Меню

Карбюратор ваз 2108 устройство и регулировка качества смеси

Регулировка карбюратора ВАЗ 2108: устраняем неполадки своими руками

Российские легковые автомобили ВАЗ 2108, 2109 и даже первые «десятки» оснащались карбюраторами, выпускаемыми Димитровградским заводом (ДААЗ) по лицензии известного европейского бренда Solex (Солекс). Агрегаты довольно неприхотливые и надёжные в эксплуатации, но всё же требующие периодического обслуживания и регулировки. Данную процедуру большинство владельцев «восьмёрок» может выполнить самостоятельно, если внимательно ознакомится со всеми её тонкостями. Бездумно вмешиваться в работу карбюратора недопустимо.

Когда нужна регулировка

Прежде чем браться за отвёртку и начинать крутить винты топливного агрегата, надо уяснить один важный момент. Он заключается в следующем: регулировка карбюратора «Солекс» – это не отдельная операция, а завершающий этап процедуры устранения неисправности либо его плановой очистки. Единственное исключение — ситуация, когда настройки были случайно или по незнанию изменены вами либо кем-то другим.

Карбюратор Solex — общий вид

О перебоях с подачей топливовоздушной смеси в двигатель, связанных с неполадками «Солекса», свидетельствуют такие признаки:

Примечание. К сожалению, причиной перечисленных неисправностей не всегда является карбюратор. Проблемы с холодным запуском также возникают при отсутствии компрессии в цилиндрах, а «виновницами» провалов часто бывают негодные свечи зажигания.

Износ свечей зажигания тоже приводит к повышению расхода бензина и появлению провалов

Момент второй: устранение далеко не каждой неполадки заканчивается настройкой подачи топлива. Подробнее вопрос будет освещён далее, вместе со способами ремонта распространённых поломок карбюратора «восьмёрки». Но в некоторых случаях без регулировки не обойтись:

Совет. Учитывая низкое качество топлива, реализуемого на многих заправках России, рекомендуется 1 раз за 20—25 тыс. км пробега снимать карбюратор целиком, разбирать и хорошенько чистить с продувкой компрессором. После чего нужно выполнять регулировку.

Подготовка инструментов и приспособлений

Если вы вознамерились капитально прочистить карбюратор своей «восьмёрки», то без компрессора обойтись не удастся. Чтобы выдуть из каналов скопившуюся грязь, необходимо подавать воздух под давлением не менее 6 Бар. Остальные инструменты — из разряда обычных, имеющихся в каждом гараже:

Компрессор для продувки карбюратора

Примечание. Хорошо бы иметь под рукой тестер либо мультиметр для проверки напряжения. Но при нужде можно обойтись и без него.

Жидкости для очистки каналов карбюратора

Для промывки каналов отлично подходит специальное средство, продающееся в аэрозольных баллонах (например, от бренда ABRO). Не стоит применять для очистки ацетон и неорганический растворитель, разъедающий пластиковые детали. Заранее купите новые бумажные прокладки для карбюраторов ДААЗ 2108 (подойдут и на «девятку»). Покупать и менять жиклёры нельзя, поскольку штатные рассчитаны на весь срок службы машины, а в ремкомплектах часто продаются подделки с большими отверстиями для топлива.

Что делать с повышенным расходом

Прежде чем плотно взяться за карбюратор, обязательно убедитесь в том, что другие системы исправны — свечи находятся в рабочем состоянии, высоковольтные провода не пробивают на массу, а в цилиндрах двигателя есть компрессия (минимальное значение для ВАЗ 2108 – 11 Бар). Выкрутите свечи и проверьте состояние электродов.

Важно. Цвет электродов отражает картину работы силового агрегата. Чёрный налёт говорит о том, что смесь переобогащена, доля бензина в ней слишком велика. Белый цвет свидетельствует о бедной смеси, норма — светло-коричневый оттенок.

Светло-коричневый — правильный цвет электродов на свечах

Наиболее неприятная проблема — увеличение расхода топлива, возникающая по таким причинам:

Местонахождение крышки экономайзера

Примечание. Здесь перечислены проблемы, которые вы способны решить самостоятельно. Если рекомендуемые мероприятия не возымеют эффекта, то неисправность более сложная и за её устранением придётся обратиться к мастеру по ремонту карбюраторов.

Чтобы проверить диафрагму, снимите корпус воздушного фильтра (крышка крепится 3 гайками под ключ 10 мм, корпус — 4 гайками на 8 мм). На левой стенке карбюратора по ходу движения авто найдите треугольную крышечку экономайзера, прикрученную на 3 винта, открутите их крестовой отвёрткой. Под ней и находится подпружиненная мембрана, которую нужно проверить и при необходимости заменить.

Снятие фильтра на восьмерке

Для устранения остальных причин вам придётся снять верхнюю крышку «Солекса», отсоединив трос пускового устройства и открутив 5 винтов крепления крестообразной отвёрткой. Дальше действуйте по инструкции:

Для снятия верхней крышки Солекса надо отвернуть 5 винтов

Справка. Как ни странно, но при обеднённой смеси расход бензина тоже возрастает. Поскольку машина «не тянет» из-за недостатка топлива, вы решаете проблему излишним нажатием на газ, а то и вытягиванием «подсоса», наполовину закрывая воздух заслонкой. Естественно, что горючее расходуется сверх нормы.

Фото расположения деталей карбюратора

Устранение других неисправностей

Среди мелких неполадок чаще всего встречаются проблемы с холостым ходом. Они решаются в зависимости от причины:

Читайте также:  Регулировка колдуна нива шевроле видео

Клапан холостого хода с жиклером

Совет. Если холостой ход исчез по вине электрического клапана во время поездки, можно организовать подачу горючего напрямую. Выкрутите элемент, снимите жиклёр и удалите иглу клапана. Поставьте его на место и спокойно продолжайте путь, а по приезде — замените.

Замена диафрагмы пускового устройства

Когда машина глохнет при холодном запуске, нужно поменять диафрагму пускового механизма. Из-за прорыва она не оттягивает воздушную заслонку, отчего двигатель «задыхается». Узел находится с правой стороны (по ходу движения), его квадратная крышка держится на 4 винтах. Открутите их и смените диафрагму.

Замена диафрагмы насоса — ускорителя

Когда при нажатии на акселератор и разгоне авто ощущается «провал», ваши действия должны быть такими:

Распылители извлекаются с помощью отвёртки

Последняя неисправность кроется в электронном блоке ЭПХХ, управляющем работой электрического клапана. Если «восьмёрка» глохнет при движении накатом на передаче, то причина — именно этот блок. Поменять его не проблема, цена этой детали невелика.

Как правило, после устранения перечисленных неполадок регулировка карбюратора не требуется. Но если вы заметили изменение оборотов в ту или иную сторону, то настройки можно слегка подкорректировать.

Диагностика карбюраторов ВАЗ 2108 — видео

Инструкция по регулировке своими руками

Первая настройка «Солекса» выполняется в процессе сборки. Это установка троса привода пускового механизма. Утопите рукоятку «подсоса» до упора, просуньте трос в отверстие рычага, а его кожух зажмите на кронштейне. Потом зафиксируйте тросик болтиком при положении заслонки «полностью открыта» и проверьте работоспособность механизма.

1 — винт-регулятор количества смеси; 2 — винт качества; 3 — резиновое кольцо; 4 — заглушка

За настройки подачи горючего отвечают 2 винта:

Конец троса пускового устройства нужно зафиксировать болтом

Важный момент. Учтите, что оба винта практически не оказывают влияние на работу двигателя во время движения, поскольку 90% топливной смеси идёт в цилиндры прямым путём через диффузоры, минуя систему холостого хода.

Регулировка работы карбюратора ВАЗ 2108 производится на прогретом двигателе, поэтому после сборки запустите его и доведите до рабочей температуры. Если во время прогрева мотор глохнет, добавьте обороты вручную, немного закрутив винт количества топлива. Настройку выполняйте в такой последовательности:

Регулировка качества смеси

Если вы перед этим устраняли мелкие неполадки, в результате чего обороты двигателя на холостом ходу стали выше, то винт качества трогать не нужно. Уменьшайте их поворотом пластмассовой рукоятки, доведя до нормы — 850 об/мин.

Справка. Мастера регулируют карбюраторы ВАЗ 2108 с помощью специального прибора — газоанализатора, показывающего уровень угарного газа (СО) в выхлопе авто. На холостом ходу он не должен превышать 1,5%, а при 2000 об/мин — 2%. Это лучший способ настройки, воспользуйтесь им при возможности.

Как отрегулировать карбюратор Solex самому

Проверка работоспособности

Насколько успешно вы сделали ремонт и регулировку карбюратора, нужно проверить следующими способами:

Когда все манипуляции по настройке «Солекса» окончены, мотор должен на холостом ходу работать стабильно и без «трясучки». Если это не так, нужно искать причины неполадок в других системах либо ехать к мастеру. При благополучном исходе возьмите двухлитровую пластиковую ёмкость, налейте туда 1 л бензина и закрепите её под капотом. От бутылки проведите 2 шланги до бензонасоса и обратного штуцера карбюратора, затем заведите двигатель и проверяйте машину на ходу до тех пор, пока горючее в ёмкости не закончится. В городских условиях вы должны проехать не менее 12 км, по трассе — 14 км.

После поездки выкрутите свечи и осмотрите электроды. Если они покрыты чёрным налётом, а бензина хватило на десяток километров, закрутите винт качества на 1—2 оборота, соответственно увеличивая частоту вращения пластиковой рукояткой. Потом проверьте машину на ходу ещё раз.

Совет. Не спешите перенастраивать агрегат в том случае, когда цвет электродов — белый. Если смесь не слишком обеднена, а вас устраивает спокойный стиль езды, то на этих настройках вы сможете существенно экономить бензин (до 1 л на 100 км). В противном случае выкрутите винт качества на 1 оборот и подкорректируйте частоту вращения коленвала.

Карбюраторы ВАЗ 2108 «Солекс» — довольно сложные агрегаты. Поэтому не пытайтесь самостоятельно разбирать их до винтика, если не имеете соответствующих навыков и опыта. Также не слушайте советов несведущих автомобилистов, иначе вместо настройки только ухудшите ситуацию и неизбежно попадёте к мастеру, где придётся платить деньги. И последнее: не крутите винт качества смеси без особой причины, это влияет на расход топлива и срок службы свечей зажигания.

Читайте также:  Регулировка ручного тормоза лифан солано видео

Источник

NiLekS27 › Блог › Устройство и работа карбюратора ВАЗ 2108- 21083

Карбюратор ВАЗ 2108 состоит из двух основных частей:
верхней — крышки корпуса 6 с фланцем и шпильками крепления воздушного фильтра и топливными штуцерами;
нижней — корпуса 4, в которой размещены диффузоры, поплавковая камера, дроссельные заслонки с механизмом их привода.

В карбюраторе базового исполнения имеются следующие системы, устройства и механизмы:
— поплавковый механизм;
— главные дозирующие системы первичной и вторичной камер;
— система холостого хода;
— переходная система вторичной камеры;
— эконостат;
— экономайзер с пневмотическим управлением;
— ускорительный насос;
— пусковое устройство;
— система ЭПХХ;
— система принудительной вентиляции картера;
— механизм управления дроссельными заслонками.

Карбюратор 2108, как и любой другой карбюратор, представляет собой устройство для точного дозирования топлива в потоке воздуха, образования из топлива и воздуха горючей смеси и регулирования ее подачи в цилиндры двигателя.

Карбюраторы ВАЗ 2108- ВАЗ 21083 имеют сбалансированную поплавковую камеру, систему отвода картерных газов, подогрев зоны дроссельной заслонки первой камеры, пусковое устройство с ручным управлением, электромагнитный запорный клапан холостого хода.

Схема устройства и работа карбюратора 2108.

Топливо подается в карбюратор через сетчатый фильтр 20 и игольчатый клапан 18. Последний поддерживает в поплавковой камере заданный уровень топлива.

Поплавковая камера 25 — двухсекционная (такая конструкция уменьшает влияние колебаний уровня топлива на работу двигателя при поворотах и кренах автомобиля).
Из поплавковой камеры топливо поступает через главные топливные жиклеры 29, 39 (первой и второй камер) в эмульсионные колодцы 28, 40, где смешивается с воздухом, проходящим через калиброванные отверстия в верхней части эмульсионных трубок (главные воздушные жиклеры) 7 и 14.
Через распылители 10, 12 топливно-воздушная эмульсия попадает в малые и большие диффузоры карбюратора.

карбюратора ВАЗ 2108 отбирает топливо из эмульсионного колодца, после главного топливного жиклера первой камеры.
Топливо проходит через жиклер холостого хода 5 (конструктивно объединенный с электромагнитным запорным клапаном холостого хода), после чего смешивается с воздухом из канала от воздушного жиклера холостого хода и из расширяющейся части диффузора (для устойчивой работы при переходе на режим холостого хода).
Образовавшаяся эмульсия подается под дроссельную заслонку через отверстие, перекрываемое винтом «качества» 32. Винтом «количества» (числа оборотов) регулируется величина открытия дроссельной заслонки первой камеры на холостом ходу.

При частичном открытии дроссельной заслонки первой камеры (до включения в работу главной дозирующей системы) топливовоздушная смесь поступает в камеру через вертикальную щель, находящуюся на уровне дроссельной заслонки в закрытом положении; при частичном открытии дроссельной заслонки второй камеры — через отверстие, находящееся чуть выше дроссельной заслонки (второй камеры) в закрытом положении.

Экономайзер мощностных режимов 22 включается в работу при значительном открытии дроссельных заслонок. Топливо забирается из поплавковой камеры через шариковый клапан 24.
Пока диафрагма экономайзера удерживается разрежением во впускном коллекторе, клапан закрыт. Когда дроссельные заслонки открываются, разрежение за ними падает и клапан начинает пропускать топливо, которое поступает через жиклер экономайзера в эмульсионный колодец в обход главного жиклера, обогащая смесь.

Эконостат 13 обеспечивает дополнительное поступление топлива непосредственно из поплавковой камеры (через жиклер эконостата 26 и систему трубок) во вторую камеру. Эконостат включается в работу на режимах максимальной мощности, дополнительно обогащая рабочую смесь.

Пусковое устройство 3 служит для обогащения топливовоздушной смеси при запуске холодного двигателя.
Оно управляется с места водителя рукояткой «подсоса», через тягу. При вытягивании рукоятки до упора трехплечий рычаг управления воздушной заслонкой, поворачиваясь на оси, профильным пазом воздействует на рычаг воздушной заслонки, закрывая ее.
При этом наружным профилем (в нижней части) он воздействует на рычаг управления дроссельной заслонкой первой камеры, приоткрывая ее на пусковой зазор 1.0 мм (его величина регулируется винтом на рычаге). После начала работы двигателя разрежение во впускном коллекторе возрастает; оно передается в полость пускового устройства.
Под действием разрежения диафрагма пускового устройства, преодолевая сопротивление возвратной пружины, через шток приоткрывает воздушную заслонку на пусковой зазор 3.5 (его величина регулируется винтом 2 на крышке пускового устройства).
При утапливании рукоятки управления воздушной заслонкой пусковые зазоры уменьшаются, их величина при частично утопленной рукоятке зависит от профилей трехплечего рычага (его выреза и наружного профиля) и регулировке не подлежит.
Если вытянута рукоятка управления воздушной заслонкой, то при нажатии педали «газа» будет открываться только дроссельная заслонка первой камеры, дроссельная заслонка второй камеры при этом блокируется рычагом управления воздушной заслонкой. Это предотвращает рывки и провалы при движении с непрогретым двигателем («на подсосе»).

Читайте также:  Регулировка карбюратора мото коса

Экономайзер принудительного холостого хода карбюратора ВАЗ 2108 состоит из датчика-винта, электромагнитного запорного клапана и блока управления.
Электромагнитный клапан перекрывает подачу топлива в систему холостого хода и переходную систему первой камеры.
Нормальное состояние клапана (напряжение не подается) — закрытое. Он открывается при нажатии педали «газа», а также при числе оборотов коленчатого вала 1900 мин–1 и ниже.
Клапан закрывается, если педаль «газа» отпущена (датчик-винт замкнут на массу) и обороты двигателя превышают 2100 мин–1, а также при выключении зажигания, что предотвращает работу двигателя с выключенным зажиганием.

Основные неисправности карбюратора ВАЗ 2108- 21083.

Карбюратор 2108 при многих хороших качествах имеет склонность ловить частицы нагара из корпуса воздушного фильтра главным топливным жиклером первой камеры.

По мере износа цилиндра — поршневой группы количество газов возвращающихся через сапун в корпус воздушного фильтра увеличивается. В состав газов входят частицы нагара, которые при работе двигателя вместе с воздухом поступают в двигатель через входные каналы воздуха карбюратора. Если сверху посмотреть на крышку карбюратора в районе балансировочных отверстий поплавковой камеры 7 и 16, то можно заметит скопление грязи. Через балансировочные отверстия частички нагара попадают в топливо поплавковой камеры, а главный топливный жиклер захватывает его и поступление топлива через жиклер частично или полностью прекращается. В большинстве случаев забивается топливной жиклер первой камеры, так как он работает больше всего. При нажатии на педаль газа двигатель глохнет: из-за нехватки бензина на первой камере. Чтобы при этом продолжит движение то нужно подтянуть полностью подсос и нажать на педаль газа полностью, чтобы перейти на вторую камеру. Таким способом можно доехать до мастерской и сделать техническое обслуживание карбюратора. Пока не выдуете с карбюратора то, что попало в жиклер- карбюратор нормально работать не будет и зря ненужные детали системы зажигания менять не нужно, как обычно поступают некоторые знатоки. Нужно своевременно следит и за чистотой топливного фильтра на входе в карбюратор топлива.

Второе слабое место карбюратора ВАЗ 2108 это холостой ход. Жиклер установленный в конце электрожиклера холостого хода имеет отверстие для топлива 0.4 мм. Незначительная соринка затрудняет проходу топлива холостого хода. Следствие чего двигатель глохнет на холостом ходу и дергается на переходном режиме. Электрожиклер самому можно снять и продуть кончик, предварительно отсоединив от злектрожиклера насосом для накачки шин. После сборки электрожиклер необходимо затянут до конца, но не так сильно, чтоб резьбу повредить.

Если явно почувствовали нестабильную работу на холостом ходу, черноватый дым из глушителя и плохой запуск горячего двигателя то необходимо заменит прокладку экономайзера мощностных режимов.

Вот эти три обычные неисправности, которые необходимо знать любителям девяток, чтобы не растеряться и не усложнять при их возникновении.

При частом попадании в карбюратор частиц нагара рекомендую отсоединить сапун от карбюратора и направить через длинный шланг вниз, до ремонта двигателя.

Источник