять как пользоваться каждым конкретным прибором, необходимо изучить его инструкцию, но как правило это делается так. Прибор включить между антенной и станцией, как показано ниже на рисунке.

Незабывайте что пpибоp должен допускать работу при вашей выходной мощности.

То есть если прибор рассчитан на максимальную мощность 10Вт, то и на вход ему надо подать максимум 10Вт, а если подать 100Вт, то результат будет вполне очевиден в виде дыма и не очень приятного запаха.

Сразу уточним, что манипуляции с прибором во время замера КСВ зависят от конкретной модели КСВ-метра. Например, в модели VEGA SX-20 достаточно просто подключить КСВ-метр к антенне и радиостанции и снять показания нажав на передачу, а в модели Vega SX-600 выделен отдельно режим калибровки прибора и режим замера КСВ (SWR). Тут важно помнить, что калибровка прибора осуществляется каждый раз, когда мы меняем параметры антенны. А затем уже снимается КСВ.

Итак, переключатель ставим в положение FWD (замер падающей волны). Устанавливаем стрелку-указатель на конец шкалы. Таким образом происходит калибровка показаний прибора. Важный момент в том что калибровать прибор нужно каждый раз при изменении параметров антенны и рабочей частоты. Далее, переключив прибор при отключенной передаче в положение REF (замер отраженной волны), включить передачу и считать значение КСВ по шкале прибора.

Пример настройки антенны на среднюю частоту сетки ( 27,205 МГц) изменением длины штыря. Сначала нужно измерить значение КСВ на 1 канале сетки С. Затем на последнем (40) канале сетки С. Если значение КСВ больше 3 в обоих случаях это говорит что либо антенна установлена неправильна, либо не рассчитана на такую мощность или имеет дефекты.

Встаем на 20 канал сетки С, измеряем КСВ и запоминаем его значение. Откручиваем винты, фиксирующие штырь, двигаем его на 7-10 мм в нужную сторону, затягиваем винты, проверяем КСВ снова. Если штырь вставлен до предела, а КСВ все еще высокий, то придется укорачивать штырь физически. Если штырь выдвинут максимально, то придется увеличивать длину согласующей катушки. Устанавливаем штырь по середине крепления. Откусываем 5-7 мм, измеряем КСВ, снова откусываем. При этом следим чтобы значение КСВ уменьшалось. Как только оно достигнет минимума и начнет увеличиваться тогда регулируем длину штыря только изменением положения в антенне. Так мы найдем минимальный КСВ.

Антенну надо настраивать только по месту ее установки. Если мы перенесем антенну на другое место, ее снова необходимо будет настраивать.

Вот и все, по ниже приведенным данным вы сможете определить что с вашей антенной и был ли толк в настройке КСВ.

Источник

Просто о сложном (настройка антенн)

Просто о сложном в настройке антенн

Взято с разных интернет ресурсов. с миру по нитке. Авторство многочисленное

Основные положения при настройке антенны Антенну нужно настраивать по месту, где она будет установлена. Следует иметь ввиду, что расположенные рядом токопроводящие предметы будут влиять на настройку и эксплуатацию антенны. Для автомобильной антенны такими предметами могут быть элементы кузова или багажника. На стационарную антенну могут оказывать влияние электрические провода, растяжки и металлическая крыша.
Базовая (стационарная) антенна потребует мачту, которая позволит снимать и устанавливать, поднимать и опускать её. Это необходимо для настройки и технического обслуживания антенны.
Если это автомобильная антенна, то автомобиль следует запарковать так, что бы рядом была именно та обстановка, которая будет при езде. В момент измерений при настройке у автомобиля должны быть закрыты двери, багажник. Не стоит самому стоять рядом с машиной, тело человека поглощает радиоволны и тем самым вносит потери, влияет на работу антенны.
На расстоянии 2-3 длины волны от антенны не должно быть движущихся токопроводящих объектов.
Все соединения приборов должны быть надёжными.
Не стоит держать всё «на весу», руками прижимая к контактам кое-как зачищенные куски кабеля, которые вот-вот выпадут из разъёмов.
Надёжные соединения нужны, что бы показания прибора не изменялись как им вздумается, не «плавали».

КСВ везде большой, прибор «шкалит».
Или вы не так пользуетесь КСВ метром или у вас обрыв в кабеле или антенне.

КСВ плавно, по мере уменьшения частоты падает, но до минимума мы не дошли.
Ваша антенна слишком длинная. Надо укорачивать. В укорочении стоит помнить золотое правило: «семь раз отмерь, один раз отрежь». Укороченное прилепить назад в больинстве случаев невозможно, так что укорачиваем по чуть-чуть, для антенн Си-Би диапазона 27МГц чуть-чуть это примерно 1 сантиметр, для LPD или PMR антенн диапазона 433-446МГц чуть-чуть это 2 миллиметра.

КСВ по мере уменьшения частоты падал, на некоторой частоте он стал минимален, а потом, по мере дальнейшего уменьшения частоты снова стал возрастать.
Это наиболее частый случай.
Означает такое поведение, что всё нормально, антенна работает в нужном диапазоне, осталось только подстроить её на нужную частоту (канал).
Если у вас этот случай, то желательно найти точно на каком канале минимум КСВ.
Если частота на которой был минимум КСВ ниже чем нужная вам, то антенну надо чуть-чуть укоротить, буквально по 5 миллиметров, если речь идёт о диапазоне 27МГц, после каждого укорачивания смотреть где сейчас минимум КСВ, и укорачивать так до тех пор, пока минимум КСВ не окажется на нужной вам частоте.
Если частота на которой был минимум КСВ выше нужной вам, то антенну нужно удлинить.

При настройке антенны важно запастись терпением. Не отчаивайтесь, если что-то не получается и показания КСВ сильно отличаются от необходимого значения. Если коэффициент стоячей волны вашей антенны не более 1,5-считайте, что вы справились с настройкой.

1. КСВ хотя бы в одной из сеток опустился ниже «2». Это значит, что антенна, скорее всего, цела и установлена правильно.

2. КСВ во всех сетках от «5» и выше. Поздравляем – Ваша антенна не работает. То есть, совсем. Это может быть из-за короткого замыкания или обрыва кабеля, оторванного или замкнутого разъема со стороны станции или антенны, обрыва удлиняющей катушки и проч. Выяснить, что именно произошло, можно с помощью обычного тестера. Во всех антеннах СВ диапазона средний контакт разъема должен «на ноль» звониться со штырем, а корпус разъема – с кузовом. Также, средний контакт и корпус разъема могут звониться между собой. Это происходит из-за того, что практически все более-менее серьезные антенны согласованы по автотрансформаторной схеме. В этом случае целостность кабеля с разъемом можно проверить, лишь отсоединив кабель от антенны. Кроме того, КСВ больше «5» может быть из-за попадания соленой воды в разъем антенны (для антенн типа Sirio 4000 и им подобных с разъемом UHF, то есть таким же, как на самой радиостанции). Был случай, когда за 10 секунд удалось снизить КСВ с «8» до «1,2» на Sirio HI-Power 4000, путем выдува воды из разъема, закрепленного на водостоке.

Если Вы купили новый прибор- желательно его проверить.
Проверка антенны:
Подключить разъём «TRX» КСВ- метра к антенному разъёму радиостанции кабелем минимальной длины.
Подключить разъём «ANT» КСВ- метра к антенне.
Установить на радиостанции 20-й канал той сетки, где будет работать антенна.
Если у радиостанции есть режим пониженной мощности- включите его, это обеспечит более точные измерения.
Если применяется усилитель мощности-нельзя включать КСВ- метр ни до него (будет погрешность из-за излучения усилителем гармоник), ни после него (из-за большой выходной мощности выйдет из стоя измерительная схема). Поэтому, если Вы используете усилитель- отключите его от радиостанции и антенны, а вместо него подсоедините КСВ- метр как написано выше.
Включить переключатель рода работ на КСВ- метре в положение «FWD» (измерение прямого сигнала). Нажать на кнопку «передача» радиостанции, затем ручкой калибровки расположенной на передней панели КСВ- метра установить стрелку на крайнее правое положение шкалы. Отпустить кнопку «передача».
Переключить переключатель рода работ КСВ- метра в положение «REF» (режим измерения отражённого сигнала), нажать на кнопку «передача» радиостанции и смотреть куда укажет стрелка КСВ- метра. Чем меньше показания прибора, тем лучше настроена антенна (на резонансе антенны всегда будет минимальный КСВ, т.е. равный 1).
Настройка антенны:
Случается так (в большинстве случаев), что установленная антенна находится не в резонансе (КСВ больше 1.5 и более.). Антенна будет считаться настроенной тогда, когда КСВ на нужной частоте будет составлять 1 (идеально настроенная антенна) или 1,2. Значение равное1,5 говорит о том, что антенну нужно настраивать. Значение КСВ =2 считается крайне допустимым (по крайней мере выходной каскад радиостанции не выйдет из строя), хотя лучше такого не допускать.
Для этого делаем контрольный замер КСВ. Если КСВ отличается от значения 1.2- переходим к настройке антенны:
Итак, для начала определим на какой частоте находится резонанс антенны- по минимальному значению КСВ. Для этого сначала устанавливаем штырь антенны в среднее положение в верхней втулке катушки. Далее устанавливаем на радиостанции первый канал сетки, где будет работать антенна. Согласно методике указанной выше (только вместо 20-го канала устанавливаем 1-й) делаем замер КСВ- полученный результат записываем. Устанавливаем радиостанцию на 20-й канал этой-же сетки и делаем замер КСВ-результат так-же записываем. Потом записываем результат полученный в 40- м канале. Теперь смотрим полученные результаты. Например в 1 канале КСВ получился 2, в 20-м канале результат 2.5 а в 40-м получилось 3- значит резонанс антенны находится ниже по частоте отличной от требуемой.
Далее переключаем радиостанцию на сетку ниже и делаем замер сначала в 40-м канале, затем в 20-м, затем в 1-м, результаты так- же записываются. Например получилось следующее: в 40-м канале КСВ составил 2, в 20-м 1.2, а в 1-м снова 2- это означает, что резонанс антенны находится в 20-м канале ниже сеткой (от требуемой).
После проведённых измерений приступаем к настройке антенны.
Так как резонанс находится ниже по частоте нам необходимо задвинуть штырь в верхнюю втулку. Задвигаем штырь понемногу и делаем повторные замеры. Постепенно задвигая штырь в верхнюю втулку и делая замеры КСВ выводим резонанс антенны в нужную сетку.
При настройке антенны пользуемся таким принципом: Если резонанс находится ниже по частоте- задвигаем штырь в верхнюю втулку катушки. Если резонанс антенны находится выше по частоте- штырь выдвигаем.
Случается так, что резонанс антенны находится на сетку ниже и штырь уже упёрся до конца в верхнюю втулку катушки. В этом случае можно отрезать от кончика штыря 3 см. Отрезать можно только при условии, что на резонансе КСВ составляет 1, 1.2- 1.5. Если на частоте резонанса КСВ составляет более 1.5- значит антенна установлена не верно, либо катушка внутри сырая. Отрезается по 1 см. в несколько приёмов, после каждого отреза штыря необходимо производить замеры.
-Если КСВ находится на две сетки ниже- резать штырь бесполезно. В таком случае нужно разобрав катушку удалить полвитка от «горячего» конца (тот который идёт к верхней втулке катушки). Разбирать катушку следует очень осторожно. Для этого нужно выкрутить упоры- фиксаторы штыря, вытащить сам штырь. Вместо фиксаторов- упоров вкручиваем болт с резьбой соответствующего диаметра. Далее аккуратно греем верхнюю втулку катушки (термофеном, газовой горелкой…)- при этом не допуская перегрева, иначе от перегрева может «поплыть» пластмассовый корпус катушки. Берём за болт вкрученный вместо упора- фиксатора штыря плоскогубцами, а нижний конец катушки придерживаем руками, далее аккуратно за болт плоскогубцами начинаем откручивать верхнюю втулку катушки. Если втулка «не идёт» продолжаем нагрев. Нагрев нужен для того, чтобы фиксатор резьбы размягчился и «отпустил». После того, как открутили верхнюю втулку, подождав, пока всё остынет вытаскиваем катушку из корпуса.
-Если резонанс антенны находится на две сетки выше- нужно разобрать катушку способом указанным выше и добавить полвитка к «горячему» концу катушки.
После добавления (или отмотки) катушку нужно собрать и проверить настройку антенны. Затем снова разобрать катушку и промазать витки катушки консистентной смазкой «Литол-24» (для защиты витков катушки от влаги), а затем снова проверить настройку антенны.

Методика калибровки КСВ- метра:
Для проведения калибровки КСВ- метра нужно заранее заготовить резисторы типа МЛТ-2, они годятся потому, что они, выпускаемые на низкое сопротивление в основном плёночного типа. Резисторы имеющие резистивный слой в виде напыления «змейкой» не годятся, т.к. они имеют индуктивность.
Резисторы нужны следующих номиналов: 50 ом, 100 ом, 150 ом, 250 ом. Их можно набрать из нескольких параллельно или последовательно включенных- лишь бы общее сопротивление набранных резисторов соответствовало требуемым номиналам.
Для калибровки прибора необходимо снять крышку корпуса прибора для доступа к элементам измерительной схемы.

1.Если не хватает диапазона по шкале «FWD» (измерение прямого сигнала) и подключенным на выходе эквивалентом нагрузки равным 50 Ом- нужно подобрать резистор R2 по схеме(цепь измерения прямого сигнала). При подборе резистора измерение нужно проводить несколько раз (для точности).
2. Если показания прибора при подключенном к разъёму «ANT» КСВ- метра резисторе сопротивлением 250 ом отличаются от значения равному 5 – нужно откалибровать прибор по каналу измерения отражённого сигнала. Для этого нужно подобрать резистор R1 по схеме. Сначала калибруем «диапазон» шкалы (условно равный значению 5). Для этого подключаем к разъёму «ANT» КСВ- метра резистор сопротивлением 250 ом и проверяем значение отражённого сигнала равное 5 ( процедура описана в разделе «проверка общей работоспособности»), подбираем резистор R2 (как правило значение сопротивления оказывается немного ниже указанного на схеме)- после замены резистора не забываем сначала выставлять прибор по прямому сигналу (положение переключателя- «FWD» и стрелка устанавливается в конец шкалы в этом режиме), затем проверяем значение отражённого сигнала (положение «REF») которое должно быть равным 5. Если значение 5 выставлено верно проверяем начало шкалы- подключаем к разъёму «ANT» резистор сопротивлением 50 Ом и проверяем начало шкалы- стрелка не должна отклоняться от начального деления шкалы (КСВ=1).

Как настроить антенну, что потребуется для настройки антенны

Что нужно для настройки антенны

КСВ-метр
Прибор, который показывает соотношение прямой (поступающей от радиостанции в антенну) и обратной (отражающейся от антенны) волны в кабеле.
Косвенно этот прибор показывает, что выходное волновое сопротивление радиостанции равно сопротивлению кабеля, а оно равно сопротивлению антенны.

Радиостанция
КСВ-метр не работает без радиостанции.
Чем больше «сеток» есть в радиостанции, чем по более широкому диапазону частот может перестраиваться радиостанция, тем легче будет настроить антенну на нужную частоту (канал).
Имея радиостанцию с 40 каналами на 27 МГц настроить антенну можно, но очень сложно, с радиостанцией, которая имеет 400 или 600 каналов, это сделать намного проще.

Рулетка или линейка
Потребуется для измерения полотна антенны и определения на сколько сантиметров укорачивать или удлинять.
В принципе можно обойтись и без рулетки или линейки и выполнит настройку просто пошагово, по чуть-чуть укорачивая или удлиняя полотно антенны.

Основные положения при настройке антенны

Антенну нужно настраивать по месту, где она будет потом стоять.
То есть антенну нужно настраивать в тех условиях в которых она далее будет эксплуатироваться, особенно если на расстоянии ближе чем 2-3 длины волны (длина волны = 300/частота в МГц (для 27МГц длина волны примерно 11 метров)) к ней находятся какие то токопроводящие предметы параллельные полотну антенны.
Если это базовая антенна, то для неё уже надо подготовить мачту, которая позволяет снимать и устанавливать антенну, поднимать и опускать всё это для настройки и технического обслуживания.
Если это автомобильная антенна, то автомобиль следует запарковать так, что бы рядом была именно та обстановка, которая будет при езде на нём в момент работы радиостанции, то есть на расстоянии порядка метров 5-10 стояли другие машины, но с другой стороны рядом не должно быть стен железобетонных домов, гаражей, нельзя стоять внутри железного гаража или ангара. В момент измерений при настройке у автомобиля должны быть закрыты двери, багажник. Не стоит самому стоять рядом с машиной, тело человека поглощает радиоволны и тем самым вносит потери, влияет на работу антенны.
На расстоянии 2-3 длины волны от антенны не должно быть движущихся токопроводящих объектов.
Все соединения приборов должны быть надёжными.
Не стоит держать всё «на весу», руками прижимая к контактам кое-как зачищенные куски кабеля, которые вот-вот выпадут из разъёмов или замкнут.
Надёжные соединения нужны, что бы показания прибора не изменялись как им вздумается, не плавали и были повторяемы. Если показания не повторяемы, то это уже не показания приборов, а погода на Марсе в момент поедания сникерса и ориентироваться на такие показания невозможно.

Как пользоваться КСВ-метром

Подключаем кабель к антенне, другой конец кабеля к КСВ-метру, к разъёму «ANT», разъём КСВ-метра «TRANS» подключаем к антенному разъёму радиостанции.
Включаем радиостанцию и устанавливаем частоту, на которой будем производить измерение КСВ.
Если есть переключатель SWR/PWR переводим в положение SWR.
Переключатель на КСВ-метре «FWD/REF» в положение FWD.
Нажимаем на передачу на радиостанции и устанавливаем регулятором торчащим из КСВ метра стрелку на конец шкалы. Отпускаем передачу.
Устанавливаем переключатель «FWD/REF» в положение REF.
Нажимаем на передачу и отсчитываем на индикаторе показание КСВ. На большинстве КСВ метров чем меньше отклониться стрелка тем меньше КСВ, если не отклоняется вообще, то КСВ = 1 или прибор дохлый. Если на всех частотах, в положении REF стрелка не отклоняется, то либо у вас вместо антенны подключен хороший эквивалент нагрузки, либо прибор умер, но не будем о грустном.

Соединяем всё для измерения КСВ, как было сказано выше, антенну в рабочее положение.
— Устанавливаем на радиостанции самую высокую частоту, которую способна выдавать радиостанция, например сетка G канал 40 (точнее смотрите в инструкции к радиостанции).
— Измеряем КСВ, двигаясь вниз по частотам примерно через 20 каналов (200 кГц), запоминаем, на какой частоте (канале, сетке) был минимум КСВ и какой КСВ был в минимуме.

Теперь есть несколько вариантов:
КСВ везде большой, прибор «шкалит».
Или вы не так пользуетесь КСВ метром или у вас обрыв в кабеле или антенне.

КСВ плавно, по мере уменьшения частоты падает, но до минимума мы не дошли.
Ваша антенна слишком длинная. Надо укорачивать. В укорочении стоит помнить золотое правило: «семь раз отмерь, один раз отрежь». Укороченное прилепить назад в больинстве случаев невозможно, так что укорачиваем по чуть-чуть, для антенн Си-Би диапазона 27МГц чуть-чуть это примерно 1 сантиметр, для LPD или PMR антенн диапазона 433-446МГц чуть-чуть это 2 миллиметра.

КСВ по мере уменьшения частоты падал, на некоторой частоте он стал минимален, а потом, по мере дальнейшего уменьшения частоты снова стал возрастать.
Это наиболее частый случай.
Означает такое поведение, что всё нормально, антенна работает в нужном диапазоне, осталось только подстроить её на нужную частоту (канал).
Если у вас этот случай, то желательно найти точно на каком канале минимум КСВ.

Если частота на которой был минимум КСВ ниже чем нужная вам, то антенну надо чуть-чуть укоротить, буквально по 5 миллиметров, если речь идёт о диапазоне 27МГц, после каждого укорачивания смотреть где сейчас минимум КСВ, и укорачивать так до тех пор, пока минимум КСВ не окажется на нужной вам частоте.

Если частота на которой был минимум КСВ выше нужной вам, то антенну нужно удлинить.

Что делать, если минимальный КСВ на нужной частоте, но это минимальное значение всё ещё большое

Если антенна на магнитном основании, попробуйте поискать другое место, куда её «пришлёпнуть», попробуйте с угла крыши, по центру крыши, с другого угла.
Токи радиочастот текут не совсем так как постоянный ток, там где тестер покажет отличный контакт, для радиочастоты это может оказаться «узким местом».

Настройка антенны антенным анализатором

На последок, хотя наверно это нужно было написать первым:
Основные правила установки антенн
Антенну нужно ставить не ближе одной длины волны к другим токопроводящим предметам, особенно тем, которые будут параллельно антенне.
Чем выше установлена антенна, тем лучше.
Понятное дело, что для автомобильных антенн на 27МГц эти правила просто невозможно соблюсти, по этому автомобильные антенны компромиссные, по этому не требуйте от них чудес.

Настройка КСВ с помощью SWR-meter.

Если антенна установлена правильно, если кабель подключён правильно, если все соединения правильны, если антенна соответствует типу установки, если. в общем если всё у Вас правильно, то минимальные значения КСВ скорее всего скажут о правильной настройке антенны.

Если же Вы используете непонятные конструкторы из врезной антенны и прикручиваете её на магнитное основание или наоборот, а то и вообще пытаетесь пристроить автоантенну на балконе, то все эти показания КСВ-метра даже равные 1 никак не скажут работает Ваша антенна или нет.

Так же не пугайтесь такого длинного описания процесса, на самом деле это очень просто, главное понять что и зачем делается. Сначала будет дано теоретическое описание которым вроде как надо пользоваться, а потом практическое, то есть то которым реально пользуются и процесс настройки по нему занимает не более 10 минут. Учтите, воспользоваться вторым способом Вы сможете сначала прочитав как делают измерения правильным способом. Это даст возможность понять процесс.

При всех манипуляциях со штырём не забывайте каждый раз откручивая крепление, прикручивать его обратно!

Для настройки антенны можно воспользоваться недорогим прибором, а именно КСВ-метром. Как же пользоваться этой недорогой и маленькой коробочкой называемой КСВ-метр или по английски SWR-meter, например SWR-430.

Для начала надо поставить прибор в разрыв антенного кабеля, точнее соединить коротеньким кабелем, например 60 сантиметров, разъём рации с разъёмом RTX прибора, а антенну подключить к разъёму ANT на приборе. Обратите внимание, эти надписи обычно располагаются спереди прибора, а не на задней стенке рядом с разъёмами!

Далее включаем рацию и выбираем на ней канал, на котором будем чаще всего работать на передачу. Для кого-то это будет канал 15 сетки С(канал дальнобойщиков) для кого-то канал 19 сетки C (канал Московской Службы Спасения) для кого-то это будет свой канал для общения.

Выбрав канал можно приступать к настройке. Если Ваша рация допускает переключение в режим пониженной мощности, то можно переключить её в этот режим.

Сам замер производится в два приёма:

1. Переключаем на приборе переключатели в положения один в FWD второй в SWR. Включаем на рации передачу(нажимаем на тангенту) смотрим на шкалу прибора и ручкой регулировки ставим стрелку на последнюю максимальную отметку, а именно в конец шкалы. Не за шкалу, а именно на эту отметку, отпускаем тангенту.

2. Переводим один переключатель из положения FWD в положение REF. Снова включаем рацию на передачу и считываем показания со шкалы.

Способ правильный, как оно должно бы происходить.

На листе бумаги записываем показания, при этом и номер канала и сетку и значение. Переключаем рацию на 10 каналов вверх и повторяем замер по той же технологии. То есть выполнив операции п.п.1. и п.п.2. считываем показания и снова записываем канал, сетку, значение КСВ. Переключаем ещё на 10 каналов вверх и повторяем замеры и записываем. Желательно провести 5-6 таких замеров от нужного канала вверх. После этого повторяем замеры от нужного нам канала вниз, точно так же 5-6 замеров. Если результат замера более 5 в любой из моментов измерения то замеры дальше не производя. Ну например провели Вы замер в нужном канале, переключились на 10 вверх и там считали показание например 4, а переключившись ещё на 10 каналов вверх показания будут 5 или более, то пишите 5 и более замеров в ту сторону проводить не надо, это бессмысленно.

Задача настройки заключается в приведении минимума значения КСВ на интересующий Вас канал.

1. Если минимум КСВ находится ниже по частоте.

Минимум в меньшем чем надо канале или вообще в сетке ниже требуемой, например в сетке A или B. В таком случае штырь надо укоротить. Обычно для этого антенна имеет возможность задвинуть штырь в основание (посмотрите в инструкции к антенне как это делается, ну или посмотрите на антенну всё будет понятно и так). Укоротив штырь на пару сантиметров, проведите замеры ещё раз и постройте новый график. Теперь минимум КСВ должен сдвинуться вверх по частоте(вправо по графику). В случае если до этого Вы не видели левого плеча графика полностью, оно появится.

2. Если минимум КСВ находится выше по частоте.

Пример 1. Вам надо настроить антенну на канал 20 сетки C, а минимум КСВ оказался в 10 канале сетки B, в этом случае штырь надо задвигать в основание антенны.

Пример 2. Вам надо настроить антенну на канал 1 сетки D, а минимум КСВ оказался в 35 канале сетки F, в этом случае штырь надо выдвигать из основания антенны.

При всех манипуляциях со штырём не забывайте каждый раз откручивая крепление, прикручивать его обратно!

Теперь рассмотрим случаи посложней, когда Вы можете видеть только одно плечо, а минимум явно дальше. Если есть возможность и рация позволяет, то можно сделать несколько промеров в недостающую часть графика. То есть проведите не 5-6 замеров через 10 каналов в недостающую сторону, а больше. Если такой возможности нет или делать это желания нет, то можно ориентироваться по имеющимся измерениям.

Способ второй или как это делают на самом деле.

В случае когда штырь полностью задвинут и уровень минимума находится в каналах ниже чем необходимо, то тогда откусывают верхнюю часть штыря, но не более чем на 1 сантиметр каждый раз и не более 5-6 сантиметров вообще, если надо резать больше это говорит о том что где-то что-то не так. Резать штырь надо только убедившись, что график КСВ действительно правильный. Обязательно сделайте несколько замеров вниз и убедитесь что пройдя минимум КСВ начинает увеличиваться. Если не уверены или сомневаетесь, сделайте более внимательные замеры через каждые 5 каналов или менее. Так же убедитесь что КСВ менее 2-х, а лучше 1,5 в том минимуме, иначе Вы рискуете отрезать штырь и потом ломать голову как сделать его длинней.

Ну вот так вот это и настраивается быстро и практически не ломая голову.

Вы думаете это всё? Нет не всё.

Теперь очень желательно сделать таки промеры с записью результатов. Их надо записать, а потом некоторые запомнить! Замеры помогут Вам определить КСВ до 2-х и до 3-х. Запомните каналы и вверх и вниз с каких моментов значение КСВ будет выше 2-х и выше 3-х. Вот эти четыре значения Вам надо помнить всегда!

Знать это нужно для того чтобы не выходить за пределы этих каналов. Почему 2 и почему 3. Всё просто, если потом Вы поставите усилитель то он может выйти из строя при значении КСВ более 2-х, а если Вы не используете усилитель, то радиостанция терпит чуть больше, для неё критично значение более 3-х. Но вообше желательно не работать на каналах где КСВ более 2-х. То есть помнить придётся всего два значения за пределы которых при передаче выходить нельзя.

ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ.

В случае если увидеть нормальные значения КСВ не получается, то Вы не сможете определить что делать с антенной. Обычно это говорит о неправильной установке антенны.

Попробуйте отрезать кабель длиной 3,62 метра или кратно этому значению и посмотрите КСВ. В случае если после данной операции у Вас всё нормально значения КСВ опустились в какой-то сетке в приемлемые значения, то это однозначно говорит о неверной установке антенны. Кабель обычно применяется RG-58 его волновое сопротивление 50 Ом. Длина кабеля для врезных антенн может быть любая и не должна влиять на работу антенны. В таком случае проверяйте что и где неправильно сделано. Так же не рекомендуется сворачивать кабель колечками, лучше его проложить нормально исключив образование колец из кабеля.

Для антенн на магнитном основании длину кабеля менять нельзя!

Источник

Читайте также:  Настройка разделов жесткого диска windows 10

Регулировка и настройка © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
КСВ 1 1,3 1,5 1,7 2 3 4 10
% потерь 2 3 6 11 25 38