Меню

Диск для настройки магнитолы

Ford Mondeo IV Золотой GITitanium X › Бортжурнал › Аудио Доктор FSQ 2 «У вас действительно хорошая музыка?! Проверти… И настройте её или улучшите с помощью этого диска»

Ещё много предстоит написать БЖ.
Но неожиданно для себя решил написать внеочередной.
Много споров происходит о том у кого лучше (круче) музыка.
Люди для этого меняют магнитолу, ставят другие колонки, доустанавливают САБВУФЕР и делают шумоизоляцию.
Денег уходит на это много.
Но как проверить качество того что у вас получилось?!
Поехать к друзьям?! — можно, но смогут ли они вам помочь?
Поехать к дяденьки с «идеальным» слухом?! — можно, но если вы привыкли всё делать сами и получаете от этого наслаждение?! Да и слушать музыку будете ВЫ! а не дяденька.
ТОГДА ЭТОТ диск для вас!
Год выпуска: 2006
Разработчик: Журнал «АвтоЗвук»
Продолжительность: 28:30
Первая часть:«Диагностика и лечение»
Вторая часть: «Проверка слуха».
Описание: Аудиодоктор FSQ 2: второй выпуск тестового диска для настройки аудиосистем. Содержит 78 композиций и состоит из двух совершенно независимых частей. Составляли диск два автора: Дмитрий Свобода и Андрей Елютин.
Описание АудиоДоктор FSQ 2 подробно
Проверка на дорожках. Аудиодоктор-2

Журнал «АвтоЗвук» 2006 г. №: 5

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ ТЕСТОВОГО ДИСКА «АУДИОДОКТОР-2»:

Своё название этот диск получил самым логичным образом. Дело не только в том, что это — новая редакция самого популярного у нас в стране «тестово-настроечного» компакт-диска. Новая редакция состоит из двух совершенно независимых частей. Да и составители у них разные. У части первой это — Дмитрий Свобода, у второй — Андрей Елютин.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

Судя по многочисленным отзывам, мы недооценили уровень компетентности наших читателей. Первый «АудиоДоктор» был сделан на базе судейского диска «Car Audio FSQ» c некоторыми упрощениями. Так, между дорожками нами были увеличены паузы, чтобы оставить побольше времени для анализа услышанного. Непростые для восприятия треки для проверки фазировки звукового тракта на низких, средних и высоких частотах мы записали повторяющимися по два раза.

Во второй редакции «АудиоДоктора» было решено от этого отказаться и вернуться к той форме, которая заложена в оригинальный тестовый диск FSQ. Поэтому «АудиоДоктор-2» рассчитан на достаточно опытных слушателей, какими, видимо, и являются большинство наших читателей. Сама подборка тестовых дорожек не изменилась, поскольку оригинальный диск за шесть лет «дошлифован» до общепризнанно надёжного и проверенного инструмента для оперативной акустической экспертизы. Однако для пущего удобства и универсальности при настройке звукового тракта мы решили добавить несколько технических дорожек. Содержание первых 14 треков изменений не претерпели, и здесь мы относим читателя к опубликованному на Интернет-сайте журнала буклету к первому «АудиоДоктору».

Из описания АудиоДоктор FSQ 1
Хотелось бы, однако, и к этим дорожкам сделать некоторые комментарии. Мы уже упоминали нюанс на треке 10 (таймер 1:07), где барабанщик случайно слегка задел локтем тарелку, но тут же, чтобы она не зазвенела, зажал её рукой. Зазвенеть она успела, совсем коротко и так тихо, что услышать это можно только на звуковом тракте с очень высоким музыкальным разрешением. Потому-то мы и оставили этот звук на фонограмме, чтобы использовать его как тестовый. Судя
по письмам читателей, свои задачи данный фрагмент решает более чем успешно. В Красноярске, к примеру, двое аудиофилов с помощью «АудиоДоктора» на глазах у изумлённых продавцов устроили «смотр-конкурс» выставленной на прилавке аудиоаппаратуры. Из широкого ассортимента предлагаемой там техники только несколько образцов обладали действительно высокой детальностью. Кстати, не самые дорогие изделия… Ещё одна «изюминка» этой фонограммы (таймер 1:47) — едва слышный звук вскакивающего барабанщика. Запись тогда была долгой и непростой, и после этого, удачного дубля музыкант, отработав последние удары по тарелкам, вскочил, полный музыкального экстаза. Это место оказалось в самом конце фонограммы и легко могло быть вырезано микшером при сведении. Но мы решили и этот звук оставить как тестовый. И если на нормальном уровне громкости вы слышите оба этих звука, можете вполне обоснованно гордиться своей аппаратурой. Что ещё «запрятано» в уже знакомых вам дорожках? Небезызвестная фонограмма №9 состоит из «перемещающегося» слева направо барабана и служит для определения линейности ширины звуковой сцены. Но эту же запись очень удобно использовать для оценки переходного затухания между каналами звукового тракта, параметра очень важного, но незаслуженно обходимого вниманием. Если при перемещении барабана вправо в тех местах, откуда он только что звучал, слышны послезвучия, насторожитесь — это может быть признаком недостаточного переходного затухания. Если отголосок седьмого удара (самого правого) слышен не только на месте четвёртого (центрального), но и самого первого (левого), то переходное затухание явно недостаточно, стереокартина будет смазанная и ненатуральная. Основным источником этого дефекта звукового тракта является усилитель мощности. И ещё об этой дорожке. Малый барабан, который в ней звучит,
конструктивно оснащён натянутыми снаружи нижнего пластика металлическими пружинами (их обычно от четырёх до шести). Они, разумеется, вносят свою лепту в звучание, отчего частотный диапазон этого инструмента простирается вплоть до самых верхних частот. Опытные эксперты FSQ по этому звучанию барабана могут достаточно быстро и точно оценить АЧХ звукового тракта. Потренируйтесь, может, и вам это удастся… По части оценки переходного затухания и плюс к этому склонности усилителя к самовозбуждению есть ещё один совет. Если на свип-тоне, воспроизводимом в одном канале (дорожки 5 и 6), в другом канале (где нет сигнала) прослушиваются посторонние звуки, то у вас проблемы, можно ожидать грязного, модулированного характера звучания и искажения звуковой перспективы. Это — следствие неважного переходного затухания между каналами и самовозбуждения усилителей. Первое — бич сделанных наспех усилителей, где звуковой сигнал проникает в соседний канал по цепям общего питания или из-за неграмотной разводки печатных плат. А самовозбуждение — это уже недобросовестная схемотехника. В самом неприятном случае спонтанное самовозбуждение (обычно на ВЧ) может даже выжечь твитер.

Читайте также:  The bat настройка уведомлений о новых письмах

Теперь о технических дорожках.

Трек 15 — запись некоррелированного розового шума в обоих каналах. Шум — процесс случайный, и в этой фонограмме процессы в каналах идут независимо друг от друга. На слух такой шум воспринимается как звуковое облако внушительных размеров, висящее в воздухе. В первой редакции «АудиоДоктора» эта дорожка тоже была, но с синфазным розовым шумом. Теперь коррелированный розовый шум записан на дорожке 16 в фазе и в противофазе. В данном случае сигнал в стереоканалах одинаков, синфазный шум должен фокусироваться между громкоговорителями, а противофазный — размазываться в пространстве, норовя «прилипнуть» к акустике одного или другого канала, какой оказался ближе.
На дорожках 17 и 18 записан розовый шум, отфильтрованный ФВЧ с частотой среза 500 Гц, отдельно для левого и правого каналов. Практика показала: бывает, что в стереорежиме фазировка раздельно на ВЧ, СЧ и НЧ (дорожки 2 — 4) даёт обнадёживающие результаты, а прослушивание выявляет некоторую ненатуральность звучания. Это может быть из-за того, что в левом или правом канале НЧ и ВЧ-излучатели несфазированы между собой. Для более точной локализации низкочастотных стояков при размещении левой и правой акустических систем в домашних помещениях служат дорожки 19 и 20. Они же могут быть использованы при настройке стереофонических сабвуферов в car audio (такое бывает). Треки
полностью аналогичны дорожке 7, но записаны раздельно для левого и правого каналов.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРОВЕРКА СЛУХА

Ещё в Писании сказано: «Врачу, исцелися сам». Для желающих (заставлять никого не станем) мы дополнили инструментарий для настройки звуковых систем набором специальных аудиотреков для оценки заметности тех или иных искажений звукового сигнала или же способности слушателя их заметить. Специально обработанные сигналы для этой части диска по большей части разработаны американцем Арнольдом Крюгером как часть его исследований методик слепого
сравнительного прослушивания. Дорожки очень короткие, для того, чтобы полностью исключить фактор кратковременности слуховой памяти, но их — много, поэтому для удобства работы мы записали на этот диск CD-text, и содержание каждой дорожки выводится на дисплей (если это предусмотрено у вашей техники) в сокращённо-условном виде. При описании дорожек мы будем приводить её обозначение на дисплее при проигрывании. Степень заметности искусственно введённых в фонограммы искажений зависит от их величины и природы и варьируется от «очень легко» до «почти невозможно». Это, имеется в виду, при условии безукоризненно работающего тракта и весьма талантливого слушателя. При желании, экспериментируя с разными трактами (и/или разными слушателями), можно многое узнать и о тех, и о других. Особенно увлекательными становятся коллективные упражнения с проверочными фрагментами, когда один из слушателей составляет «слепую» часть аудитории, это составители проверили и на себе, и на тех, кто попался под руку. Укрупнённо материалы для «проверки слуха» разбиты на три группы: частотные искажения различного механизма, нелинейные искажения и шумы.

На дорожках 22-26 записана фонограмма, состоящая из двух серий ударов в кастаньеты. В каждой паре первая дробь — исходная запись, а вторая — сделанная через фильтр нижних частот с очень большой крутизной. Вам предлагается оценить свою способность замечать ограничение полосы пропускания звукового тракта сверху.

Дорожка 22 частота среза 5 кГц LP 5 kHz очень легко
Дорожка 23 частота среза 9 кГц LP 9 kHz легко
Дорожка 24 частота среза 12 кГц LP 12 kHz труднее
Дорожка 25 частота среза 15 кГц LP 15 kHz трудно
Дорожка 26 частота среза 18 кГц LP 18 kHz очень трудно

Дорожка 27, как и 21 до неё, использована для паузы между разделами и вывода информации о предстоящем разделе на дисплей. На дорожках 28-31 записано по две серии ударов в рабочий барабан. В каждой такой паре первая серия — исходная, референсная, вторая — записана через ФВЧ с разной частотой среза. Частоты откровенно низкие (некоторые — неприлично низкие), однако по-настоящему опытные слушатели это ловят, им для счастья требуется тракт с широкой
полосой по низким частотам.

Дорожка 28 частота среза 50 Гц HP 50 Hz легко
Дорожка 29 частота среза 32 Гц HP 32 Hz труднее
Дорожка 30 частота среза 20 Гц HP 20 Hz трудно
Дорожка 31 частота среза 10 Гц HP 10 Hz почти невозможно

Дорожка 32 выводит на дисплей надпись «TILT DOWN». Это — вот что: взят аккорд на медных духовых. На каждом треке он сначала играется в исходном виде, а потом — после прохождения через тракт с частотной характеристикой, имеющей равномерный подъём к нижним частотам и такой же равномерный спад — к верхним. Типа — наклонная прямая, наклон, который вы заметите, будет означать чувствительность вашего слуха к перекосу общего тонального баланса.

Читайте также:  Настройка виртуального сервера dir 632

На следующих дорожках наклон АЧХ противоположный, с подъёмом к верхним частотам (TILT UP). Обратите внимание: при той же величине частотных искажений степень заметности будет иной.

На дорожках 48-51 на АЧХ создан всплеск постоянной высоты (+6 дБ) с разной шириной.

Дорожка 48 ширина полосы 1/2 октавы +1/2 oct. очень легко
Дорожка 49 ширина полосы 1/3 октавы +1/3 oct. легко
Дорожка 50 ширина полосы 1/6 октавы +1/6 oct. труднее
Дорожка 51 ширина полосы 1/12 октавы +1/12 oct. трудно

Дорожки 53-56 посвящены заметности провала постоянной ширины на АЧХ. Провал около той же частоты 4 кГц создаётся с помощью параметрического эквалайзера с добротностью Q = 0,5, это означает ширину полосы примерно в две октавы, а глубина провала — варьируется.

На дорожке 58 записан тон 1 кГц с минимальными нелинейными искажениями. На последующих — с искусственно внесёнными искажениями в виде типично встречающейся смеси гармоник. Оценку трудности мы здесь не даём, но вас удивит, насколько рано начинают быть слышны искажения на чистом тоне.

Дорожка 59 — искажения 0,3% на 1 кГц THD 0,3%
Дорожка 60 — искажения 1,0% на 1 кГц THD 1%
Дорожка 61 — искажения 10% на 1 кГц THD 10%

Следующие дорожки посвящены заметности гармоник в музыкальном сигнале. В короткий фортепианный фрагмент внесена вторая гармоника, искажающая симметрию сигнала. Обратите внимание: не так уж она и заметна, даже при очень высоком содержании.

Дорожка 63 — исходная запись Piano REF
Дорожка 64 — 2-я гармоника, 0,1% 2nd 0,1%
Дорожка 65 — 2-я гармоника, 1% 2nd 1%
Дорожка 66 — 2-я гармоника, 10% 2nd 10%

Аналогичная серия для третьей гармоники, она заметна гораздо сильнее.

Дорожка 68 — исходная запись Piano REF
Дорожка 69 — 3-я гармоника, 0,1% 3d 0,1%
Дорожка 70 — 3-я гармоника, 1% 3d 1%
Дорожка 71 — 3-я гармоника, 10% 3d 10%

Кусочек фонограммы, к которому подмешаны шумы с заранее известным уровнем относительно уровня сигнала.

На графиках показано, какого типа и какой величины внесены частотные искажения в фонограммы на дорожках 33-56. Название каждого графика появится на дисплее в начале раздела (если выводится CD-text), а обозначения кривых — во время их звучания.
Описание дорожек части 2 диска дано в следующем формате:
№ дорожки / содержание / CD-text / степень трудности

Источник

Настройка звуковой сцены в автомобиле

Настройка звуковой сцены в автомобиле

Для удобства потребуется аудиоплеер Poweramp (для системы Android)

Информация взята с сайта drive2.ru. образ диска в формате FLAC в конце статьи. ( прим.)

Долго искал, экспериментировал, мучался с настройками. И вроде бы все не плохо, но не то. И вот наткнулся на одном из форумов на способ предлагаемый пользователем с ником «RUSpect». Сделал так как делал он, просто по шагам 1-2-3…Дальше довел на слух под себя и теперь сцена просто потрясающая.

Маленькая ремарка от меня. Этот метод рассматривает регулировку задержек путем установки расстояний до излучателей в сантиметрах. В милисекундах все будет наоборот.

Начнем…Много какого музыкально-настроечноего материала я перепробовал, но остановился на одном единственном «LET’S TEST CD-приложение к жураналу «Салон AV» №7 2002 г.» По моему мнению треки с 9 по 69 – отличный материал для первоначальной настройки, остальные просто приятно послушать.

Как писал выше, методика применялась для систем с 2-х полосным фронтом и одним сабом. Теперь к настройке. Обычно настройка как бы разбита на несколько этапов, если где-то «схалтурил» то и результат получался соответствующий.

1. Грубое выставление задержек (метод для регулировки задержек в сантиметрах)
2. Проверка фазировки (аккустической фазы)
3. Регулировка уровней для каждого излучателя
4. Выбор частоты раздела ВЧ/НЧ
5. Точная настройка задержек
6. Правка АЧХ эквалазером
7. Настройка саба.

Собственно по каждому пункту, как говорили учителя в школе, мы и пройдемся)))

По-умолчанию: ВСЕ излучатели (динамики) подключены в электричекой фазе. Частота раздела ВЧ/НЧ 3.15кГц 12дб/окт как самая провереная при которой мало что может сгореть. Саб в данный момент не участвует в настройке потому отключен.

1. Грубое выставление задержек

Тут все просто, берем рулетку и замеряем расстояния от динов до места, к примеру для правого руля у нас получилось: мид Л/П +90/+60, твитер +100/+50, записали в блокнот.

2. Проверка фазировки (аккустической фазы)

Для проверки используем Трек № 10 «коррелированный розовый шум»

Отключаем миды, слушаем только ВЧ, затем наоборот.
«Пучек шума» должен быть в обоих случаях как для ВЧ, так и для НЧ собран в одной точке. Расположение этой точки пока нам не интересно, мы сейчас не этим занимаемся. Меняем фазу на дальнем дине (религия), слушаем. Оставляем фазировку на дальнем дине такую, при которой пучок был более собран.

Читайте также:  Настройка программы roehsoft ramexpander

3. Регулировка уровней для каждого излучателя

В данной настройке слушаем Трек № 11 «Розовый шум»

Отключаем миды, слушаем только ВЧ, затем наоборот.
На данном треке отлично слышно какая из сторон громче, когда включите все сами поймете, что с этим делать.
Сначала «правим» ВЧ, затем НЧ, затем включаем все 4 канала и выравниваем уровни между парами ВЧ, затем НЧ, далее включаем ВЧ+НЧ левой стороны для самоудовлетворения и проверяем правую сторону. В конце этой настройки шум должен быть «однородным», то есть вы его должны слышать с одинаковой громкостью из каждого из 4х каналов, а не к примеру из ближнего ВЧ явно громче чем из из левого НЧ.

4. Выбор частоты раздела ВЧ/НЧ

Перед этим этапом делаем контрольную проверку фазы. Для этого используем Трек № 12 «розовый шум фаза-противофаза».
В фазе «пучек шума должен исходить откуда угодно, главное, чтобы вы его не слышали из какого-либо динамика. Если при фазовом сигнале явно слышно к примеру в каком-нибудь миде, то идем все сначала, начиная с пункта №1, поверьте, где-то не правильно намеряли или услышали.

Фазу проверили, все хорошо.
Далее начинается «шаманство», с использованием треков №46-66, диапазон до 100 Гц пока не интересует, т.к. на него сильно влияет саб. Выше 10кГц так же не интересует, т.к. в 2-х полосном фронте редко кто использует частоту раздела выше 10 кГц.
При проигрывании слушаем уровень сигнала. С непривычки достаточно не просто понять, какой играет громче, какой тише, но быстро и легко никто не обещал, прогоняем до тех пор, пока не придет прозрение. Прозрение пришло, явные провалы и горбы записаны в блокнот для дальнейшего анализа АЧХ))). Но сейчас нас интересует рез ВЧ/НЧ(предположительный диапазон 2-5кГц). Напомню, по умолчанию у меня стоит 3.15 кГц 12дб/окт. В зависимости от того что у вас между 2-5кГц делаем корректировки, которые зависят от возможностей ВЧ м НЧ.

а. Горб в диапазоне 2-5кГц. Двигаем НЧ ниже или ВЧ выше (не забываем, чем выше режем ВЧ тем ниже сцена, по крайней мере завал на краях обеспечен, но и низко резать не всегда позволительно, тут зависит от Fs ВЧ). Меняя частоту реза, добиваемся относительно ровного уровня сигналов. Для меня не критично, что между резами образуется «дырка», последняя настройка у меня была НЧ 2.5кГц ВЧ 4кГц вторыми порядками.

Б. Провал в том же диапазоне, лечим с точностью наоборот чем горб, часто помогает перехлест частот, к примеру НЧ 4кГц, ВЧ 3.15кГц. Если не получается вытянуть кроссом, то увеличиваем уровень ВЧ, а потом эквалазером придется «душить» остальной диапазон.

5. Точная настройка задержек

Для проверки используем Трек № 10 «коррелированный розовый шум»

Отключаем миды, слушаем только ВЧ, двигаем «пучек» путем изменения задержки на дальнем ВЧ (религия) в место, где предположительно должен находиться центр сцены, затем для НЧ тоже самое.
Далее включаем все 4 канала. «Пучек шума» в идеале должен быть собран в одной точке. Но как показыает практика это никогда не случается)))) Потому делаем следущее: все 4 канала проигрывают трек №10, путем одновременного изменения задержки ВЧ (к примеру к каждому каналу ВЧ +5, потом +10, потом еще +10, потом от первоначальной величины –5, потом –10 затем еще –10. Пытаемся найти такие значения, изменения которых даже на пару делений приводит пучек в движение по вертикали, то есть по высоте сцены. Как правило уменьшая задержку на ВЧ (к примеру было +100 +50, сделал +90+40 не меняя задержки НЧ) сцена должна подниматься и наоборот. Как только вы поймаете значения при которых пучек явно двигается, можно считать, что половина настроек сделана, и сделана правильно. Выставляем без фанатизма нужную высоту сцены, то есть пучек на уровне горизонта.
Катаемся долго и нудно, правим на музыкальном материале, но как правило никаких РАДИКАЛЬНЫХ изменений не приходилось делать. Туда-сюда на пару делений не более. Это самый долгий и самый ИМХО важный процесс в настройке, потому никогда не торопимся. Меняем параметр, катаемся как минимум несколько дней, чтобы понять до конца что не так.

6. Правка АЧХ эквалазером

Вообще по религии не положено трогать эту вещицу, но «попробовав раз — ем и сейчас». Тут все просто и сложно одновременно.
Метод стар как весь караудио с поканальными эквалазерами. Принимаем одну сторону скажем лево за эталон, прогоняя треки № 46-69. Правим на этой стороне все что правится (правая сторона отключена, эквалазером душим только горбы, в + никогда не лезем). Включаем вторую сторону и прогоняем все тоже самое, НО слушаем в какую сторону уходит сигнал, если к примеру правее центра, то на левой стороне убавляем эквалазером этот диапазон или добавляем на правой(работаем как-будто балансом, но для определенной частоты(не всем ГУ это подвластно).

Тут ничего нового, замер рулеткой, проверка фазы(тут как правило, когда саб в противофазе с мидами диапазон 80-200Гц провален), уровни, нарезка, точная настройка задержек.

Источник