Меню

Костюм чукчи своими руками фото

Бусинка

У нас вы можете создать бесплатное портфолио своих бисерных работ, научиться делать украшение с нуля, или задать вопрос об интересующей технике/материале

Главное, чтобы костюмчик сидел. Камчатка.

Коренными малочисленными народами Камчатки считаются: Ительмены, Коряки, Чукчи, Алеуты, Курильцы, иначе их еще называют айнами и Эвены.

Сегодня принято выделять 4 группы коренных народностей Камчатки.

Ительмены, камчадалы
Место проживания — Камчатская и Магаданская области, Корякский и Чукотский автономные округа.
Древнейшее население Камчатки. С конца XVII века известны как камчадалы.

Самоназвание итэнмэн — «тот, кто существует» — зафиксировано в конце XIX века только у северо-западных ительменов.

Одежда: Зимней одеждой, как мужской, так и женской, были глухие шубы с капюшоном — кухлянки (ниже колен) икамлеи (до пят), которые шили из оленьего меха двойными — мехом внутрь и наружу. Зимой мужчины и женщины носили штаны мехом внутрь, летом — замшевые. Летней одеждой часто служила выношенная зимняя, которую на промыслах дополняли плащами и обувью из выделанных рыбьих кож. Женской домашней одеждой был комбинезон, мужской — набедренная кожаная повязка. Зимнюю обувь шили из оленьих камусов, дополняя меховыми чулками, летнюю — из шкур ластоногих. Зимние меховые шапки имели вид капора, а летние, похожие на алеутские, делали из бересты или перьев и палочек. Белье, украшения, летнюю одежду заимствовали у русских.

Эвены
Место проживания — Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Магаданская и Камчатская области.
Самоназвание — эвены, в этнографической литературе известны как ламуты (от эвенк. ламу — «море»). Распространены региональные самоназвания — орочиел, илкан и др. Коряки называли их кояямко, кояямкын — «оленеводческое стойбище».
Одежда: Основным элементом мужской и женской одежды одинакового кроя был распашной кафтан (таты) из пыжика или из ровдуги с несходящимися полами. Борта и подол обшивали меховой полосой, а швы покрывали полоской, орнаментированной бисером (у женщин — бело-голубым на светлом фоне).
Поскольку борта кафтана не сходились на груди, обязательным дополнением к нему служил нагрудник (нэл, нэлэкэн) длиной до колен, иногда сшитый из двух кусков — собственно нагрудника и передника. К мужским нагрудникам на уровне пояса пришивали ровдужную бахрому, нижнюю часть женского нагрудника украшали орнаментом, вышитым бисером и подшейным волосом оленя. К подолу пришивали ровдужную бахрому с металлическими подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами, серебряными монетами.
Под кафтан надевали натазники (хэрки).
Зимой носили меховые парки с разрезом спереди, но со сходящимися полами.
Обувь шили в зависимости от времени года из ровдуги или меха, женскую украшали бисерным орнаментом (ниса), носили с ноговицами.
Головным убором мужчин и женщин был плотно облегающий голову капор (авун), расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку, женщины иногда надевали платок.
Женские перчатки (хаир) украшали бисерным кружочком в виде солнца.
Праздничная одежда являлась одновременно и погребальной.


Чукчи
Место проживания — Республика Саха (Якутия), Чукотский и Корякский автономные округа.
Самоназвание: Название народа, принятое в административных документах XIX–XX веков, происходит от самоназвания тундровых чукчей чаучу, чавчавыт — «богатый оленями». Береговые чукчи называли себя анк’альыт— «морской народ» или рам’аглыт — «прибрежные жители». Выделяя себя из числа других племен, употребляют самоназвание лыо’равэтлян — «настоящие люди». (В конце 1920-х годов название «луораветланы» бытовало в качестве официального.)
Одежда: Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не имели существенных различий и были почти идентичны эскимосским.
Зимнюю одежду шили из двух слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу. Береговые также использовали прочную, эластичную, практически непромокаемую кожу тюленей для пошива штанов и весенне-летней обуви; из кишок моржа делали плащи и камлейки. Из старых продымленных покрытий яранги, не деформирующихся под воздействием влаги, оленные шили штаны и обувь.
Постоянный взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, сделанные из шкур морских млекопитающих, а береговым — оленьи шкуры для зимней одежды. Летом носили выношенную зимнюю одежду.
Чукотская глухая одежда подразделяется на повседневно бытовую и празднично-обрядовую: детскую, молодежную, мужскую, женскую, стариковскую, ритуально-похоронную.
Традиционный комплект чукотского мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и кисетом, камлейки из ситца, надеваемой поверх кухлянки, дождевика из моржовых кишок, штанов и различных головных уборов: обычной чукотской зимней шапки, малахая, капюшона, легкой летней шапки.
Основа женского костюма — меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами.
Типичная обувь — короткие, до колен, торбаса нескольких видов, сшитые из шкур нерпы шерстью наружу с поршневой подошвой из кожи лахтака, из камуса с меховыми чулками и травяными стельками (зимние торбаса); из нерпичьей шкуры или из старых, продымленных покрытий яранги (летние торбаса).

Коряки
Место проживания — Корякский автономный округ, Камчатская область.
Самоназвание: К началу контакта с русскими в XVIII веке коряки делились на кочевых (самоназвание чав’чу — «оленевод») и оседлых (нымылъо — «жители», «поселяне»), в свою очередь подразделявшихся на несколько обособленных групп: карагинцы (каран’ынылъо), паренцы (пойтылъо), каменцы (вайкынэлъо) и т. д.
Одежда: У всех групп одежда коряков была глухого покроя. Чавчувены шили ее обычно из оленьих шкур, приморские использовали, наряду с оленьими, шкуры морских животных. Украшением служил мех собак и пушных зверей. Зимой носили двойную (мехом внутрь и наружу), летом — одинарную одежду. «Всепогодный» мужской комплект состоял из меховой рубахи-кухлянки с капюшоном и нагрудником, меховых штанов, головного убора и обуви. Верхние штаны шили из тонкой оленьей шкуры или камусов оленей, нижние и летние — из ровдуги или кожи, вырезанной из старой покрышки яранги. До конца XIX века береговые коряки-охотники во время промыслового сезона ходили в штанах из тюленьих шкур.
Защищая кухлянку от снега, надевали широкую рубаху — камлейку — с капюшоном из ровдуги или ткани, которую носили также и летом в сухую погоду. Для дождливой погоды служила камлейка из ровдуги, обработанной мочой и прокопченной дымом.
Зимняя и летняя мужская обувь — башмаковидного кроя с длинным (до колен) или коротким (до щиколоток) голенищем. Зимнюю шили из оленьих камусов мехом наружу, летнюю — из тонких оленьих, собачьих, тюленьих или нерпичьих шкур, ровдуги или непромокаемой продымленной шкуры оленя с подстриженным ворсом. Подошву делали из шкуры лахтака, кожи моржа, оленьих щеток (часть шкуры с длинной шерстью с ноги оленя над копытом).
Меховой мужской головной убор — малахай капорообразного кроя с наушниками — носили зимой и летом. В комплект зимней мужской одежды входили двойные или одинарные рукавицы (лилит) из оленьего камуса.
Женщины шили для себя меховой двойной комбинезон до колен. Для нижнего комбинезона чавчувенки подбирали однотонные тонкие шкуры молодых оленей, для верхнего предпочитали пестрые. У приморских корячек в одежде преобладают чередующиеся белые и темные полосы оленьего камуса и меховая мозаика. Летние комбинезоны изготавливали из продымленной шкуры оленя или ровдуги, украшали их полосками красной ткани, вставленными в швы. Поверх комбинезона женщины зимой носили двойную или одинарную кухлянку, сходную с мужской, а весной, летом и осенью — меховую рубаху гагаглю (кагав’лён) мехом внутрь, значительно длиннее мужской кухлянки. Перед и спинку гагагли украшали бахромой из тонких ремешков, подвесками из крашеного меха нерпы, а также бисером. Специальных головных женских уборов не было. Во время перекочевок женщины оленных коряков носили мужские малахаи. Женскую обувь украшали аппликацией из тонкой белой кожи с шеи собак, но по крою и материалам она была идентична мужской. Зимой женщины носили меховые двойные рукавицы.
До пяти-шестилетнего возраста ребенку шили комбинезон с капюшоном (калны’ыкэй, кэкэй): зимой — двойной, а летом — одинарный. Рукава и штанины комбинезона зашивали, а после того как ребенок начинал ходить, к штанинам пришивали меховую или ровдужную обувь. В одежде детей пяти-шестилетнего возраста уже четко прослеживалось предназначение ее по половому различию.

Читайте также:  Кукла тильда своими руками девочка

Текст взят отсюда
Фотки нарыты в интернете.

А это я (ну чем не корячка ).

Источник

Национальная традиционная одежда чукчей

Чукотская мужская зимняя одежда настолько практична, что она распространилась между всеми соседними племенами и купленные у чукчей меховые рубахи и балахоны вывозятся в Якутск и дальше. Вся она шьется из пыжика т. е. подросшего теленка, убитого осенью более или менее поздно.

Шкура взрослого оленя чукчами на одежду не употребляется, так как она тяжелее, грубее волосом и менее красива цветом, хотя якуты часто носят кафтаны и зимние рубахи из таких шкур. Ламуты также шьют из таких шкур верхние кафтаны, которые надевают поверх остального платья в самое холодное время года. Одежда взрослого чукчи состоит из двойной меховой рубахи, таких-же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и двойной шапки в виде женского капора. Вся внутренняя одежда надевается шерстью внутрь, а наружная шерстью наружу, так что обе одежды, сложенные мездрой, плотно прикасаются друг к другу и составляют непроницаемый щит против мороза. Благодаря мягкости оленьей шерсти чукотскую одежду можно без особенного неудобства носить без белья, чего нельзя сказать ни о ламутских, ни о якутских кафтанах.

Чукотская меховая рубаха (ирын, по русски кукашка) очень широка, с рукавами, просторными у плеча и съуживающимися к кисти. Благодаря такому покрою чукча имеет возможность, выдернув руки из рукавов и сложив их на груди, принимать в своей меховои рубахе наиболее удобное положение, и пастухи, спящие зимой у стада, совсем спрячутся с головой в кукашку, затыкая отверстие ворота шапкой, если впрочем они не опасаются за безопасность стада (напр. если караульщиков двое и они спят по очереди). Зато кукашка не длинна, обыкновенно короче колен и только старики носят ее длиннее.

Ворот кукашки вырезан довольно низко и обшит кожей, с пропущенным внутрь шнурком. По объяснению чукчей этот шнурок существует изстари для потребностей борьбы, а именно для того, чтобы непрочная шкура пыжика не рвалась при хватании за шиворот. Снизу кукашка опушена узкой опушкой аттыскан, обыкновенно из собачьего меха, но щеголи заменяют ее полосками меха выдры или россомахи. Одна из кукашек, по желанию нижняя или верхняя, шьется из более тонкого и легкого, снятого раньше пыжика, а другая из плотного осеннего. Что касается цвета пыжика, то для мужской одежды вообще чукчи оленные считают самым нарядным белый цвет, русские покупатели пыжиковых шкур — гладкий темно-коричневый, который называется черным, а приморские чукчи темно-коричневый с редкими белыми пятнами, так называемый пестрый.

В виде украшений к спине и рукавам кукашки пришивают так называемый пенакалгын, длинную кисть, сшитую из кусочков шкурки молодого тюленя и окрашенную в ярко-пунсовый цвет. Собственно говоря украшение это принадлежит женской одежде больше, чем мужской и тундрено-тунгузской более, чем чукотской, но любопытно отметить здесь, что тунгусы, не занимающиеся охотой на тюленя, покупают обрезки тюленьей шкуры у чукчанок, но зато тунгузские женщины продают чукчанкам готовые кисти, так как эти последние не умеют красить тюленью шкуру так ярко.

Штаны конегте шьются чаще всего из камусов, т. е. из крепких и гладких кусков шкуры, содранной с оленьих ног, а в самое холодное время из пушистого пыжик. Камусовые штаны подбираются так, чтобы направление прилегания шерсти было сверху вниз, так как при этом снег скатывается и человеку, целый день пробродившему по сугробам стоит только отряхнуться, чтобы его ноги были чисты. Чукотские штаны шьются без пояса и достигают только до средины живота, вокруг которого они плотно стягиваются шнурком; к ладыжке они узки и затягиваются поверх обуви, пропущенной внутрь, при помощи очень крепких и тугих шнурков. Это практичное расположение делает обувь совершенно непроницаемой для снега, чего вовсе нельзя сказать о ламутской или якутской обуви.

Читайте также:  Кухня своими руками деревенский стиль

Обувь чукотская состоит из очень коротких сапог, тоже сшитых из камуса и имеющих удобный полукруглый покрой, нисколько не стесняющий ноги, обутой в толстый чулок. Подошва сшивается из так называемых оленьих щеток — чечот, небольших кусочков очень жесткой шкуры, покрывающей подошву оленьей стопы между передними и задними копытами. Шерсть, покрывающая эту кожу, так жестка, что с трудом стирается даже при ходьбе. Русские называют обувь с такими подошвами щеткари (по чукотски чечо-плакыт). Осенью и весной щетки заменяются подошвой, вырезанной из моржовой, лахтачиной, реже коровьей шкуры (только на стойбищах, ближайших к русским). Вся эта одежда, прилаженная как следует, составляет одинаково надежную защиту от холода и снега и вместе с тем так легка, что пастух, одетый в нее, может без всякого труда целый день бегать за стадом. Вообще пыжиковая шкура так легка, что путешественник, надевающий поверх обыкновенной одежды еще очень длинный меховой балахон, не чувствует своих движений стесненными и может при желании пройти полверсты или версту пешком, что при продолжительных переездах во время сильных морозов очень важно для возобновления запаса теплоты. Поэтому предположение Миддендорфа, что хорошая баранья шуба, в конце концов, оказалась бы предпочтительнее оленьей шкуры, должно быть сочтено недоразумением.

Тем не менее, для быстрого бега на лыжах и для верховой езды на оленях одежда чукотского пастуха пригодна не вполне, именно вследствие своей плотности, которая стесняет гибкость движений тела. Поэтому ламутские охотники надевают чукотскую одежду только при езде на нарте зимой, а возвращаясь к своему седлу опять надевают свой кафтан и передник. Чукчи впрочем насмехаются над ламутским кафтаном и говорят, что он весь в щелях, распахнут настежь (аанкы варкын), так как действительно сквозь многочисленные спайки его легко проникает холод; но и ламутский костюм, также как и чукотский для своих целей очень практичен и представляет продукт долгого и детального приспособления. Поэтому, между прочим, мнение Серошевского, который называет тунгусский кафтан простейшим видом одежды, кажется мне неосновательным. На выкройки представленные им И доказывающие, что тунгусский кафтан явственно возник из простой шкуры, наброшенной на плечи, я могу представить рисунки других кафтанов, сшитых в талию с таким искусством, которое предполагает большой навык в кройке. Мало того я видел женские ламутские костюмы, которые были снабжены сзади чем-то вроде турнюра, из жесткой лахтачной кожи для того, чтобы складки пол выглядели пышнее.

Чукотская шапка сшита из телячьего или пыжикового меха, из собачьих лап, также из лап выдры или россомахи. Зимою, отправляясь в дорогу, чукча надевает поверх обыкновенной шапки огромный капюшон, большей частью из волчьего меха, причем кожа с волчьей головы вместе с оттопыренными ушами, которые украшены красными ленточками, приходится на темени напоминая головной убор древних германских воинов. Впрочем такие капюшоны (чум-кыркы-кале — опушенная шапка) носят по преимуществу пожилые люди и женщины, тогда как молодые пастухи у стада напротив считают излишней даже обыкновенную шапку и вместо неё надевают вечоwкун, прикрывающий только уши и лоб и всю средину темени оставляющий открытою.

После продолжительной беготни на морозе открытая часть головы покрывается густыми хлопьями инея и становится совершенно похожей на белый мех.

Женская чукотская одежда напротив отличается своей нерациональностью. Она представляет цельно сшитое платье (керкер по русски хоньбы), состоящее из широких штанов, соединенных с еще более широким низко вырезанным корсажем. И то и другое сшито из двойного пыжика, причем штаны так толсты и широки, что походка чукчанок приобретает совсем утиный, смешно переваливающийся вид. Корсаж вырезан двумя глубокими мысами на груди и на спине, и вырезы обшиты широкой полосой самого простого собачьего меха, большей частью составленной из двух вместе сшитых полосок разного цвета. К широким проймам плеч пришиты очень широкие и длинные рукава, похожие на рукава рясы и постоянно мешающие чукчанкам работать. Эта странная одежда имеет перехват в талии и поддерживается еще шнурками, стягивающими разрез на груди, но вся верхняя часть её сидит так свободно, что одного движения плеч достаточно, чтобы сбросить ее с одного плеча или совсем высвободить обе руки и всю верхнюю часть тела. Чукчанки, когда им нужно производить какую нибудь работу, особенно в согнутом положении, всегда начинают с того, что высвобождаются из корсажа и работают на морозе с голыми плечами или руками с такой непринужденностью, как будто они совсем неспособны чувствовать холод. Старухи вообще поднимают выше разрезы своего керкер и защищают шею шалью или просто полоской оленьей шкуры, но молодые пренебрегают этим и предоставляют ветру свободно продувать им шею и грудь.

Обувь чукчанок состоит из чулок, немного недостигающих колена, которые внизу сшиты из тонкого пыжика, но у икры состоит из толстой шкуры взрослого оленя, слегка остриженной, но все-таки придающей икрам несоответственную толщину. Меховые сапоги затягиваются у колен таким-же шнурком, как и у мужчин, но поверх штанов. Самым нарядным цветом для женской одежды считается темнокоричневый с пестриной у колен.

Женская шапка мало отличается от мужской. Точно также мужчины и женщины носят одинаковые рукавицы, сшитые из камусов, выкроенные рациональнее, чем русские или ламутские рукавицы, несмотря на внешнее тожество их формы.

У оленных чукчей в сущности нет особой летней одежды и они в течение летних месяцев носят ту-же меховую одежду, выбирая только самые потертые рубахи и штаны. Поэтому чукчи, зимою довольно нарядные, благодаря плотному и лоснящемуся меху своих кукашек, летом имеют очень поношенный вид. Зато обувь летняя отличается большим разнообразием. Она шьется большей частью из так называемой дымленины, т. е. оболочки наружного шатра рэттэм. Выбираются из неё, конечно, места наиболее плотные и бывшие долго вверху у дымового отверстия. Такие куски дымленины так прокопчены, что имеют почти черный цвет. Они почти совсем лишены шерсти и промокают сравнительно не так скоро, и кроме того имеют незаменимое свойство: высыхая после дождя не коробятся, между тем как мездра всякой другой шкуры, смоченная дождем, после высыхания сморщивается и твердеет как дерево.

Читайте также:  Модель паровоза своими руками чертежи

Из этой дымленины делают очень крепкие сапоги, которые надеваются прямо на босую ногу. Подошвы их, сшитые из лахтака, нарочно прокалываются шилом для того, чтобы вода, набираясь в эти сапоги, вытекала так-же быстро. После того, при переходе на сухую почву, такие сапоги высыхают чрезвычайно быстро, хотя впрочем владелец обращает на это мало внимания. В конце апреля и в начал е мая, когда снег еще не совсем сошел с почвы, вместо этих сапог употребляются другие, более теплые, обыкновенно с верхами из старых камусов и головками из тюленьей шкуры, сохранившей шерсть. При ходьбе, по мокрому снегу такая обувь скоро портится и требует частой починки. Приморские чукчи сбивают с тюленьей шкуры шерсть и выделывают кожу с ворванью, что придаёт ей почти полную непромокаемость, но оленным чукчам это искусство неизвестно и они только изредка могут покупать сапоги из такой кожи у приморских промышленников или у русских поречан.

Некоторые чукчи впрочем делают себе летнюю одежду из более толстой дымленины, в особенности штаны, когорые летом при ходьбе по болотам портятся и рвутся так-же скоро, как и обувь.

Зимняя верхняя одежда чукчей состоит из широких и длинных балахонов wyтычhын, снабженных большим капюшоном, который часто опушается волчьим мехом. В настоящее время чаще всего эти балахоны шьются из пестрых тканей русского и американского привоза, у богатых из красного сукна, из пестрых байковых одеял, из полос пестрых платков, из цветного ситца. Чукчи все ткани, покупаемые ими, употребляют именно на эти балахоны, так как они совершенно не носят рубах или какого-нибудь иного белья. Кроме тканей такие балахоны делаются также из мягко выделанной остриженной шкуры взрослого оленя или из замши, окрашенной в желтый цвет посредством охры чэрычэр. Нижнеколымские русские заимствовали от чукчей привычку носить такие же замшевые или матерчатые балахоны (камлейки), но любимый их цвет черный, и они употребляют черный ластик, люстрин или другую материю того же рода.

Чукчанки напротив не носят балахонов из материи и шьют свою верхнюю одежду из летней шкуры взрослого оленя, очень тонкошерстной, мягко выделаной и окрашенной в красивый красный цвет при помощи настоя ольхи. Женская камлейка (кэмlilун) широка и коротка, она увешана вокруг пояса бахромой из ровдуги (замши), а на спине украшена клочками волос и вышивками, которые имеют отношение к различным летним праздникам. Эта одежда кроме защиты от ненастья имеет обрядовое значение, так как женщина, собираясь участвовать в различных праздниках в качестве ветаlын, должна непременно надевать кэмlilун. Зато почти все женщины повязывают теперь голову пестрым платком, подражая в этом русским пли ламутским соседкам. Конечно зимою платки уступают место шапке. Кроме того женщины, желая щегольнуть, покрывают плечи цветною бумажною шалью, очень плохого качества, а мужчины повязывают шеи небольшим бумажным же шарфом (эjны-кэмlil т. е. ошейник).

Детская одежда чукчей отличается такой же рациональностью, как и мужская одежда. Грудные дети завязываются в меховой мешок, выложенный внутри самой мягкой телячьей шкуркой с четырьмя глухими разветвлениями для рук и ног. Снизу мешок открыт и к нему пристегивается широкий клапан, макы, составляющий необходимую часть детского костюма до 6—8 летнего возраста. Голова ребенка скрывается в огромном капюшоне, а лицо по желанию может задергиваться меховым передником. Вместо белья под ребенка подкладывают слой мху, перемешанного с оленьей шерстью. Несколько раз в день чрез отверстие макы этот слой извлекают и заменяют новым. Это является чрезвычайно гигиеничным способом, так как такая подстилка очень гигроскопична и у каждой матери находится под руками. Поэтому такой способ обращения с младенцами принят всеми племенами северо-востока, не исключая и русских.

Когда дети начинают ходить, их одевают в каlке-кер «цельно (сшитое) платье», — который облекает все тело и оканчивается капюшоном, пришитым сзади к вороту; сзади костюм снабжен клапаном, а рукава наглухо зашиты на концах, но снабжены прорезами сбоку, куда ребенок при желании может просовывать руки. Маленькие дети с развязавшимся клапаном, конец которого далеко волочится сзади, составляют одно из самых обычных зрелищ на чукотском стойбище. Ребенок, который носит такое платье, называется каlке-кеdaн и это служит обозначением известного возраста от трех до шести лет. Вместо этого говорят также lvмкыdaн — «в капюшоне» от lvм-kыlyм «капюшон». Любопытно указать, что между тем как взрослые чукчи никогда не пришивают капюшонов к своей меховой рубахе, смертная одежда мужчины тоже имеет капюшон, и покойника называют поэтому иногда тоже lvмкыdaн.

В летнее время для защиты от непогоды чукчи надевают укэнчит, балахон из весенней кожи оленя, очищенной от шерсти. Весенняя кожа оленя отличается тонкостью, так что балахон, сшитый из неё, очень легок, но за то после каждого дождя укэнчит сначала совершенно размокает, потом засыхает и съеживается в комок и для того, чтобы надеть, его нужно сначала слегка размочить.

Напротив того раттам-wутычhын — балахон, сшитый из той копченной дымленины, о которой я говорил выше, гораздо удобнее, но пастухи считают его несколько тяжелым для постоянных скитаний со стадом.

Для защиты от комаров чукчи иногда надевают мраноwкун, род замшевого очень глубокого капюшона с пришитой к нему пелериной, защищающей плечи. Зимою на тундре пожилые люди иногда покрывают головы и плечи такой же пелериной с капюшоном, сшитой из толстой шкуры взрослого оленя, заменяя ею большой волчий капор.

Источник

Adblock
detector