Меню

Функциональная настройка специального программного обеспечения ас что это

Функциональная настройка специального программного обеспечения ас что это

Одним из самых трудных для восприятия и применения на практике специалистами сметчиками является сборник «Государственные (Федеральные) элементные сметные нормы на пусконаладочные работы» сборник №2 на «Автоматизированные системы управления». Трудности по составлению сметной документации заключаются в том, что как правило, большинство специалистов по сметному ценообразованию получили строительное образование, которое не дает достаточных знаний по технологии проектирования и монтажа автоматизированных систем управления. Специалист не может квалифицированно оценить объемы информации и соответственно посчитать объемы работ (каналы, количество функций) и рассчитать коэффициенты, влияющие на трудозатраты (стоимость) персонала выполняющего пусконаладочные работы.

8.1 Общие положения

8.1.1 Пусконаладочные работы по системам автоматизации — это комплекс работ по проверке, включению и настройке измерительных систем и систем управления процессами в технологическом оборудовании, установке (агрегате, цехе и т.п.), обеспечивающих получение конечного продукта, предусмотренного технологическим регламентом.

8.1.3 Пусконаладочные работы по системам автоматизации проводят в соответствии с решениями и нормами, предусмотренными проектной и рабочей документацией, технологическим регламентом (производственной инструкцией), эксплуатационной документацией на технические и программные средства систем автоматизации предприятий-изготовителей и разработчиков, требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Следует обратить особое внимание, что ПНР — это не проверка отдельных элементов на работоспособность, эти мероприятия (проверка) выполняются при монтажных работах. Задача монтажников установить исправное оборудование и проверить его работоспособность. ПНР – это наладка системы – исправной системы до параметров, указанных в технической документации (программа на ПНР и указаний, прописанных в разделах проекта стадия ПД и РД). Эти требования указаны в статье 34 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Цель данной статьи указать на типичные ошибки, встречающиеся при составлении смет на автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП). Эти ошибки основаны на невнимательном, поверхностном изучении проектной и рабочей документации, нормативно-технической документации, в том числе по сметному нормированию, и непонимание технических и технологических процессов, происходящих в период пусконаладочных работ по доведению до работоспособного состояния данных систем.

Главной и основной ошибкой при составлении сметной документации на пусконаладочные работы является отсутствие утвержденной застройщиком (заказчиком) рабочей документации, с учетом проекта производства работ (ППР), отсутствие утвержденных программ и графика выполнения работы. Причиной данной ситуация является нехватка обязательных требований в нормативных документах к проектной документации о необходимости проведения ПНР и, следовательно, разработки программы на эти работы (нет обязательных указаний в ПП РФ № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», что в проекте необходимо указать о проведении ПНР).

Разберем часто встречающиеся ошибки:

1. В практике, часто встречается, что сметчики применяют расценки из сборника 2. «Автоматизированные системы управления» неправомерно, в нарушение пункта 1.2.1 технической части ФЕРп 81-05-02-2001, особенно это касается, когда необходимо сделать сметы на автоматизированные системы охраной и пожарной сигнализации.

ФЕРп сборника №2 отдела 1 не предназначены для определения затрат:

• по прецизионным поточным анализаторам физико-химических свойств сред и продуктов, обращающихся в технологическом процессе: рефрактометрам, хроматографам, октанометрам и другим аналогичным анализаторам единичного применения;

• по комплексам программно-технических средств вычислительных центров экономической или иной информации, не связанной с технологическими процессами;

• по системам видеонаблюдения (охраны) с использованием телевизионных установок, громкоговорящей связи (оповещения) системам автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации и др., затраты на которые определяются по ФЕРм сборника №10 «Оборудование связи».

В случае с составлением смет по системам автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации, необходимо обратится к технической части сборника №10 «Оборудование связи ФЕРм 81-03-10-2017».

В пункте 1.10.115. указанно:

• в сметных нормах сборника №10 отдела 8 раздела 1 не учтены затраты на испытания систем охранно-пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции или АРМ (автоматизированное рабочее место) в целом, определяемые по ГЭСНп сборника №2 – по нормам для систем I категории технической сложности (табл. 02-01-001).

Как перефразировать, расшифровать данное утверждение, указанное в технической части сборника №10 «Оборудование связи»:

В данном месте у специалистов сметчиков и специалистов КИПиА появляется «сдвиг сознания» или недопонимание технических формулировок, указанных в сметных нормативах. Эти противоречия обусловлены неточностью технических понятий для специалистов сметчиков (указания в технических частях сборника №10 «Оборудования связи» и сборника №2 «Автоматизированные системы управления»).

В чем заключаются данные противоречия?

а) Сборник №2 запрещает выполнять расчет трудозатрат (стоимости) на ПНР пожарно-охранной сигнализации.

б) Сборник №10 указывает, что затраты на испытания систем охранно-пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции или АРМ (автоматизированное рабочее место) в целом, определяемые по ГЭСНп сборника 2 – по нормам для систем I категорий технической сложности (табл. 02-01-001).

Какой из этого можно сделать вывод: расчет трудозатрат (стоимости) на ПНР на ОПС можно выполнять исходя из требований технической части сборника 10 на основании сметных нормативов, указанных в сборнике №2. Формальное условие, что автоматизированные системы в своем составе имеют АРМ и(или) программируемую логическую станцию.

На небольших ОПС, в которых применяются блок контроля и управления, не предусмотрена установка «программируемой логической станции», следовательно, на данную систему для расчета затрат на испытания не применяется сборник 2 по АСУ ТП.

Читайте также:  Ga 870a ud3 настройка bios

В данном контексте со мной будут не согласны специалисты по КИПиА, но хочется им в этом возразить, сметные нормативы указывают путь по расчету трудозатрат на производство ПНР, а не указывают методику их выполнять. В правилах сметного нормирования мы не указываем специалистам по КИПиА как надо проектировать системы автоматизации, как надо их налаживать и испытывать, мы, сметчики, по своим нормативам рассчитываем трудозатраты, влияющие на стоимость данных работ.

1.1. Самые большие ошибки, следовательно, неправильный расчет трудозатрат (стоимости) при составлении локальных сметных расчетов по сборнику 2, по первому разделу бывают при определении объемов работ.

В большинстве случаев, специалисты сметного нормирования, рядовые и опытные сметчики неправильно определяют количество каналов связи. В технической части, пункт 1.2.7 указанно определение канала связи:

«Канал связи формирования входных и выходных сигналов (далее – канал)» включает совокупность технических средств и линий связи, обеспечивающих преобразование, обработку и передачу информации для использования в системе.

Все эти ошибки (неправильные расчеты каналов связи) является нарушением требований пунктов 2.2.11.1 и 2.2.11.2 технической части ФЕРп 81-05-02-2001, а именно, неправильное определения группы каналов связи, указанных в приложения 2.4.

Соответственно на данные ошибки специалист сметного нормирования (эксперт) должен сделать замечания: объемы работ, указанные в сметах (смете) на пусконаладочные работы не подтверждены проектными решениями. Нарушением требований пункта 3.9 и 4.1 МДС 81.35-2004 года «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации». Количество канало определено с нарушением требований пункта 2.2.11.1 и 2.2.11.2 технической части ФЕРп 81-05-02-2001.

Каждая отдельная подсистема имеет свою категорию сложности, которую определяют по приложению 2.1. технической части сборника №2. Поэтому, затраты времени (стоимость работ) на производство комплекса работ одного технологического цикла пусконаладочных работ по вводу в эксплуатацию АСУ ТП по сложным системам, которые в своем составе имеют подсистемы с разной категорией технической сложности, определяются применением к соответствующей базовой расценке для системы I категории технической (РI) сложности коэффициента сложности (С), рассчитываемого по формуле:

C = ( 1 + 0,313 × К II общ / К общ ) × ( 1 + 0,566 × К III общ / К общ )

В этом случае базовая расценка для сложной системы рассчитывается по формуле:

в технической части — это формула №2.

Соответственно на данные ошибки специалистов сметного нормирования эксперт делает следующие замечания: не рассчитан коэффициент сложности системы С, согласно требованиям пункта 2.2.2. технической части ФЕРп 81-05-02-2001. Не правильно определена базовая расценка.

1.3. Как правило сметчики необоснованно назначают на сложную систему наивысшую II или III категорию сложности по одному признаку, который имеется в какой-то подсистеме, без расчета коэффициента С.

Отсутствие таких указаний будет основанием указать на ошибки в локальном сметном расчете: не верно определены категории сложности отдельных подсистем, с нарушением приложения 2.1 технической части ФЕРп 81-05-02-2001.

1.5. При составлении сметных расчетов на АСУ ТП, часто повторяющаяся ошибка в локальных расчетах по отделу 1 (расчет объемов и стоимости работ по определению каналов связи), заключается в том, что специалисты сметчики и монтажники рассматривают систему автоматизации не в комплексе, а отдельными элементами, блоками (подсистемами) и составляют локальные сметы на каждую подсистему отдельно.

В технической части №2 сборника в пункте 2.2.9 указанно:

Не допускается, при определении затрат, искусственное, вопреки проекту, разделение автоматизированной системы на отдельные системы измерения, контуры управления (регулирования), подсистемы.

Например: для централизованной системы оперативного диспетчерского управления вентиляцией и кондиционированием воздуха, включающей несколько подсистем приточно-вытяжной вентиляции, затраты определяются в целом для централизованной системы управления; при необходимости, затраты для отдельных подсистем определяются в рамках общей стоимости в целом по системе с учетом количества каналов, относимых к подсистемам.

Искусственное разделение системы на подсистемы в общем проекте будет основанием указать на ошибки: нарушение пункта 2.2.9 технической части ФЕРп 81-05-02-2001. Не допускается при определении затрат, искусственное, вопреки проекту, разделение автоматизированной системы на отдельные системы измерения, контуры управления (регулирования), подсистемы.

1.6. При сдаче работ и составлении исполнительной документации, работы по наладке АСУ ТП, можно закрывать справки формы КС-2 по процентам согласно таблице, указанной в приложении 2.3 технической части ФЕРп 81-05-02-2001 и примечания к данному приложению:

Источник

Разбор типичных ошибок при составлении сметной документации по сборнику ФЕРп 81-05-02-2001 на АСУ ТП для объектов капитального строительства

Одним из самых трудных для восприятия и применения на практике специалистами сметчиками является сборник «Государственные (Федеральные) элементные сметные нормы на пусконаладочные работы» сборник №2 на «Автоматизированные системы управления». Трудности по составлению сметной документации заключаются в том, что как правило, большинство специалистов по сметному ценообразованию получили строительное образование, которое не дает достаточных знаний по технологии проектирования и монтажа автоматизированных систем управления. Специалист не может квалифицированно оценить объемы информации и соответственно посчитать объемы работ (каналы, количество функций) и рассчитать коэффициенты, влияющие на трудозатраты (стоимость) персонала выполняющего пусконаладочные работы.

Читайте также:  Cisco управляемый коммутатор настройка

8.1 Общие положения

8.1.1 Пусконаладочные работы по системам автоматизации — это комплекс работ по проверке, включению и настройке измерительных систем и систем управления процессами в технологическом оборудовании, установке (агрегате, цехе и т.п.), обеспечивающих получение конечного продукта, предусмотренного технологическим регламентом.

8.1.3 Пусконаладочные работы по системам автоматизации проводят в соответствии с решениями и нормами, предусмотренными проектной и рабочей документацией, технологическим регламентом (производственной инструкцией), эксплуатационной документацией на технические и программные средства систем автоматизации предприятий-изготовителей и разработчиков, требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Следует обратить особое внимание, что ПНР — это не проверка отдельных элементов на работоспособность, эти мероприятия (проверка) выполняются при монтажных работах. Задача монтажников установить исправное оборудование и проверить его работоспособность. ПНР – это наладка системы – исправной системы до параметров, указанных в технической документации (программа на ПНР и указаний, прописанных в разделах проекта стадия ПД и РД). Эти требования указаны в статье 34 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Цель данной статьи указать на типичные ошибки, встречающиеся при составлении смет на автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП). Эти ошибки основаны на невнимательном, поверхностном изучении проектной и рабочей документации, нормативно-технической документации, в том числе по сметному нормированию, и непонимание технических и технологических процессов, происходящих в период пусконаладочных работ по доведению до работоспособного состояния данных систем.

Главной и основной ошибкой при составлении сметной документации на пусконаладочные работы является отсутствие утвержденной застройщиком (заказчиком) рабочей документации, с учетом проекта производства работ (ППР), отсутствие утвержденных программ и графика выполнения работы. Причиной данной ситуация является нехватка обязательных требований в нормативных документах к проектной документации о необходимости проведения ПНР и, следовательно, разработки программы на эти работы (нет обязательных указаний в ПП РФ № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», что в проекте необходимо указать о проведении ПНР).

Разберем часто встречающиеся ошибки:

1. В практике, часто встречается, что сметчики применяют расценки из сборника 2. «Автоматизированные системы управления» неправомерно, в нарушение пункта 1.2.1 технической части ФЕРп 81-05-02-2001, особенно это касается, когда необходимо сделать сметы на автоматизированные системы охраной и пожарной сигнализации.

ФЕРп сборника №2 отдела 1 не предназначены для определения затрат:

• по прецизионным поточным анализаторам физико-химических свойств сред и продуктов, обращающихся в технологическом процессе: рефрактометрам, хроматографам, октанометрам и другим аналогичным анализаторам единичного применения;

• по комплексам программно-технических средств вычислительных центров экономической или иной информации, не связанной с технологическими процессами;

• по системам видеонаблюдения (охраны) с использованием телевизионных установок, громкоговорящей связи (оповещения) системам автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации и др., затраты на которые определяются по ФЕРм сборника №10 «Оборудование связи».

В случае с составлением смет по системам автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации, необходимо обратится к технической части сборника №10 «Оборудование связи ФЕРм 81-03-10-2017».

В пункте 1.10.115. указанно:

• в сметных нормах сборника №10 отдела 8 раздела 1 не учтены затраты на испытания систем охранно-пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции или АРМ (автоматизированное рабочее место) в целом, определяемые по ГЭСНп сборника №2 – по нормам для систем I категории технической сложности (табл. 02-01-001).

Как перефразировать, расшифровать данное утверждение, указанное в технической части сборника №10 «Оборудование связи»:

В данном месте у специалистов сметчиков и специалистов КИПиА появляется «сдвиг сознания» или недопонимание технических формулировок, указанных в сметных нормативах. Эти противоречия обусловлены неточностью технических понятий для специалистов сметчиков (указания в технических частях сборника №10 «Оборудования связи» и сборника №2 «Автоматизированные системы управления»).

В чем заключаются данные противоречия?

а) Сборник №2 запрещает выполнять расчет трудозатрат (стоимости) на ПНР пожарно-охранной сигнализации.

б) Сборник №10 указывает, что затраты на испытания систем охранно-пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции или АРМ (автоматизированное рабочее место) в целом, определяемые по ГЭСНп сборника 2 – по нормам для систем I категорий технической сложности (табл. 02-01-001).

Читайте также:  Настройка кардшаринга gi s8290

Какой из этого можно сделать вывод: расчет трудозатрат (стоимости) на ПНР на ОПС можно выполнять исходя из требований технической части сборника 10 на основании сметных нормативов, указанных в сборнике №2. Формальное условие, что автоматизированные системы в своем составе имеют АРМ и(или) программируемую логическую станцию.

На небольших ОПС, в которых применяются блок контроля и управления, не предусмотрена установка «программируемой логической станции», следовательно, на данную систему для расчета затрат на испытания не применяется сборник 2 по АСУ ТП.

В данном контексте со мной будут не согласны специалисты по КИПиА, но хочется им в этом возразить, сметные нормативы указывают путь по расчету трудозатрат на производство ПНР, а не указывают методику их выполнять. В правилах сметного нормирования мы не указываем специалистам по КИПиА как надо проектировать системы автоматизации, как надо их налаживать и испытывать, мы, сметчики, по своим нормативам рассчитываем трудозатраты, влияющие на стоимость данных работ.

1.1. Самые большие ошибки, следовательно, неправильный расчет трудозатрат (стоимости) при составлении локальных сметных расчетов по сборнику 2, по первому разделу бывают при определении объемов работ.

В большинстве случаев, специалисты сметного нормирования, рядовые и опытные сметчики неправильно определяют количество каналов связи. В технической части, пункт 1.2.7 указанно определение канала связи:

«Канал связи формирования входных и выходных сигналов (далее – канал)» включает совокупность технических средств и линий связи, обеспечивающих преобразование, обработку и передачу информации для использования в системе.

Все эти ошибки (неправильные расчеты каналов связи) является нарушением требований пунктов 2.2.11.1 и 2.2.11.2 технической части ФЕРп 81-05-02-2001, а именно, неправильное определения группы каналов связи, указанных в приложения 2.4.

Соответственно на данные ошибки специалист сметного нормирования (эксперт) должен сделать замечания: объемы работ, указанные в сметах (смете) на пусконаладочные работы не подтверждены проектными решениями. Нарушением требований пункта 3.9 и 4.1 МДС 81.35-2004 года «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации». Количество канало определено с нарушением требований пункта 2.2.11.1 и 2.2.11.2 технической части ФЕРп 81-05-02-2001.

Каждая отдельная подсистема имеет свою категорию сложности, которую определяют по приложению 2.1. технической части сборника №2. Поэтому, затраты времени (стоимость работ) на производство комплекса работ одного технологического цикла пусконаладочных работ по вводу в эксплуатацию АСУ ТП по сложным системам, которые в своем составе имеют подсистемы с разной категорией технической сложности, определяются применением к соответствующей базовой расценке для системы I категории технической (РI) сложности коэффициента сложности (С), рассчитываемого по формуле:

C = ( 1 + 0,313 × К II общ / К общ ) × ( 1 + 0,566 × К III общ / К общ )

В этом случае базовая расценка для сложной системы рассчитывается по формуле:

в технической части — это формула №2.

Соответственно на данные ошибки специалистов сметного нормирования эксперт делает следующие замечания: не рассчитан коэффициент сложности системы С, согласно требованиям пункта 2.2.2. технической части ФЕРп 81-05-02-2001. Не правильно определена базовая расценка.

1.3. Как правило сметчики необоснованно назначают на сложную систему наивысшую II или III категорию сложности по одному признаку, который имеется в какой-то подсистеме, без расчета коэффициента С.

Отсутствие таких указаний будет основанием указать на ошибки в локальном сметном расчете: не верно определены категории сложности отдельных подсистем, с нарушением приложения 2.1 технической части ФЕРп 81-05-02-2001.

1.5. При составлении сметных расчетов на АСУ ТП, часто повторяющаяся ошибка в локальных расчетах по отделу 1 (расчет объемов и стоимости работ по определению каналов связи), заключается в том, что специалисты сметчики и монтажники рассматривают систему автоматизации не в комплексе, а отдельными элементами, блоками (подсистемами) и составляют локальные сметы на каждую подсистему отдельно.

В технической части №2 сборника в пункте 2.2.9 указанно:

Не допускается, при определении затрат, искусственное, вопреки проекту, разделение автоматизированной системы на отдельные системы измерения, контуры управления (регулирования), подсистемы.

Например: для централизованной системы оперативного диспетчерского управления вентиляцией и кондиционированием воздуха, включающей несколько подсистем приточно-вытяжной вентиляции, затраты определяются в целом для централизованной системы управления; при необходимости, затраты для отдельных подсистем определяются в рамках общей стоимости в целом по системе с учетом количества каналов, относимых к подсистемам.

Искусственное разделение системы на подсистемы в общем проекте будет основанием указать на ошибки: нарушение пункта 2.2.9 технической части ФЕРп 81-05-02-2001. Не допускается при определении затрат, искусственное, вопреки проекту, разделение автоматизированной системы на отдельные системы измерения, контуры управления (регулирования), подсистемы.

1.6. При сдаче работ и составлении исполнительной документации, работы по наладке АСУ ТП, можно закрывать справки формы КС-2 по процентам согласно таблице, указанной в приложении 2.3 технической части ФЕРп 81-05-02-2001 и примечания к данному приложению:

Источник

Adblock
detector